Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Сборник игровых приёмов по формированию речевой компетенции у детей с ОНР «Мир на ладошке» | Малыгина Оксана Юрьевна. Работа №355623

Дата публикации:
Автор:
Описание:

     Сборник игровых приёмов по формированию речевой компетенции у детей с ОНР составлен на основе практической апробации и опирается на нейропсихологический подход в логопедической деятельности. Игровые приёмы  позволяют актуализировать собственный телесный потенциал ребёнка, значительно снизить объём наглядности  для обучения:

·       -на этапе автоматизации звуков

·       -при подготовке к обучению грамоте

·       -при формировании лексико-грамматических категорий

     Данные игровые приёмы могут использоваться с детьми 4-7 лет. Применять их могут педагоги, специалисты, родители.

 

Сборник игровых приёмов

по формированию речевой компетенции

у детей с ОНР

«Мир на ладошке»

 

 

 

 

 

 

автор:

учитель-логопед ВКК

МБДОУ №17 «Пингвин»

О.Ю. Малыгина

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГО «Город Лесной»

2024 год

Игры на формирование речевой компетенции

\фонетический компонент\

 

игровой приём «Поймай звук на пальчиках»

Цель: определение места звука в слове

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ручная модель для определения места звука в слове \левая рука\

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

схема для определения места звука в слове

 

Описание: ребёнок прикладывает левую руку на стол\на колено. Двигается указательным пальцем правой руки «слева направо» от мизинца к большому пальцу и «поёт слово песенкой»; «выделяет» первый звук на мизинец, проговаривая все последующие звуки, «выделяет» последний звук на большой палец \ПР. ссс-умк-ааа, ааа-втобу-ссс, ооо-вощ-иии\. Затем ребёнок зрительно соотносит, на каком пальце он «поймал» заданный звук и делает вывод, опираясь на правило:

«на мизинце» - первый звук в слове = находится в начале слова;

«на большом пальце» - последний звук в слове = находится в конце слова;

если звук в слове не первый и не последний = находится в середине слова

игровой приём «Пианино»

Цель: автоматизация звуков \изолированно, в слогах, в словах, во фразах\

 

Описание: ребёнку предлагается «поиграть» на пианино и повторять речевой образец, поочерёдно нажимая на «кнопочки» пальцами:

-а, а, а. а, а

-ау, ау, ау. ау, ау; па-ба, па-ба, па-ба, па-ба, па-ба

-киса, киса, киса, киса, киса

-Соня несёт сумку, …

Для формирования согласованных действий «глаз и рука», условием выполнения задания является то, что все пальцы находятся в кулаке, запястье прижато к столу. На каждый повтор ребёнок «выкидывает» последующий палец, а затем убирает обратно в кулак \красная «кнопочка» = большой палец, синяя «кнопочка» = указательный палец, желтая «кнопочка» = средний палец, зелёная «кнопочка» = безымянный палец, белая «кнопочка» = мизинец\

 

 

 

 

 

 

 

 

 

схема игры «Пианино»

 

игровой приём «Песенки»

 

Цель: автоматизация звуков в слогах

1 вариант

Описание: ребёнку предлагается спеть «песенки», соединяя правильно звуки в слогах

Для формирования согласованных действий «глаз – рот - рука» предлагается «рисовать» дорожки на руках противоположной рукой:

-открытый слог: ПА, МО, ТЫ - от кончиков пальцев к запястью

-закрытый слог: УП, ИТ, ЭС - от запястья к кончикам пальцев

О О И

У И У

Ы

А

 

Ы А

 

 

 

 

ручная модель для игры «Песенки»

 

 

 

 

2 вариант

 

Описание: ребёнку предлагается спеть «песенки», соединяя правильно звуки в слогах

Для формирования длительного плавного речевого выдоха предлагается «рисовать» дорожки от плеча к плечу:

-открытый слог: РРРА, СССО, ЛЛЛЫ - от левого плеча к правому плечу правой рукой

-закрытый слог: УССС, ИРРР, ЭЛЛЛ - от правого плеча к левому плечу левой рукой

 

 

 

 

 

А Р

С О

ррра сссо

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Примечание: схему игры «Песенки» смотри в Приложении к сборнику

 

игровой приём «Ловишка»

 

Цель: анализ и синтез слияние звуков

 

Описание: Ребёнок и педагог находятся в позиции «лицом к лицу». Педагог «кидает» кулачками ребёнку звуки в зеркальной последовательности «справа налево»; ребёнок «ловит» звуки кулачками в последовательности «слева направо», а затем соединяя ладони вместе произносит слияние «пойманных» звуков

ПР. А+У=АУ, И+Э=ИЭ, О+П=ОП, К+Ы=КЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А У

 

 

 

 

 

 

АУ

ручная модель для игры «Ловишка»

 

Игры на формирование речевой компетенции

\лексический компонент, грамматический компонент\

 

игровой приём «Один - несколько»

 

Цель: изменение существительных Им.п. по числам

 

Описание: ребёнок прикладывает левую руку на стол\на колено так, что большой палец отклонён в сторону:

-большой палец символизирует «один предмет»

-оставшиеся пальцы прижаты и символизируют «несколько предметов»

Ребёнок перемещается от большого пальца к группе других совмещённых пальцев и упражняется в изменении существительных в сочетании со словом «ЭТО»

ПР. это стул – это стулья, это машина – это машины, это окно – это окна

 

 

ЭТО … \несколько предметов\

 

ЭТО … \один предмет\

 

 

 

ручная модель для игры «Один - несколько»

 

игровой приём «Один - много»

 

Цель: образование существительных множественного числа Р.п. от существительных единственного числа Им.п.

 

Описание: ребёнок прикладывает левую руку на стол\на колено так, что большой палец отклонён в сторону:

-большой палец символизирует «один предмет»

-тыльная сторона ладони символизирует «много предметов»

Ребёнок перемещается от большого пальца к тыльной стороне ладони и упражняется в образовании существительных в сочетании со словом «ЭТО» и «МНОГО»

ПР. это стул – много стульев, это машина – много машин, это окно – много окон

 

 

 

 

ЭТО … \один предмет\

 

МНОГО … \много предметов\

 

ручная модель для игры «Один - много»

 

игровой приём «Один – несколько - много»

 

Цель: образование существительных множественного числа Им.п. и Р.п. от существительных единственного числа Им.п.

 

Описание: ребёнок прикладывает левую руку на стол\на колено так, что большой палец отклонён в сторону:

-большой палец символизирует «один предмет»

-оставшиеся пальцы прижаты и символизируют «несколько предметов»

-тыльная сторона ладони символизирует «много предметов»

Ребёнок перемещается от большого пальца к группе других совмещённых пальцев, затем к тыльной стороне ладони и упражняется в образовании существительных в сочетании со словом «ЭТО» и «МНОГО»

ПР. это стул – это стулья - много стульев, это машина – это машины - много машин, это окно – это окна - много окон

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЭТО … \несколько предметов\

 

ЭТО … \один предмет\

 

 

МНОГО … \много предметов\

 

ручная модель для игры «Один – несколько - много»

 

Примечание: схему игры «Один – несколько - много» смотри в Приложении к сборнику

 

игровой приём «Большой - маленький»

 

Цель: образование существительных с уменьшительными суффиксами

 

Описание: ребёнок прикладывает левую руку на стол\на колено так, что видны только большой палец и мизинец:

-большой палец символизирует «большой предмет»

-мизинец символизирует «маленький предмет»

Ребёнок перемещается от большого пальца к мизинцу и упражняется в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами

ПР. стул – стульчик, кукла – куколка, дом - домик

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ручная модель для игры «Большой - маленький»

 

 

игровой приём «Считалочка»

