Русская изба - воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста | Спивакова Ольга Владимировна. Работа №339035
Патриотизм – это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территории, природу, особенности языка и быта, народно-прикладное искусство, фольклор и многое другое. Дошкольный возраст – наиболее оптимальный период становления личности, где закладываются базовые системы ценностей, формируется мировоззрение, национальное самосознание, нравственно-патриотические позиции. Приобщение детей к народной культуре является средством воспитания у них патриотических чувств и развития духовности. Отсутствие знаний делает человека равнодушным, а равнодушие разъедает не только памятник старины, но и души людей. Воспитание патриотических, духовно-нравственных, социально- коммуникативных качеств подрастающего поколения осуществляется через познание детьми народной культуры своей Родины, родного края, той общественной среды, в которой они живут.
«Русская изба»
(Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста, ознакомление с традициями русской народной культуры через русский народный фольклор и народно-прикладного искусства (изготовление оберега)).
подготовила:
воспитатель
муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида № 5 города Ставрополя
Спивакова Ольга Владимировна
Содержание
I.Введение
- Актуальность темы.
II. Основная часть
- Цель, задачи;
- План воспитательного мероприятия.
III. Вводная часть
- Народная культура;
- Народные традиции;
- Русский народный фольклор;
- Русское народное искусство;
- Русские народные игры.
IV. Ход воспитательного мероприятия «Загадки русской избы»
1.Организационная часть;
2. Основная часть;
3. Практическая работа по технологической карте;
V.Физкультминутка.
VI.Заключение.
VII.Литература.
VIII.Приложения.
Введение
Патриотизм – это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территории, природу, особенности языка и быта, народно-прикладное искусство, фольклор и многое другое. Дошкольный возраст – наиболее оптимальный период становления личности, где закладываются базовые системы ценностей, формируется мировоззрение, национальное самосознание, нравственно-патриотические позиции. Приобщение детей к народной культуре является средством воспитания у них патриотических чувств и развития духовности. Отсутствие знаний делает человека равнодушным, а равнодушие разъедает не только памятник старины, но и души людей. Воспитание патриотических, духовно-нравственных, социально- коммуникативных качеств подрастающего поколения осуществляется через познание детьми народной культуры своей Родины, родного края, той общественной среды, в которой они живут.
Актуальность темы.
Время движется вперед, набирая темп, ставя перед нами новые цели и задачи. На многие вещи мы начинаем смотреть по - иному, что-то для себя открываем и переоцениваем заново. К большому сожалению, мы успели растерять то, что годами копили наши бабушки и дедушки, как жили русские люди, как отдыхали и как работали? О чем размышляли? Что переживали? Какие праздники отмечали? Что передавали своим детям, внукам, правнукам? Смогут ли ответить на эти вопросы наши дети, если мы на них сами не всегда можем дать ответ? Мы должны восстановить связь времен, вернуть утраченные человеческие ценности. Без прошлого нет будущего.
Почему я решила работать над этой темой?
- Потому, что потенциал детей дошкольного возраста уникален, именно в этом возрасте дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, приобретая чувство привязанности к месту, где родился и живет, чувство восхищения культурой своего народа, гордостью за свою страну. - Потому, что развивая у детей представления о человеке, я в первую очередь обращаюсь к истории и культуре собственного народа. Древние люди говорили, что для абсолютного счастья - человеку необходимо славное Отечество. С этим нельзя не согласиться. Но как сейчас, в нашей современной жизни, воспитать в детях преданность Отечеству, русским традициям и обычаям, гордость за свою Родину, патриотизм? Ответить на эти вопросы – значит восстановить связь времен, вернуть утраченные когда-то ценности. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, не может быть успешно решено без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Таким образом, можно сделать вывод, что постановка данной проблемы является своевременной, а работа над этой проблемой осуществляется в тесном взаимодействии со всеми участниками педагогического процесса, с родителями, социумом, а главное - воспитанниками.
Цель.
- Приобщить детей к традициям народной культуры с помощью изучения декоративно-прикладного искусства (изготовление оберега), через народный фольклор.
- Воспитывать интерес к истории своего народа.
Задачи:
ОО «Речевое развитие»
Расширение кругозора и эрудиции детей за счёт обогащения словарного
запаса и ознакомления с предметами
старины
.
