«Самообслуживание в раннем возрасте» | Шеина Валентина Анатольевна. Работа №337929
«Самообслуживание в раннем возрасте»
Культурно –гигиенические навыки – важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, рук, тела, прически, одежды, обуви продиктована не только требованиями гигиены, но и нормальными человеческими отношениями.
Именно в раннем возрасте очень важно воспитывать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности, порядку. В эти годы дети могут освоить все основные культурно – гигиенические навыки, научиться понимать их важность, быстро и правильно выполнять.
Шеина Валентина Анатольевна
МБДОУ д/с 101 г. Дзержинск
Нижегородской области
«Самообслуживание детей в раннем возрасте: своеобразие деятельности и особенности воспитания»
2019г.
Введение
Культурно –гигиенические навыки – важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, рук, тела, прически, одежды, обуви продиктована не только требованиями гигиены, но и нормальными человеческими отношениями.
Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные навыки и умения, закреплять их, чтобы они стали привычками.
Культурно – гигиенические навыки – это основа санитарной культуры, необходимое условие формирования у детей установки на здоровый образ жизни в будущем.
Именно в раннем возрасте очень важно воспитывать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности, порядку. В эти годы дети могут освоить все основные культурно – гигиенические навыки, научиться понимать их важность, быстро и правильно выполнять.
Ранний возраст является для ребенка очень насыщенным. Именно в этот период появляется стремление к самостоятельности. В процессе повседневной работы с детьми, надо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки постепенно совершенствовались, и это продиктовано не только правилами гигиены, но и нормами человеческих отношений. Надо стараться донести до детей, что в соблюдении этих правил проявляется уважение к окружающим и к самому себе в частности, ведь уход за собой дарит человеку ощущение чистоты, красоты и здоровья. И если на данном этапе не поддержать, не дать и не закрепить определенные навыки самообслуживания, то впоследствии ребенок не приобретет такие качества как трудолюбие и аккуратность, бережное отношение к вещам.
Дело в том, что самообслуживание играет определённую роль в развитии ребёнка, так как способно резко поднять его самооценку и тем самым знаменует собой самый большой шаг на пути к его независимости.
С раннего возраста начинают формироваться такие черты характера как воля, уверенность в себе, желание добиться успеха, стремление к цели, активность и упорство в её достижении. Происходит это именно с привития навыков самообслуживания.
Формирование у детей раннего возраста навыков, необходимых в жизни, связано с деятельностью, в значительной мере, направленной на удовлетворение повседневных личных потребностей.
Самообслуживание связано с простыми операциями, что облегчает выполнение действий по умыванию, одеванию, приёму пищи.
Базовые навыки самообслуживания
Навыки опрятности:
1. При небольшой помощи взрослых пользоваться:
− носовым платком;
− полотенцем;
− горшком;
− расчёской;
− салфеткой.
2. Замечать непорядок в одежде, устранять его при небольшой помощи взрослых.
Навыки приёма пищи:
1. Жевать с закрытым ртом.
2. Пользоваться ложкой (умение держать ложку, набрать в неё еду, поднести ко рту).
3. Пить из чашки, держа её двумя руками.
4. Брать самостоятельно, откусывать кусочки хлеба.
Навыки одевания и раздевания:
1. Умение одевать (снимать) различные предметы одежды в определённой последовательности при небольшой помощи взрослых.
2. Застёгивание пуговиц, завязывание поясков, бантов на одежде при небольшой помощи взрослых.
Эти навыки формируются под воздействием воспитания при определённом уровне развития у ребёнка некоторых психофизических возможностей. К ним относятся:
- общая моторика (умение садиться, вставать, ходить, подниматься и спускаться по ступенькам);
- мелкая моторика (умение толкать, тянуть, переворачивать предмет, держать его и выпускать из рук, играть с водой, опускать предметы в отверстие в коробке, брать мелкие предметы двумя пальцами, выполнять несложные пальчиковые игры);
- зрительно-слуховое внимание (умение смотреть и приходить, когда зовут, слушать сказки, отвечать на вопросы доступным способом);
- мышление (уметь узнавать предметы; выполнять простые указания, поручения; уметь имитировать, т.е. подражать действиям взрослых).
Именно с развития этих несложных умений начинается путь к освоению более важных, в практическом отношении, навыков самообслуживания. Поэтому и начинать надо именно с них.
Как правило, к двум годам общая моторика у детей развита довольно хорошо, а вот развитие мелкой моторики сложный процесс, требующий поэтапного освоения.
