Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Русский народный фольклор в жизни ребенка с отклонениями в развитии. | Мой кабинет. Работа №349293

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация: в статье рассматривается суть фольклора как еще одного способа развития ребенка с отклонениями в развитии. В статье раскрывается значение и многообразие использования «фольклора» при общении родителей с ребенком. Статья будет полезна родителям детей с отклонениями в развитии, коррекционным педагогам, воспитателям.

Русский народный фольклор в жизни ребенка с отклонениями в развитии.

Хлыщенко Ольга Владимировна Государственное автономное стационарное учреждение социального обслуживания Новосибирской области

«Ояшинский дом-интернат для детей-инвалидов и молодых инвалидов,

имеющих психические расстройства»

(ГАСУСО НСО «Ояшинский дом-интернат»)

Учитель-логопед

E-mail: olga.khlyshchenko@bk.ru

 

Аннотация: в статье рассматривается суть фольклора как еще одного способа развития ребенка с отклонениями в развитии. В статье раскрывается значение и многообразие использования «фольклора» при общении родителей с ребенком. Статья будет полезна родителям детей с отклонениями в развитии, коррекционным педагогам, воспитателям.

 

Как много в мире людей, как много личностей, но каждый человек индивид со своим внутренним миром, со своим характером и со своими особенностями. Можно сказать, что каждый человек – это «Чудо» природы и человечества. И у вас есть такое «Чудо» - ваш ребенок. Пусть он отличается от большинства детей своим физическим и умственным развитием, своими возможностями и способностями, но у него тоже есть право расти, развиваться и быть любимым. Все это своему ребенку можете дать вы.

Вам страшно? Вы растеряны? Не бойтесь! Вы не одни! В настоящее время проблеме помощи детям с ограниченными возможностями уделяется большое внимание. Для таких детей, помимо их позднего развития и сниженного интеллекта, характерны нарушения всех психических процессов: внимания, памяти, мышления, речи, моторики, эмоциональной сферы. Им свойственно крайне слабое произвольное внимание, оно всегда неустойчиво, дети легко отвлекаются.

У детей с недостатками в развитии особенно нарушено мышление. Ребенок затрудняется делать элементарные обобщения, очень узко воспринимает то, о чем ему рассказывают. Нарушение мышления непосредственно сказывается на овладение речью. В младшем возрасте дети с умственной отсталостью с большим трудом понимают чужую речь, в лучшем случае они улавливают тон, интонацию, мимику говорящего и отдельные опорные слова, относящиеся к его потребностям. Собственная речь у детей с отклонениями в развитии либо отсутствует, либо формируется с большим запозданием. Если малыш имеет такие нарушения, не унывайте, не опускайте рук. Давайте вместе решать эту проблему. Главная роль здесь безусловно отводится родителям и, в первую очередь, матери. Именно в семье ребенок начинает ощущать свою включенность в окружающий его мир.

Все мы знаем, что детям для развития необходимы различные игрушки, но не будем забывать, что еще более необходимым для малышей являются эмоциональные отношения с близкими людьми. Никакие, даже «продвинутые» игрушки и гаджеты никогда не смогут заменить теплых, душевных связей с мамой и папой. И в такой момент нам на помощь приходит русский народный фольклор, и мы можем взять его в помощники.

Веками народ сочинял потешки и прибаутки, колыбельные и пестовальные песенки, интуитивно чувствуя потребности ребенка. В песенках и потешках мама помогает ребенку ощутить и эмоционально прожить существование пальчиков, ладошек, носика и других частей тела. Они становятся своеобразными персонажами маминых песенок, с многократным повторением на разные лады. Зрительные, тактильные, слуховые ощущения ребенка постепенно складываются в целостный образ его тела.

Образ своего телесного «Я» - это база для развития личности. Это то, что помогает ребенку осознавать факт своего существования. Кроме того, тело ребенка выполняет функцию своеобразного «измерительного инструмента». Активно осваивая возможности своего тела, ребенок одновременно расширяет ставшее доступным физическое пространство. Вот пример песенок:

Вот лежат в кроватке

Розовые пятки.

Чьи это пятки —

Мягки да сладки?

Прибегут гусятки,

Ущипнут за пятки.

Прячь скорей, не зевай,

Одеяльцем накрывай! 

 

Паучок, паучек, Аню хвать за бочок.

Лягушка, лягушка, Аню хвать за ушко.

Олени, олени, Аню хвать за колени.

Песик, песик, Аню хвать за носик.

Бегемот, бегемот, Аню хвать за живот.

