Русские народные сказки как средство развития речи детей раннего возраста | Поддубная Ольга Ивановна. Работа №308286
Для успешного решения задачи развития речи детей в своей работе мы используем сказки. Занятия предусматривают не только слушание ребенком сказок, но и его участие в действии-игре, в общении с исполнителем и персонажем. Свою работу со сказкой мы делим на три этапа: знакомство со сказкой; дидактические игры по сказке; рассказывание эпизодов сказки. Русские народные сказки радуют малышей своим удивительным благозвучием,содержанием, близким быту и интересам ребенка. Она учит его думать, тренирует память, внимание и развивает речь.
«Русские народные сказки
как средство развития речи детей раннего возраста»
Актуальность темы: Раннее детство является сензитивным периодом для усвоения речи. Дети, не получившие в раннем возрасте соответствующее речевое развитие, заметно отстают в общем развитии, так как речь является показателем достижений. С помощью речи ребёнок показывает своё знание или незнание, умение или неумение, согласие или отрицание, выражает свое отношение к происходящему. Именно ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает. Поэтому задача обогащения словаря и активизации речи детей стоит на первом плане. Работая в группе раннего возраста, мы отметили, что чем лучше развита речь у ребенка, тем легче он идет на контакт с воспитателем, со сверстниками, тем легче проходит его адаптация к условиям детского сада. Дети, не получившие в этом возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное. Именно в этот период нужно приучать ребенка самостоятельно пользоваться словами, стимулировать его речевую активность и познавательные интересы.
Для успешного решения задачи развития речи детей в своей работе мы используем сказки. Сказки передаются из поколения в поколение на протяжении веков, они играют большую роль в становлении личности ребенка, играют большую роль в модели его поведения. Частое чтение литературных текстов, умелое его сочетание с жизненными наблюдениями и различными видами детской деятельности способствуют постижению ребенком окружающего мира, учат его понимать, любить прекрасное, закладывают основы нравственности.
Своей целью мы ставим развивать активную речь детей, вызвать живой интерес к сказкам.
Задачи:
1.Познакомить детей с русскими народными сказками.
2.Поддерживать интерес детей, используя различные приемы приобщения к русской народной сказке: рассказывание, разыгрывание сказок с настольным театром.
3.Расширять представления детей об окружающем мире, развивать навыки рассматривания сюжетной картины, умение отвечать на несложные вопросы по сюжету.
4.Развивать игровую деятельность детей, используя полученные ими знания и представления.
5.Помочь родителям понять ценность сказки, ее особую роль в воспитании и развитии детей.
Сказка является наиболее доступным материалом для развития всех видов деятельности ребёнка. Мир сказки чудесен, он уникален и неповторим по своим возможностям. Сказки для детей младшего возраста просты, носят циклический характер – многократное повторение сюжета с небольшим изменением. Эта особенность народных сказок позволяет лучше ребёнку запомнить сюжет и развить память. Сказка помогает ребенку открыть новый, неведомый и огромный мир. Она учит его думать, тренирует память, внимание, развивает речь. Язык сказок ритмичен, в тексте много повторов и устойчивых оборотов (например, тянет-потянет, бил-бил, не разбил) – это значительно облегчает понимание сказок, что особенно важно для детей, у которых еще плохо развито слуховое внимание. Шаг за шагом малыши усваивают новые слова, фразы.
Условно свою работу со сказкой мы разделили на три этапа:
1 этап – «Знакомство со сказкой».
2 этап – «Дидактические игры по сказке».
3 этап – «Рассказывание эпизодов сказки».
1 этап – «Знакомство со сказкой».
Цель данного этапа: познакомить детей с содержанием сказки. Формировать у детей умение внимательно слушать сказку, умение сопереживать героям; слушать, не перебивая говорящего; отвечать на простые вопросы воспитателя по содержанию сказки. Расширять активный и пассивный словарь детей.
