Саморазвитие преподавателя, как ключевой элемент профессионального успеха в условиях активного внедрения цифровых технологий в образовательный процесс | Воронова Ольга Ивановна. Работа №364256
В условиях активного внедрения современных цифровых технологий в образовательный процесс возникает необходимость в качественной перестройке системы профессионального образования и повышении профессионального уровня педагогов.
Для успешной цифровизации и обновления образовательной системы требуется обеспечить качественное профессиональное развитие педагогов, повысить их мотивацию к освоению новых цифровых навыков и использованию цифрового образовательного контента. Это предполагает трансформацию системы непрерывного педагогического образования. Именно эти аспекты и будут рассмотрены в данной статье.
Саморазвитие педагога как фактор профессиональной успешности в условиях активного внедрения цифровых технологий в образовательный процесс
Воронова Ольга Ивановна преподаватель
В условиях активного внедрения современных цифровых технологий в образовательный процесс возникает необходимость в качественной перестройке системы профессионального образования и повышении профессионального уровня педагогов.
Для успешной цифровизации и обновления образовательной системы требуется обеспечить качественное профессиональное развитие педагогов, повысить их мотивацию к освоению новых цифровых навыков и использованию цифрового образовательного контента. Это предполагает трансформацию системы непрерывного педагогического образования. Именно эти аспекты и будут рассмотрены в данной статье.
Внедрение цифровых образовательных технологий в педагогическую практику представляет собой многоаспектный процесс, направленный на достижение ряда значимых целей и задач. Среди них — повышение качества обучения, обеспечение доступности образования и повышение интерактивности учебного процесса.
Для достижения этих целей и задач существует множество источников, предоставляющих педагогам возможность освоить цифровые образовательные технологии и повысить свой профессиональный уровень. К таким источникам относятся специализированные курсы и программы, онлайн-ресурсы и видеоуроки, а также обширная литература и статьи, посвящённые данной теме.
Digital fluency представляет собой комплекс знаний и навыков, обеспечивающих безопасное и результативное применение цифровых технологий и интернет-ресурсов.
В основе цифровой грамотности лежат digital skills — это комплекс умений и навыков, которые необходимы для успешного решения разнообразных задач, связанных с использованием цифровых технологий.
Я считаю, что цифровые компетенции представляют собой стабильные и автоматизированные паттерны поведения, базирующиеся на глубоком понимании и практическом освоении цифровых устройств, коммуникационных приложений и сетей, которые служат инструментами для доступа к информации и управления ею.
Современный педагог должен быть не просто носителем знаний, но и активным участником образовательного процесса. Он должен быть способен создавать и адаптировать образовательные траектории, выступать в роли наставника и координатора, организовывать проектное обучение и управлять онлайн-платформами.
Более того, современный педагог должен быть готов к роли ментора для стартапов, игромастера, игропедагога, тренера по майнд-фитнесу и разработчика инструментов обучения, направленных на развитие состояния сознания.
В наше время, когда доступ к обширным и разнообразным данным не ограничен, а скорость обмена информацией растёт с невероятной скоростью, особую значимость приобретает методическое сопровождение и поддержка обучающихся в процессе отбора, оценки достоверности, интерпретации и анализа имеющейся информации.
В контексте профессионального развития современного педагога я отождествляю ряд аспектов, связанных с цифровой грамотностью. Эти аспекты включают в себя: эффективное использование современных цифровых технологий, таких как интерактивные средства обработки информации, мобильные технологии, электронные ресурсы и инструменты цифровой коммуникации; способность ориентироваться в интернете, находить и обрабатывать необходимые знания, данные и информацию; способность создавать новые образовательные продукты и интерактивный учебный материал с использованием современных цифровых технологий, искусственного интеллекта.
По моему глубокому убеждению, внедрение инновационных разработок в сфере искусственного интеллекта в образовательный процесс представляет собой значимый и многообещающий тренд, который должен привести к качественному улучшению методик обучения студентов колледжа и саморазвитию педагога как фактора профессиональной успешности.
Указ Президента Российской Федерации В. В. Путина от 10 октября 2019 года № 490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации» подчёркивает, что образование является одной из ключевых областей, где искусственный интеллект может быть эффективно применён [1].
Я рассмотрю применение искусственного интеллекта в профессиональном развитии педагога, которое можно рассматривать как осознанный процесс, направленный на повышение и развитие педагогических качеств в соответствии с социальными требованиями и программой личного развития.
Особое внимание будет уделено возможностям искусственного интеллекта в образовании, а также анализу нейросетей, которые уже успешно применяются в этой области.
В ходе исследования, направленного на изучение отношения преподавателей Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Новосибирской области — Новосибирского химико-технологического колледжа имени Д. И. Менделеева — к внедрению искусственного интеллекта в образовательный процесс, а также на анализ перспектив использования искусственного интеллекта в контексте профессионального развития педагогов, было проведено анкетирование.
На вопрос: «Знакомы ли Вы с какими-либо разработками в сфере искусственного интеллекта (ИИ)?» Около 80% ответили — да. Ими названы основные известные сервисы искусственного интеллекта — Чат GPT, Photoroom и YandexGPT.
В ответ на вопрос о том, как внедрение искусственного интеллекта в образовательный процесс может повлиять на успеваемость обучающихся, и на вопрос о желании использовать искусственный интеллект в своей образовательной организации, около 93% респондентов выразили согласие.