Закрепить знания детей о
русской избе
, о предметах
русского быта
,
о
народном
творчестве.
3. Развитие речи детей, мышления, памяти, творческой активности.
ОО «Социально-коммуникативное развитие»
Вызвать желание участвовать в беседе, закреплять умение правильно отвечать на вопросы.
Развивать интерес к совместной со сверстниками и взрослыми деятельности.
Формировать умение устанавливать положительные взаимоотношения со взрослыми и детьми при коллективном создании оберегов на основе соблюдения элементарных норм и правил поведения (не ссориться, договариваться о предстоящих действиях, помогать друг другу, обращаться за помощью)
ОО «Познавательное развитие»
1. Обобщить знания детей об избе на Руси, о предметах быта.
2. Познакомить детей с одним из явлений русского народного искусства – оберегом.
Развить интерес к прошлому.
ОО «Художественно-эстетическое развитие»
Вызвать желание создать оберег своими руками.
Вызвать эмоциональный интерес к работе.
Воспитать любовь к народному творчеству, уважение к своей работе, усидчивость, культуру труда.
Приобщение детей через музыку русских народных
песен к
истокам
русской культуры, к народно – прикладному искусству.
Предварительная работа:
Проживание тем в группе
- «Мы – россияне», «Святки», «Н
ародное творчество».
Просмотр презентации «Государственные символы России», «Внутренний мир русской избы», «Обереги».
Изготовление макета для режиссёрской игры «Русская изба», предметы быта в ней (из солённого теста).
Знакомство с разнообразием росписей и декоративное рисование.
Тип занятия:
Интегрированное занятие
Материалы: Разноцветные клубки шерстяных ниток, технологическая карта.
Оборудование: Предметы быта музея «Русская изба»: самовар, печь, ухват, рушник, лапти, косоворотка, лавки, сундук и т.д.
Инструменты:
Ножницы.
Используемые технологии:
Игровая технология, технология индивидуализации обучения, педагогика сотрудничества.
План воспитательного мероприятия
1.Вводная часть (организационный момент)
нацеливание детей на
посещение музея ДОУ,
изготовление оберега;
приветствие по русскому обычаю
.
2. Основная часть
И
стория русской избы
,
Загадки (показ иллюстраций с изображением «Почему Русь деревянная»
)
;
Пословицы;
Нарядный сундучок.
3. Практическая часть «Сказ хозяйки русской избы»
Обереги (домовой, виды оберегов и их значимость);
Изготовление оберега «Веник» (
как и из чего изготавливают
данный оберег
,
самостоятельная работа детей с
использованием
технологической
карты «Последовательное выполнение работы «Оберег»)
;
Закрепление выполнения самостоятельной работы;
Физкультминутка:
- загадка;
- весёлая карусель;
Угощение п
ечки;
Б
лагодарность
детей
за угощение
хлебосольной п
ечке
(
спасибо, стих
, частушки)
.
4.Заключение
Итог занятия:
коллективный
анализ работ
.
Основной формой нравственно-патриотического воспитания детей являются тематические занятия в виде объяснения, рассказа, беседы. Эти приёмы я использовала как в предварительной работе, так и в своём занятии «Загадки русской избы».
Вводная часть
Народная культура – это многовековой концентрированный опыт народа, материализованный в предметах искусства, труда и быта: это традиции, обряды, обычаи, верования; это мировоззренческие, нравственные и эстетические ценности, определяющие лицо нации, ее самобытность, уникальность, ее социальную и духовную особенность.
Народная культура учит любить родную землю, постигать красоту природы, воспитывать трепетное отношение ко всему живому, способствует формированию лучших человеческих качеств и расширяет кругозор детей.
Обряды, традиции, обычаи сопутствовали каждому шагу человека от рождения до смерти, организуя его трудовую, социальную и личную жизнь.
Народные традиции — это исторически сложившиеся совокупности воспитательного и социального опыта, норм поведения, общественных традиций, передаваемых их поколения в поколение. Трудовые традиции духовного воспитания приучали детей к систематичному труду, передавая все известные в крестьянском мире навыки, знания и умения, способствовали формированию привычки трудиться, трудолюбию, почтение и уважение к труду, ответственность за порученное дело.