Сначала мы рассказываем сказку целиком. Даем время малышам, чтобы они внимательно рассмотрели иллюстрации. Во время рассматривания задаем вопросы по тексту сказки. Отвечая на вопросы, дети лучше запоминают ее содержание. Ребенок раннего возраста усваивает знания при условии многократного повторения, поэтому текст сказки детям преподносится не один раз, в разных формах: беседа по иллюстрациям к сказке, театрализованный показ разных видов театра.
2 этап – «Дидактические игры по сказке».
Цель данного этапа: закреплять содержание сказки. Расширять представление об окружающем мире. Обогащать пассивный и активный словарь ребенка. Совершенствовать общую и мелкую моторику. Развивать зрительное и слуховое восприятие детей. Учить соотносить предметы по признакам формы, величины, цвета.
С детьми играем в дидактические игры по сказкам: «Волшебный мешочек», «Из какой сказки», «Назови животное», «Найди героев сказки», «Теремок».
Мы используем сенсорные коврики с персонажами сказок. Приведу пример игры по сказке «Репка» с помощью сенсорного коврика. Проговариваем начало сказки: «Посадил дед репку на огороде». Здесь мы представляем вниманию детей огород, на котором растут разнообразные овощи. Показываем и называем их.
Незаменима сказка и в организации конструкционных игр. Детям можно предложить выполнить любую постройку для героев сказки и обыграть ее. Например, построить стульчик для медведя. Строительная игра способствует воспитанию зрительного и слухового внимания, запоминанию текста сказки.
Также занимаемся продуктивной деятельностью. Творческие игры с лепкой, рисованием очень нравятся детям. Они имеют общеразвивающий эффект и совершенствуют мелкую моторику.
3 этап – «Рассказывание эпизодов сказки»
Цель данного этапа: обогащать словарь ребенка за счет новых слов. Способствовать употреблению усвоенных слов в самостоятельной речи.
Последний этап самый трудный. Ребенок учится слушать и понимать сказку, запоминать ее героев и содержание, добавлять отдельные слова и фразы в совместный с воспитателем пересказ.
На этом этапе мы учим детей пересказывать отдельные эпизоды сказки. С помощью шапочек дети перевоплощаются в героев сказки и от их имени ведут диалог.
В группе мы пытаемся создать условия для самостоятельных игр в сказку, самостоятельной театрализации, чтобы дети могли подражать игровым образам, общаться друг с другом через сказку, изображая персонажей данной сказки.
В своей работе по развитию речи посредством сказки мы привлекаем родителей. При инсценировке какой-либо сказки предлагаем родителям принять участие. Проводим соответствующие беседы и консультации.
С родителями провели мастер-класс по изготовлению книжек вместе с детьми. Объяснили, как побуждать ребенка к речи: называть героев сказки, петь песенку Колобка, задавать вопросы. Родители в домашних условиях вместе с детьми сделали книжки и принесли их нам в группу. В свободное время дети рассматривают знакомые книжки, вспоминают их содержание и у них возникает желание поиграть в сказку.
Через систему увлекательных игр со сказками у ребенка развиваются психические процессы:
Восприятие – через умение анализировать предметы по существенным признакам: цвет, форма, величина;
Внимание – через развитие умения сосредотачиваться на предметах, явлениях, действиях;
Память – через умение произвольно запоминать;
Мышление – от наглядно-образного к наглядно-действенному и логическому.
Таким образом, знакомство детей раннего возраста с русскими народными сказками отличается своеобразием. Занятия предусматривают не только слушание ребенком произведений, но и его участие в действии-игре, в общении с исполнителем и персонажем.
Русские народные сказки радуют малышей своим удивительным благозвучием, мелодичностью, содержанием, близким быту и интересам ребенка. Они незаметно для малыша открывают ему и настойчиво внедряют в его сознание важнейшие и вечные духовные ценности – любовь к окружающим, доброжелательность, доброту, трудолюбие и многое другое.