Оса, оса, Аню хвать за волоса.

Кузнечики, кузнечики, Аню хвать за плечики.

 

Многие современные мамы если и поют своему ребенку колыбельные песни, то только для того, чтобы уложить его спать. К сожалению, мало кто из них понимает важность колыбельной как средства развития малыша и общения с ним. От того, пели ли ребенку в детстве колыбельные или нет, зависят его характер, физические способности и умственное развитие.

Действия колыбельной заключаются в самом простом, но самом необходимом – она дает чувство защищенности, снимает тревожность и возбуждение, успокаивает. Если обратить внимание на фонетическую сторону колыбельной, можно заметить, что частые повторения различных традиционных звуковых сочетаний (таких как «люли-гули») являются подражанием первым слогам малыша и побуждают его к лепетанию, развивают его фонетический слух. Доктор медицинских наук М.Л. Лазарев установил, что пение матери, кроме того, оказывает лечебное действие, благотворно сказывается на здоровье малыша.

Значительное место в воспитании и развитии малыша занимают потешки – коротенькие стихотворения, которые сопровождают практически любые действия крохи, выполняемые вместе со взрослым. Потешки в наше время незаслуженно забыты, хотя играют колоссальную роль в развитии ребенка. Прежде всего, они учат малыша распознавать и понимать человеческую речь, выполнять различные движения, жесты, сопровождаемые словом. Они заставляют ребенка самостоятельно проявлять активность – слушая слова, он выполняет игровые движения. С их помощью можно отвлечь внимание малыша от деятельности, которая ему не нравятся, например, купание или прием пищи, они облегчают привыкание ребенка к таким обязательным процедурам, делают их более веселыми и приятными. Кроме того, развивают речевые центры и мелкую моторику.

От того, с каким настроением проснется малыш, зависит спокойствие всей семьи на ближайшие часа три, а то и больше. И если ребенок «не в духе», нужно постараться сделать его пробуждение максимально комфортным. Не ждите, когда кроха окончательно рассердится, подойдите, улыбнитесь, погладьте и расскажите ему стишки-потешки:

Солнышко, солнышко,

Загляни в окошко.

Загляни в окошко,

Разбуди Сережку.

Чтоб денек чуть-чуть был дольше,

Чтобы мы узнали больше,

Чтоб игрушки не скучали,

А с Сереженькой играли.

Мы проснулись, мы проснулись.

Сладко, сладко потянулись.

Маме с папой улыбнулись.

 

Сопровождая определенные ритуалы, пестушки и потешки делают скучные и монотонные занятия веселыми для ребенка и помогают нам сохранить эмоциональное спокойствие малыша.

И вот ваш ребенок улыбнулся вам в ответ. Сделайте с ним несложные упражнения, чтобы подготовить ручки и ножки к активности. Аккуратно помогите малышу вытянуть ручки вверх, а ножки – потянуть вниз:

Вот проснулись,

Потянулись,

С боку на бок

Повернулись!

Потягушечки!

Потягушечки!

Где игрушечки,

Погремушечки?

Ты игрушка, погреми,

Нашу Олю подними!

 

Потягушки, потягушечки!

От носочков, до макушечки!

Мы потянемся, потянемся.

Маленькими не останемся!

 

А теперь самое время приступить к завтраку. Большенство ребятишек не желают растрачивать свое драгоценное время на такое бональное занятие, как поглощение пищи. А со стишками и каша вкуснее, и рот охотнее открывается:

Каша вкусная дымится,

Леша кашу есть садится,

Очень каша хороша,

Едим кашу не спеша.

Ложка за ложкой,

Едим по немножку.

 

Это – ложка,

Это чашка.

В чашке- гречневая кашка.

Ложка в чашке побывала,

Кашки гречневой не стало!

 

Ну вот мы и позавтракали. Пора бы и умыться. К сожалению, далеко не всякий ребенок с любовью относится к гигиеническим процедурам, а порой даже со страхом. Отвлеките малыша присказкой:

Водичка-водичка,

Умой Леше личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щёчки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок!

 

Ой, лады, лады, лады.

Не боимся мы воды,

Чисто умываемся,

Маме улыбаемся.

Знаем, знаем, да-да-да,

Где ты прячешься, вода!

Выходи, водица,

Мы пришли умыться!

Лейся на ладошку

По-нем-ножку.

Лейся, лейся, лейся.

По-сме-лей

Катя, умывайтесь веселей!

