Русский фольклор - друг и наставник. | Мой кабинет. Работа №352311
Русский фольклор - друг и наставник.
Статья направлена на развитие духовного и творческого патриотизма.
Выполнено педагогом МБДОУ "Детский сад №32 г.Выборга"
Губайдуллина Лилия Флюровна
Русский фольклор - друг и наставник.
Россия –родина для многих людей. Быть ее сыном или дочерью – значит ощутить духовную жизнь своего народа, принять русский язык, историю и культуру страны, как свои собственные.
Духовный творческий патриотизм надо прививать с раннего детства,
Родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.
Необходимо широко использовать все виды фольклора – это поможет детям понять, что они часть великого русского народа. В устном народном творчествне, как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, верности, трудолюбии, храбрости. Знакомя детей с поговорками, приметами, сказками, мы тем самым приобщаем их к нравственным общечеловеческим ценностям. Фольклор разнообразен и богат различными видами и жанрами.
Ребенок значительно раньше того момента, когда сумеет держать книгу, знакомится с художественными произведениями. Этому способствует детский фольклор «Ладушки», «Идет коза рогатая». Малые фольклорные формы ребенок начинает понимать рано, потому что они ритмичные, они о знакомой ситуации, например.
«Баю – баю, баиньки…
В огороде заинки
Баю – баю, баюшки
Не ложись на краюшке….»
Передаваемые из уст в уста, от поколения к поколению произведения устного народного поэтического творчества позволяют создать в общении с ребенком особо теплые, ласковые отношения.
Фольклор способствует нетолько развитию речевых навыков, но и с раннего детства активности, обогощает впечатлениями. В детском фольклоре очень частое обращение к самому ребенку.
«Валенки валенки
Невелички маленьки.
На резвые ноженьки
Нашему Сереженке.»
Овладение бытовыми процессами также закрепляет и уточняет знания ребенка о человеке и его действиях:
«Водичка водичка
Умой Оле личико…»
Овладение ходьбой – важное событие у детей и очень хорошо если его сопровождают стихами «Уходи с дороги кот
Наша Танечка идет…»
Старших детей пиучать в речи использовать народное творчество: «Ладушки» ,«Сорока- сорока»
Среди сокровищ устного народного творчества особое место занимают пословицы и поговорки. С их помощью можно эмоционально выразить поощрение, деликатно выразить порицание, осудить неверное или грубое действие.
Пословицы и поговорки являются нашими верными помощниками в формировании нравственных качеств у детей и прежде всего трудолюбия и дружелюбия.
Используя пословицы о труде, раскрывая их смыс, дети усваивают важное: любой труд почетен, трудолюбивых народ уважает, ленивых просмеивает.
«Труд кормит, а лень портит»
«Лежа добра не добыть,
Горя не избыть,
Чести и любви не носить.»
Пословицами на занятиях можно характеризовать героев. Например, сказка «Лиса и тетерев» «На языке медок, а в сердце».
Одним из важнейших жанров фольклора сказки и былины.
«Сказка – ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок.»
Общеизвестные правила сказок: победа добра над злом, слава богатырям – освободителям. И все – таки сказка никак не может обойтись без смыслового богатства фольклора.
«Мать – сырая земля». «Катись яблочко наливное»
В народных сказках заключина многовековая мудрость человечества. А учат они добру и трудолюбию, смекалке и уму, щедрости и правилу жить по совести.
В наше время – век компьютеров и интернета каждому воспитателю необходимо освоение народного искусства, так как это возможность «формировать общекультурный интеллект личности», приблизить ее к природе как «началу душеобразования человека с обретением глубоко человеческой позиции, сблизить культуры» и обрести милосердие, терпимость, уважение к человеку.
Народное искусство как никакой другой вид учебно – творческой деятельности позволяет воспитывать в детях определенную культуру восприятия материального мира развивать творческие качества личности, обеспечивающие готовность наследовать духовные ценности народного искусства, быть готовыми вести диалог культур разных эпох и народов мира.