Самосознание подростков, их ценности | Татьяна Дмитриевна Похвалитова. Работа №339727
Самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности, подростковый. Но это еще и очень ответственный период, ведь здесь закладываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, к людям, к обществу. Подростковый период является одним из самых важных периодов в жизни. Это своего рода переходный этап между детством и взрослостью. Главными мотивационными линиями этого возрастного периода, связанными с активным стремлением к личностному самосовершенствованию, являются самопознание, самовыражение и самоутверждение.
Стремление детей найти свое место в обществе – основное задание. При формировании самосознания человек, в первую очередь, начинает осознавать, что он отдельный индивид, отличающийся от других особенностями своей личности. Это понимание начинает формироваться еще в раннем детстве.
Тренинг помогает подростку стать более социально-адаптированным через овладение элементарными приемами психологической саморегуляции и познание самого себя, человеческих отношений.
«Самосознание подростков, их ценности»
Цель: формировать у обучающихся представления о себе, своей духовности и жизненных ценностях, обучать простым способам и приемам прояснения своих ценностей, духовности и самосознания.
Наглядность: ватманы, маркер, чистые листы, бланки «Ценности».
Тип занятия : тренинг
Ход занятия:
Организационный момент.
Вступление.
- Здравствуйте, на сегодняшнем занятии мы поговорим о «самосознании» и «духовности» человека, его ценностях.
- Что вы понимаете под «самосознанием» и «духовностью»?
(Самосознание – это познание себя, своего внутреннего мира (кто я? кем я хочу стать? и т.д.). Еще древние философы и мудрецы обращали внимание на то, что познание самого себя является одной из наиболее важных и одновременно наиболее сложных задач человека. «Познай самого себя!» - этот знаменитый девиз, как вы помните, принадлежал древнегреческому мудрецу Сократу; а римский поэт и философ Сенека считал, что «целью жизни является самопознание и проистекающая отсюда свобода».
Казалось бы, «Я» - такой родной и близкий, конечно, я знаю себя. Но психологические исследования показывают, что объективное познание себя во всех своих проявлениях - чрезвычайно сложно и почти невозможно. Мы прячемся от самих себя, то приписывая себе желательные качества, то идентифицируя себя с каким-то посторонним человеком, то вытесняя неприятную информацию и демонстрируя окружающим только то, что они хотели бы видеть.
Но все же, когда человек начинает познавать себя, свое внутреннее «Я», свои ценности, приоритеты, он, таким образом, раскрывает и изучает свою духовность).
ДУХОВНОСТЬ — высшие стороны внутреннего мира, которые проявляются в человечности, сердечности, доброте, искренности, совестливости, теплоте, открытости для других людей. Духовность основывается на широте взглядов, эрудиции, культуре, общем развитии личности. Потеря духовности равнозначна потере человечности. Длительный кризис духовности у отдельной личности ведет к ее деградации. Духовность несовместима с черствостью, эгоизмом, ориентацией на материальные выгоды. Духовность может быть осознанной, осмысленной как проявление интеллигентности - о таком человеке говорят: сердечный, добрый, искренний от природы. Может быть неосознанной.
Основная часть занятия .
- А сейчас я вам предлагаю выполнить упражнения, чтобы понять себя и выделить свои главные жизненные ценности, узнать свой духовный мир.
Упражнение «Ладони»
Цель: знакомство участников группы.
Материалы: ватман, краски, карандаши, кисточки, фломастеры.
Время проведения: 5-10 мин.
Ход упражнения: Сейчас вам на ватмане надо будет сделать отпечаток своей ладони с помощью красок, составить маленький рассказ о том, что любит эта ладошка, чем увлекается, какие недостатки и какие преимущества ей присущи.