На первом этапе ребёнок учиться выполнять сгибательные движения кисти и применять их в игре. Далее осваивает хватание (пространственная и сенсорная ориентация, зрительно-моторная координация, согласованная работа рук, различные типы захватывания: кулачком, щепотью (тремя пальцами), одной рукой, обеими; различные действия пальцами: расставлять, сжимать вместе, выделять один палец). Дальше происходит развитие соотносящих действий, когда ребёнок учится совмещать два предмета или части, собирать такие игрушки, как матрёшки, башенки, совершенствуется согласованность обеих рук, продолжает развиваться глазомер. На последнем этапе происходит развитие подражательных движений руками (пальчиковые игры, выполнение действий по показу).
Итак, для успешного формирования навыков самообслуживания необходима косвенная подготовка рук и развитие их мелкой моторики. Этим можно заниматься на специально организованных занятиях, в играх или просто в бытовых ситуациях.
Однако, на современном этапе складывается тенденция в семьях замещать действия ребенка по самообслуживанию одним из родителей или другими членами семьи. Подходя к возрасту, когда можно посещать детский сад проступает неготовность малыша к самообслуживанию без помощи родителей и взрослых людей.
Это показывает актуальность данной темы. В психолого-педагогической литературе большое место отводится проблеме трудового воспитания и развитию самостоятельности ребенка.
Данной теме посвящены труды Н.М. Аксариной, Л.Н. Галигузовой, В.Г. Нечаевой, Л.Н. Павловой и др.
Основным видом труда ребенка раннего возраста является самообслуживание. Осваивая навыки самообслуживания, ребенок чувствует большую самостоятельность, меньшую зависимость от взрослых. Самообслуживание для маленького представляет значительную трудность, так как оно требует от детей известных усилий, сосредоточенности.
Л.Н. Павлова рекомендует педагогам при проведении того или иного режимного процесса систематически и планомерно прививать культурно-гигиенические навыки малышей, развивать самостоятельность ребенка, предоставляя ему возможность посильного участия в самообслуживании.
Ребенок от природы очень активен и активные действия радуют его. Он рано стремится сам одеваться, хочет самостоятельно есть, не умея еще как следует поднести ложку ко рту. Предоставляя ему возможность самостоятельно действовать, мы способствуем развитию его движений и воспитываем у него самостоятельность и зачатки трудовых навыков.
Методы формирования навыков самообслуживания у детей раннего возраста можно разделить на две группы:
Цель
Методы
1 группа методов
Обеспечить создание у детей практического опыта общественного поведения
− Показ действия.
− Пример взрослого или других детей (деятельность подражания).
− Метод приучения (систематические упражнения).
− Целенаправленное наблюдение (наблюдение положительно влияет на формирование навыка).
− Метод игры (даёт возможность самостоятельно, свободно использовать полученные знания, навыки в процессе игры с куклой – одеть куклу, умыть и т.д.)
2 группа методов
Формирование эмоционального отношения к процессу самообслуживания
−Использование литературных произведений, малых форм фольклорного жанра: песенок, потешек.
− Рассматривание иллюстраций, картин («Дети моют руки», «Дети обедают» и т.д.).
− Вопросы к детям, побуждающие к решению проблемы («Кукла Катя испачкалась, что делать?»)
Обучение конкретным навыкам самообслуживания включает в себя следующий алгоритм:
1. развитие навыков самообслуживания следует начинать с показа на любимых игрушках ребёнка, постепенно переходя к прямому обучению на самом малыше;
2. в процессе прямого обучения сообщите ему кратко и чётко, что вы от него хотите. Указание произносите, когда ребёнок смотрит на вас. При необходимости покажите это действие сами. Показ должен быть неторопливым, чётким и последовательным;
3. после объяснения и показа возьмите своими руками руки ребёнка и проделайте вместе с ним нужное действие;
4. во время самостоятельного выполнения действия ребёнком поправляйте его корректно, в позитивном тоне, не указывая на то, что нельзя делать, или что надо перестать делать, а говоря прямо, что необходимо делать именно сейчас. Например, нужно сказать: «Давай есть медленно», «Говори тихо», «Возьми одну» вместо: «Не торопись во время еды», «Не кричи громко», «Не бери много» и т. д.
Основная деятельность маленьких детей — игра. Научить детей одеваться и раздеваться самостоятельно, правильно, аккуратно не так просто. Необходимо учесть при этом индивидуальные особенности каждого ребенка, продумать доступные детям правила действия и их последовательность.
