Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 24.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Самостоятельность и ответственность в изучении произведений классиков | Бобрышева Юлия Дмитриевна. Работа №351675

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. Статья посвящена вопросам формирования самостоятельности и ответственности у студентов при изучении произведений классиков русской литературы. В контексте современного образования важно развивать у обучающихся способность не только воспринимать литературное произведение, но и самостоятельно анализировать его, выстраивать логические связи и делать обоснованные выводы. Рассматриваются методы, направленные на развитие у студентов критического и творческого подхода к литературным текстам, а также примеры работы с произведениями классиков, которые способствуют развитию навыков самостоятельной работы и ответственного отношения к учебному процессу.

Ключевые слова: самостоятельность, ответственность, классическая литература, анализ произведений, критическое мышление, творческий подход, русская литература, студенты.

САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В ИЗУЧЕНИИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ КЛАССИКОВ

 

Бобрышева Юлия Дмитриевна, преподаватель

Отделение ГБПОУ «Донецкий медицинский колледж» г. Мариуполь

 

Аннотация. Статья посвящена вопросам формирования самостоятельности и ответственности у студентов при изучении произведений классиков русской литературы. В контексте современного образования важно развивать у обучающихся способность не только воспринимать литературное произведение, но и самостоятельно анализировать его, выстраивать логические связи и делать обоснованные выводы. Рассматриваются методы, направленные на развитие у студентов критического и творческого подхода к литературным текстам, а также примеры работы с произведениями классиков, которые способствуют развитию навыков самостоятельной работы и ответственного отношения к учебному процессу.

Ключевые слова: самостоятельность, ответственность, классическая литература, анализ произведений, критическое мышление, творческий подход, русская литература, студенты.

 

Изучение произведений классиков русской литературы — это не только освоение произведений великих писателей, но и важный процесс формирования у студентов ряда ключевых компетенций. Одними из самых важных являются самостоятельность и ответственность, которые становятся основой для эффективного обучения, глубокого осмысления текста и формирования личной позиции по обсуждаемым вопросам. Именно в контексте изучения литературы развивается способность студента самостоятельно работать с текстом, делать выводы и нести ответственность за свои суждения и оценки. Эти качества особенно важны в современном образовательном процессе, где акцент сделан на активном участии студентов в учебном процессе и на их способности анализировать и интерпретировать литературные произведения без посторонней помощи.

Процесс изучения классической литературы требует от студента способности к самостоятельному анализу произведений. Это означает, что студент должен научиться не только воспринимать информацию, но и искать в произведении скрытые смыслы, разграничивать факты и интерпретации, а также выстраивать логические связи между событиями и персонажами. Преподаватель, в свою очередь, играет важную роль в том, чтобы направить студента на поиск собственного понимания произведения, предоставить инструменты для анализа, но не давать готовых решений. Важно, чтобы студент научился делать выводы, опираясь на факты из текста, а не на чужие трактовки.

Самостоятельность в изучении литературы, в частности произведений классиков, означает, что студент должен развивать навыки самостоятельного чтения и осмысления произведений. Преподаватель должен предоставить студентам не только текст произведения, но и поддерживающую информацию, которая поможет сформировать целостное представление о нем. Это могут быть дополнительные материалы, разъясняющие исторический контекст, биографию автора, особенности литературного направления. Однако ключевым остается тот факт, что студент должен научиться самостоятельно работать с текстом, выделять основные темы, мотивы и образы, анализировать стилистические особенности и искать смысловые связи. Примером такого подхода может служить работа с произведением Льва Толстого «Война и мир». Студенты могут быть приглашены к анализу ключевых персонажей романа, таких как Пьер Безухов и Андрей Болконский, с акцентом на их внутреннюю трансформацию. Важно, чтобы студенты смогли выявить, как личные переживания этих героев отражают более широкие философские вопросы, такие как война, судьба человека, нравственная свобода.

