Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Самообразование «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с ТНР посредством пальчиковых игр и упражнений». | Шошина Наталья Вячеславовна. Работа №354409

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Еще в середине прошлого века было установлено, что уровень развития речи детей напрямую зависит от сформированности тонких движений пальцев рук. Ученые, психологи и педагоги рассматривают мелкую моторику как один из показателей физического и нейропсихического развития ребенка. Морфологическое и функциональное формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук.   С анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Поэтому развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики.

         Необходимо отметить, что весь материал, в котором предполагаются движения (особенно рук), лучше усваивается в стихотворной форме, так как стихи дают возможность войти в ритм движения. Проговаривание, «оречевление» деятельности даёт больший эффект (включаются и слуховой, и речевой, и кинестетический анализаторы).

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №124»

 

 

 

 

 

 

 

Программа профессионального саморазвития педагога

Сроки реализации программы 2024-2025 учебный год.

 

 

 

 

«Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с ТНР посредством пальчиковых игр и упражнений».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составила: воспитатель

Шошина Наталья Вячеславовна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Дзержинск

2024 г.

 

 

 

 

 

Пояснительная записка.

Актуальность проблемы.

Актуальность выбранной темы:

Еще в середине прошлого века было установлено, что уровень развития речи детей напрямую зависит от сформированности тонких движений пальцев рук. Ученые, психологи и педагоги рассматривают мелкую моторику как один из показателей физического и нейропсихического развития ребенка. Морфологическое и функциональное формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук. С анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Поэтому развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики.

Необходимо отметить, что весь материал, в котором предполагаются движения (особенно рук), лучше усваивается в стихотворной форме, так как стихи дают возможность войти в ритм движения. Проговаривание, «оречевление» деятельности даёт больший эффект (включаются и слуховой, и речевой, и кинестетический анализаторы).

И одним из способов развития моторики в работе с детьми является пальчиковая гимнастика в речевом сопровождении.  При выполнении данного комплекса упражнений педагог решает следующие задачи:

повышать речевую активность;

активно развивать общую, мелкую моторику и координацию движений;

нормализовать речевое дыхание;

уточнять артикуляцию имеющихся звуков, создавать базу для успешной постановки и автоматизации нарушенных звуков.

Использование пальчиковых игр и упражнений, занимательных заданий, двигательной активности делают занятия более живыми, интересными, результативными. Кроме того, пальчиковая гимнастика, речь с движением способствуют развитию зрительной и речевой памяти, координации движений, что, в конечном счете, поможет педагогу качественно подготовить ребенка к обучению в школе. Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением, систематически используемая в непосредственно-образовательной (которая используется в качестве физкультминутки) и в совместной деятельности, оказывают стимулирующее влияние на развитие речедвигательных зон коры головного мозга, что благоприятно отражается на развитии речи детей. Пальчиковые игры и упражнения способствуют ориентировке в пространстве, развитию координации движений и даже постановке звуков. Кроме того, они вызывают у детей положительный эмоциональный отклик.

Так же нужно отметить, что важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства в рамках ФГОС, является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного гражданина России. В связи с этим перед педагогами стоят следующие целевые ориентиры (ФГОС ДО (п.4.6)):

-ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

-у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.

Согласно ФАОП ДО (п.2.1.2) основными задачами образовательной деятельности с детьми является создание условий для:

-овладения речью как средством общения и культуры;

-обогащения активного словаря;

-развития связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

-развития речевого творчества;

-развития звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

-знакомства с книжной культурой, детской литературой;

-развития понимания на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте;

-профилактики речевых нарушений и их системных последствий.

Задачи:

Работа с детьми:

систематизировать работу по совершенствованию пальчиковой моторики детей;

систематизировать использование пальчиковой гимнастики на занятиях, в режимных моментах как один из элементов преодоления у детей тяжелых нарушений речи;

 

Работа педагога (воспитателя)

разработать перспективный план работы с детьми

на тему

«Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с ТНР посредством пальчиковых игр и упражнений».

Подбор игр и материалов для оснащения

К

РППС.

продолжать повышать собственный уровень знаний путём изучения литературы, информаций из интернета, самообразования.

 

Работа с родителями

Сформировать систему активного взаимодействия с родителями воспитанников с целью обогащения игрового опыта, речевой активности ребенка.

Повысить заинтересованность родителей в вопросах 

развития

 мелкой моторики рук, дать знания родителям о значимости 

пальчиковой гимнастики

;

Повысить уровень психолого-педагогической компетентности родителей в данной теме.

Создать в семье благоприятные условия для развития речи ребёнка, учитывая опыт детей, приобретённый в детском саду (использование в домашних условиях пальчиков

ой гимнастики

).

 

 

 

Источники самообразования.

Литература (методическая, художественная), интернет-ресурсы, медиа-информация на различных ресурсах.

Ожидаемые результаты:

-повышение профессионального уровня;

-повышение качества воспитательно-образовательного процесса;

- развитие общей, мелкой моторики и координации движений детей с ТНР;

- повышение речевой активности детей;

 

 

Планируемые результаты:

Разработка перспективного плана на учебный год

с детьми старшей

группы с ТНР

на тему

«Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с ТНР посредством пальчиковых игр и упражнений».

Оформление информационной папки

по

т

ема: «Для чего нужна пальчиковая гимнастика!»

Составление рекомендаций для родителей.

Составление и распространение памяток, буклетов для родителей по теме самообразования.

Индивидуальные консультации и беседы с родителями по теме самообразования.

Составление памяток для педагогов

на тему: «Использование пальчиковой гимнастики с речевым сопровождением

».

Выступление на педсовете по теме

«Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с ТНР посредством пальчиковых игр и упражнений».