Игровой метод. По мнению Л.Н. Галигузовой элементы ее должны включаться во все виды взаимодействия педагога с детьми, а сама игра – стать основной формой организации разных видов детской деятельности. В течение дня воспитатели организуют с детьми игры-забавы и дидактические игры; специальной задачей является развитие у детей процессуальной игры, в ходе которой дети моделируют различные ситуации, отражающие их жизненный опыт, впечатления, полученные из наблюдений за окружающим, из детских книг и рассказов взрослых. Игры организуются как с группой детей, так и индивидуально с каждым ребенком.
В играх используются самые различные игрушки, организовываются с ними игры (куклу накормить, раздеть, уложить спать, одеть).
Одним из воспитательных приемов является побуждение, направляющее указание, а не порицание или осуждение. Ведь ребенок всему только учится, и все то, что он как будто умеет делать, еще освоено недостаточно. Если он ест не аккуратно, неправильно держит ложку, то, лучше не фиксируя его внимание на не правильном, сказать: «Ешь аккуратней, вот так надо держать ложку» и т.п.
С дошкольной психологии известно, что ранний возраст – это период, который характеризуется повышенной впечатлительностью и чувствительностью ребенка к оценкам его достижений со стороны значимого взрослого. Это комплекс детского поведения получил название «гордость за свои достижения».
Поэтому нужно похвалить, поощрить ребенка за удачные действия, быстроту, аккуратность, помощь другому ребенку: «Молодец, быстро разулся», «Как ты, Людочка, хорошо сложила все на стульчике», «Расстегнул Зине платье, вот как хорошо – молодец. Скажи Зина, ему спасибо».
Формируя навыки самообслуживания, нужно воспитывать и бережное отношение к вещам.
Нужно учить самостоятельности детей и во время еды, используя такие приемы, как показ с пояснением. Обедая за одним столом с детьми, показывать, как правильно есть, как держать ложку, предлагать взять ложку так, как это делает взрослый. Использовать игровые приемы.
Основным методическим приемом формирования навыков является показ выполнения каждого действия и их последовательности. «Посмотри малыш, как я буду вытирать руки. Я сначала возьму полотенце…», - говорит воспитатель и сопровождает свои действия пояснениями. Очень важно при обучении приемам одевания, умывания, уборке игрушек сохранять неизменным один и тот же способ, одну и ту же последовательность действий. Не нужно бояться еще и еще раз показать, и объяснить ребенку, что и как делать.
Особое воздействие на детей оказывают художественные произведения: А. Барто «Девочка чумазая», К. Чуковского «Мойдодыр», «Федорино горе», В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо», С. Капутикян «Кто скорее допьёт», З. Александровой «Что взяла клади на место», «Топотушка», И. Муравейка «Я сама», рассказы Л. Вороньковой «Маша- растеряша», потешки: «Водичка, водичка…».
Большое значение по формированию навыков самообслуживания занимают потешки. Чтобы вызвать у детей желание умываться и сделать для них этот процесс лёгким и приятным, мы читаем потешки соответственно действию называя имя ребёнка:
«Ладушки, ладушки с мылом моем лапушки,
Чистые ладошки, вот вам хлеб да ложки!»
Или:
«В кране булькает вода,
Очень даже здорово!
Умывается сама Машенька Егорова» (имя ребёнка)
Вот ещё потешка:
«Знаем, знаем, да, да, да!
Где тут прячется вода!
Выходи водица, мы пришли умыться!
Лейся на ладошку по -нем-нож-ку!
Нет, не понемножку – посмелей,
Будем умываться веселей!»
Весьма действенным приёмом является показ инсценировок с помощью игрушек настольного театра, кукол бибабо, например, «Как хрюша умывается», «Зайка, учит, медвежонка есть красиво и правильно», а также игровые приёмы с куклой. Так обучая детей снимать одежду, раздеваем куклу Машу, которая гуляла вместе с детьми и сопровождаем свои действия словами, обозначающими последовательность (сначала расстегнуть пуговицы, молнии, застёжки на обуви), аккуратно складывать одежду на полочку. Для закрепления эффективно использовать алгоритм процесса одевания и раздевания с картинками последовательности (одевания, раздевания, которые вывешены в приёмной). Одновременно малыши повторяют и запоминают названия частей одежды. Детям этот приём очень нравится.
Постепенное приучение детей к самостоятельности в процессе самообслуживания практически выражается в том, что сначала работу, которая для него сложна для исполнения ребенок выполняет вместе со взрослым, вникая в объяснение, а потом он сам начинает выполнять отдельные действия. И далее делает работу полностью сам, хотя и под контролем взрослого.
Возрастные сроки воспитания тех или иных умений, навыков и правил поведения зависят от предшествующего опыта ребенка, от того, чему и как его обучали. Ребенку следует предъявлять новое, более сложное требование лишь после того, как он овладел предшествующим умением или каким-либо правилом. Для закрепления навыков и различных правил поведения требуется, чтобы установленный порядок соблюдали в первую очередь все лица, воспитывающие детей. Кроме того, надо следить, чтобы и дети повседневно выполняли правила.
