"Самостоятельная работа как способ активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках" | Рябцева Лариса Васильевна. Работа №355805
Самостоятельная работа учащихся на уроке помогает им в дальнейшем анализировать готовый материал, осуществлять выбор более сложных задач, самостоятельно использовать языковые средства.Для самостоятельной работы учащихся необходимо вводить не только работу по образцу, но и создавать ситуации, требующие поисковой деятельностм учащихся.
Доклад
«Самостоятельная работа как способ активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках»
Самостоятельная работа учащихся на уроках русского языка
План
1.Самостоятельная работа как форма активизации мыслительной деятельности учащихся.
2.Классификация методов обучения самостоятельной работы.
3.Этапы обучения.
4.Проблемные задачи.
Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы – одна из самых актуальных проблем методики преподавания.
Учителю необходимо научить школьников учиться, подготовить их к самообразованию, к самостоятельному овладению знаниями. Существуют различные уровни проявления самостоятельного мышления. Деятельность учащихся, овладевающих русским языком, не может содержать научных открытий. Однако самостоятельный анализ языковых средств очень важен для овладения культурой речи. Поэтому в обучении русскому языку необходимо вводить не только работу по образцу, но и создавать ситуации, требующие поисковой деятельности учащихся. На уровнях проявления самостоятельности мышления основа классификации методов обучения:
1.Объяснительно – иллюстративный метод.
2.Репродуктивный метод.
3. Проблемное изложение.
4.Частично-поисковый.
5.Исследовальский метод.
Эффективен исследовательский метод. Учащиеся без непосредственного участия учителя овладевают новыми знаниями, решают проблему, обосновывают вывод в результате анализа материала. Такая классификация очень важна, т.к. она учитывает внутреннюю структуру познавательной деятельности уч-ся, и поэтому применение её учащимися позволяет совершенствовать мыслительную деятельность, обучает в определенной мере самостоятельному анализу языковых явлений, готовит их к самообразованию.
Этапы обучения: 1этап – анализирует готовый языковой материал; 2 этап – осуществляет выбор более сложных задач; 3 этап – этап обучения творческому использованию языковых средств в связи с созданием текстов, предложений, словосочетаний, образованием слов,- когда осуществляется частично – поисковый или поисковая деятельность.
Критерием эффективности примененных методов обучения на заключительном этапе в процессе обучения должны явиться проблемные задачи. В процессе их решения обнаруживается: усвоены ли знания, сформированы ли умения, навыки, достигнуты ли определенные уровни языкового развития. Проблемные задачи должны соответствовать типам заданий поискового характера и способам их выполнения, возможным при изучении каждого раздела программы. Например, изучение причастия. Учащиеся знают, что причастия имеют признаки глагола и прилагательного, а также свои особенности. Задача, предлагаемая учащимся: Можно ли о бродячей собаке сказать, что она бродячая? Почему? Что общего? Что роднит? В чем отличие? Учащиеся отвечают, что бродячая – это бездомная, а бродящая – это «побродила и ушла». Затем они находят сходство и различие слов «бродячая» и «бродящая», - сопоставляя их с прилагательными и глаголами. Значение причастия, обозначающего признак временной, признак по действию, осознается учащимися в конкретной жизненной ситуации, а грамматика помогает осмыслить языковые явления.
Учитель, выслушав рассуждения учащихся, подводит итоги:
- прилагательные обозначают постоянный признак;
-причастия обозначают временной признак.
Пример еще одного задания поискового характера.
1.Как вы думаете, под влиянием чего возникает написание разных гласных в одном и том же корне в следующих словах:
- выиграть – разыграть,
-выискать – подыскать.
Почему эти слова трудны для написания?
2.Чем различаются слова, употребляются?
-хлебы и хлеба (хлебный злак – уборка хлебов).
3.Колос и колосс (колос – соцветие злаков, колосс- статуя громадных размеров).
4.Почему вовремя – наречие, во время урока – существительное?
Фонетика
1.Есть ли разница в произношении данных слов?
- длина – длинна, вернуть – ввернуть, гриб – грипп.
2.Почему важно соблюдать правильное ударение в словах (атлас – атлас, замок – замок, мука – мука)- (омографы).
Лексика и фразеология.
1.В каких случаях употребляется глагол «одеть», а в каких «надеть»?
Какие речевые ошибки связаны с употреблением этих глаголов? (паронимы - слова, однокоренные, близкие по звучанию, но разные по значению или частично совпадают).
2.Какова роль фразеологизмов в речи? Докажите!
Словообразование
1.Определить сходство и различие слов: развесить – развешать, замесить – замешать. (Можно ли считать однокоренными?).
2.Какова роль суффиксов в парах слов? (ограничена – ограниченна; взволнована – взволнованна). С какой целью подобраны примеры такого типа?
Морфология.
1.Можно ли сказать о живущем во дворе щенке, что он живучий? В чем сходство и различие слов?
2.Можно ли употребить слово мозги вместо слова мозг?
3.Слова белеть, белый, белизна – на основании каких признаков они отнесены к разным частям речи?
Стилистика.
1.Правильно ли выражена мысль?
Почему? Объясните!
Ребята воздвигли около дома крепость из старых досок и кирпичей (высокий стиль).
2.Почему при оформлении доверенности, автобиографии допустимо употребление рядом личного местоимения или имени существительного?
Я, Петров Михаил Васильевич доверяю Сергеевой Марии Ивановне получить….
Я, Петров Михаил Васильевич, родился в 1984 году.
В каких случаях такое употребление местоимения и существительного недопустимо?
Объясните.
Орфография.
1.Докажите, что каждый из глаголов написан правильно?
-вырастешь – вырастишь.
2.Почему при склонении притяжательных прилагательных типа волчий (след), медвежья (берлога), лисье (ухо) возникают ошибки? Какие это ошибки? Чем они вызваны? Докажите!
Задания поискового характера по сравнению с упражнением необычны для учащихся. Поэтому, прежде чем включить задания в уроки, учитель должен тщательно подготовить учащихся к их выполнению, используя материалы всей системы работы по русскому языку.
Литература.
М.Н.Скаткин «Самостоятельная работа по русскому языку»
И.Я.Лернер «Проблемная ситуация на уроках русского языка»