Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 21.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ К НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ И ТРАДИЦИЯМ | Соловьева Наталья Юрьевна. Работа №340298

Дата публикации:
Автор:
Описание:

 

Аннотация: В статье рассказывается о приобщении детей дошкольного возраста к национальной культуре через проведение русских народных праздников.

Ключевые слова: культура, праздник, мероприятие, воспитание.

Для дошкольного образования важной задачей является духовно-нравственное воспитание детей. Согласно ФГОС ДО деятельность педагогов должна быть направлена на формирование общей культуры подрастающего поколения, развитие их социальных, эстетических, нравственных и других качеств.

Г. Н. Волков отмечает, что «Традиции как бы организуют связь поколений, на них держится духовно-нравственная жизнь народов. Преемственность старших и младших основывается именно на традициях. Чем многообразнее традиции, тем духовно богаче народ. Ничто так не объединяет народ, как традиции. Достижение согласия между традицией и современностью всё более становится животрепещущей проблемой науки. Традиция содействует восстановлению теряемого сейчас наследия, такое восстановление может быть спасительным для человечества.» [1, с. 154, ].

Одним из эффективных средств приобщения детей дошкольного возраста к культурным ценностям являются русские народные праздники. Их организация и проведение позволяют услышать красоту родного языка, знакомят с русскими традициями и обычаями, развивают интерес к истории своего народа, воспитывают любовь, доброту, отзывчивость.

Праздничные мероприятия в детском саду организуются согласно календарно-тематического плану, в который включены весенние, летние, осенние и зимние праздники. В начале сентября проводится «Осенины» - древний праздник, связанный с окончанием лета и встречей осени. Подготовка к мероприятию включает знакомство детей с пословицами и поговорками, русскими народными сказками и песнями о лете, сборе урожая, приближении осенней поры. Также можно вместе с воспитанниками рассматривать картины известных художников, обсуждать национальные костюмы и подмечать настроение главных персонажей. Во время праздника ребята водят хороводы, поют песни, сочиняют сказки, участвуют в конкурсах и выставке осенних поделок.

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ К НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ И ТРАДИЦИЯМ

 

Аннотация: В статье рассказывается о приобщении детей дошкольного возраста к национальной культуре через проведение русских народных праздников.

Ключевые слова: культура, праздник, мероприятие, воспитание.

Для дошкольного образования важной задачей является духовно-нравственное воспитание детей. Согласно ФГОС ДО деятельность педагогов должна быть направлена на формирование общей культуры подрастающего поколения, развитие их социальных, эстетических, нравственных и других качеств.

Г. Н. Волков отмечает, что «Традиции как бы организуют связь поколений, на них держится духовно-нравственная жизнь народов. Преемственность старших и младших основывается именно на традициях. Чем многообразнее традиции, тем духовно богаче народ. Ничто так не объединяет народ, как традиции. Достижение согласия между традицией и современностью всё более становится животрепещущей проблемой науки. Традиция содействует восстановлению теряемого сейчас наследия, такое восстановление может быть спасительным для человечества.» [1, с. 154, ].

Одним из эффективных средств приобщения детей дошкольного возраста к культурным ценностям являются русские народные праздники. Их организация и проведение позволяют услышать красоту родного языка, знакомят с русскими традициями и обычаями, развивают интерес к истории своего народа, воспитывают любовь, доброту, отзывчивость.

Праздничные мероприятия в детском саду организуются согласно календарно-тематического плану, в который включены весенние, летние, осенние и зимние праздники. В начале сентября проводится «Осенины» - древний праздник, связанный с окончанием лета и встречей осени. Подготовка к мероприятию включает знакомство детей с пословицами и поговорками, русскими народными сказками и песнями о лете, сборе урожая, приближении осенней поры. Также можно вместе с воспитанниками рассматривать картины известных художников, обсуждать национальные костюмы и подмечать настроение главных персонажей. Во время праздника ребята водят хороводы, поют песни, сочиняют сказки, участвуют в конкурсах и выставке осенних поделок.

