«Саморазвитие и самообразование учащихся начальной школы» | Верушкина Наталья Валентиновна. Работа №309359
В современных науках, предметом изучения которых является человек, его способность к саморазвитию часто рассматривается в связи с проблемами старшего подросткового или юношеского возраста. Однако зарождение способностей к саморазвитию приходится на значительно более ранний период становления личности. Современное общество требует от каждого человека непрерывного повышения уровня своих знаний, умений, навыков. Задача учителя заключается в том, чтобы взять в свои руки управление этим процессом, увеличить долю знаний, приобретаемых учеником самостоятельно, на добровольных началах, исходя из его интересов, потребностей и призвания. Обеспечить правильную организацию работы по формированию у школьников готовности к самообразовательной деятельности, является одной из главных задач учителя.
Автор: Верушкина Наталья Валентиновна, учитель начальных классов МОБУ «СОШ «Муринский центр образования №2»
«Саморазвитие и самообразование учащихся начальной школы»
В современных науках, предметом изучения которых является человек, его способность к саморазвитию часто рассматривается в связи с проблемами старшего подросткового или юношеского возраста. Однако зарождение способностей к саморазвитию приходится на значительно более ранний период становления личности. По мнению Ш. Амонашвили: “Младшешкольное и предшкольное детство – наиболее благоприятный период для развития; позже страсть к развитию слабеет, и то, что не достигнуто в это время, не будет доведено до совершенства и даже может быть, будет утеряно”. Именно в этом возрасте закладываются основы для раскрытия уникальности и самобытности ребёнка, формируется направленность личности, идёт сознательное освоение социальной среды.
Саморазвитие – это сознательная деятельность человека, направленная на возможно более полную реализацию себя как личности. Саморазвитие предполагает наличие ясно осознанных целей деятельности, идеалов и личностных установок и предполагает два этапа: самопознание и самоизменение.
Как сформировать у растущей личности стремление к саморазвитию? Каким образом направить личность по пути самопознания?
Учитель начальных классов в данном случае играет ключевую роль. Очень важно, чтобы именно на первой ступени была заложена психологическая база для последующего саморазвития и созданы такие условия, которые способствовали бы поиску ребёнком своей индивидуальности, формированию своей “Я – концепции”. Какие же это условия?
УСЛОВИЯ для саморазвития и самообразования обучающихся в начальной школе:
Начальный этап саморазвития младшего школьника -
формирование его самооценки.
Насколько позитивна самооценка младшего школьника, насколько хорошо он знает и понимает свои особенности, потенциалы, зависит, на какой путь развития он встанет. Работа с самооценкой должна быть комплексной и пронизывать не только учебный процесс, но и воспитательную деятельность, поскольку самооценка младшего школьника складывается и из понимания им своих учебных успехов, и из понимания того, как к нему относятся одноклассники, учитель, другие люди. Конечно, ведущим звеном в формировании самооценки ребёнка является семья. Именно в семье происходит ранняя социализация личности. В первую очередь близкие взрослые дают ребенку понять, какие у него есть достоинства и недостатки, любят ли его за что-то конкретное и или любят за сам факт существования, готовы понимать и принимать его, поддерживать и одобрять. Поэтому важно в это период развития ребёнка донести до
родителей о важности сформированности адекватной самооценки у их детей.Для этого я провожу родительские собрания, индивидуальные консультации, встречи с родителями, общаюсь на своём сайте в закрытом форуме. С детьми, имеющими заниженную самооценку, провожу коррекционно-развивающую работу, которая направлена на снижение эмоционального напряжения, повышение уверенности в себе. С такими детьми важно и коррективное оценивание учителем, создание ситуации успеха, комфортного климата, поддержка таких детей в разных начинаниях. Крайне важно, чтобы постепенно ребенок учился самостоятельно делать выводы о своих качествах, поступках, выполнении поручений взрослого, учебных задач – это станет психологической основой для будущей самостоятельной деятельности, активного саморазвития личности. Формирование самооценки учащихся происходит и на уроке, и вне его.
Важным условием саморазвития младших школьников, а также и формирование самооценки учащихся в контексте учебной деятельности, является
индивидуализация и дифференциация обучения.
Личностно-ориентированное обучение невозможно осуществлять без дифференциации и индивидуализации обучения. И перед каждым учителем, который реализует это условие, как саморазвитие младшего школьника, возникает вопрос, как дифференцировать детей, по каким критериям выделять их особенности, каким образом определить тот стартовый уровень развития, от которого нужно отталкиваться в организации процесса обучения.
В 1 класс провожу диагностику готовности детей к обучению по следующим параметрам: развитие речи, развитие мелкой моторики, восприятия, мышления, внимания. На основании результатов обследования учащиеся были распределены в 3 группы:
1 группа – высокая степень подготовки к школе, выраженная познавательная мотивация.
2 группа – достаточная подготовленность учащихся к школе, владение основным обязательным объемом знаний и умений.
3 группа – учащихся характеризуется слабой подготовленностью к школе, недостаточной сформированностью 2–3 психических процессов или необходимых общеучебных умений. Они нуждаются в постоянном внимании со стороны учителя.
