Самообразование «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с ТНР посредством пальчиковых игр и упражнений». | Шошина Наталья Вячеславовна. Работа №354409
Еще в середине прошлого века было установлено, что уровень развития речи детей напрямую зависит от сформированности тонких движений пальцев рук. Ученые, психологи и педагоги рассматривают мелкую моторику как один из показателей физического и нейропсихического развития ребенка. Морфологическое и функциональное формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук. С анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Поэтому развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики.
Необходимо отметить, что весь материал, в котором предполагаются движения (особенно рук), лучше усваивается в стихотворной форме, так как стихи дают возможность войти в ритм движения. Проговаривание, «оречевление» деятельности даёт больший эффект (включаются и слуховой, и речевой, и кинестетический анализаторы).
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №124»
Программа профессионального саморазвития педагога
Сроки реализации программы 2024-2025 учебный год.
«Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с ТНР посредством пальчиковых игр и упражнений».
Составила: воспитатель
Шошина Наталья Вячеславовна
г. Дзержинск
2024 г.
Пояснительная записка.
Актуальность проблемы.
Актуальность выбранной темы:
Еще в середине прошлого века было установлено, что уровень развития речи детей напрямую зависит от сформированности тонких движений пальцев рук. Ученые, психологи и педагоги рассматривают мелкую моторику как один из показателей физического и нейропсихического развития ребенка. Морфологическое и функциональное формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук. С анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Поэтому развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики.
Необходимо отметить, что весь материал, в котором предполагаются движения (особенно рук), лучше усваивается в стихотворной форме, так как стихи дают возможность войти в ритм движения. Проговаривание, «оречевление» деятельности даёт больший эффект (включаются и слуховой, и речевой, и кинестетический анализаторы).
И одним из способов развития моторики в работе с детьми является пальчиковая гимнастика в речевом сопровождении. При выполнении данного комплекса упражнений педагог решает следующие задачи:
повышать речевую активность;
активно развивать общую, мелкую моторику и координацию движений;
нормализовать речевое дыхание;
уточнять артикуляцию имеющихся звуков, создавать базу для успешной постановки и автоматизации нарушенных звуков.
Использование пальчиковых игр и упражнений, занимательных заданий, двигательной активности делают занятия более живыми, интересными, результативными. Кроме того, пальчиковая гимнастика, речь с движением способствуют развитию зрительной и речевой памяти, координации движений, что, в конечном счете, поможет педагогу качественно подготовить ребенка к обучению в школе. Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением, систематически используемая в непосредственно-образовательной (которая используется в качестве физкультминутки) и в совместной деятельности, оказывают стимулирующее влияние на развитие речедвигательных зон коры головного мозга, что благоприятно отражается на развитии речи детей. Пальчиковые игры и упражнения способствуют ориентировке в пространстве, развитию координации движений и даже постановке звуков. Кроме того, они вызывают у детей положительный эмоциональный отклик.
Так же нужно отметить, что важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства в рамках ФГОС, является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного гражданина России. В связи с этим перед педагогами стоят следующие целевые ориентиры (ФГОС ДО (п.4.6)):
-ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
-у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.
Согласно ФАОП ДО (п.2.1.2) основными задачами образовательной деятельности с детьми является создание условий для:
-овладения речью как средством общения и культуры;
-обогащения активного словаря;
-развития связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
-развития речевого творчества;
-развития звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
-знакомства с книжной культурой, детской литературой;
-развития понимания на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте;
-профилактики речевых нарушений и их системных последствий.
Задачи:
Работа с детьми:
систематизировать работу по совершенствованию пальчиковой моторики детей;
систематизировать использование пальчиковой гимнастики на занятиях, в режимных моментах как один из элементов преодоления у детей тяжелых нарушений речи;
Работа педагога (воспитателя)
разработать перспективный план работы с детьми
на тему
«Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с ТНР посредством пальчиковых игр и упражнений».
Подбор игр и материалов для оснащения
К
РППС.
продолжать повышать собственный уровень знаний путём изучения литературы, информаций из интернета, самообразования.
Работа с родителями
Сформировать систему активного взаимодействия с родителями воспитанников с целью обогащения игрового опыта, речевой активности ребенка.
Повысить заинтересованность родителей в вопросах
развития
мелкой моторики рук, дать знания родителям о значимости
пальчиковой гимнастики
;
Повысить уровень психолого-педагогической компетентности родителей в данной теме.
Создать в семье благоприятные условия для развития речи ребёнка, учитывая опыт детей, приобретённый в детском саду (использование в домашних условиях пальчиков
ой гимнастики
).
Источники самообразования.
Литература (методическая, художественная), интернет-ресурсы, медиа-информация на различных ресурсах.
Ожидаемые результаты:
-повышение профессионального уровня;
-повышение качества воспитательно-образовательного процесса;
- развитие общей, мелкой моторики и координации движений детей с ТНР;
- повышение речевой активности детей;
Планируемые результаты:
Разработка перспективного плана на учебный год
с детьми старшей
группы с ТНР
на тему
«Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с ТНР посредством пальчиковых игр и упражнений».
Оформление информационной папки
по
т
ема: «Для чего нужна пальчиковая гимнастика!»
Составление рекомендаций для родителей.
Составление и распространение памяток, буклетов для родителей по теме самообразования.
Индивидуальные консультации и беседы с родителями по теме самообразования.
Составление памяток для педагогов
на тему: «Использование пальчиковой гимнастики с речевым сопровождением
».
Выступление на педсовете по теме
«Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с ТНР посредством пальчиковых игр и упражнений».