Одним из веселых и любимых зимних народных праздников является «Рождество Христово со святками». С детьми разучивают рождественские песенки-колядки, через которые воспитанники учатся относиться к окружающим с пониманием, быть добрыми, внимательными и отзывчивыми. Ребята поздравляют детей других групп, раздают вкусное угощение.

Еще один замечательный праздник, любимый детьми и взрослыми – Масленица, отмечают в детском саду на протяжении недели. Каждый день отличается обрядами и развлечениями, и называется по-своему: «Встреча весны», «Игры и забавы», «Блинный пир», «Разгуляй», «Тещины посиделки» и т.д. Воспитатели и дети переодеваются в народные костюмы, играют в подвижные игры, едят блины, разучивают стихи, песни, участвуют в создании масленичной куклы.

Исконно русский традиционный праздник «Пасха» наполнен большим разнообразием танцев, песен, игр. Дети с большим удовольствием занимаются украшением пасхальных яиц, куличей, устраивают соревнования, знакомятся с народными обычаями. Все это способствует развитию нравственных качеств и любви к русским традициям.

Плюс проведения народных праздников в ДОУ состоит также в том, что такие мероприятия часто содержат любимый вид детской деятельности – игру. («Истопи печь», «Печем блины», «Ручеек», «Водяной» и др.). То есть, помимо приобщения к национальной культуре, у детей развивается сила, ловкость, внимание, быстрота реакции, сообразительность.

Таким образом, в процессе подготовки и проведения праздников, дети участвуют в следующих видах деятельности:

- музыкальная: разучивание и исполнение танцев, песен, частушек активизируют творческие способности воспитанников. Они формируют эстетический вкус и положительно влияют на эмоциональный фон в детском коллективе;

- театрализованная: постановка спектаклей помогает детям проявить актерский талант, учит выражать свои мысли и эмоции, расширяет словарный запас;

- игровая: формирует соревновательный дух, стимулирует к активной двигательной и умственной деятельности;

- коммуникативная: на праздниках дети легче взаимодействуют друг с другом и со взрослыми.

Для того чтобы приобщение к культуре и народным традициям было наиболее эффективным, при организации праздников следует придерживаться определенных правил:

Предварительная подготовка обязательна и должна осуществляться постепенно на занятиях разной направленности.

Продолжительность

-

от 20 минут до 1 часа, в зависимости от возраста детей и содержания

программы.

Желательно задействовать всех детей, чтобы каждый ощутил свою

значимость и причастность к событию

.

Педагогу следует т

щательно продумывать сочетание различных видов деятельности, чтобы праздник был интересным и не утомительным для детей.

Программа праздника должна способствовать воспитанию нравственного поведения, развитию самостоятельности

и

творческой активности.

В заключение можно сказать, что русские народные праздники предоставляют широкий спектр возможностей для включения детей в мыслительную деятельность, развивают дружелюбные взаимоотношения в коллективе, формируют позитивное отношение к жизни, воспитывают всесторонне развитую личность. С их помощью формируются духовно-нравственные ценности, такие как любовь к семье и Родине, уважение и почитание народных традиций и обычаев.

 

 

Список использованной литературы

Методическая литература:

Князева О.А.,

Маханева

М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 1998.

Соловьёва Е.В., Царенко Л.И. Наследие. Программа по приобщению детей дошкольного возраста к традиционной отечественной культуре: учебно-методическое пособие. – М.: Дрофа, 2010. – 203с.

Волков Г.Н.

Этнопедагогика

: Учеб. для студ. сред

.

и

высш

. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 168 с.

Электронные ресурсы:

Горянина, Р. А. Фольклорные праздники как средство приобщения дошкольников к народной культуре / Р. А. Горянина. — Текст: непосредственный // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — Санкт-Петербург: Заневская площадь, 2014. — С. 99-101. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/145/6687/ (дата обращения: 23.09.2022).



Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×