На родительских собраниях, консультациях, в индивидуальных беседах воспитатели рассказывают о требованиях программы воспитания и обучения по самообслуживанию, о работе, которая проводится в дошкольном учреждении. Родителям даются рекомендации о том, как дети должны обслуживать себя дома, прежде чем требовать от ребенка качественного и правильного выполнения работы, надо объяснить и показать, что и как он должен сделать, не наказывать, поощрять за старание, не перегружать.
Своевременное освоение процессов самообслуживания дает ребенку возможность самоутвердиться, почувствовать себя самостоятельным и умелым. Постепенно формируется привычка к частоте, опрятности и аккуратности. В период формирования навыков самообслуживания у ребенка нужно помнить, что умения и навыки самообслуживания формируются постепенно, но при постоянной и систематической работе в этом направлении. Не нужно пытаться опередить природу, и не нужно ориентироваться на других детей. Каждый ребенок развивается индивидуально, нужно только ему помогать и поддерживать его.
Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста процесс длительный и требующий от окружающих взрослых не только терпения, но и определенных знаний о физиологических и психологических особенностях детей 1-3 лет.
Список литературы
1. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. – М.: Медицина, 1977. – С.159.
2. Галигузова Л.Н. Педагогика детей раннего возраста: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Дошкольная педагогика и психология», «Педагогика и методика дошк. образования» / Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова. – М.: ВЛАДОС, 2007. – 301с.
3. Гуськова Т. Можно ли воспитать ребенка самостоятельным? // Дошкольное воспитание. – 1988. - № 8. – С.65-69.
4. Нечаева В.Г. Воспитание дошкольника в труде. – М.: Просвещение, 1997. – С. 124.
5. Павлова Л.Н. Организация жизни и культура воспитания детей в группах раннего возраста. – М.: Айрис – пресс, 2006. – 208с.
Перспективный план по формированию культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста.
Сентябрь
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Умывание
«Да здравствует мыло душистое»
Цель: Закреплять последовательность мытья рук (знакомство с алгоритмом умывания)
«Три золотых правила мытья рук»:
а) перед едой
б) после туалета
в) после прогулки
Цель: Разучить «Три золотых правила», расширять и активизировать словарь: мыло, мыльная пена, намылили, смыли, мыльница, вода – чистая, теплая, холодная.
Д/И «Умоем куклу Катю»
Цель: Закреплять знания о правильном мытье рук, лица, дать понятие о том, что у полотенец есть разное назначение: для рук, ног, тела.
Рассматривание иллюстрации «Мама купает малыша».
Цель: Закреплять знания о предметах личной гигиены: мыло, полотенце, теплая вода.
Питание
«Полезные и вредные продукты»
Цель: Дать знания о полезных и вредных продуктах, что можно есть много, а что ограниченно.
«Правила поведения за столом»
Цель: Закреплять правила поведения за столом: есть аккуратно, пользоваться ложкой, салфеткой
«Правила поведения за столом».
Цель: Закреплять знания о том, что за столом сидят с прямой спиной, ножки стоят рядом со стульчиком
Ситуация «Мы готовимся к обеду»
Цель: знакомить с названиями столовой посуды, их формой, цветом;
объяснять детям последовательность расстановки приборов для обеда
Одевание
«Для чего нужна одежда?»
Цель: Обогащать знания детей об одежде, познакомить с алгоритмом одевания закреплять последовательность одевания.
Игровая ситуация «Путешествие с куклой Катей». Знакомство с раздевалкой.
Цель: знакомство с оборудованием раздевалки (шкафчики для одежды, скамеечка, большое зеркало на стене, полочка для обуви), назначением и способами его использования ребенком;
«Порядок в шкафчиках».
Цель: Знакомить с понятием «вещи стопочкой», дать представление о том, что в шкафчиках тоже должен быть порядок.
Д/И «Оденем куклу Катю на прогулку».
Цель: Закреплять последовательность одевания, расширять представления детей о необходимости тепло одеваться.
Октябрь
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Умывание
Д/И «Какая вода».
Цель: Дать представления о свойствах воды, расширять словарный запас: теплая, холодная, чистая, грязная, мыльная, прозрачная.
Д/И «Как мы купали Хрюшу».
Цель: Дать представление о том, что быть грязным плохо, для купания нужно использовать теплую воду, мыло, мочалку, полотенце.
«Тетушка Зубная щетка».
Цель: Познакомить детей с зубной щеткой, для чего она нужна?