Кроме того, самостоятельная работа над произведением классической литературы помогает студентам развить критическое мышление. Важно научить студентов не только понимать текст, но и подвергать его сомнению, искать скрытые подтексты и размышлять о том, какие идеи и ценности он несет. Например, при изучении романа Федора Достоевского «Преступление и наказание» студенты могут быть приглашены к анализу моральной дилеммы, с которой сталкивается главный герой Родиона Раскольникова. Задача преподавателя — не навязать готовую трактовку, а дать студентам возможность самостоятельно выработать свою точку зрения, опираясь на факты из текста, исследуя философские идеи, выраженные в произведении. Такой подход помогает студентам развивать не только критическое восприятие текста, но и умение задавать вопросы, ставить под сомнение привычные идеи и концепции, а также выстраивать логические связи между отдельными фрагментами произведения.

Важным аспектом, тесно связанным с самостоятельностью, является ответственность. Ответственное отношение к изучению произведений классиков требует от студента серьезного подхода к процессу работы с текстом. Это значит, что студент должен осознавать важность выполнения поставленных задач, не ограничиваться поверхностным чтением и не искать легких путей. Ответственность также проявляется в умении работать с источниками, правильно цитировать произведения, учитывать контекст и делать обоснованные выводы. Студенты должны понять, что их мнение о произведении имеет ценность только тогда, когда оно подкреплено анализом текста, когда они могут аргументированно объяснить свою точку зрения. Этот подход особенно важен в контексте обсуждений на занятиях, где студенты должны не только высказывать свою позицию, но и обосновывать её, опираясь на текст произведения и литературоведческие теории.

Например, при изучении произведений Александра Пушкина важно акцентировать внимание на творческом подходе студентов, их способности осмысливать не только сюжетные линии, но и использовать различные методы анализа: историко-культурный контекст, философские вопросы, жанровые особенности. При этом преподаватель должен быть готов к тому, чтобы студенты высказывали разнообразные мнения и подходы, но в то же время учил бы их не опираться на предвзятые или поверхностные суждения. Важно, чтобы студенты развивали в себе чувство ответственности за свои слова и поступки, за умение уважать различные точки зрения и следовать академическим стандартам при изложении своей позиции.

Примером может служить работа с произведением «Евгений Онегин», где студенты должны уметь анализировать характер главного героя, а также понимать, как эта фигура соотносится с идеями автора о «лишнем человеке», романтических и социальных представлениях того времени. Ответственное отношение студента к тексту проявляется в умении обращаться к первоисточнику, анализировать авторский стиль, обращаться к литературным источникам и критическим работам. Студент, который понимает значение критического подхода к литературе, способен самостоятельно делать выводы о социальном контексте произведения и о его философских аспектах, а также аргументировать свою точку зрения.

Очень важным является также то, как студент развивает свою творческую позицию в процессе работы с классическими произведениями. Преподаватели могут предложить студентам самостоятельные творческие задания, такие как написание эссе на тему «Как бы вы интерпретировали финал романа?», или создание новых версий рассказа, в которых герои действуют по-другому. Такой подход способствует не только углубленному восприятию текста, но и помогает студентам раскрывать свою индивидуальность, а также брать на себя ответственность за результаты своей работы. Например, если студент выбрал тему для эссе о «моральной дилемме» в романе Достоевского, он должен будет осознанно подойти к выбору аргументов и формулировке собственной позиции.

Таким образом, развитие самостоятельности и ответственности при изучении произведений классиков — это важнейший аспект образовательного процесса в области литературы. Он помогает студентам не только овладеть знаниями о произведениях, но и развить в себе навыки самостоятельного анализа, критического мышления и творческого подхода. Преподаватель в данном контексте выполняет роль наставника и направляющего, но основной акцент должен быть сделан на том, чтобы студенты смогли взять на себя ответственность за собственное восприятие и интерпретацию произведений, научились делать выводы на основе текста и аргументировать свою позицию.

 

Список литературы

Дубин Б.В., Зоркая Н.А. Идея «классики» и ее социальные функции // Проблемы социологии литературы за рубежом. М.,

202

3. С. 40-82.

Шишмаренкова

Г.Я. Познавательная самостоятельность как педагогическая проблема. Челябинск:

ЧелГУ

,

2017

. 181 с.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×