«Русские культурные традиции и нравственно-патриотическое воспитание дошкольника» | Сизоненко Ольга Александровна. Работа №347694
Каждому человеку необходимо знать родную природу, историю и культуру народа, к которому он принадлежит, свое место и место его детей в окружающем мире. Но и этого мало. Чтобы быть уверенным, что детям и внукам будет хорошо в будущем, надо уметь уважать себя и учить этому детей. А такое становится возможным только тогда, когда освоена родная культура, включающая много различных аспектов: традиции и обычаи народа, историю его развития, духовное наследие и т.д. Если целостность этого процесса нарушится, будут потеряны ориентиры развития, разрушатся связи между поколениями, может оказаться под угрозой государственность. Чтобы избежать этого необходимо с раннего детства воспитывать у детей патриотизм, гуманизм по отношению ко всему живому, нравственные и этические качества. Иными словами, нужно воспитывать будущего гражданина своей страны.
Сизоненко Ольга Александровна
МДОУ «Росинка», воспитатель
«Русские культурные традиции
и нравственно-патриотическое воспитание дошкольника»
Времена теперь другие, как и игры и дела,
Далеко ушла Россия от страны какой была
Но преданья старины забывать мы не должны.
Слава русской старине, слава нашей стороне!
Мы родились и живем во время больших перемен, когда над человечеством нависла угроза духовного оскудения личности, опасность утраты нравственных ориентиров: рушатся традиции, забываются обычаи, рвутся нити, связывающие старшее и младшее поколения. Сейчас очень актуальна проблема воспитания детей на основе русской национальной культуры, на собрании национальных достижений.
Родители все реже читают детям книги. А патриархальная семья из трех поколений уже практически ушла в прошлое. А с ней и способы передачи информации, сохранения культурных традиций. Бабушки и дедушки все реже передают традиции семьи. Да и сами родители крайне редко играют с детьми в игры своего детства и рассказывают сказки. В такой ситуации детский сад становится местом, где ребенок узнаёт о культуре, традициях и обычаях своих предков, знакомится с народным творчеством.
«Напрасно мы хотим выдумать воспитание: воспитание существует в русском народе столько же веков, сколько существует сам народ — с ним родилось, с ним выросло, отразило в себе всю его историю, все его лучшие и худшие качества. Это почва, из которой вырастали новые поколения России, сменяя одно другим. Её можно удобрить, улучшить, приноровившись к ней же самой, к её требованиям, силам, недостаткам, но пересоздать её невозможно», — писал Ушинский
Мы считаем, что раскрытие личности в ребенке полностью возможно через включение его в культуру собственного народа. И это не просто знание о культуре, а проживание в культуре, проживание в традиции, посредством вхождения в годичный праздничный круг.
Знакомим детей с русским народным фольклором (потешками, считалками, закличками, песенками, сказками).
Через театрализованную деятельность ребенок, будь он зрителем или исполнителем вступает в эмоциональный контакт с героями сказки переживает вместе с ними. Это затрагивает чувственную и интеллектуальную сферу ребенка.
В русском песенном фольклоре чудесным образом сочетаются слово и музыкальный ритм.
В устном народном творчестве отразились черты русского характера, нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, верности.
Фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
Создание развивающей среды
Мышление ребенка дошкольного возраста – наглядно – образное, поэтому важным этапом работы по приобщению детей к русским традициям, быту и культуре является создание развивающей среды.
В нашем детском саду есть мини-музей русской избы «Горенка», где дети могут познакомиться с историей и бытом малой родины.
Мы постарались воссоздать основные детали и обстановку русской избы, передающие дух и атмосферу русского быта. Согласно народным традициям при входе в «избу» стоит русская печь. Вдоль стен стоят лавки, стол, кровать, на стенах полки с домашней утварью. В нашей избе есть самовар, расшитые скатерти, салфетки и прочие предметы домашнего обихода.
Предметы домашней утвари собирались «всем миром» - сотрудниками детского сада, родителями воспитанников; приносили из дома вышитые полотенца, вязаные салфетки, накидки на подушки, коврики и дорожки.
Ребята всегда с большим удовольствием посещают музей, т.к. все экспонаты в нем можно потрогать, пощупать, поиграть с ними.
