Самоанализ урока обучения грамоте 1 класс | Шишмарева Танзиля Фаатовна. Работа №222894
Автор: Шишмарева Танзиля Фаатовна
Самоанализ урока
1. В 1 «А» классе 30 учащихся , 19 мальчиков, 11 девочек. Общая подготовленность класса к коллективно-распределённой деятельности хорошая, дети учатся работать в парах, слушать друг друга и фронтально взаимодействовать, умение детей работать в малых группах формируется, умение самооценивать себя и друг друга отрабатывается.
2. Общая характеристика общения.
Преобладает сотрудничество. Проблемы лидерства и аутсайдерства не существует, хотя есть мальчики, которые пассивно относятся к работе в малой группе. Считаю необходимым воспитание в учащихся данного класса доброжелательности друг к другу, уважения к мнению других и умения слушать.
3.Освоение программы к этому времени.
Основная задача этого раздела - систематизировать знания учащихся о способах обозначения звука [Й`] в разных позициях. Звук [Й`] особый, он всё время меняет свои «одёжки». Его обозначение зависит от той позиции, которую занимает этот звук в слове. На изучение этого раздела отводится всего 5 часов.
4. Анализ эффективности проекта урока.
Исходя из особенностей класса и темы урока были поставлены цели урока.
Тема урока: Какими буквами обозначается звук [Й`] в разных позициях.
Цель: Отработать способы обозначения звука [Й`] в разных позициях.
Задачи:
Обучающая: систематизировать знания детей о способах обозначения звука [Й`] в разных позициях.
Развивающая: развивать фонематический слух, сопоставлять, анализировать, логически мыслить, учить обосновывать свой выбор для обозначения звука [Й`] в разных позициях.
Воспитывающая: воспитывать коммуникативную культуру учащихся (воспитание взаимопомощи, доброжелательности к товарищу во время работы в группах, в ходе учебного диалога, культуру учебного труда).
Тип урока: Урок отработки учебной задачи.
Самоанализ урока
В 1 «А» классе 30 учащихся , 19 мальчиков, 11 девочек. Общая подготовленность класса к коллективно-распределённой деятельности хорошая, дети учатся работать в парах, слушать друг друга и фронтально взаимодействовать, умение детей работать в малых группах формируется, умение
самооценивать
себя и друг друга отрабатывается.
Общая характеристика общения.
Преобладает сотрудничество. Проблемы лидерства и аутсайдерства не существует, хотя есть мальчики, которые пассивно относятся к работе в малой группе. Считаю необходимым воспитание в учащихся данного класса доброжелательности друг к другу, уважения к мнению других и умения слушать.
Освоение программы к этому времени.
Основная задача этого раздела - систематизировать знания учащихся о способах обозначения звука [Й`] в разных позициях. Звук [Й`] особый, он всё время меняет свои «одёжки». Его обозначение зависит от той позиции, которую занимает этот звук в слове. На изучение этого раздела отводится всего 5 часов.
Анализ эффективности проекта урока.
Исходя из особенностей класса и темы урока были поставлены цели урока.
Тема урока: Какими буквами обозначается звук [Й`] в разных позициях.
Цель: Отработать способы обозначения звука [Й`] в разных позициях.
Задачи:
Обучающая: систематизировать знания детей о способах обозначения звука [Й`] в разных позициях.
Развивающая: развивать фонематический слух, сопоставлять, анализировать, логически мыслить, учить обосновывать свой выбор для обозначения звука [Й`] в разных позициях.
Воспитывающая: воспитывать коммуникативную культуру учащихся (воспитание взаимопомощи, доброжелательности к товарищу во время работы в группах, в ходе учебного диалога, культуру учебного труда).
Тип урока: Урок отработки учебной задачи.
Исходя, из типа урока было спланировано несколько учебно-воспитательных моментов.
На сегодняшний день современный урок немыслим без тактики сотрудничества ученик - учитель-ученик. Чтобы вовлечь ребят, предлагаемый урок представляет собой различные формы сотрудничества на уроке – это и коллективная и групповая. Коллективно-распределённую деятельность планировалось организовать в форме групповой работы.
Ребята могут выполнять каждую операцию по очереди, контролируя, при этом друг, друга.
Проектировалось отработать способы обозначения звука [Й`] в разных позициях. Большинство учащихся данного класса имеют хорошие прочные знания, умения о способах обозначения звука [Й`] в разных позициях.
