Русский народный танец - хоровод. Виды хоровода» | Галина Геннадьевна Воронина. Работа №306785
Форма урока: урок-практикум
Для того чтобы войти в природу народного танца, необходимо знать его национальную культуру, его духовные ценности. Откуда родилось такое разнообразие танцев? Оно родилось из характера народа, его образа жизни, образа занятий, климатических условий и т.д. Народный танец - это танец, созданный народом и исполняемый в быту. Танец каждого народа имеет свои национальные особенности, которые складывались, формировались, видоизменялись веками. Этот процесс продолжается и теперь. Все виды русского танца (хороводы, пляски, кадрили) перерабатываются сообразно с требованиями современной жизни, дополняются и обогащаются новым содержанием, новой лексикой, новым композиционным рисунком, но сохраняя при этом национальный колорит танца, его традиции.
«Русский народный танец - хоровод.
Виды хоровода»
Воронина Галина Геннадьевна
педагог дополнительного образования
Форма урока: урок-практикум
Для того чтобы войти в природу народного танца, необходимо знать его национальную культуру, его духовные ценности. Откуда родилось такое разнообразие танцев? Оно родилось из характера народа, его образа жизни, образа занятий, климатических условий и т.д. Народный танец - это танец, созданный народом и исполняемый в быту. Танец каждого народа имеет свои национальные особенности, которые складывались, формировались, видоизменялись веками. Этот процесс продолжается и теперь. Все виды русского танца (хороводы, пляски, кадрили) перерабатываются сообразно с требованиями современной жизни, дополняются и обогащаются новым содержанием, новой лексикой, новым композиционным рисунком, но сохраняя при этом национальный колорит танца, его традиции.
Цель данного урока – развитие танцевальных способностей учеников, посредством русского танца.
Данная цель будет достигнута через решение следующих задач.
в области хореографии:
Овладеть «языком» русского танца (термины, пословицы, импровизация и
т
.д
)
в области здоровья:
Формировать навыки систематического наблюдения за своим физическим состоянием, показателями развития основных физических качеств.
в области «коммуникации»:
Формировать навыки коммуникативной культуры и коллективного творчества.
в области «воспитания»:
привить бережное отношение к культурным традициям, как своего, так и других народов;
в области «познания»:
обеспечить усвоение знания через просмотр фольклорного видео материала, доступного для освоения в детском возрасте.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний (что также предполагает создание условий для осознания и осмысления новой учебной информации, применение данной информации в знакомой и новой учебной ситуации, проверка усвоенных знаний и умений).
Начало урока должно отвечать психологическим задачам, содержащим задачи урока и композиции построения урока. Вступление имеет психологически содержательные и структурные функции. Готовясь к уроку, лучше представить лица ребят и подумать, что, зачем и как следует им рассказать не только о жанрах русского народного танца, но и что, возможно, им будет интересно узнать об искусстве хореографии, о музыке, жесте, мимике, теме самым попытаться вдохнуть в сознание и сердце ученика творческое начало, жизнь, что несомненно приведет к пониманию поэзии танца. Если культура внимания на уроке на хорошем уровне, то это сильнейшее оружие. Она побуждает к творчеству, совершенствует исполнительскую технику. Внимание неразрывно связано с воспитанием воли, которая способна удержать внимание в нужном направлении. Это обычно выражено в сознательной дисциплине, в умении выдержать высокую степень физического и нервного напряжения. На основании чего я сделала такие выводы? Начало урока - это уже учебное действие. Входя в учебный зал, как правило застаешь учащихся спокойно стоящими и готовыми к началу урока, что позволяет без дополнительных наставлений перейти к уроку, исполнив традиционное приветствие учителю, концертмейстеру в виде сценического поклона. Такое начало урока - это не дань традиции, а полезный подход к работе над вниманием.
Урок состоит из трех основных этапов:
Первый этап (подготовка к усвоению новых знаний). Разминка.
На этом этапе урока предлагаются упражнения на общую физическую нагрузку. Разогревается костно-мышечный аппарат. При помощи практического метода, методических приемов облегчения и усложнения условий выполненных заданий у учащихся повышается гибкость суставов, улучшается эластичность мышц, появляется эмоциональный настрой для вхождения в следующую часть урока.
