Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 19.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Самооценка обучающегося, как свойство личности в образовательном процессе | Тупикина Алина Юрьевна. Работа №312899

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Самооценка обучающегося, как свойство личности в образовательном процессе

Автор: Тупикина Алина Юрьевна, преподаватель 1 категории

 

Подростковый возраст – важный и трудный этап в жизни каждого человека, время выборов, которое во многом определяет всю последующую судьбу. Это время, когда складываются, оформляются устойчивые формы поведения, черты характера и способы эмоционального реагирования, которые в дальнейшем во многом определяют жизнь взрослого человека, его физическое и психологическое здоровье, общественную и личную зрелость. Он знаменует собой переход от детства к взрослой жизни. В этом возрасте формируется мировоззрение, происходит переосмысление ценностей, идеалов, жизненных перспектив. Для данного периода характерно становление сознания и самосознания личности, а поведение человека регулируется его самооценкой, которая представляет собой центральное образование личности.

Самооценка – это уровень понимания самого себя, оцениваете своей личности, своих положительных и отрицательных качеств.

 

 

 

Самооценка обучающегося, как фундаментальное свойство личности в образовательном пространстве.

Автор: Тупикина Алина Юрьевна, преподаватель 1 категории

КГБПОУ «Алтайский промышленно-экономический колледж», г. Барнаул

 

Подростковый возраст – важный и трудный этап в жизни каждого человека, время выборов, которое во многом определяет всю последующую судьбу. Это время, когда складываются, оформляются устойчивые формы поведения, черты характера и способы эмоционального реагирования, которые в дальнейшем во многом определяют жизнь взрослого человека, его физическое и психологическое здоровье, общественную и личную зрелость. Он знаменует собой переход от детства к взрослой жизни. В этом возрасте формируется мировоззрение, происходит переосмысление ценностей, идеалов, жизненных перспектив. Для данного периода характерно становление сознания и самосознания личности, а поведение человека регулируется его самооценкой, которая представляет собой центральное образование личности.

Самооценка – это уровень понимания самого себя, оцениваете своей личности, своих положительных и отрицательных качеств.

Можно выделить 3 уровня самооценки подростка:

Адекватная самооценка – реалистичная оценка самого себя, своих способностей и поступков. Адекватная самооценка помогает подростку правильно соотнести свои силы с различными задачами и требованиями окружающих. Подростки с адекватной самооценкой имеют много интересов, межличностных контактов. Их активность умеренна и целесообразна, направлена на познание других и себя в процессе общения.

Завышенная самооценка – неадекватно высокое оценивание подростком своих умений и способностей. Подростки с завышенной самооценкой имеют большую направленность на общение, причем малосодержательное. Они меньше склонны выражать себя через продуктивную деятельность.

Заниженная самооценка – неадекватное недооценивание себя подростком, принижение своих достоинств. Данные многочисленных исследований показывают, что подростки с низкой самооценкой подвержены депрессивным тенденциям. Причем одни исследования выявили, что низкая самооценка предшествует депрессивным реакциям или является их причиной, а другие – что депрессивный аффект проявляется сначала, а затем инкорпорируется в низкую самооценку.

Самооценка является сложным личностным образованием и относится к фундаментальным свойствам личности. В ней отражается то, что человек узнает о себе от других, и его собственная активность, направленная на осознание своих действий и личностных качеств. Самооценка представляет собой систему, связанную со всеми сферами психики и деятельности человека, она может быть частично неосознанной, во всяком случае, в определенный момент времени, однако всегда существует возможность ее полной представленности в сознании по желанию субъекта.

Формирование самооценки происходит в процессе социализации, в процессе деятельности и межличностного взаимодействия. Социум в значительной степени влияет на становление самооценки личности. Отношения человека к самому себе является наиболее поздним образованием в системе отношений человека к миру. Но, несмотря на это в структуре отношений личности самооценке принадлежит особо важное место.

Особенность самосознания и самооценки непосредственно отражается на поведении. При заниженной самооценке подросток недооценивает свои возможности, стремиться к выполнению только самых простых задач, что мешает его развитию. При завышенной самооценке он переоценивает свои возможности, стремится выполнить то, с чем не в состоянии справиться, что также негативно сказывается на развитии его личности.

Примерно в 11-12 лет возникает интерес к своему внутреннему миру, а затем происходит постепенное усложнение и углубление самопознания. Подросток открывает для себя свой внутренний мир. Сложные переживания, связанные с новыми отношениями, свои личностные черты, анализируются поступки. Подросток хочет понять, какой он есть на самом деле, и представляет себе, каким он хотел бы быть. Познать себя ему помогают друзья, в которых он смотрится, как в зеркало, в поисках сходства, и отчасти близкие и взрослые. Личностная рефлексия, потребность разобраться в себе самом порождают и исповедальность в общении с ровесником, и дневники, которые начинают вести именно в этот период, стихи и фантазии.

Самоанализ, иногда чрезмерный, переходящий в само копание, приводит к недовольству собой. Самооценка в подростковом возрасте оказывается низкой по своему общему уровню и неустойчивой.