«Мыльные перчатки».
Цель: Продолжать закреплять умение правильно намыливать ручки (до «мыльных барашков»), хорошо смывать, насухо вытирать ручки.
Питание
Потешка «Глубоко-не мелко».
Глубоко-не мелко корабли в тарелках. Луку головка, красная морковка, петрушка, картошка и крупки немножко. Вот кораблик плывет, попадает прямо в рот.
Цель: Познакомить детей с новой потешкой, закреплять умение держать и пользоваться ложкой правильно.
«Будем кашу варить, будем Ваню кормить».
Цель: Продолжать закреплять умение правильно держать ложку в правой руке, кушать аккуратно, бесшумно.
Д/И «Кормление кукол Кати и Вовы».
Цель: Развивать устойчивое внимание, умение манипулировать столовыми приборами: ложкой.
Д/И «Вилки-ложки».
Цель: Закреплять умение детей пользоваться ложкой, познакомить с вилкой, ее назначением, сравнить отличия использования ложки и вилки.
Одевание
Загадки про одежду.
Цель: Закреплять названия одежды, ее частей (ворот, рукав, карман и т.п.)
Д/И «Кукла Катя показывает свой наряд».
Цель: Закреплять знания об одежде, формировать навыки одевания.
Д/И «Оденем куклу на прогулку».
Цель: Знакомить с названиями и видами обуви: тапки, теплые сапоги, валенки, резиновые сапоги и т.д., закреплять алгоритм одевания
Ситуация «Кукла Катя упала и замарала платье».
Цель: Уметь находить решение проблемы, воспитывать умение сочувствовать человеку, попавшему в сложную ситуацию.
Ноябрь
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Умывание
Чтение сказки К. Чуковского «Мойдодыр».
Цель: Воспитывать желание самостоятельно следить за чистотой своего тела, правильно совершать процессы умывания.
Д/И «Полотенце пушистое».
Цель: Воспитывать умение правильно пользоваться полотенцем, руки вытирать насухо
Д/И «Чистоплотные дети».
Цель: Воспитывать желание быть чистоплотными и аккуратными, активизировать речь, внимание, умение называть как можно больше предметов гигиены.
Потешка «Водичка, водичка».
Водичка, водичка,
Умой мое личико -
Чтоб глазки блестели,
Чтоб щечки горели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок
Цель: Познакомить детей с потешкой, активизировать речь, воспитывать поведение в туалетной комнате (нельзя толкаться, брызгаться, намыливать глаза).
Питание
Игра «Напоим куклу Аню чаем»
Цель: учить детей поить чаем куклу (позже и другие игрушки: мишку, зайку и т.д.)
формировать умение последовательно выполнять действия, называть предметы и действия с ними;
развивать ласковое, заботливое отношение к кукле.
«Волшебное слово – «спасибо».
Один мой знакомый поесть обожает, но после «спасибо» сказать забывает. Зачем вам, друзья на него походить? И мамам и бабушкам и поварам, и тем, кто принес угощение вам, волшебное слово «спасибо» скажите свою благодарность за труд покажите.
Цель: Формировать культуру поведения за столом по средствам художественного слова.
Художественное-слово – напоминание перед принятием пищи.
Молчим мы во время еды не напрасно, жевать и беседовать очень опасно: никто вашу речь все равно не поймет, а вдруг «не в то горло» еда попадет? Один мой знакомый болтал, веселился, неловко вздохнул и куском подавился.
Цель: Формировать культуру поведения за столом по средствам художественного слова.
Д/И «Красивые салфетки для трех поросят».
Цель: Продолжать воспитывать умение пользоваться салфетками.
Одевание
«Мы проснулись, потянулись»
Цель: Закреплять умение одеваться после сна в правильном порядке, развивать навыки самообслуживания, правильно надевать носочки, с помощью воспитателя выворачивать одежду
Д/И «Мальчик Дима и девочка Нина идут гулять».
Цель: Обогащать знания о предметах одежды, различать одежду для мальчиков и девочек.
Д/И «Постираем кукле платье».
Цель: Дать представление о способах ухода за одеждой, воспитывать опрятность, аккуратность.
Стихотворение Е. Благиной
«Как у нашей Ирки».
Как у нашей Ирки, на чулках по дырке! Почему, почему, на чулках по дырке? Потому что неохота штопать нашей Ирке. Как у нашей Натки штопка на пятке! Почему, почему, штопка на пятке? Потому что неохота быть неряхой Натке.
Цель: Воспитывать желание быть опрятным, аккуратным.
Декабрь
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Умывание
Д/И «Чем я моюсь».