Большинство детей занимаются собранно, раскрываются эмоционально. Чтобы дать детям возможность справиться с трудностями, можно использовать прием неоднократного повторения фрагментов движения. Результат - повышался уровень исполнительской техники. Мальчики выполняют учебный материал не так хорошо и старательно, как девочки. Девочки двигаются гораздо осмысленнее, более ловко, увереннее, так как психофизически развиваются несколько раньше, чем мальчики.
Методика составления комбинированных заданий: они малые и большие, элементарные и сложные, но все они "бьют" в цель урока - помочь развитию определенных исполнительских приемов танцевального мастерства. При составлении комбинированных заданий учитываются такие факторы, как сроки обучения, задачи учебной программы, возраст и психологические возможности учеников. Известно, что действиями человека управляют интеллект и эмоции. Не менее активные функции в движениях человека выполняют его мышцы, при помощи которых он совершенствует свои физические действия. На мой взгляд, у многих детей класса мышцы обладают достаточной силой выносливости, пластичностью и подвижностью, поэтому работу свою они выполняют экономно и целесообразно, без чрезмерной напряженности. Если в классе большинство учеников имеют способности к занятиям хореографией, то можно сознательно несколько завышать трудность заданий и тогда видно, как дети проявляют сообразительность, схватывают построение заданий, порядок движений, ориентируются в пространстве и времени. Здесь используются некоторые основополагающие принципы развивающего обучения, а именно: нагрузка идет с постепенным нарастанием, без резких спадов и подъемов. Учебно-тренировочные упражнения задаются детям обстоятельно, но очень экономно по времени, совмещая показ и пояснение. Учитывая психологические особенности детей класса (большинство детей имеют зрительное и слуховое восприятие), стараешься выдавать информацию многогранно для детей с различными типами восприятия. Лучше строить подачу информации, исходя из структуры мышления, которая включает в себя четыре кода: код сознания, код фраз, код слов, код символов и знаков, т.е. учащиеся имеют возможность увидеть показ учителя, услышать объяснение, прочувствовать работу своих мышц, воспроизвести голосом при ответах и движением при исполнении. При помощи практического метода и методических приемов облегчения и усложнения условий выполненных заданий у учащихся повышается гибкость суставов, улучшается эластичность мышц, появляется эмоциональный настрой для вхождения в следующую часть урока.
Второй этап - актуализация знаний.
На втором этапе урока начинается включение детей в интеллектуальную работу, подключение логического мышления, которое проводится через логическую операцию, требующую умения анализировать. Теоретические вопросы, между выполнением учебных заданий, по времени были точно рассчитаны с такой целью, чтобы мышцы учащихся, отдыхая, не остывали, а весь организм не выходил из рабочего состояния. Вспоминая пройденный материал «Орнаментальный вид хоровода», дети с удовольствием отвечают на поставленные вопросы, из чего делаешь выводы, что тема детям интересна и ими усвоена. При повторе «орнаментального» хоровода особое внимание нужно уделять точному началу движений с началом звучания музыки и четкой остановкой с её окончанием. Вступление используется как момент подготовки к движению. Характер музыки должен строго соответствовать характеру движения. Подбору музыкального материала должно уделяться особое внимание, так как она является средством воспитания, музыкального вкуса. Чувство меры, строгость, простота, естественность, тонкий пластический и музыкальный вкус должен стать незыблемым свойством танцевальной культуры каждого ученика. Исполняя хоровод и выводя различные рисунки, дети напрямую сталкиваются с математикой, в чистом ее виде. Водя круги, делая полукруги, строясь в колонну или линию, перестраиваясь парами или тройками, они непроизвольно вспоминают порядковый счет, геометрические фигуры, обращаются к такому важному понятию, как пространственные отношения, только не на бумаге, а в музыкальном зале. На данном этапе реализуются межпредметные связи.
При исполнении хоровода выявление национальных особенностей исполняемых движений идет достаточно хорошо. Ситуация успеха всегда усиливает направленность личности и способствует усвоению знаний. Особое внимание на этом этапе урока уделяется выразительности исполнения, умению правильно передать национальный характер танца. Танцевальные композиции на середине зала исполняются детьми вдохновенно, музыкально, технически грамотно, осмысленно.