Русский народный фольклор
Русские народные праздники и обряды – одна из наиболее ярких и самобытных составных частей традиционной художественной культуры и в тоже время одно из наиболее сложных и многогранных явлений самого раннего ее типа – фольклора. В русском песенном фольклоре чудесным образом сочетаются слово и музыкальный ритм, напевность. В устном народном творчестве как нигде отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности – представления о добре, красоте, правде, верности, храбрости, трудолюбии. Особое место в таких произведениях занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук.
Русское народное искусство
Народ проявлял свои творческие устремления и способности лишь в создании предметов, необходимых в труде и быту. Однако в этом мире утилитарных вещей отражалась духовная жизнь народа, его понимание окружающего мира – красоты, природы, людей и др. Народные мастера не копировали природу буквально. Реальность, окрашенная фантазией, порождала самобытные образы. Так рождались сказочно прекрасные росписи на прялках и посуде; узоры в кружеве и вышивке; причудливые игрушки.
Русские народные игры
Народные игры вызывают активность мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. Кроме того, они совершенствуют все психические процессы: внимание, память, воображение, мышление, а в дальнейшем влияют и на самосознание.
Они очень ценны в педагогическом отношении: разнообразны, требуют много движения, находчивости, смекалки, дают возможность овладения физическими навыками и умениями. Игры влияют на развитие умственных способностей, на становление характера, воли, воспитывают нравственные качества.
Ход занятия
Организационная часть
Воспитатель: Давным-давно, когда ваши бабушки были маленькими, всё было по-другому: и жизнь, и одежда, и игры, и песни. Ребята, сегодня мы с вами побываем в том времени и познакомимся с одним русским обычаем, который называется - оберег. А, что это такое? С этим вопросом мы обратимся за помощью к хозяйке русской избы, и она нам расскажет и научит, как делать оберег.
(Воспитатель и дети отправляются в музей «Русская изба». Воспитатель
переодевается в русский народный костюм и встречает детей в роли Хозяйки (звучит русская народная мелодия «Ах, ты, береза»).
Основная часть
Хозяйка: Как хорошо, что вы опять пришли ко мне в гости. Давайте ребятки, поздороваемся по старинному русскому обычаю.
(Дети кланяются, прижав руку к сердцу ,и говорят «Здравствуйте!»)
- Что привело вас камне сегодня?
Дети: Чтобы Вы, Хозяйка, нас научили делать обереги для нашего дома.
Хозяйка: Тогда давайте отправимся в путешествие в прошлое. Гости дорогие! Рассаживайтесь поудобнее.
(приглашает детей пройти в музей, звучит русская народная музыка, ребята рассаживаются на лавках перед столом)
- Русь деревянная – края дорогие.
Здесь издавна русские люди живут.
Они прославляют жилища родные,
Раздольные русские песни поют.
- Ребята, а вы знаете, почему Русь называется деревянной?
Дети: Потому что всё делали из дерева.
Хозяйка: А что строили из дерева, давайте вспомним: (используется мультимедийная презентация, дети отвечают что изображено на картинке)
Дети: храмы, избы, забор, посуда, сруб, лавки, стол, люлька, колодец, баня, мельница.
Хозяйка: С помощью, каких строительных инструментов строили жилище, вы узнаете, отгадав мои загадки. ( используется мультимедийная презентация)
- Кланяется, кланяется. Придёт домой - растянется.
Дети: Топор.
Хозяйка: А для чего, ребята, нужен топор?
Дети: Чтобы рубить брёвна, дерево.
Хозяйка: Зубы имею, а зубной боли не знаю.
Дети: Пила.
Хозяйка: А что с помощью пилы делали? .
Дети: Распиливали брёвна, доски.
Хозяйка: Сам деревянный, а голова железная.
Дети: Молоток.
Хозяйка: Для чего нужен молоток?
Дети: Чтобы забивать гвозди в доски.
Хозяйка: Бежит боровок – разбитый лобок.
Дети: Долото.
Хозяйка: Что можно делать с помощью долота?
Дети: Можно делать посуду.
Хозяйка: А ещё можно вырезать узоры на дома, дома на Руси были красивыми и нарядными, украшали резными узорами наличники, крышу, посмотрите, как красиво.
Хозяйка: У конька – горбунка Деревянные бока.
У него из - под копыт стружка белая бежит.
Дети: Рубанок.
Хозяйка: Что с помощью рубанка делали?
Дети: Обстругивали доски.