Упражнение «Анализ себя»
Цель: рефлексия собственных личностных качеств, ресурсов и ограничений, моделирование образа идеального Я (из данных выделить, насколько выражены духовные качества человека)
Учащимся предлагается разделить листик на 2 колонки. В первой колонке будут записаны качества, которыми обладаете вы, вторую колонку мы оставляем пустую. Когда первая колонка будет заполнена, у нас начинается обмен мнениями о качествах, которые ты хотел бы иметь, и записываются они во вторую колонку. Те черты, которые отдал, вычеркиваются. Когда закончится обмен, посмотрим, с какими внутренними качествами вы остались.
Обсуждение:
- Трудно было выполнять это задание?
- Доволен ли ты, теми качествами, которые у тебя остались?
3. ИГРА «Все мы»
Цель: развитие самосознания.
Игра направлена на углубление процессов самораскрытия, определение своих личностных особенностей.
Ход упражнения: Один участник выходит. Учитель просит каждого участника сказать об ушедшем что-нибудь приятное. Это записывается. Затем участник входит. Воспитатель говорит, например: «Пока вы отсутствовали, мы случайно завели о вас разговор. Не поверите, как много приятного о вас было сказано. Один сказал...» Участник должен отгадать, кто что сказал и почему.
Обсуждение:
- Что понравилось, а что не понравилось при выполнении этого упражнения?
- Какие сложности возникали при выполнении?
4. Упражнение «Рисунок Я»
Цель: создание собственного образа с помощью изобразительных средств. Развитие самосознания.
Инструкция: «Возьмите цветные фломастеры и листы формата А-4, постарайтесь нарисовать образ своего Я. Можно рисовать все, что хочется: это может быть пейзаж, натюрморт, подражание детским рисункам, нечто в стиле ребуса, фантастический мир, абстракция - в общем, все, что угодно, с чем вы ассоциируете, связываете, сравниваете себя, свое жизненное состояние, свою натуру. Не бойтесь, что у вас не получится или что вы не умеете рисовать». Когда рисунок будет закончен, напишите вокруг рисунка свои духовные ценности (сердечность, доброта, искренность, совестливость, теплота, открытость для других людей).
Обсуждение:
- Трудно было выполнять это задание? В чем возникли трудности?
- Хотел бы ты что- то изменить в рисунке?
Вы можете оставить у себя эти рисунки, чтобы помнить «Кто я такой? Что для меня важно?»
Заключительная часть.
5. Игра "Волшебная звезда"
Цель: сплочение группы, принятие себя.
Учитель рассказывает участникам историю: "Когда-то, очень давно, жила на свете Звезда, ей было обидно, что на неё никто не обращает внимания, и она решила пойти к мудрецу. Придя, она спросила: "Почему меня не замечают?". Волшебник ответил на это, что свет звёзд гаснет, когда рядом есть солнце, и предложил ей жить на небе, появляясь лишь ночью. Он также предупредил, что там холодно и страшно. Но Звезда ничего не испугалась, и волшебник за её храбрость, за её желание дарить людям свет, сделал подарок: не одна Звезда стала жить на небе, а много-много новых звёзд появилось там, чтобы ей не было одиноко. И чтобы навеки сохранить память о Звезде, мудрец подарил каждому человеку её дочь – « маленькую звёздочку". Учитель просит отгадать, где же эти звёздочки? (В каждом из нас).
- Поэтому мне бы хотелось, чтобы вы подошли сюда и создали одну большую звезду. Встаньте в круг. Сделайте круг таким тесным, чтобы, когда каждый из вас протянул руку к середине круга, получилась звезда. Эта звезда очень тёплая, потому что она готова дарить свой свет, согревая сиянием своей доброты всех вокруг. У каждого из нас есть свой особенный свет, но каждый из вас также принимает и свет остальных. Все вместе мы сделали одну большую звезду, свет которой намного ярче, чем каждого по отдельности. А теперь покажите мне, как ваша чудесная большая звезда постепенно двигается на «небе» (участники перемещаются маленькими шагами под музыку).
Рефлексия
- Что вы узнали для себя интересного из этого занятия?
- Что вам понравилось, а что нет?
Надеюсь, что это занятие помогло вам раскрыть что- то интересное и новое о себе и других. Спасибо за взаимопонимание. До свидания.