В ходе опроса, посвящённого оценке потенциала искусственного интеллекта в сфере образования, подавляющее большинство респондентов, а именно 87%, выразили уверенность в том, что искусственный интеллект способен объективно оценивать успехи и проблемы в обучении студентов.
Подобные результаты опроса могут свидетельствовать о готовности преподавателей к интеграции элементов искусственного интеллекта в образовательный процесс и их положительном отношении к данной перспективе.
Можно сделать вывод, что преподаватели, принявшие участие в опросе, обладают глубоким пониманием современных сервисов, наделённых характеристиками искусственного интеллекта. Они активно стремятся интегрировать эти инструменты в свою профессиональную практику с целью оптимизации процесса обучения студентов.
Более того, большинство респондентов осознают значимость искусственного интеллекта для своего профессионального роста. В условиях поиска инновационных подходов к обучению, анализу и корректировке образовательных стратегий, искусственный интеллект становится ключевым инструментом, способствующим повышению качества образовательного процесса.
Анализ нейросетей, уже успешно применяемых в сфере образования, позволяет выявить их потенциал и определить области, в которых они могут быть наиболее полезны.
Индивидуализированное обучение:
С помощью искусственного интеллекта можно создавать учебные программы, учитывающие индивидуальные потребности каждого обучающегося. Примером такой программы является «Tutor Tree», которая использует данные учебного процесса для персонализации заданий и материалов с учётом уровня знаний и стиля обучения каждого из студентов [2].
Дозированная помощь каждому обучающемуся:
Нейросети могут оказывать помощь каждому студенту в виртуальном пространстве вместо педагога, отвечая на вопросы. Примером такой программы является IBM Watson, которая способна адаптировать свои ответы под уровень понимания и запросы обучающихся.
Автоматизация контроля знаний:
Искусственный интеллект способен проверять различные тесты, контрольные задания и даже экзаменовать студента. Автоматическая проверка академической успеваемости студентов и оперативная оценка работ позволяют сделать процесс оценивания более независимым.
Актуализация учебной рабочей программы:
Актуализировать рабочую программу с учётом изменившихся современных реалий можно с помощью нейросети DreamBox Learning.
Самосовершенствование педагога:
Искусственный интеллект помогает развивать профессиональные навыки педагога и профессиональную компетентность, позволяя получать быстрый отклик по их работе. Примером такой платформы является Edthena, способная проводить анализ видеоматериалов занятий и выдавать рекомендации по совершенствованию учебного процесса.
Предвидение ошибок и результата обучения:
С помощью искусственного интеллекта можно предвидеть возможные ошибки студентов, прогнозировать учебный результат и выявлять возможные проблемы и пути их решения. Примером такой платформы является BrightBetes.
Использование искусственного интеллекта способствует самосовершенствованию педагога, позволяя ему сомневаться в правильности предложенного решения, перепроверять выбранные варианты результата. С применением передовых нейросетей преподаватель может постоянно актуализировать свои знания, профессионально-педагогические навыки, что обеспечит более эффективное обучение студентов.
В завершение необходимо акцентировать внимание на том, что в условиях активного внедрения современных цифровых технологий в образовательный процесс, использование искусственного интеллекта в сфере образования может оказаться весьма полезным для педагогов. Это может помочь им усовершенствовать свои навыки и знания, а также адаптировать учебные материалы под индивидуальные потребности каждого учащегося.
Искусственный интеллект способен анализировать данные обучения, предоставляя педагогам информацию о наиболее эффективных методах обучения и помогая им совершенствовать свои учебные практики. Таким образом, применение цифровых технологий и искусственного интеллекта в образовании может стать основой для профессионального роста педагога и повышения качества образования.
В ходе исследования были изучены теоретические основы профессионального роста педагогов и роль цифровых технологий в образовательном процессе. Были выявлены инструменты и платформы на основе искусственного интеллекта, которые могут быть использованы педагогами для профессионального развития. Также были проанализированы перспективы применения цифровых технологий и искусственного интеллекта в процессе профессионального роста педагогов.
Целью исследования было изучение возможностей и перспектив применения цифровых технологий и искусственного интеллекта в области развития профессиональных навыков педагогов. Было установлено, что цифровые технологии и искусственный интеллект способствуют профессиональному росту педагогов в ходе непрерывного процесса самостоятельного раскрытия своих потенциальных возможностей и способностей. Это позволяет педагогам наиболее эффективно осуществлять различные виды профессиональной педагогической деятельности.
Список использованной литературы
1. https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_335184/
2. Гусейнова, Г. Ф. Искусственный интеллект в педагогическом процессе: современный взгляд / Г. Ф. Гусейнова // Педагогический журнал. – 2022. – Т. 12, № 4-1. – С. 190-195. – DOI 10.34670/AR.2022.15.34.021. – EDN TFUAVW.
3. Шипин А.С., Джишкариани Т.Д. САМОРАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА – ПУТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ СТАНОВЛЕНИЮ // Материалы X Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: https://scienceforum.ru/2018/article/2018006198 (дата обращения: 27.01.2025 ).
4. Бабаева, М. Э. Профессиональное самосовершенствование педагога / М. Э. Бабаева, Л. В. Краснюк. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 4 (294). — С. 270-272. — URL: https://moluch.ru/archive/294/66707/ (дата обращения: 27.01.2025).
5. Сергеева Н.И. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ САМОРАЗВИТИЕ КАК ЦЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА ПЕДАГОГА // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18933 (дата обращения: 27.01.2025)