Состав сформированных групп меняется на протяжении обучения. Своевременная диагностика успехов ученика позволяет гибко менять состав групп. Это создает возможность строить процесс обучения на оптимальном уровне трудности. Работа с учащимися каждой из трех групп имеет свою специфику.
Учащимся, входящим в 1 группу, предоставлена наибольшая самостоятельность. Они получают трудные, но интересные задания, направленные как на усвоение изучаемого материала. Карточки составляются таким образом, чтобы ученики, выполняя необходимый для усвоения нового материала объем заданий, действовали не механически, а имели возможность уже на этапе первичного закрепления делать обобщения, выводы, сравнивать способы действия.
Во второй группе работа направлена на развитие способностей, формирование навыков анализа и синтеза. Именно этим детям я поручаю задать вопросы перед изучением новой темы, сделать вывод на уроке, обобщить результаты работы. Вместе с учащимися первой группы привлекаю их к объяснению нового материала, предлагаю карточки, содержащие задания творческого характера.
Ученики 3-й группы нуждаются в постоянном текущем повторении и закреплении полученных знаний. Контроль за работой учащихся этой группы проводится особенно тщательно. Анализируя уровень знаний, умений и навыков учащихся 3-й группы, предлагаю им задания, восполняющие пробелы в знаниях и облегчающие усвоение нового.
В зависимости от целей и задач урока дифференцированную работу применяю на различных этапах урока.Пристального внимания заслуживает дифференциация и индивидуализация домашнего задания, так как его ребёнок выполняет без непосредственного руководства учителя, поэтому необходимо создать условия для успешного его выполнения.Чаще всего учитель даёт общее задание классу. Для одних оно может быть лёгким, для других – трудным. Первые не тренируют себя на трудном для них материале, вторые теряют уверенность в своих силах. И в результате ни у тех, ни у других не вырабатывается ответственного отношения к домашней работе и к учебной деятельности в целом.Как показывают наблюдения, домашняя работа учащихся протекает особо эффективно лишь тогда, когда организована оперативная помощь со стороны учителя, не сковывающая инициативу и самостоятельность учеников, но предупреждающая у них неудовлетворённость.
Разработка дифференцированных заданий как на уроке, так и дома основана на систематическом изучении трудностей, которые учащиеся испытывают в усвоении материала, изучении пробелов в их знаниях, глубоком анализе их текущих самостоятельных работ, чёткой классификации ошибок.
Суть такой дифференциации сводится к изменению характера инструкции для самостоятельной работы, т.е. в домашнее задание включаются подготовительные вопросы или упражнения, выполнение которых подводит к решению основного задания.Это может быть образец решения, теоретическая справка, рисунок, чертёж, вспомогательные вопросы к инструкции по решению задач и по работе с книгой.Строгий учет индивидуальных достижений каждого ученика, определение зоны ближайшего развития и дальнейшее составление программы работы с учеником дает возможность планирования дальнейшего обучения, направленного на повышение его уровня. Но самое главное индивидуализация и дифференциация обучения помогает ребёнку познавать себя, преодолевать трудности, способствует саморазвитию и формированию положительной “Я – концепции”.
Развитие самостоятельности
обучающихся одна из актуальных задач современного образования. А привитие школьникам навыков самостоятельной работы над учебным материалом является одним из обязательных условий саморазвития и самообразования учащегося.
Самостоятельную работу организую во всех звеньях учебного процесса, в том числе и в процессе усвоения нового материала. Обеспечиваю накопление учащимися не только знаний, но и своего рода общих примеров, умений, способов умственного труда, посредством которых усваиваются знания.
Учащихся ставлю в активную позицию, делаю их непосредственно участниками процесса познания. Задания самостоятельной работы направляю не столько на усвоение отдельных факторов, сколько на решение различных проблем. Считаю ценными такие задания, которые требуют открытий и исканий.
Современные учебники дают достаточно возможностей для самостоятельной работы учащихся в классе. Однако успех практического выполнения школьниками заданий зависит от умственного развития детей, от их предшествующей подготовки.
Для начальной школы одним из результатов обучения и воспитания должна стать готовность детей к овладению информационно-коммуникационными технологиями и способность актуализировать полученную информацию для самообразования. Использование ИКТ в начальной школе позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира и обмениваться информацией с помощью современных технических средств; овладевать практическими способами работы с информацией.
Компьютерные технологии на уроке воспринимаются детьми сначала на уровне игры, затем учащиеся вовлекаются в серьезную творческую работу, в которой развивается личность учащегося.
Использование ИКТ способствует повышению качества знаний и умений учащихся, эффективности и мотивации обучения, интереса к изучаемому предмету.
Современное общество требует от каждого человека непрерывного повышения уровня своих знаний, умений, навыков. Задача учителя заключается в том, чтобы взять в свои руки управление этим процессом, увеличить долю знаний, приобретаемых учеником самостоятельно, на добровольных началах, исходя из его интересов, потребностей и призвания. Обеспечить правильную организацию работы по формированию у школьников готовности к самообразовательной деятельности, является одной из главных задач учителя.