Хозяйка: А зачем это нужно было делать?
Дети: Чтобы доски были гладкие, ровные.
Хозяйка: Молодцы, ребята, правильно отгадали мои загадки. Дома рубили при помощи топора и толстых брёвен. В работе помогали рубанок и пила. В народе говорили: «Чем больше рук – тем легче труд». А вы знаете пословицы о труде?
Дети: (по одному называют пословицу, индивидуальная работа по произношению звука «Р»)
Т
р
уд человека ко
р
мит, а лень по
р
тит.
Р
абочие
р
уки не знают скуки.
Хочешь есть калачи – не сиди на печи.
Готовь сани летом, а телегу зимой.
Сделал дело – гуляй смело.
Умел начать, умей и окончить.
Скучен день до вече
р
а, коли делать нечего.
Те
р
пенье и т
р
уд всё пе
р
ет
р
ут.
Всякое дело масте
р
ства боится.
Хозяйка: Молодцы, ребята! А знаете, какую загадку я хочу вам загадать?
- А загадка моя такая: что такое сундук?
Дети: Это такой шкафчик, ящичек.
Хозяйка: А что храню я в сундуке? Хотите посмотреть?
- Что это? (достаёт русскую рубаху)
Дети: Рубаха.
Хозяйка: Русская рубаха. А ещё такую рубаху называли на Руси косовороткой, потому что у неё ворот не посередине, а сбоку.(Хозяйка достаёт кушак.)- А это что?
Дети: пояс, лента, ремень.
Хозяйка: На Руси такой пояс называли кушаком, служил он для подпоясывания одежды (Хозяйка достаёт лапти)- Кто из вас знает, что это такое?
Дети: лапти.
Хозяйка: на Руси лапти в далекие времена не было кроссовок; не было обуви; чтобы не ходить босиком плели лапти из коры дерева липы и талы.(Хозяйка достаёт рушник).- Какая эта вещь?
Дети: скатерть, полотенце.
Хозяйка: Это рушник, которым украшали в избе зеркало, полочку, красный угол. Молодцы, ребята, много вы знаете старинных вещей. - Послушайте, ребятки, следующая моя загадка такая: Кто живёт у меня за печкой?
Дети: Мышка. Кошка. Собачка.
Хозяйка: Нет мои хорошие, вы не угадали. Послушайте мой сказ. В далёкие времена на Руси верили, что в каждом доме живет домовой. Домовой – это душа дома, покровитель жилища людей, живущих в нём, он живёт в доме, предпочитая место, где тепло и сытно- за печкой. От уважительного отношения к домовому зависело благополучие дома, нерадивым хозяевам устраивал домовой мелкие неприятности: прятал вещи, стучал по ночам, ронял одежду. Домовой любил перевоплощаться в разных животных, особенно в кота. При переезде на другое место жительства хозяева его всегда звали с собой, так как домовой защищал дом от всяких напастей– оберегал его, это оберег дома (хозяйка показывает домового). - Ребята, что такое оберег?
Дети: Защита, чтобы в доме было всегда хорошо, чтобы никто не болел, чтобы с соседями дружили.
Хозяйка: Молодцы, ребята! Чтобы в доме было всё хорошо, уютно, дружно люди стали делать обереги для своего дома, которые защищали от всяких напастей. Обереги были разные: для жилища; домашней утвари; орудий труда; одежды и даже в детских играх (в виде мешочков, веничков, расписных яиц и многое другое). Ребята, а вы хотите сделать оберег для своего дома? - Рассаживайтесь ладком, да послушайте. Сегодня я вас научу делать оберег в виде веничка, который оберегает жилище и выметает всё нехорошее
Практическая работа по технологической карте
(последовательное выполнение оберега)
1.- Хозяйка музея демонстрирует готовый оберег, показывает приёмы выполнения оберега с применением технологической карты «Последовательное выполнение работы «Оберег» указывая на основные моменты работы (складывание нитей пополам; закрепление верхней, средней, нижней части ручки веника; оформление метёлки веника).
2.Закрепление:
Когда оберег готов, хозяйка предлагает воспитанникам:
- рассказать последовательность выполнения оберега;
- выяснить, что интересного и познавательного для себя дети узнали; - пояснить, для чего нужен оберег.