На третьем этапе урока – сообщение новых знаний – в этой части урока решается задача развития творческих способностей у обучаемых. Объясняя детям второй вид хоровода «Игровой», видишь неподдельный интерес к изучению нового материала: при слове «игра» радость учащихся удваивается. Объяснение дается легко, дети слушают внимательно и с удовольствием. Лучше встать с детьми в пару, в общий круг с целью близкого контакта с ними. Сплоченный замкнутый круг - мы единое целое, у нас общая аура, мы чувствуем локоть друг друга. В процессе хороводных игр «Пузырь», «Арина», «Ровным кругом» помогают методы импровизации, творческих заданий. Во время игры дети сами придумывают игровые образы, подбирают движения, соответствующие характеру музыки, что позволяет снять внутренние зажимы и дать выход спонтанному чувству танцевального движения. Также хороводные игры помогают учащимся наиболее полно раскрыть структуру хоровода, его рисунки и различия. В эти игры можно играть с детьми не только на занятиях, но и во время пятиминутки или на прогулке. Они помогают детям раскрыть более полно их творческую натуру.
Рефлексия. На данном этапе урока выполняются упражнения на расслабление. Сидя на ковриках, в удобной для детей позе, которая способствует расслаблению мышц, учащимся предлагается не только успокоиться и настроиться на следующий урок, но и включить свое воображение. При прослушивании музыки дети создают образы, соответствующие ее характеру. Человек по природе творец. Детское творчество - результат потребности ребенка в выражении своего внутреннего мира. Такие задания направлены на формирование творческого мышления у детей. Творческий процесс предполагает перенос знаний и умений в новую нестандартную ситуацию, видение новой функции знакомого объекта, умение видеть альтернативу решения, умение создать оригинальный способ решения. Поэтому каждый ученик может (по желанию) поделиться впечатлениями от созданных в его воображении образов и к следующему уроку отобразить в своих рисунках.
Подведение итогов урока.
В конце урока, в качестве итога проделанной работы лучше похвалить учащихся, дать рекомендации детям, которые были недостаточно активны. Спросить, понравился ли ребятам урок и что именно интересно им было узнать про хороводы. Желали бы они продолжить знакомство с культурой и традициями русского танца, а также с культурой других народов. Обычно ребята отвечают утвердительно, и мне как педагогу приятно было видеть (судя по ответам и настроению учащихся), что урок им очень понравился и ученики для себя вынесли много нового и полезного, как в плане обучения и развития, так и в поведении в коллективе. Все поставленные цели и вытекающие из них задачи, полностью реализовываются на данном уроке. В процессе практической работы нужно направлять и координировать действие учащихся, постоянно давать детям советы, обращать внимание на ошибки, в общем, осуществлять педагогическую поддержку. Благодаря смене видов деятельности удается избежать перегрузки и переутомления учащихся.
В течение всего урока наблюдается интерес класса к предмету изучения, формируется мотивация и положительный настрой на выполнение практической работы, что и приводит в конечном результате к успеху в творческой деятельности. В классе ощущается воодушевление и волнение, дети стремятся к достижению наилучшего результата, с готовностью отзываются на советы учителя и активно сотрудничают с педагогом.
Работу на уроке лучше осуществлять с учетом следующих дидактических принципов:
- принцип всестороннего и гармоничного развития личности ребенка, а также увлеченности и доступности, что помогает провести урок в намеченном ритме и создать благоприятную среду для развития творческих способностей ребенка.
И в заключение хочется сказать, что использование элементов здоровьесберегающих технологий (проветривание класса, соблюдение основных мер безопасности, дозирование учебной нагрузки, а также внешний вид – форма - обучаемых) помогают решить задачу укрепления здоровья ребенка.
Основные фигуры хороводов.
Фигуры могут образовываться одними девочками, или одними мальчиками, или вместе. Фигуры могут быть выстроены в одну линию или соединены парами. Руки, соединены при построении фигуры, могут быть подняты вверх, раскрыты в стороны, опущены вниз и т.д.
«Круг»
Число участвующих в этой фигуре не ограничено, однако их должно быть не менее трех человек. Девочки и мальчики повернувшись лицом к центру круга и взявшись за руки, образуют замкнутый круг. Руки свободно, без напряжения отходят от корпуса под небольшим углом вниз или вверх. Движение по кругу в хороводе идет «посольно» - по солнцу, или, как сейчас принято говорить, по движению часовой стрелки. Сделав легкий полуоборот корпуса по ходу движения, мальчики и девочки идут простыми или переменными шагами, или переменным шагом с притопом, или другим каким-либо шагом.
«Два круга рядом»
Круги находятся на небольшом расстоянии друг от друга или совсем рядом. Каждый круг может двигаться как по направлению движения часовой стрелки, так и против ее движения. Повороты обоих кругов происходят одновременно или в одну, или в разные стороны.