В «русской избе» проводим: тематические занятия по ознакомлению с традициями праздниками и обрядами русского народа, а также читаем и рассказываем детям русские народные сказки, потешки, пословицы, поговорки, приметы. В обстановке русского быта ребенок быстрее запоминает сказки, потешки и пестушки, пословицы и поговорки, загадки, народные приметы.
Особое внимание уделяется организации праздников и развлечений: календарных, фольклорных, обрядовых. В подготовке праздников немаловажную роль играет тесное взаимодействие с родителями. Они являются не сторонними наблюдателями, а активными участниками. Родители помогают подготовить костюмы, атрибуты, принимают активное участие читают стихи, поют песни, играют роли, участвуют в играх.
Рождественские Святки
Рассказываем детям, что святки - это радостное время, когда можно поделиться радостью с другими, помочь слабым, проявить радушие, щедрость и любовь. Это было традицией на Руси.
На рождественские праздники дети наряжаются в народные костюмы, которые сшиты в детском саду. И это не просто слепое следование традиции. Мы убедились, что такие костюмы удобны для детей, очень ими любимы, и создают настоящее праздничное настроение. Изготавливаем рождественские звезды и начинается, интересное действо - игра-колядование, когда дети ходят по группам, друг к другу в гости, поют колядки. Наши дети от яслей до самых старших с удовольствием включаются в это действо, которое продолжается 12 дней. При этом дети младшего возраста с огромным вниманием наблюдают за действиями старших детей, а потом и сами включаются в общий праздник. Поэтому мы приглашаем малышей для общения со старшими детьми, и на общий праздник в музыкальный зал, где собираются и старшие, и младшие дети, и родители, и сотрудники.
На наших праздниках, что характерно для народной традиции, нет просто зрителей. Разнообразие ролей позволяет каждому стать действующим лицом в соответствии со склонностями и способностями; кто-то лучший плясун, и он первый выходит в пляске, кто-то первый запевала, а у кого-то замечательные актерские способности, и он главный герой в театрализованных играх. Но если даже у ребенка нет ярко-выраженных музыкальных и актерских способностей, или он долго не посещал детский сад, например, из-за болезни, он все равно активный участник праздника: поет вместе со всеми, участвует в общих плясках и играх. При этом он творчески выражает свою индивидуальность благодаря импровизационному характеру даже рядовых ролей в народном празднике. Ребенок любого возраста и уровня развития находит необходимую ему возможность самовыражения.
Народное воспитание имеет еще одно, на наш взгляд, преимущество - оно очень целомудренно и ненавязчиво готовит из мальчиков - мужчин-защитников, а из девочек - женщин-матерей.
Первые чувства патриотизма. Доступны ли они малышам? Исходя из многолетнего опыта работы можно дать утвердительный ответ: дошкольникам доступно чувство любви к родному селу, родной природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе воспитания.
Надо показать ребенку, что твоя малая родина славится своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.
Большое значение в патриотическом воспитании дошкольников играет непосредственное участие их в праздниках (2 февраля, День Победы, День защитника Отечества). Дети делают открытки, поздравления, подарки, выступают на утренниках. В результате такой работы у детей создаются не только представления о их городе, стране, но и возникает чувство сопричастности к важным происходящим событиям.
Используем разнообразные методы и формы работы с учетом возрастного мировосприятия детей:
– экскурсии и целевые прогулки
– беседы о родном селе, стране, ее истории;
– показ иллюстраций, фильмов, слайдов;
– прослушивание аудиозаписей. Например, Гимна страны, птичьих голосов русского леса и пр.;
– использование фольклорных произведений (пословиц, поговорок, сказок, разучивание песен, игр);
– ознакомление с продуктами народного творчества (роспись, вышивка и т.д.);
– знакомство с творчеством известных поэтов, художников, композиторов.
– организация тематических выставок;
– участие в общественных и календарных праздниках;
– участие детей в посильном общественно-полезном труде.
Таким образом, воспитательно-образовательная работа по приобщению детей к истокам русской народной культуры помогает нам обогатить внутренний мир ребенка. У наших воспитанников сформировалась система знаний о быте прошлого на Руси, народных праздниках и традициях, появился интерес к русской национальной культуре.