Русский язык в мире социальных сетей: как грамотно писать в интернете | Рожченко Татьяна Анатольевна. Работа №348860
Аннотация. Статья посвящена вопросам грамотного письма в интернете и роли русского языка в условиях активного использования социальных сетей. Рассматриваются основные проблемы, связанные с нарушением языковых норм в онлайн-коммуникации, предлагаются рекомендации для формирования у школьников навыков грамотного письма в интернете. Подчёркивается значимость сохранения грамотности и культуры речи в социальных сетях, где нормы общения значительно отличаются от традиционного письменного общения.
Ключевые слова: русский язык, социальные сети, интернет, грамотность, культура речи, нормы языка, школьники, цифровая грамотность.
Русский язык в мире социальных сетей:
как грамотно писать в интернете
Рожченко Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы
ГБОУ «Малиновский учебно-воспитательный комплекс «Школа-дошкольное образовательное учреждение Володарского муниципального округа» Донецкой Народной Республики
Аннотация. Статья посвящена вопросам грамотного письма в интернете и роли русского языка в условиях активного использования социальных сетей. Рассматриваются основные проблемы, связанные с нарушением языковых норм в онлайн-коммуникации, предлагаются рекомендации для формирования у школьников навыков грамотного письма в интернете. Подчёркивается значимость сохранения грамотности и культуры речи в социальных сетях, где нормы общения значительно отличаются от традиционного письменного общения.
Ключевые слова: русский язык, социальные сети, интернет, грамотность, культура речи, нормы языка, школьники, цифровая грамотность.
Интернет и социальные сети уже стали неотъемлемой частью нашей повседневной жизни, а у школьников и молодежи они занимают особое место, выступая не только как средство общения, но и как источник информации, досуга и даже учебы. Однако наряду с этими преимуществами массовое использование соцсетей привело к новым вызовам для сохранения грамотности и культуры речи. В мире кратких сообщений, мемов и упрощенных форматов общения язык претерпевает изменения: появляются новые слова, акронимы и сленг, которые, хотя и делают речь более выразительной, зачастую влияют на общую грамотность. Поэтому одна из актуальных задач учителя русского языка и литературы сегодня – это формирование у учеников понимания необходимости грамотного письма в интернете, умения сохранять баланс между непринужденностью интернет-общения и уважением к языковым нормам.
В первую очередь, важно донести до учеников, что язык в социальных сетях требует не меньшей ответственности, чем любой другой вид общения. Грамотное письмо в интернете – это не только вопрос уважения к собеседникам, но и часть самопрезентации, поскольку любая ошибка или неверно сформулированное предложение может повлиять на впечатление о человеке. Задача учителя – показать, что, несмотря на неформальный стиль общения, соблюдение основных правил правописания и пунктуации придает словам убедительности. Например, даже в коротких сообщениях важно использовать знаки препинания для обозначения пауз и интонации. Написав «Привет, как дела?» вместо «Привет как дела», мы показываем собеседнику уважение и демонстрируем понимание грамматики, что положительно сказывается на восприятии написанного.
Одним из самых частых нарушений в интернет-общении является игнорирование правил орфографии и пунктуации. Причины такой тенденции объяснимы: для быстрого обмена сообщениями многие жертвуют грамотностью в пользу скорости, опуская буквы, сокращая слова или вовсе отказываясь от заглавных букв. Важно объяснить школьникам, что такая экономия времени вредит качеству общения и зачастую затрудняет понимание. Например, фраза «Давай встретимся завтра у парка», написанная как «давай встретимся завтра у парка», теряет нужную интонацию и воспринимается как чересчур сжатая или безразличная. В ходе уроков можно предлагать ученикам упражнения, в которых они будут корректировать текст, лишенный пунктуации, чтобы они сами видели, как это влияет на смысл и восприятие.
Немаловажным аспектом является и появление новых слов и сокращений, вызванных влиянием интернета и молодежной культуры. С одной стороны, новые термины обогащают язык, позволяют быстрее выражать мысли и даже создают определенное чувство общности среди пользователей. Но с другой стороны, активное использование сленга и аббревиатур часто снижает общий уровень грамотности, так как ученики привыкают к сокращенным формам и теряют навык полноценного письма. Учитель может подойти к этому вопросу с позиций баланса: объяснить, что использование сленга и неологизмов уместно в определенных ситуациях, но важно помнить и о литературной норме языка. Например, такие сокращения, как «лайк» и «коммент», могут быть понятны в узком кругу друзей, но неуместны в более официальной коммуникации. Уместно предложить учащимся продумать, как выглядел бы их ответ на сообщения, если бы они писали не другу, а, например, учителю или начальнику. Это поможет ученикам задуматься о роли контекста в выборе речевых средств.
Еще одна проблема, с которой сталкиваются учащиеся, – это чрезмерное использование эмодзи и графических символов вместо слов. Эмодзи стали удобным способом выражения эмоций, но учителю важно объяснить, что они не должны заменять полноценное общение. Например, сообщение, состоящее исключительно из смайликов, может быть воспринято неоднозначно или даже некорректно понято. Лучше предложить детям комбинировать слова и графические символы так, чтобы смысл передавался полноценно и легко читался. Учащиеся могут выполнить упражнение: написать короткое сообщение, сначала используя только эмодзи, а затем попробовав передать ту же мысль словами. Это задание помогает увидеть разницу в восприятии и значении сообщения.
Примером работы над грамотностью может стать обсуждение ошибок, часто встречающихся в интернете, и разбор примеров того, как неправильное использование языка влияет на восприятие текста. Например, отсутствие запятой во фразе «Пойдем есть бабушка» делает предложение комичным и вводит в заблуждение. Такие примеры помогают ребятам увидеть значимость пунктуации и грамматики на практике и осознать, что иногда от этих «мелочей» зависит весь смысл текста.
Для более глубокой проработки навыков грамотного письма можно организовать задания, связанные с публичными текстами – такими, как комментарии к публикациям или посты, которые видят не только друзья, но и широкий круг людей. Ученики могут попробовать написать комментарий к вымышленной статье или сделать публикацию на общую тему, например, о любимой книге, при этом соблюдая все правила орфографии и пунктуации. Это помогает не только закрепить правила, но и формирует у учащихся представление о значении грамотности в интернете, который является пространством для широкой аудитории.
Таким образом, формирование грамотного письма в социальных сетях и интернете – это важная задача учителя русского языка и литературы. Поддерживая интерес к языковым нормам и навыкам самопрезентации, учитель помогает ученикам освоить интернет как часть их повседневного пространства, сохраняя уважение к правилам языка. Важно не только учить правилам, но и объяснять их значимость для эффективного общения и восприятия. Это позволит учащимся не только стать грамотными пользователями интернета, но и воспитать в себе уважение к родному языку и его богатству.
Список литературы
Зинина, Т. Ф. Инновационные подходы к преподаванию русского языка / Т. Ф. Зинина. —
Текст :
непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 8 (112). — С. 957-960. — URL:
https://moluch.ru/archive/112/28393/
Курбонов
,
Дониёрбек
Кахрамонович
, Каримов,
Утирбек
Рахимжон
Углы
Р
азвитие технологии и социальных сетей как фактор изменения русского языка // ORIENSS.
2024.
№7. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-tehnologii-i-sotsialnyh-setey-kak-faktor-izmeneniya-russkogo-yazyka