Мастер-класс для педагогов «Использование пальчиковой гимнастики с речевым сопровождением
».
Дата начала работы над темой: сентябрь 2024 учебный год.
Предполагаемая дата окончания: май 2025учебный год.
План работы
Месяц
Цель
Деятельность воспитателя с детьми
Взаимодействие с родителями
Обогащение КРППС
Сентябрь
Проведение диагностики речевого развития детей.
Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта.
Разработка перспективного плана на учебный год по теме: «Развитие речи у детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр и упражнений».
Подбор игр и материалов для оснащения КРППС.
Разучивание пальчиковых игр с детьми.
«Вышел дождик на прогулку».
«Осенние листья».
Оформление информационной папки по теме: «Для чего нужна пальчиковая гимнастика!»
Игры с мелкими предметами (конструктор, мозайка, пазлы и т.д. )
Октябрь
Развитие общей и тонкой моторики, координации движений, координации речи с движением, развития подражательности и творческих способностей детей.
Разучивание пальчиковых игр с детьми.
«Компот».
«Апельсин».
«Капуста».
«Я перчатку надеваю»
Игры с предметами
(конструктор, мозайка, пазлы, шнуровки. )
Игры с массажными мячиками.
Индивидуальные консультации «Пальчиковая гимнастика и развитие речи детей».
Картотека пальчиковых игр по лексическим темам.
Ноябрь
Побуждать детей выполнять игровые задания, развивать мелкую моторику рук, тем самым развивать речь детей.
Разучивание пальчиковых игр с детьми.
«Новые кроссовки».
«Сколько обуви у нас».
Упражнение с массажными мячиками «Весёлые ножки».
«Помощники».
Информация на стенде: «Развитие мелкой моторики детей дома».
Пальчиковый театр «Животные».
Декабрь
Продолжать развивать общую, мелкую моторику и координацию движений, повышать речевую активность.
Разучивание пальчиковых игр с детьми.
«Птички»
« Снежок»
« Ёлочка»
« Подарки».
Рисование нетрадиционным способом (с помощью мятой бумаги).
Беседа с родителями на тему:
«Пальчиковая гимнастика дома».
Шаблоны для упражнений на обведение контуров предметов, штриховку, раскрашивание, рисование по клеткам и трафаретам.
Январь
Продолжать совместную работу с родителями по развитию мелкой и общей моторики, которая положительно влияет на развитие речи детей.
Разучивание пальчиковых игр с детьми.
«Снежинки»
«Кто же это? »
«Повар»
«Мы во двор пошли гулять».
Оригами «Кораблик».
Привлечь родителей к созданию игр с предметами домашнего обихода: (прищепки, пуговицы, кнопки, липучки, шнурки)
Пальчиковый театр.
Февраль
Продолжать совместную работу с родителями по развитию мелкой и общей моторики, которая положительно влияет на развитие речи детей.
Разучивание пальчиковых игр с детьми.
«Сидит белка на тележке»
«Как у нас семья большая»
«Дудочка»
«Буренка»
Оригами «Самолет».
Игры в конструктор (мелкий и крупный).
Составление и распространение памяток, буклетов для родителей по теме самообразования.
Шаблоны для упражнений «Нарисуй по контуру».
Март
Развивать общую, мелкую моторику и координацию движений, повышать речевую активность.
Разучивание пальчиковых игр с детьми.
«Жил да был один налим».
«Рыбка».
«Как у нас семья большая».
«Я выросла
Лепка из соленого теста.
Индивидуальные консультации для родителей «Пальчиковые игры дома».
Д/и «Крышечки».
Д/и «Клубочек».
Апрель
Продолжать развивать общую и тонкую моторику, координацию движений, координацию речи с движением, развивать подражательность и творческие способности детей.
Разучивание пальчиковых игр с детьми.
«Кап, кап…».
«Дрозд – дроздок».
«Ласточка».
Упражнение с маленькими пластмассовыми крышками «Ходилочка».
Рисование с использование нетрадиционных техник рисование ватными палочками и мятой бумаги.
.
Рекомендаций для родителей «Как проводить пальчиковую гимнастику с ребенком».
Картотека пальчиковой гимнастики для родителей.
Д/и «Ходилки».
Май
Разучивание новых пальчиковых игр.
Выступление на педсовете по теме «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с ТНР посредством пальчиковых игр и упражнений».
Мастер-класс для педагогов «Использование пальчиковой гимнастики с речевым сопровождением».
Составление памяток для педагогов «Использование пальчиковой гимнастики с речевым сопровождением».
Разучивание пальчиковых игр с детьми.
«Зелёный попугай».
«В саванне».
«Где обедал воробей? ».
«Люблю по городу гулять...
Игры в конструктор (мелкий и крупный).
Выставка рисунков.
«Мир глазами детей».
Рисование нетрадиционным способом.
Совместная деятельность родитель-ребенок.
Изготовление игр-шнуровок своими руками.
Список литературы:
-Нищева Н.В. Картотека подвижных игр ,упражнений ,физкультминуток, пальчиковой гимнастики.Изд2-е ,дополнительное.-СПб.:ООО ««ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2019.
-Нищева Н.В., Гавришева Л.Б., Кириллова Ю.А. Комплексно-тематическое планирование коррекционной и образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи ( с 6 до 7 лет). – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2021
-Нищева Н.В. Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. Издание 3-е, перераб. И доп. в соответствии с ФГОС ДО. – СПБ.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2018
-Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержден приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155;
-Федеральная адаптированная программа дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденная приказом Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 № 1022;
-Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи Муниципального дошкольного образовательного учреждения«Детский сад № 124».