Подростки, изучая себя, представляют, что и другие люди тоже постоянно наблюдают за ними, оценивают их. Это явление в западной психологии называют «воображаемой аудиторией». Имея воображаемую аудиторию, подросток чувствует себя в центре внимания окружающих, иногда даже совершенно незнакомых прохожих на улице. Он все время открыт чужим взглядам, что усиливает его ранимость.

Образы «Я», которые создает в своем сознании подросток, разнообразны – они отражают все богатство его жизни. Физическое «Я», т.е. представления о своем уме, способностях в разных областях, о силе характера, общительности, доброте и других качествах, соединяясь, образует большой пласт так называемое - реальное «Я».

Для подростка важно не только знать, какой он есть на самом деле, но и насколько значимы его индивидуальные особенности. Оценка своих качеств зависит от системы ценностей, сложившейся главным образом благодаря влиянию семьи и сверстников. Представлениям о себе должен соответствовать определенный стиль поведения. У подростка сочетание разных образов «Я» негармонично. Неустойчивость, подвижность всей душевной жизни в начале и середине подросткового возраста приводит к изменчивости представлений о себе. Иногда случайная фраза, комплимент или насмешка приводят к заметному сдвигу в самосознании.

Помимо реального «Я» оно включает в себя идеальное «Я». При высоком уровне притязаний и недостаточном осознании своих возможностей идеальное «Я» может слишком сильно отличаться от реального. Тогда переживаемый подростком разрыв между идеальным образом и действительным своим положением приводит к неуверенности в себе, что внешне может выражаться в обидчивости, упрямстве, агрессивности.

На формирование самооценки влияют многие факторы, действующие уже в раннем детстве, — отношение родителей, положение среди сверстников, отношение педагогов. Сопоставляя мнение о себе окружающих людей, человек формирует самооценку, причем любопытно, что человек вначале учится оценивать других, а потом уже оценивать себя. И лишь к 14—15 годам подросток овладевает навыками самоанализа, самонаблюдения и рефлексии, анализирует достигнутые собственные результаты и тем самым оценивает себя.

Формирование самооценки подростков

Согласно исследованию самооценки подростков Д.И. Фельдштейна, на первой стадии (10 – 11 лет) детям свойственна особая критичность в самооценке. При обследовании 34% мальчиков и 26% девочек дали себе полностью отрицательную характеристику, примерно 70% испытуемых, хотя и нашли у себя позитивные черты, обнаружили преобладание негативных. Потребность в самооценке (и одновременно неумение себя оценивать) проявляется очень остро.

На второй стадии (12 – 13 лет) на фоне общей адекватной самооценки большинства подростков, появляется ситуативное отношение к себе, нередко отрицательное и зависящее от отношения окружающих, прежде всего сверстников.

Третья стадия (14 – 15 лет) развития самооценки в подростковом возрасте характеризуется ориентацией на некий эталон (81%), состоящий из идеальных черт других людей. В этот период возникает «оперативная самооценка», определяющая отношение подростка к себе «здесь и теперь», и основанная на сопоставлении себя как личности и своего поведения с определенными нормами, выступающими как «идеальная форма» себя и своего поведения.

Важнейшей особенностью самооценки личности подростка, обоснованной в работах Д.И. Фельдштейна, стало утверждение, что «…подростком решается не просто задача занятия определенного «места» в обществе, но и проблема взаимоотношений в обществе, определения себя в обществе и через общество, т.е. решается задача личностного самоопределения, принятия активно позиции относительно социокультурных ценностей и тем самым определения смысла своего существования».

Особенности самооценки подростков

В подростковом возрасте адекватность самооценки постепенно увеличивается.

Р. Берне объясняет это тем, что подростки оценивают себя ниже по тем показателям, которые представляются им самим важными, и это снижение указывает на их больший реализм, в то время как детям свойственно завышать оценку собственных качеств.

Этот период отмечен резким переходом от фрагментарного и недостаточно четкого видения себя к относительно полной, всеобъемлющей «Я-концепции». Кроме того, совершенствуется их видение своих недостатков.

Вместе с этим внешность начинает оказывать очень сильное влияние на развитие самооценки в подростковом возрасте: соответствие внешних данных ребенка стандартам, принятым в группе сверстников, становится определяющим фактором в его социальном признании, положении в группе.

Здесь стоит отметить, что самооценка девочек подростков часто бывает ниже, чем у мальчиков, потому что для девушек оценка привлекательности своего тела важнее его эффективности. У юношей, наоборот, ведущим критерием самооценки является эффективность тела.

Я. Л. Коломинский (1976) установил ряд интересных закономерностей влияния самооценки на социальный статус подростков:

Тенденция к завышенной самооценке социометрического статуса у низко статусных учащихся и к заниженной у высоко статусных;

Эгоцентрическая нивелировка – тенденция приписывать другим членам группы статус либо равный своему, либо более низкий;

Ретроспективная оптимизация – тенденция более благоприятно оценивать свой статус в прежних группах.

Отсюда следует, что чем критичнее к себе подросток и чем выше его самооценка, тем выше его социальный статус. При этом высокая самооценка и уровень притязаний снижают положительный или отрицательный социометрический статус, в зависимости от поведения подростка по отношению к группе: склонные к рациональному конформизму попадают в группу «пренебрегаемых», склонные к нонконформизму попадают в группу «отвергаемых».

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×