«Русская народная сказка, как средство развития речи старших дошкольников» | Белясник Ксения Сергеевна. Работа №316647
«Русская народная сказка, как средство развития речи старших дошкольников»
«Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребёнку узнать мир и одарить его воображение»
Д. Родари.
Введение
Овладение родным языком, развитие речи, является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей. Л.С. Выготский писал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».
В процессе работы со старшими дошкольниками особое внимание уделяется развитию у них связной речи. Средством обучения связной речи является рассказывание детей. Работая с детьми старшей группы, столкнулась с тем, что у них плохо развита связная речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения.
Проблема развития речи дошкольников была и остаётся в центре внимания и педагогов, и психологов. Поэтому для углубленной работы выбрала тему «Развитие связной речи детей». Из всех существующих приемов обучения рассказыванию - один из современных, является метод моделирования. А самая благодатная почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности - это русская народная сказка.
Сказка... Дивная, добрая волшебница, незаменимая помощница. Ты завораживаешь маленького человечка днём, чтобы угомонить его, ласково и бережно убаюкиваешь на ночь, удивляешь и оставляешь память на всю последующую жизнь, заставляешь тревожиться и сострадать, учишь добру, ограждаешь от зла. Значение русских народных сказок в развитии связной речи дошкольников трудно переоценить. Они уникальны не только как литературный жанр, но и как произведение, которое полностью понятно ребёнку, как никакая другая форма искусства.
Сказка для ребёнка - это маленькая жизнь, полная ярких красок, чудес и приключений. Слушая сказку, сочиняя или играя её, дети осваивают реальность через мир переживаний и образов. Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления.
К.И. Чуковский писал, что цель сказочника, и в первую очередь народного - «воспитать в ребенке человечность - эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою». В действиях и поступках сказочных героев противопоставляется трудолюбие - ленивости, добро - злу, храбрость - трусости. Симпатии детей всегда привлекают те герои, кому свойственны: отзывчивость, любовь к труду, смелость. Дети радуются, когда торжествует добро, облегченно вздыхают, когда герои преодолевают трудности и наступает счастливая развязка.
Е.А. Флерина, крупнейший педагог в области эстетического воспитания, видела преимущество рассказывания перед чтением в том, что рассказчик передает содержание так, будто бы он был очевидцем происходящих событий. Она считала, что рассказыванием достигается особая непосредственность восприятия.
Искусством рассказывания сказки должен владеть каждый воспитатель, т.к. очень важно передать своеобразие жанра сказки. Язык сказок отличается большой живописностью: в нем много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, песенок, ритмичных повторов, которые помогают ребенку запомнить сказку. В большинстве своем сказки велики по объему и запомнить их детям нелегко. Вот в этом случаи хорошо использовать метод моделирования, разработанный Л.А. Венгером, Д.Б. Алькониным, Н.А. Ветлуцкой, в его основе лежит принцип замещения: реальный предмет ребёнок замещает другим предметом, его изображением или каким ни будь другим условным знаком. (предметные картинки, силуэтные изображения, геометрические фигуры). Наглядная модель выступает в качестве плана. Не нужно опасаться, что использование символико-моделирующих средств делает мыслительные процессы ребёнка «ленивыми», а речь заученной, «заштампованной». Напротив, это будет способствовать усвоению ребёнком разных структур языка.
Использование метода моделирования сказок в процессе обучения детей рассказыванию предложено авторами программы «Развитие». Технология программы «Развитие» дает воспитателю необходимую свободу в обращении с материалом, возможность творческого движения, разнообразие форм построения непосредственно-образовательной деятельности, которая носит нежесткий характер, где воспитатель осуществляет гибкое руководство, постоянно ориентируется на ребенка, т.е. может работать в режиме проектирования.
Развитие ребенка происходит в присущих ему деятельностях: изобразительной, игровой, литературно-художественной и т.д. Этот метод эффективен потому, что позволяет педагогу удерживать познавательный интерес на протяжении всего занятия. А он способствует активной мыслительной деятельности, устойчивого внимания.
Использования метода позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её. Прежде чем приступить к работе с использованием метода моделирования, определила, на каком уровне находятся дети моей группы, и выбрала конкретные способы реализации материала. Наметила последовательность чтения сказок в течение года, определяемую усложнением содержания и соответствием временам года.
