Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

русские народные игры как средство патриотического воспитания дошкольников | Люмина Галина Ивановна. Работа №330921

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Неоспорима важность хороводных игр в нравственно-патриотическом воспитании, в развитии родного языка, а также в художественном развитии дошкольников. Возможность использования хороводов для творческого развития ребенка обусловлена широким набором выразительных средств таких игр и свободой выбора форм участия детей в них. Хороводная игра способствует выполнению индивидуальных проявлений практически всех дошкольников в условиях совместной деятельности.

Это возможность не только петь и танцевать вместе со взрослыми, но подражать им. Хороводная игра как культурный феномен не только учит, но и развивает, воспитывает, социализирует, а также формирует нравственные и патриотические чувства.

Народные игры-источник мудрости
Уважаемые коллеги! Я считаю, чторусская народная игра - одно из средств воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста. И вот почему! Современный мир сложен и многообразен. Сегодняшние дошкольники совсем не похожи на детей, которые ходили в детские сады 30-50лет назад. Может быть поэтому в мире информатики, робототехники, гаджетов не нашлось места такому традиционному средству педагогики, как народные игры. И напрасно! В жизни русского народа игры и игрища с глубокой древности занимали ведущее место.Действиями игры люди пытались обеспечить себе будущий успех в предстоящих делах. Древняя игра есть магический ритуал, в котором желаемое изображается за действительное, настоящее проецируется на будущее.
Хороводные игры
Неоспорима важность хороводных игр в нравственно-патриотическом воспитании, в развитии родного языка, а также в художественном развитии дошкольников. Возможность использования хороводов для творческого развития ребенка обусловлена широким набором выразительных средств таких игр и свободой выбора форм участия детей в них. Хороводная игра способствует выполнению индивидуальных проявлений практически всех дошкольников в условиях совместной деятельности.
Это возможность не только петь и танцевать вместе со взрослыми, но подражать им. Хороводная игра как культурный феномен не только учит, но и развивает, воспитывает, социализирует, а также формирует нравственные и патриотические чувства.
Народная игра в воспитании ребенка
Чем хороши народные игры для детей? Народная игра - уникальный феномен общечеловеческой культуры. Испокон веков в народных играх ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений; проявлять смекалку, выдержку, волю и стремление к победе. Народная игра- важнейшее средство всестороннего воспитания ребенка.
Народные игры охватывают все образовательные области. Каждая игра начинается с выбора водящего. Чаще всего это происходит с помощью считалки.
Считалка – это древнее заклинание, позволяющее распределять трудную и опасную работу между людьми. Позже когда человеческая жизнь изменилась, считалка перешла в детскую игру. Она помогает выбрать ведущего, распределить роли весело, без обмана и обид.
Считалки
1,2,3,4,5 Мы собрались поиграть.
К нам сорока прилетела и тебе водить велела.
Пчелы в поле полетели,зажжужали загудели. Сели пчелы на цветы,мы играем водишь ты.
Шла кукушка мимо сети,а за нею малы дети.Кукушата просят пить,а тебе водить.
Поиграем в народные игры
Кукушка (народная игра донских казаков)
Игру начинают со среднего возраста(4-5 лет). С помощью считалки выбирается ведущий, который встает в середину круга. Ему завязывают платком глаза.
Цель игры: развивать слуховое внимание, учить детей двигаться в заданном направлении, доставить детям радость.
Материалы: платок.
Ход игры: Дети стоят в кругу. В центре водящий с закрытыми глазами. Дети идут по кругу ипоют:
К нам кукушка в огород Прилетела и поет. Ты кукушка не зевай Кто кукует отгадай.
Дети останавливаются. Воспитатель показывает на того, кто будет куковать. Ребенок пропеваетКу-ку. Водящий должен угадать по голосу. Тот, чей голос узнали, становится водящим.
Бабушка Маланья (русская народная игра)
С помощью считалки выбирается ведущий, который встает в середину круга, на него надевают фартук и платок(бабушка Маланья). Игру можно начинать вводить с младшей группы(3-4 года).
Цель игры:приучать детей слушать текст и выполнять движения в соответствии с текстом, учить детей двигаться в заданном направлении, доставить детям радость. Эта игра может также использоваться как корректирующая для снятия эмоционального напряжения.
Материалы: фартук и платок.
Ход игры: Дети идут хороводом, имитируя движения иприговаривая:
У Маланьи у старушки
Жили в маленькой избушке
Семь сыновей(дети встают лицом в круг)
И все без бровей.(дети закрывают ладонями брови)
Вот с такими глазами,(широко раскрывают глаза)
Вот с такими ушами,(показывают уши, как у слона)
Вот с такой головой,(соединяют руки над головой)
Вот с такой бородой!(показывают длинную бороду)
Они не пили, не ели,
Целый день сидели,(дети присаживаются)
Друг на друга смотрели,(поворачивают голову в разные стороны)
Делали вот так!
При последних словах ведущий показывает какое-либо движение, а игроки пытаются повторить. Кто лучше всех скопировал движение, становится ведущим. Движение должно быть забавным.
Заря-заряница(русская народная игра)
Заря-заряница
Красная девица.
По полю ходила,
Ключи обронила,
Ключи не простые ,
Ленты голубые
Раз,два-не воронь,
А беги ,как огонь
Ребенок- Заря ходит за кругом с лентой,незаметно кладет ленту на плечо
После сигналаРаз,два-не воронь ,а беги ,как огонь, бегут в разные стороны
ИграЗвонариА играли на Руси в нее так. Выбирались двое ребят: один с колокольчиком - звонарь, другой – жмурка. Все играющие вставали в круг, а звонарь и жмурка выходили на середину круга. Жмурке завязывали глаза. Звонарь приговаривая: диги- дон, диги-дон, отгадай откуда звон!- увертывался от жмурки, который по звуку колокольчика пытался его поймать и обхватить пояском.
ИграКолечко На длинный шнур надевают колечко, концы шнура сшивают. Все играющие встают в круг и держат шнур двумя руками сверху. В середине круга стоит водящий, он закрывает глаза и медленно поворачивается три- четыре раза, стоя на одном месте, Играющие быстро передвигают кольцо по шнуру. Затем водящий говорит: я иду искать. Последнее слово служит сигналом для детей. Кто-либо из них прячет колечко в руке. Водящий открывает глаза и старается отгадать, у кого спрятано кольцо. Тот, кого он называет, снимает руки со шнура. Если водящий отгадал, то он встает в круг, а игрок, у кого нашли кольцо, идет водить. Правила: Кольцо передвигать по шнуру только тогда, когда водящий с закрытыми глазами поворачивается вокруг себя; Водящий говорит слова: я иду искать - с закрытыми глазами; играющий должен снять руки со шнура, как только водящий назовет его по имени.
Заключение
Уважаемые коллеги! Завершить мастер-класс хочется известным изречением:если вы хотите узнать душу народа, - приглядитесь, как и чем играют дети. К сожалению, народные игры почти исчезли из обычной жизни. Поэтому наша задача, как педагогов сделать этот вид деятельности частью жизни детей в детском саду, тем самым сохраняя нашинародные традиции!
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×