Цель: Уточнять представления детей о предметах для умывания: мочалка, зубная паста, мыло и т.д., уметь ориентироваться какое средство (предмет) нужен в разное время.
Д/И «Как Хрюша пошел умываться».
Цель: Закрепить навыки умывания, умение закатывать рукава, правильно намыливать руки, вытирать насухо.
Разучивание потешки.
Из колодца принесла курочка водицы и ребята всей гурьбой, побежали мыться.
Цель: Познакомить детей с новой потешкой, вызвать желание мыть руки.
Д/И «Какое полотенце».
Цель: Дать представление о том, что полотенце бывает разное: махровое, личное, ножное, кухонное, расширять словарный запас.
Питание
Потешка «Кашка из гречки».
Кашка из гречки, где варилась?- В печке сварилась, упрела, чтобы деточки ели, кашу хвалили, на всех разделили. Досталось по ложке гусям на дорожке, цыплятам в лукошке, синицам в окошке. Хватило по ложке собаке и кошке, и детки поели последние крошки!
Цель: Побудить детей съесть всю кашу, познакомить с новой потешкой.
Дидактическая игра «Напоим куклу чаем»
Цель: знакомить с названием предметов из чайного сервиза; упражнять в правильной сервировке стола к чаепитию (последовательность расстановки приборов для чаепития).
Д/И «Хрюша за столом»
Цель: Закреплять умение детей есть аккуратно, отделяя небольшие кусочки от блюда, пережевывать пищу закрытым ртом.
Чтение сказки К. Чуковского «Муха Цокотуха»
Цель: Закрепить навыки поведения за столом, обратить внимание на поведение героев сказки.
Одевание
Беседа «Моя одежда».
Цель: Продолжать закреплять умение в правильной последовательности раздеваться перед сном, аккуратно развешивать вещи на стульчик.
«Дружные сандалики».
Цель: Продолжать закреплять умение правильно надевать обувь: правый сандаль на правую ножку, левый сандаль на левую ножку.
Д/И «Кукла Маша проснулась».
Цель: Закреплять названия одежды, развивать умение действовать с предметами, одеваться в правильном порядке.
Д/И «Маша - неряша».
Цель: Учить замечать непорядок в одежде, следить за своим внешним видом.
Январь
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Умывание
Художественное слово.
Взглянуть в микроскоп ты на руки попробуй, увидишь там полчища вредных микробов. Они возбудители вредных болезней, их стряхивать с рук все равно бесполезно. От этих микробов есть средство простое: они погибают от мыла с водою. Запомни, пожалуйста, перед едой ты руки старательно с мылом помой.
Цель: Закреплять навыки мытья рук по средствам художественного слова.
Д/И «Умоем куклу».
Цель: Закреплять умение правильно мыть руки и лицо: намыливать, смывать, отжимать воду, насухо вытирать полотенцем.
Разучивание потешки: «Чистая водичка».
Чистая водичка
Моет Вове личико,
Танечке – ладошки,
Пальчики – Антошке.
Цель: Создание у детей потребности и привычки к гигиеническим процедурам.
Стихотворение – шутка
В. Орлов
«Чистюли»
Маленькие мушки
И большие мушки
Умывают лапками
И глаза, и ушки.
Чистые, умытые,
Утром, на заре
Завтракают весело
В мусорном ведре.
Цель: Познакомить детей с новым стихотворением, воспитывать желание соблюдать гигиену тела, доставить радость.
Питание
Экскурсия на кухню.
Цель: знакомство с названиями предметов кухонной посуды, уточнение и закрепление назначения предметов кухонной посуды; дать представление детям о профессии повара;
развивать наблюдательность; воспитывать уважение к труду взрослых
Д/И «Подарок для Мишки – новая чашка».
Цель: Обогащать знания детей о назначении чашки, ее частей (дно, стенки, ручка).
«Наша посуда»
Цель: Помочь детям в освоении понятия «посуда», упражнять в умении классифицировать предметы по одному (двум) признакам (цвету, форме, назначению).
Наблюдение «Няня моет посуду».
Цель: Способствовать формированию у детей представления о трудовом процессе, вызвать добрые чувства к человеку, проявляющему заботу о детях.
Одевание
Дидактическая игра «Подберем куклам одежду»
Цель: Учить называть предметы одежды, дифференцировать одежду для мальчиков и девочек, последовательно одевать куклу.
Рассматривание иллюстраций «Шапки».
Цель: Уточнить название предметов одежды (шапки), из каких частей она может состоять, какие шапочки бывают (зимние, панамки и т.д.)
Рассматривание иллюстраций «Зимняя одежда».