Мастер-класс для педагогов «Использование пальчиковой гимнастики с речевым сопровождением

».

Дата начала работы над темой: сентябрь 2024 учебный год.

Предполагаемая дата окончания: май 2025учебный год.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План работы

 

Месяц

 

Цель

Деятельность воспитателя с детьми

Взаимодействие с родителями

Обогащение КРППС

Сентябрь

Проведение диагностики речевого развития детей.

Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта.

Разработка перспективного плана на учебный год по теме: «Развитие речи у детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр и упражнений».

Подбор игр и материалов для оснащения КРППС.

 

Разучивание пальчиковых игр с детьми.

«Вышел дождик на прогулку».

«Осенние листья».

 

 

 

 

Оформление информационной папки по теме: «Для чего нужна пальчиковая гимнастика!»

 

Игры с мелкими предметами (конструктор, мозайка, пазлы и т.д. )

 

Октябрь

Развитие общей и тонкой моторики, координации движений, координации речи с движением, развития подражательности и творческих способностей детей.

Разучивание пальчиковых игр с детьми.

«Компот».

«Апельсин».

«Капуста».

«Я перчатку надеваю»

 

Игры с предметами

(конструктор, мозайка, пазлы, шнуровки. )

Игры с массажными мячиками.

Индивидуальные консультации «Пальчиковая гимнастика и развитие речи детей».

Картотека пальчиковых игр по лексическим темам.

Ноябрь

Побуждать детей выполнять игровые задания, развивать мелкую моторику рук, тем самым развивать речь детей.

Разучивание пальчиковых игр с детьми.

«Новые кроссовки».

«Сколько обуви у нас».

Упражнение с массажными мячиками «Весёлые ножки».

«Помощники».

Информация на стенде: «Развитие мелкой моторики детей дома».

 

 

Пальчиковый театр «Животные».

 

Декабрь

Продолжать развивать общую, мелкую моторику и координацию движений, повышать речевую активность.

 

 

Разучивание пальчиковых игр с детьми.

«Птички»

« Снежок»

« Ёлочка»

« Подарки».

Рисование нетрадиционным способом (с помощью мятой бумаги).

Беседа с родителями на тему:

«Пальчиковая гимнастика дома».

 

 

Шаблоны для упражнений на обведение контуров предметов, штриховку, раскрашивание, рисование по клеткам и трафаретам.

Январь

Продолжать совместную работу с родителями по развитию мелкой и общей моторики, которая положительно влияет на развитие речи детей.

Разучивание пальчиковых игр с детьми.

«Снежинки»

«Кто же это? »

«Повар»

«Мы во двор пошли гулять».

Оригами «Кораблик».

Привлечь родителей к созданию игр с предметами домашнего обихода: (прищепки, пуговицы, кнопки, липучки, шнурки)

Пальчиковый театр.

Февраль

Продолжать совместную работу с родителями по развитию мелкой и общей моторики, которая положительно влияет на развитие речи детей.

 

Разучивание пальчиковых игр с детьми.

«Сидит белка на тележке»

«Как у нас семья большая»

«Дудочка»

«Буренка»

Оригами «Самолет».

Игры в конструктор (мелкий и крупный).

Составление и распространение памяток, буклетов для родителей по теме самообразования.

Шаблоны для упражнений «Нарисуй по контуру».

 

 

 

 

 

 

 

Март

Развивать общую, мелкую моторику и координацию движений, повышать речевую активность.

 

 

Разучивание пальчиковых игр с детьми.

«Жил да был один налим».

«Рыбка».

«Как у нас семья большая».

«Я выросла

Лепка из соленого теста.

 

 

 

Индивидуальные консультации для родителей «Пальчиковые игры дома».

Д/и «Крышечки».

Д/и «Клубочек».

Апрель

Продолжать развивать общую и тонкую моторику, координацию движений, координацию речи с движением, развивать подражательность и творческие способности детей.

Разучивание пальчиковых игр с детьми.

«Кап, кап…».

«Дрозд дроздок».

«Ласточка».

Упражнение с маленькими пластмассовыми крышками «Ходилочка».

Рисование с использование нетрадиционных техник рисование ватными палочками и мятой бумаги.

 

.

Рекомендаций для родителей «Как проводить пальчиковую гимнастику с ребенком».

Картотека пальчиковой гимнастики для родителей.

Д/и «Ходилки».

 

 

 

Май

Разучивание новых пальчиковых игр.

Выступление на педсовете по теме «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с ТНР посредством пальчиковых игр и упражнений».

Мастер-класс для педагогов «Использование пальчиковой гимнастики с речевым сопровождением».

Составление памяток для педагогов «Использование пальчиковой гимнастики с речевым сопровождением».

Разучивание пальчиковых игр с детьми.

«Зелёный попугай».

«В саванне».

«Где обедал воробей? ».

«Люблю по городу гулять...

Игры в конструктор (мелкий и крупный).

 

 

Выставка рисунков.

 «Мир глазами детей».

Рисование нетрадиционным способом.

Совместная деятельность родитель-ребенок.

 

Изготовление игр-шнуровок своими руками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

-Нищева Н.В. Картотека подвижных игр ,упражнений ,физкультминуток, пальчиковой гимнастикизд2-е ,дополнительное.-СПб.:ООО ««ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2019.

-Нищева Н.В., Гавришева Л.Б., Кириллова Ю.А. Комплексно-тематическое планирование коррекционной и образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи ( с 6 до 7 лет). – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2021

-Нищева Н.В. Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. Издание 3-е, перераб. И доп. в соответствии с ФГОС ДО. – СПБ.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2018

-Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержден приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155;

-Федеральная адаптированная программа дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденная приказом Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 № 1022;

-Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи Муниципального дошкольного образовательного учреждения«Детский сад № 124».

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×