Физминутка:
Хозяйка: Ребята, я хочу загадать ещё одну загадку:
Если снизу вверх, взлетели,
Значит, сели вы в качели.
Если крутитесь по кругу
Сидя в кресле, вместе с другом,
Значит, вы кружиться сели,
В расписные …(карусели).
- Я для вас, приготовила карусели с атласными лентами, давайте покатаемся! (Дети катаются на каруселях, звучит русская народная мелодия «Полянка»»)
Хозяйка: ( Хозяйка приглашает детей подойти к печке)
Пока вы, ребята катались на карусели, хлебосольная печка приготовила для вас сладкое угощенье. (Хозяйка подходит к печке, достаёт при помощи ухвата сладкие булочки, приговаривая)
Ой, ты печка – сударыня, помоги нам, боярыня
Ты свари, испеки, обогрей, освети. Полечи и спаси, в дом богатства принеси.
-Ребята, за тепло и ласку, за сладкое угощение, что нужно сказать печке?
Дети: Сказать спасибо.
-Рассказать стишок:(ребенок читает стих)
Придумалось кем-то красиво –
За помощь поблагодарить,
Обычное слово «спасибо»
Нельзя забывать говорить.
- Спеть частушки! (Дети поют частушки, с применение элементов русского костюма, которые предложила хозяйка).
Заключение:
По окончании занятия детские работы вывешиваются на стенд, идёт совместное обсуждение.
Вывод:
Воспитательное мероприятие позволило мне решить следующие проблемы:
У
глубить знания
и расширить
кругозор
о
русской избе и предметах быта через загадки, пословицы,
беседу
. Все эти
приёмы позволили
развитию памяти у детей
, эрудиции, мышления,
развитию речи, что способствовало воспитанникам давать
пра
вильные и грамотные ответы
;
Пр
о
вести индивидуальную работу с детьми по произношению звука «Р»
с Данияром, Варей, Зи
н
ой;
Пополнить
словарный запас детей словами названиями предметов русской избы и предметов одежды
: печка, ухват, рушник,
кушак, лапти, косоворотка
;
Через
проведение мероприятия в
музее «
Русская изба»
я
вызвала
у детей
интерес к прошлому
, что помогло
добиться
усидчивости,
внимания,
творческой активности, уважения к своей выполненной работе
по изготовлению оберега для своего дома.
У детей проявился большой эмоциональный настрой во время исполнения частушек.
В ходе воспитательного мероприятия я н
аблюдала, что между детьми складыва
лись доверительные от
ношения,
проявлялась
взаимовыручка;
в
о время коллективного обсуждения выполненных работ, дети радовались за успехи своих сверстников
, а Глеб и Юра обменялись своими оберегами
,
пожелав друг д
ругу, чтобы было меньше плохого.
Весёлым моментом для воспитанников стала подвижная игра «Карусель»;
Во время мероприятия использовалась народная музыка, для знакомства
детей
с
русским народным фольклором;
Для лучшего усвоения
материала воспитанниками
я использовала проектор.
Поставленные цели
и
задачи выполнены
.
Список литературы
Александрова Е. Ю. Система пат
риотического воспитания в ДОУ.
Во
лгоград: Учитель, 2007
Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошколь
ников.
М. :
ЦГЛ, 2005
Князева О. Л., Маханёва М. Д. Приобщение детей к исто
кам русской народной культуры.
Програм
ма СПб: АКЦИДЕНТ, 1997
С чего начинается Родина: (опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) под ред. Л. А. Кондрык
инская. М: Сфера, 2003
5. Каптелина Л.В . «Южный Урал: шаг за шагом» Программа по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста, ООО Издательство «Уникальная книга», 2016
6. «Детский сад. Всё для воспитателя!» №7 , ООО «Издательская группа «Основа»», 2016
7. Новицкая М.Ю , Мартинкова Е.В. «Родной дом» . М.: Просвещение, 2001
8. Шпикалова Т.Я, Ершова Л.В. Волшебный мир народного творчества. М.: Просвещение, 2001
9. Интернет ресурсы
Музыка:
1.«Ах ты, берёза» русская народная мелодия
2. «Полянка» русская народная мелодия
3. « Кадриль» русская народная мелодия
4. «Как на нашем на лугу» музыка Л.Бирнова, слова М.Кузнецовой
5. «Пляска с платочками» русская народная мелодия