Цель: Уточнить названия предметов одежды (шубы, куртки, пальто и т.д.), из каких частей верхняя одежда состоит.
Д/И «Кукла Катя идет в гости».
Цель: Создание у детей потребности быть опрятными, воспитывать желание одеваться со вкусом.
Февраль
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Умывание
Повторить потешку «Чистая водичка» (см. январь 3 неделя).
Цель: Создать у детей настрой на выполнение культурно-гигиенических процедур, развивать речь, память.
«Ладушки, ладушки, с мылом моем лапушки».
Цель: Развивать умение самостоятельно совершать процессы умывания, не мешать сверстникам.
Д/И «Помой руки своей дочке».
Цель: Закреплять алгоритм умывания, способствовать становлению все более устойчивого интереса к выполнению гигиенических процедур.
«Мое полотенце».
Цель: Продолжать закреплять у детей понимание того, что вытираться можно только своим, индивидуальным полотенцем
Питание
Игровая ситуация «Кукла Катя обедает»
Цель: Закрепить представление детей об использовании предметов посуды. Побуждать детей к припоминанию и названию знакомых слов, составлению простых предложений. Развивать речь детей, память.
Д/И «Катино угощение».
Цель: Расширять представления детей о полезных продуктах (фрукты, овощи, натуральные соки), рассмотреть модели или картинки с изображением фруктов.
Сказка «Три медведя».
Цель: Закреплять правила поведения за столом, уметь анализировать поведение главного героя (героини).
Беседа «Столовые приборы».
Цель: Напомнить детям правила пользования столовыми приборами, уточнить в каких случаях используется маленькая ложечка.
Одевание
Д/И «Топ, топ - сапожок».
Цель: Закреплять у детей умение различать и называть разную обувь, ее предназначение (сапоги, туфли, валенки, ботинки и т.д.)
Сюжетная игра «Погладим Кате платье».
Цель: Продолжать формировать у детей представление о необходимости ухаживать за одеждой, иметь опрятный внешний вид.
Рассматривание картины «Дети на прогулке».
Цель: Обратить внимание на особенности зимней одежды, какая она (теплая, зимняя, красивая), активизировать речь детей.
Д/И «Подбери куклам одежду».
Цель: Закреплять алгоритм одевания, названия предметов одежды, дифференцировать одежду для мальчиков и девочек.
Март
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Умывание
Беседа «Берегите воду».
Цель: Дать представление детям о том, что воду необходимо экономить, после умывания хорошо закрывать кран.
«Рано утром, на рассвете умываются котята». Рассматривание иллюстраций к сказке К. Чуковского «Мойдодыр».
Цель: Обогащать знания детей о соблюдении гигиены, дать понять, что соблюдать культурно-гигиенические правила должны все.
Д/И «Вымой кукле руки».
Цель: Поддерживать у детей желание соблюдать «три золотых правила мытья рук» - после прогулки, после туалета и перед едой.
Чтение стихотворения «Мальчик Петя».
Мальчик Петя поздно встал
Просыпаться тяжко
Умываться он не стал
Он ведь замарашка?
Цель: Упражнять детей в умении анализировать поведение детей, можно ли так себя вести, почему?
Питание
Д/И «Готовим обед для кукол».
Цель: Упражнять в умении различать продукты (мясо, рыба, овощи, фрукты), закреплять навыки дифференциации по назначению столовой посуды.
Сюжетная игра «День рождения».
Цель: Закреплять навыки культурного поведения в гостях, за столом, активизировать речь, уметь поздравлять именинника, придумывать пожелания.
Поручения дежурным.
«Научи чебурашку накрывать на стол».
Цель: Закреплять навыки дежурства, упражнять в правильной сервировке стола, названии столовых предметов.
Рассматривание сюжетной картины «Дети обедают» и плаката «Не правильное поведение за столом».
Цель: Упражнять в умении анализировать поведение детей, на какой иллюстрации дети соблюдают правила поведения за столом, на какой нет, почему?
Одевание
Потешка
«Раз, два, три, четыре, пять».
Раз, два, три, четыре, пять
Собираемся гулять
Завязали Катеньке
Шарфик полосатенький.
Ну, а Петеньке на ножки
Надеваем мы сапожки.
Чтобы детки поиграли
На участке погуляли.
Цель: Создать эмоциональный настрой для одевания на прогулку, закреплять навыки самообслуживания.
Беседа «Что такое быть опрятным?»
Цель: Закреплять названия одежды, обуви, способах ухода за внешним видом, для чего это нужно?
«Мой шкафчик».
Цель: Закреплять умение складывать свои вещи аккуратно, соблюдать порядок расположения одежды в шкафу: обувь внизу, верхняя одежда на крючке, колготки, кофты, шапочки на полочках.