«Круг в круге»
Один круг большой, а внутри него поменьше. Внешний круг движется по солнцу, а внутренний может двигаться как по солнцу, так и в противоположную сторону.
«Корзиночка»
Фигура образуется из двух кругов – круг в круге. Внешний состоит из мальчиков, внутренний из девочек. В кругах должно быть равное количество участников. Стоя лицом к центру, мальчики и девочки берутся за руки, образуя каждые свой круг. Сделав шаг к кругу девочек, мальчики поднимают соединенные руки девочек, причем партнерша находится справа от партнера. Образуется единый переплетенный круг – «корзиночка». Число пар, участвующих в построении этой фигуры, не ограничено, однако их должно быть не менее четырех.
«Корзиночка» движется различными шагами – или «гармошкой», или «припаданием» в любую сторону. Головы исполнителей в момент движения могут быть повернуты по ходу движения, к своим партнерам или же к центру круга. Руки исполнителей могут находиться не только внутри круга, но и с внешней его стороны, со стороны спины его участников. Такое перестроение происходит из образовавшейся уже фигуры – «корзиночка». Мальчики поднимают соединенные руки вверх и через головы опускают за их спины, на соединенные руки парней.
«Восьмерка»
Эта фигура образуется из двух кругов, стоящих рядом. Круги движутся в различные стороны. В определенный момент ведущие одновременно разрывают круги, и участники через одного переходят из одного круга в другой, их общее движение образует рисунок, похожий на цифру «8». Круги как бы переливаются один в другой. Руки разрываются только в момент перехода из одного круга в другой. Иногда участники за руки не держатся, а идут в своих кругах в затылок друг другу. Количество участников в каждом круге должно быть одинаковым. «Восьмерку» лучше всего исполнять простыми или переменным шагом.
«Улитка»
Ведущий хоровода разрывает общий круг и, продолжая движение по спирали в том же направлении, но уже внутри круга, делает как бы новый круг, но меньший по диаметру, чем первый; затем он «завивает», заводит второй, третий круг по концентрической окружности. Круги становятся все меньше и меньше, а все идущие за хороводом точно повторяют рисунок его движения. Число кругов зависит от количества людей, участвующих в хороводе. «Капусту», «улитку» «завили». Теперь надо ее «развивать». Есть три варианта «развивания» этой фигуры, то есть возвращение в исходное положение.
1-й вариант. Продолжая движение, хороводник дает разворот влево на 180 градусов и начинает выводить хороводную цепь по образовавшемуся между кругами коридору. Движение идет постепенно увеличивающимися кругами до образования первоначального круга. Все идущие за ним точно повторяют рисунок его движения. «Завивает» хороводник «улитку» по движению часовой стрелки, по солнцу, а «развивает» ее против движения часовой стрелки.
2-й вариант. Хоровод останавливается, участники стоят лицом к центру круга. Хороводник пригнувшись, проходит под руками одной пары первого круга внутреннего круга, затем второго и так далее, пока не выйдет из последнего внешнего круга, ведя за собой хороводную цепь. Затем он делает поворот направо и продолжает двигаться по направлению движения первоначального круга. Так часто «развивают» «кошечек» в северных областях России.
3-й вариант. «Развивает» «капустку» второй хороводник, находящийся на другом конце хороводной цепи. Вся хороводная цепь начинает движение в обратном направлении, повторяя тот же рисунок, что и при «завивании». Круги идут по концентрической окружности, но постепенно увеличиваясь.
«Змейка»
Фигура «змейка» может начинаться из линии, но чаще она является развитием круга. Ведущий хоровода, разорвав круг и продолжая двигаться внутри него, начинает делать повороты влево и вправо, подражая изгибам змеи. Все исполнители, на разрывая рук, следуют за ведущим. «Змейка» исполняется в основном на площадке, занимаемой хороводом. Иногда «змейка» исполняется в основном на площади вокруг стогов или деревьев и т.д. Двигаться «змейка» может и медленно и довольно быстро, простым или переменным шагом, шагом с притопом и даже дробной дорожкой.
«Колонна»
Это построение рядами. Каждый рад может состоять из нескольких человек, но не менее двух. В каждом ряду должно быть одинаковое количество участников, стоящих на небольшом расстоянии друг от друга. Несколько рядов, находящихся на небольшом расстоянии друг от друга, и образуют фигуру «колонна». Ряды стоят в затылок один другому. «Колонна» представляет собой вытянутый прямоугольник, в котором ширина рядов всегда меньше длинны «колонны». Чаше всего в этом построении за руки не держатся. Самая маленькая «колонна», где каждый ряд состоит из двух человек. «Колонна» движется чаще всего простым шагом.