 

Теперь и на прогулку пора собираться. Но дети до ужаса не любят одеваться. Не понимают они зачем им одежда, если в этот мир они явились нагими. И вновь на помощь спешит народное слово:

Вот они, сапожки:

Этот – с левой ножки,

Этот – с правой ножки.

Если дождичек пойдет,

Наденем галошки:

Этот с левой ножки,

Этот с правой ножки.

Вот как хорошо!

 

На прогулку с малышом может отправиться и папа. Это будет полезно и для малыша, и для самого папы. Недаром психологи утверждают, что для общения тет-а-тет нужно выделять по часу в день. То есть, например, час в день мама общается наедине с малышом, час в день – наедине со старшим ребенком (если такой имеется), час в день - с папой без детей.

Папе с малышом идеально подходят развлечения, связанные с применением физической нагрузки. Это элементы из динамической гимнастики, подкидывания, подбрасывания, игры в самолетик и прочую летательную технику. В качестве ритмического сопровождения отлично подойдут такие стихотворения:

Буду я прыг-скок,

Аж под самый потолок,

Я ногами оттолкнусь,

Выше пола поднимусь.

Высоко я полечу,

Повизжу и покричу.

Приземлюсь и снова

Оттолкнусь от пола.

 

Скок-поскок!

Молодой дроздок.

По водичку пошел,

Молодичку нашел.

Молодиченька.

Невеличенька

Сама с вершок,

Голова с горшок.

Молодичка-молода.

Поехала по дрова,

Зацепилась за пенек,

Простояла весь денек.

Скок-поскок!

 

Теперь кроха доволен – вдоволь напрыгался, налетался. Мама может уже поиграть с ребенком в более спокойные игры. Идеально для этого подходят пальчиковые игры и пальчиковые гимнастики, так как развитию детских ручек нужно уделять достаточное внимание, ведь существует даже такая поговорка «Ум ребенка – на кончиках пальцев». Поэтому периодически поглаживайте и массируйте ладошки малыша, растирайте пальчики. А превратить массаж в игру помогут веселые пестушки:

(Водим пальцем по ладошке)

Сорока-ворона

Кашку варила,

На порог скакала,

Гостей созывала.

Гости не бывали,

Каши не едали,

Всю свою кашу

Сорока-ворона

Деткам отдала (загибаем пальчики).

Этому дала

Этому дала

Этому дала

Этому дала

А этому не дала:

— Зачем дров не пилил

— Зачем воду не носил!

 

(напевать во время массажа пальчиков)

Утро настало,

Солнышко встало.

Эй, братец Федя,

Разбуди соседей!

- Вставай, Большак!

Вставай, Указка!

Вставай, Серёдка!

Вставай, Сиротка!

И крошка-Митрошка!

Привет, ладошка!

Стоит уделить внимание и ножкам малыша. Как известно, на стопах человека располагаются биологически активные точки. На принципе воздействия на эти точки базируется целое направление –рефлексотерапия. Даже педиатры утверждают, что ежедневное растирание детских стоп укрепляет иммунную систему организма. Сам народ, не имея представлений о том, что такое иммунная система, придумал немало стишков на эту тему:

Куй, куй чеботок,

Подай, Ваня, молоток!

Не подашь молоток,

Не подкуешь чеботок!

 

Кую-кую ножку,

Поеду у (в) дорожку,

А дорожка кривая,

А кобылка хромая.

Санки плохие,

Детки малые.

Санки поломалися,

Детки потерялися.

 

Потешки ко всему прочему положительно сказываются на эмоциональном развитии ребенка, помогают формироваться его чувству юмора. И пусть некоторые из них кажутся нам, взрослым абсолютно бессмысленными, однако детям они несут огромный заряд радостных эмоций. Но, пожалуй, самое важное, что может сделать потешка – это установить прочный контакт между родителями и их чадом.

Но вот, слово за словом и день прошёл. Пора спать ложиться и, конечно, не забыть про добрую колыбельную.

 

Используемая литература:

Маллер

А.Р. Помощь детям с недостатками развития. – М., АРКТИ, 2006 г.;

Петрова Т.И., Петрова Е.С. Игры и занятия по развитию речи дошкольников. – М., Школьная пресса, 2010 г.;

Ткаченко Т.А. Комплексная система коррекции общего недоразвития речи у дошкольников. – М., 2007 г.;

Яковлева Н.Н. Использование

фолклора

в развитии дошкольника. – СПб.: Детство-пресс, 2011 г.;

Журнал:

Дошкольная педагогика. № 5 (46), июнь 2008 г.;

Дети. № 10 (50), декабрь-январь 2007-2008 гг.; № 8 (58), октябрь 2008 г.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×