Дидактическая игра «Коля в гостях у детей»
Цель: рассматривание одежды мальчика (брюки, рубашка, носки, ботинки): называть предметы одежды и их наиболее яркие признаки.
Апрель
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Умывание
Сюжетная игра «Доктор Чистюлькин».
Цель: Формировать особенное отношение к выполнению правил личной гигиены, активизировать словарь детей (мыло, зубная щетка, вода, полотенце).
«Умывание холодной водой».
Цель: Расширять представления детей о пользе умывания холодной водой, как о процессе закаливания, чем это полезно.
Д/И «Что нужно кукле для купания».
Цель: Закреплять знания детей о необходимых предметах для проведения водных гигиенических процедур.
Д/И «Покажем кукле Кате, как мы умеем умываться и вытираться».
Цель: Закреплять полученные культурно-гигиенические навыки, вызвать интерес к процессу умывания.
Питание
Сюжетная игра «Маленькие хозяюшки».
Цель: Закреплять названия продуктов, умение сервировать стол, воспитывать культуру поведения в игре.
«Что мы кушаем на обед».
Цель: Обратить внимание детей, что обед состоит из нескольких блюд
Профессия «Повар».
Цель: Обогащать знания детей о профессиях, воспитывать уважение к труду взрослых.
Ситуация «Мы готовимся к обеду».
Цель: Закреплять умения подготовки к обеду (мытье, вытирание рук), правильное использование столовых предметов, бережное к ним отношение.
Одевание
Ситуативная игра «Хрюша попал в лужу».
Цель: Обратить внимание детей на культуру поведения на улице весной, воспитывать аккуратность.
Ситуация «Если я промочил одежду?»
Цель: Закреплять умения вежливого обращения за помощью, уметь определять необходимость просушки одежды, благодарить за помощь.
«Одежда весной»
Цель: Упражнять в умении анализировать, сравнивать зимнюю и весеннюю одежду, в чем сходство и различия.
«Постираем носовые платочки».
Цель: Закреплять представления о необходимости ухода за личными вещами, прививать трудолюбие, аккуратность.
Май
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Умывание
Чтение стихотворения С. Михалкова «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу».
Цель: Создать у детей настрой на выполнение гигиенических правил, познакомить детей с новым художественным произведением.
Просмотр мультфильма «Мойдодыр».
Цель: Закрепить желание детей соблюдать правила личной гигиены, поддержать любовь к водным процедурам, доставить радость.
Беседа «Чистота - та же красота»
Цель: Закреплять у детей культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания, развивать основы социального взаимодействия, воспитывать культуру дружеских отношений в детском коллективе.
Чтение стихотворения А. Барто «Девочка чумазая»
Цель: Вызвать эмоциональный отклик на поведение девочки, активизировать речь детей, выяснить, в чем девочка была не права, и как нужно было себя вести.
Питание
Беседа «Твое любимое блюдо в детском саду».
Цель: Воспитывать умение выражать свои вкусовые предпочтения, активизировать речь, память.
Загадка «Мухомор».
Точки белые на красном
Ядовитый гриб, опасный.
Ни к чему тут разговор
Не срывайте... (мухомор).
Цель: Расширять представления детей об окружающем мире, дать понять, что нельзя ничего срывать на улице и есть.
Игра « Накормим куклу Катю обедом »
Цель: учить детей наливать суп поварешкой из кастрюли;
учить кормить куклу ложкой из глубокой тарелки, в мелкую тарелку класть второе (макароны-палочки, кружки-котлеты и пр.), поить компотом;
Сюжетная игра «Чай для кукол»
Цель: закреплять навыки пользования чашкой - держать чашку за ручку;
обогащать игровые действия - научить кукол пить чай из чашки;
закреплять знание «чайной церемонии»: вскипятить воду, заварить чай, налить в чашку кипяток и заварку.
Одевание
Игра-путешествие «Наша раздевалка».
Цель: Закрепить названия оборудования раздевалки, ее назначение, порядок расположения в ней вещей.
Чтение рассказа М. Зощенко «Глупая история»
Цель: Познакомить детей с новым литературным произведением, закреплять у детей желание быть аккуратными, опрятными, беречь свои вещи.
Д/И «Как я могу помочь другу».
Цель: Закреплять привычку следить за своим внешним видом, напоминать товарищам о неполадках в их внешнем виде, проявлять желание помочь им.
Беседа: «Моя любимая одежда».
Цель: Упражнять детей в умении рассказывать о себе, своих предпочтениях в одежде, вспомнить времена года, кто как был одет.