«Ворота»
Эта фигура носит также название «воротики», «воротца». Пары одной линии берутся за руки и, подняв их вверх, образуют «ворота», другая рука свободно опущена вниз. Пары, стоящие, напротив, в другой линии, простым или переменным шагом проходят под «воротами». Часто все пары одной линии, соединив руки и подняв их вверх, образуют непрерывные «воротики». Другая линия с разъединенными руками проходят по одному под каждые «воротики». Иногда исполнители, взявшись за руки, стоят в круге. Ведущий, разорвав круг, через центр ведет его за собой хороводную цепь. Подойдя к любой паре, он дает знак «поднять ворота». Одна пара поднимает руки, и исполнители проходят в образовавшиеся «воротца». Построение из «воротиков» бывает и такое: пары взявшись за руки, стоят по кругу. Одна половина пар стоит по направлению движения часовой стрелки, другая половина пар – против ее движения. Одновременно все пары начинают двигаться навстречу друг другу простым или переменным шагом по линии круга. Одна половина пар исполнителей образует «ворота», остальные пары проходят под ними. Продолжая движение по кругу, теперь уже другая половина исполнителей делает «ворота», а остальные пары проходят под ними.
«Гребень»
В Ярославской области эта фигура называется «прочес». Две линии исполнителей, выстроившись друг против друга «стенкой», движутся навстречу простым или переменным шагом. Руки исполнителей свободно опущены вниз. Обе линии встречаются и, продолжая двигаться, проходят сквозь линии правым или левым плечом. Линии меняются местами.
Вот несколько примеров хороводных игр, которые помогут наиболее полно раскрыть структуру хоровода, его рисунки и различия. В эти игры можно играть с детьми на занятии, во время пятиминутки или на прогулке. Они помогут детям раскрыть более полно их творческую натуру.
«Пузырь».
Дети вместе с учителем берутся за руки и образуют небольшой кружок, стоя близко друг к другу. Вместе произносят:
«Раздувайся, пузырь,
раздувайся большой,
оставайся такой
да не лопайся».
Играющие отходят назад, держатся за руки до тех пор, пока учитель не скажет:
«Лопнул пузырь!»
Тогда они отпускают руки и приседают на корточки, говоря при этом:
«Хлоп!»
Можно также предложить детям после слов «лопнул пузырь» двигаться к центру круга, по-прежнему держась за руки и произнося при этом звук «ш-ш-ш» - как будто выходит воздух. Затем дети снова надувают пузырь – отходят назад, образуя большой круг.
«Каравай».
Сделав круг, играющие поют: «Шел павлин горою, все люди за мною. Одного нет из нас (произносят имя одного из играющих). У его маменьки печка истопленная, блины испеченные, каравай состряпанный. Этакий высокий, этакий широкий, этакий низенький». Играющие поднимают руки кверху, разводят в стороны, опускают к полу, сжимают круг, показывая вышину, ширину и т.д.
«Арина».
Играющие, встают в круг, в середине водящий – Арина. Ей завязывают глаза. Все поют: «Дорогая Арина, встань выше овина, рученьки сложи, чье имя укажи!» Арина ходит напевая: «Хожу, гуляю вдоль караваю, вдоль по караваю, кого найду, узнаю!» Затем коснувшись одного из играющих, старается отгадать его имя. Чье имя отгадает, тот будет Ариной.
«Бабка - Ежка».
В середине круга встает водящий – Бабка Ежка. В руках у нее «помело». Вокруг бегают играющие и дразнят ее: «Бабка Ежка, Костяная ножка. С печки упала, ногу сломала, а потом и говорит: - «У меня нога болит». Пошла она на улицу - раздавила курицу. Пошла на базар – раздавила самовар». Бабка Ежка скачет на одной ноге и старается, кого-нибудь коснуться «помелом». К кому прикоснется – тот и замирает.
«Ровным кругом».
Дети, взявшись за руки, идут по кругу и говорят: «Ровным кругом, друг за другом, мы идем за шагом шаг. Стой на месте! Дружно, вместе, сделаем вот так!» С окончанием слов останавливаются и повторяют движение, которое показывает учитель. Например: повернутся, наклонится, присесть или повторить любое танцевальное движение.