«Русская народная сказка, как средство развития речи старших
дошкольников»
«Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребёнку узнать мир и одарить его воображение»
Д. Родари.
Введение
Овладение родным языком, развитие речи, является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей. Л.С. Выготский писал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».
В процессе работы со старшими дошкольниками особое внимание уделяется развитию у них связной речи. Средством обучения связной речи является рассказывание детей. Работая с детьми старшей группы, столкнулась с тем, что у них плохо развита связная речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения.
Проблема развития речи дошкольников была и остаётся в центре внимания и педагогов, и психологов. Поэтому для углубленной работы выбрала тему «Развитие связной речи детей». Из всех существующих приемов обучения рассказыванию - один из современных, является метод моделирования. А самая благодатная почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности - это русская народная сказка.
Сказка... Дивная, добрая волшебница, незаменимая помощница. Ты завораживаешь маленького человечка днём, чтобы угомонить его, ласково и бережно убаюкиваешь на ночь, удивляешь и оставляешь память на всю последующую жизнь, заставляешь тревожиться и сострадать, учишь добру, ограждаешь от зла. Значение русских народных сказок в развитии связной речи дошкольников трудно переоценить. Они уникальны не только как литературный жанр, но и как произведение, которое полностью понятно ребёнку, как никакая другая форма искусства.
Сказка для ребёнка - это маленькая жизнь, полная ярких красок, чудес и приключений. Слушая сказку, сочиняя или играя её, дети осваивают реальность через мир переживаний и образов. Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления.
К.И. Чуковский писал, что цель сказочника, и в первую очередь народного - «воспитать в ребенке человечность - эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою». В действиях и поступках сказочных героев противопоставляется трудолюбие - ленивости, добро - злу, храбрость - трусости. Симпатии детей всегда привлекают те герои, кому свойственны: отзывчивость, любовь к труду, смелость. Дети радуются, когда торжествует добро, облегченно вздыхают, когда герои преодолевают трудности и наступает счастливая развязка.
Е.А. Флерина, крупнейший педагог в области эстетического воспитания, видела преимущество рассказывания перед чтением в том, что рассказчик передает содержание так, будто бы он был очевидцем происходящих событий. Она считала, что рассказыванием достигается особая непосредственность восприятия.
Искусством рассказывания сказки должен владеть каждый воспитатель, т.к. очень важно передать своеобразие жанра сказки. Язык сказок отличается большой живописностью: в нем много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, песенок, ритмичных повторов, которые помогают ребенку запомнить сказку. В большинстве своем сказки велики по объему и запомнить их детям нелегко. Вот в этом случаи хорошо использовать метод моделирования, разработанный Л.А. Венгером, Д.Б. Алькониным, Н.А. Ветлуцкой, в его основе лежит принцип замещения: реальный предмет ребёнок замещает другим предметом, его изображением или каким ни будь другим условным знаком. (предметные картинки, силуэтные изображения, геометрические фигуры). Наглядная модель выступает в качестве плана. Не нужно опасаться, что использование символико-моделирующих средств делает мыслительные процессы ребёнка «ленивыми», а речь заученной, «заштампованной». Напротив, это будет способствовать усвоению ребёнком разных структур языка.
Использование метода моделирования сказок в процессе обучения детей рассказыванию предложено авторами программы «Развитие». Технология программы «Развитие» дает воспитателю необходимую свободу в обращении с материалом, возможность творческого движения, разнообразие форм построения непосредственно-образовательной деятельности, которая носит нежесткий характер, где воспитатель осуществляет гибкое руководство, постоянно ориентируется на ребенка, т.е. может работать в режиме проектирования.
Развитие ребенка происходит в присущих ему деятельностях: изобразительной, игровой, литературно-художественной и т.д. Этот метод эффективен потому, что позволяет педагогу удерживать познавательный интерес на протяжении всего занятия. А он способствует активной мыслительной деятельности, устойчивого внимания.
Использования метода позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её. Прежде чем приступить к работе с использованием метода моделирования, определила, на каком уровне находятся дети моей группы, и выбрала конкретные способы реализации материала. Наметила последовательность чтения сказок в течение года, определяемую усложнением содержания и соответствием временам года.