 

1 вариант

Цель: закрепление прямого и порядкового счёта в пределах 10 \1-5-10\

 

Счёт от 1-5

 

Описание: ребёнок прикладывает левую руку на стол\на колено

-Двигаясь от мизинца к большому пальцу «слева направо» ребёнок считает количество пальцев

ПР. один, два, три, четыре, пять

-Двигаясь от мизинца к большому пальцу «слева направо» ребёнок считает пальцы по порядку

ПР. первый, второй, третий, четвёртый, пятый

 

 

Счёт от 1-10

 

Описание: ребёнок прикладывает обе руки на стол\на колени

-Двигаясь «слева направо» от мизинца к большому пальцу левой руки, далее от большого пальца к мизинцу правой руки ребёнок считает количество пальцев

ПР. один, два, …, пять, шесть, … десять

 

- Двигаясь «слева направо» от мизинца к большому пальцу левой руки, далее от большого пальца к мизинцу правой руки ребёнок считает пальцы по порядку

ПР. первый, …, пятый, шестой, …, десятый

 

десять

один десятый

первый

 

пять шесть

пятый шестой

 

 

 

 

 

ручная модель для игры «Считалочка» \1 вариант\

2 вариант

Цель: закрепление обратного счёта в пределах 10 \1-5-10\

 

Счёт от 5-1

Описание: ребёнок прикладывает левую руку на стол\на колено

-Двигаясь от большого пальца к мизинцу «справа налево» ребёнок уменьшает количество пальцев

ПР. пять, четыре, три, два, один

Счёт от 10-1

Описание: ребёнок прикладывает обе руки на стол\на колени

-Двигаясь «справа налево» от мизинца к большому пальцу правой руки, далее от большого пальца к мизинцу левой руки ребёнок уменьшает количество пальцев

ПР. десять, …, шесть, пять, …, два, один

десять

один

 

пять шесть

 

 

 

ручная модель для игры «Считалочка» \2 вариант\

 

игровой приём «Дружная семейка»

 

Цель: упражнять в изменении глаголов путём спряжения

 

Описание: ребёнок прикладывает левую руку на стол\на колено

Для формирования согласованных действий «глаз – рот - рука» предлагается изменять слово-действие \ или короткую фразу\, опираясь на зрительный образ \палец\ и используя опорные слова. При ответе ребёнок нажимает на кончик соответствующего пальца

ПР. Я играю, ТЫ играешь, МЫ играем, ВЫ играете, ОН играет, ОНА играет, ОНИ играют

ВЫ ОН

МЫ

ТЫ ОНИ \ребёнок сжимает кулачок\

ОНА

 

 

 

 

Я \ребёнок хлопает раскрытой ладошкой\

ручная модель для игры «Дружная семейка»

игровой приём «Смайлики»

 

Цель: упражнять в изменении существительных по падежам

 

Описание: ребёнок прикладывает обе руки на стол\на колени

Для формирования согласованных действий речи с движениями ребёнок изменяет слова и выполняет содружественные движения руками. Для ответа ребёнок использует опорные слова и схему игры «Смайлики»

На первоначальном этапе можно выполнять сначала ведущей рукой, затем другой рукой, далее подключаются обе руки одновременно.

ПР. ЕСТЬ кукла, НЕТ куклы, РАД кукле, ВИЖУ куклу, ЛЮБУЮСЬ куклой, ГОВОРЮ\ДУМАЮ о кукле

 

 

 

 

 

 

ЕСТЬ …

 

 

 

 

 

 

НЕТ …

 

 

 

 

 

 

РАД …

 

 

 

 

 

 

ВИЖУ …

 

 

 

 

 

 

ЛЮБУЮСЬ …

 

 

 

 

 

 

ГОВОРЮ\ДУМАЮ О…

ручные модели для игры «Смайлики»

Примечание: схему игры «Смайлики» смотри в Приложении к сборнику

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×