В проекте урока мною предусматривались реальные трудности, с которыми могли встретиться в ходе отработки учебной задачи и прогнозировались возможные ошибки учащихся. Обозначение звука [Й`]
в позиции после согласного перед гласным - это орфограмма (место в буквенной записи, которое нельзя писать по слуху). А ответить, когда следует писать Ь, а когда Ъ, ученики смогут гораздо позже. Зная об этом, ученики будут в буквенной записи ставить знак вопроса. Нужно обратить внимание на распространённую ошибку детей, которые считают, что Ъ
обозначает твёрдость предыдущего согласного. Это неверно, ведь согласные звуки перед [Й`], как правило, мягкие. Звук [Й`] и последующий гласный обозначается в этой позиции двумя буквами (ЬЯ, ЬЕ, ЬЁ, ЬИ, ЬЮ, ЪЯ, ЪЕ, ЪЁ, ЪЮ),
В целом общий вывод о реальности и эффективности урока положительный, так как многие учащиеся способны мыслить, анализировать.
Как, был осуществлён урок, исходя из замысла
.
Все запланированные задачи были реализованы на уроке.
Так, организационный момент, имеющий, своей целью воспитание культуры учебного труда прошёл быстро, так как класс быстро настраивается на урок.
Ситуация успеха спланирована через фронтальную форму организации, применение изученных схем - разных позиций звука [Й`], чтобы у детей зрительно зафиксировалась разница этих позиций и способов обозначения, с помощью буквы й, букв я,е,ё,ю. Для активизации деятельности каждого спланирована игра « Озвучь схему» и более глубокого усвоения материла.
На уроке использовался комплекс оценочных методик:
Волшебная линеечка для оценивания письменной и устной работы;
Веер-светофо
р(
цветовые индикаторы);
Лист успешности;
Знак + и – для оценки согласия или несогласия с решением одноклассников.
Одна из главных задач учителя 1 класса - это формирование у детей умения оценивать результат своей деятельности. Формирование самооценки и самоконтроля начинается с умения формулировать критерии, по которым будет оцениваться работа. Критерии должны быть чёткими, однозначными. Во 2 полугодии 1 класса учащиеся уже сами выдвигают критерии и выбирают самый важный. Когда учащиеся достигнут осознанного оценивания выполненной работы, возможно формирование прогностической оценки – оценки предстоящей работы. Что и было предложено детям перед выполнением самостоятельной работы. Основная цель прогностической оценки - научить правильно рассчитывать свои силы. Ведь именно в это время у детей возникает вопрос, справлюсь ли я с этим заданием? В завершении данного этапа была предложена самостоятельная работа с целью проверки умения обозначения позиции звука [й,] буквами. Эта работа помогает ученикам, которые не совсем хорошо усвоили тему, лучше в ней разобраться. После завершения проверки самостоятельной работы было предложено ещё раз с помощью волшебной линеечки и веера- светофора оценить, как они теперь понимают материал. Таким образом, был получен сигнал о том, в какой точке находятся теперь ученики, кто из них продвинулся, а кому по- прежнему нужна помощь. Учитель может также увидеть у кого из детей занижена, у кого завышена самооценка и в дальнейшем спланировать коррекционную работу.
Целью этого момента урока являлось актуализация знаний учащихся, проверить усвоение пройденного, умение оценивать свои знания, устранение пробелов реализовано через различные методы обучения: репродуктивный метод помог проверить сформированности умения связно отвечать на вопросы учителя, сравнительный метод позволяет проверить осознанность усвоения раннее изученного материала, обобщающий метод помог сделать вывод в конце этапа.
На этапе отработки учебной задачи, целью которого являлось: проверить уровень сформированности определения позиции звука [й,]
Была выбрана детьми групповая форма организации познавательной деятельности позволила, включить в работу каждого учащегося, воспитывать доброжелательность, уважение друг к другу, взаимопомощь через атмосферу в микрогруппах. Формирование действия самооценки и самоконтроля происходило и при работе в микрогруппах. Ведь работая в группе, дети учатся не только планировать совместные действия, но и контролировать и оценивать их. Вместе с учителем договорились о том, по каким критериям будет оцениваться работа. На этот раз это правильность при помощи волшебной линеечки.
В конце урока ещё раз была предложена работа с « Листом успещности» с использованием цветного индикатора с целью увидеть учителю достигнуты ли желаемые результаты, реализованы ли цели урока, готов ли класс продолжить движение дальше.
Можно выделить положительные эффекты работы с оценочными инструментами:
Каждый ученик в начале урока понимает: знает он эту тему или нет. Во время проверки работы ученик, неправильно оценивший себя, понимает, в чём он ошибался и где он был неправ. Указывая своему товарищу на ошибку и доказывая свою точку зрения, учится рассуждать и объяснять, что развивает его логическое мышление и речь. Принимая участие в оценке знаний по шкале, дети начинают более критично и правильно оценивать себя. В целом стимулирует детей больше стараться и делать меньше ошибок.
Итог урока: целью являлось обобщить проделанное на уроке, это помогает закрепить, повторить на уровне общения.
Наиболее удачным считаю этап « Ситуация успеха», где дети показали умение мыслить, анализировать.
Таким образом, считаю, что урок представляет целостную систему, цели, поставленные, на уроке достигнуты, учтены были возрастные и индивидуальные особенности учащихся, интерес к изучению данного предмета.