Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Самовыражение и самопознание как проявление индивидуальности | Галкина Анна Александровна. Работа №212151

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Галкина Анна Александровна
В статье описывается проявление индивидуальности путем самопознания и самовыражения.

Самовыражение и самопознание как проявление индивидуальности

В 40-х годах 20-го века психологи стали уделять особое внимание механизму человеческих чувств, переживаний и потребностей на основе принципа отражения. Однако, человеческая психика способна не только отражать, но и взаимодействовать с отражаемым явлением, формировать к нему собственное отношение путем самовыражения. Этот механизм играет важную роль в жизни индивидуума, являясь одной из ключевых потребностей, а также условием гармоничного формирования личности.

Самовыражение – это стремление индивидуума к выявлению, развитию и применению полного потенциала своих личностных возможностей. Это явление представляет собой широкий спектр актов поведения, вербальных и невербальных, которые используются человеком для создания собственного образа, выражения своего «Я». Эти проявления могут быть как осознанными, так и бессознательными, но все они служат механизмом передачи информации о себе окружающим людям.

Самовыражение можно условно разделить на несколько степеней, или этапов «зрелости». Первый этап сформированности ярко наблюдается в подростковом возрасте. В этот период жизни индивидуума характерно развитие социального мышления, самосознания формирование личностных качеств. На этом этапе самовыражение находится на стадии внешнего, «показного» выражения, т.к образ собственного «Я» еще не сформирован. На более поздних этапах этот механизм превращается в потребность адекватного и полного выражения собственной личности. Человек вырабатывает собственные модели поведения, манеру речи, а главное – стремиться выразить себя через собственные поступки. На примере данных этапов можно рассмотреть явление инфантилизма – внешняя демонстрация несформировавшегося внутреннего «Я» в зрелом возрасте будет являться явным признаком данного психического расстройства.

Структурируем концепцию собственного «Я». Принято выделять когнитивную, поведенческую и оценочную составляющие данной концепции.

Когнитивная составляющая в этом случае – есть представление индивидуума о самом себе, о качествах и характеристиках, которыми он обладает. Суждения о наличии у человека этих качеств будут необъективными; они не будут ограничены какими-либо временными рамками. Таким образом, когнитивная составляющая - это лишь набор личных установок и убеждений индивидуума.

Оценочная составляющая раскрывает данные качества и показывает отношение человека к их наличию, или отсутствию.

Наконец, поведенческая составляющая, самая объективная часть концепции «Я», проявляется в адекватном представлении человека о том, кем он является на самом деле.

Рассмотрев терминологию и структуру явления самовыражения, можно сделать выводы о его роли в человеческой жизни.

Прежде всего, индивидуальная потребность в самовыражении может быть различной, проявляться как в явных, так и неявных формах; встречаются также крайние формы – нарциссизм, эгоцентризм и т.п. Чем слабее у индивидуума выражена способность оппонировать собственному «Я», тем более значимым для него становится этап внешней выразительности. Адекватность или неадекватность собственного внутреннего образа будет отражаться на способности человека приспосабливаться к миру и обществу.

Когнитивная составляющая концепции «Я» может быть представлена в сознании индивидуума в виде социальных статусов и ролей. Таким образом, социально-психологическая гармония личности будет представлять собой гармоничное соотношение выбранной социальной роли и адекватной самооценки.

Отношение к самому себе, помимо адекватной самооценки, должно включать в себя постоянную потребность в самопознании. Самопознание – это путь формирования собственного «Я», изучение личностью собственных психических и физиологических особенностей, процесс осознания самого себя как субъекта деятельности. Это знание формируется человеком на протяжении всей жизни. Самопознание как процесс можно представить в виде определенной последовательности: сначала человек обнаруживает в себе какую-либо личностную характеристику, затем «закрепляет» ее в собственном сознании, анализирует, оценивает и принимает.

Самопознание тесно связано с самооценкой человека. Уровень самооценки связан с удовлетворенностью или неудовлетворенностью индивидуума самим собой, своей деятельностью. При этом адекватная самооценка будет соответствовать реальным возможностям человека, при завышенной или заниженной оценки они соответственно искажаются.

На примере сфер самопознания можно выделить три условных уровня организации человека. Первый – низший – организм, биологический индивид, второй – социальный индивид, третий – личность. Социальный индивид характеризуется способностью получать и овладевать знаниями, умениями, правилами поведения. Личность отличается одним важнейшим фактором – способностью совершать выбор; личность способна выстраивать свой жизненный путь, системно регулировать свое поведение в социуме.

Ссылаясь на приведенные выше примеры, сделаем выводы о влиянии самопознания на жизнь индивидуума.

Во-первых, отсутствие самопознания приводит к тому, что человек подчиняется власти своих первых порывов, или, напротив, фиксированных установок, не умеет дифференцировать себя от других, не признает свои слабости, достоинства. Так как самопознание связано с самооценкой – формирование последней будет также зависеть от его наличия. Негативное влияние завышенной или заниженной самооценки уже было приведено авторами (эгоцентризм, нарциссизм, или, наоборот, мнительность, обсессивно-компульсивное расстройство).

Во-вторых, самопознание дает человеку возможность стать именно тем, кем он бы хотел и способен стать; создать и развить свое собственное «Я», отказываясь от навязываемых социумом мнений, обрести смысл существования и реализовать себя, раскрыв свой потенциал.

Самовыражение и самопознание – биологические механизмы индивидуума, фактически определяющие его место в мире и обществе. Возможность полного, гармоничного совпадения самовыражения и самореализации целиком зависит как от сформированности собственного «я», так и от личностной готовности организовать, обеспечить, создать и т.д. всю совокупность внешних условий самореализации. Эти два условия являются необходимой предпосылкой для того, чтобы самовыражение и самореализация адекватно совмещались во всех аспектах жизни человека.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×