Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 26.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Сборник лабораторных работ по физике для 7 класса | Колябин Владимир Борисович. Работа №211130

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Колябин Владимир Борисович
Разработан сборник альтернативных лабораторных работ по физике в 7 классе

Интонационный анализ стихотворения Ф.И.Тютчева Как неожиданно и ярко...
Все кажется
Жить на два дома: здесь и на звезде.
Александр Кушнер
В практике школьного анализа лирических произведений используются разные пути анализа: тематический, композиционный, стилистический, жанровый, сопоставительный (сопоставление стихотворений, сопоставление канонического текста с черновыми вариантами). Выбирая тот или иной путь разбора, словесник всегда ставит перед собой цель донести до школьников не только своеобразие стихотворения, но и погрузить подрастающих читателей в неповторимый мир внутренних переживаний и мышления человека, воплощенный в лирическом произведении. Этой цели отвечает и интонационный анализ стихотворений, когда внимание учеников сосредоточивается на внутренней мелодии и ритме художественного текста, на единстве его повествовательно-описательного, императивно-восклицательного и поисково-вопрошающего строя. Являясь одним из аспектов разбора лирических произведений, интонационный анализ не противостоит ни композиционному, ни стилистическому, ни жанровому анализу стихотворений. Он легко соединяется с любыми элементами анализа лирики, пролагая путь к их постижению. Наблюдения над интонацией поэтической речи находят естественное и привычное воплощение в выразительном чтении стихотворений учащимися - живом звуковом истолковании текста, которое способно показать словеснику плодотворность интонационной трактовки произведения.
Каждое подлинно поэтическое произведение обладает неповторимостью интонационного строя и может стать объектом интонационного анализа. Но особый интерес интонационный анализ приобретает, например, тогда, когда интонационная структура стихотворения представляет собой сочетание повествовательной, восклицательной и вопросительной универсалий, когда интонационный строй определяет композицию поэтического текста, когда лирическое произведение состоит из одного предложения, когда интонация в движении поэтической мысли оттеняет пространственно-временные отношения и т.д. и т.п. Добротный материал для интонационного анализа дает стихотворение Ф.И.Тютчева Как неожиданно и ярко..., рекомендуемое для чтения и беседы в 7 классе (Программа по литературе для 1-11 классов РАО под ред. Г.И.Беленького и Ю.И.Лыссого).
* * *
Как неожиданно и ярко,
…………………………..
Чем ты и дышишь и живешь.
5 августа 1865
Стихотворение состоит из двух симметричных строф-восьмистиший с перекрестной рифмовкой. Каждая строфа представляет собой смысловое, ритмико-фонетическое и синтаксическое единство (с очевидным различием в количестве предложений: в первой строфе - два предложения, во второй - четыре предложения). В
стихотворении сочетаются все виды интонационных универсалий - восклицательная, повествовательно-описательная и вопрошающая.
В двухстрофном варианте, характерном для многих созданий поэта, стихотворение сложилось не сразу. Тютчев написал сначала первую строфу, после текста которой была поставлена дата и помета Рославль. Поэт создал поэтический этюд под живым впечатлением от радуги, увиденной им проездом через город Рославль по пути из Москвы в Овстуг. Через некоторое время поэт вернулся к уже написанным строкам и создал вторую строфу, в которой образ радуги находит свое дальнейшее развитие и, благодаря философскому обобщению в концовке, приобретает новое значение.
Стихотворение начинается предложением с определительным наречием как. Такие начала характерны для многих поэтических шедевров Тютчева: Как весел грохот летних бурь..., Как летней иногда порою..., Как нас ни угнетай разлука..., Как неразгаданная тайна..., Как океан объемлет шар земной..., Как хорошо ты, о море ночное..., Как сладко дремлет сад темно-зеленый..., Вечер (Как тихо веет над долиной...), Весна (Как ни гнетет рука судьбины...) и т.д. В ряде стихотворений, начинающихся определительным наречием как, Тютчев ограничивается спокойной, повествовательной интонацией, но чаще всего, особенно в пейзажной лирике, он прибегает к интонации восклицательной, стремясь передать читателю чувство восторга перед внезапно открывшейся картиной природы. Вот и в стихотворении Как неожиданно и ярко... он с чувством неподдельного восхищения, которому отвечает именно восклицательная интонация, создает образ воздушной арки, вызывая у читателя определенное эмоциональное отношение к нарисованной картине. Восклицательная интонация, подчеркивая величие, короткий момент торжества в состоянии природы, невольно усиливает значение каждого слова в предложении. Осмысление интонационного строя всего стихотворения, или его отдельной строфы, или одного предложения отнюдь не исключает обращения к совершенству художественного текста (интонация как выразительное средство, имеющее смысловую значимость, рассматривается в тесном единстве с изобразительной стороной произведения). Прежде всего заслуживает осмысления образ воздушной арки, в создании которого поэт искусно использует метонимию, когда на первый план выходят признаки предмета вместо упоминания самого предмета. Но эти признаки настолько отчетливы, что школьники без труда понимают значение этого поэтического образа. С ним искусно соединяется устаревший глагол воздвиглась, который поясняется определительными наречиями неожиданно и ярко и сообщает картине высокую, торжественную стилистическую окрашенность, полную непосредственного лирического чувства. Наблюдения над первым предложением могут сопровождаться составлением предварительной чтецкой партитуры, в которой курсивом целесообразно обозначить синтагматические ударения, а полужирным курсивом - логические смысловые ударения:
Как неожиданно и ярко,
На влажной неба синеве,
Воздушная воздвиглась арка
В своем минутном торжестве!
В следующем предложении, повествовательно-описательном по интонации, образ воздушной арки приобретает новые черты. Сложное по структуре предложение, в котором тире усиливает пространственные отношения между его частями, подчеркивает всеохватность, всеобъемлемость радуги, которая Один конец в леса вонзила,/ Другим за облака ушла.... Величественность красоты передается глаголами с высокой экспрессивной окраской обхватила и изнемогла. Особенно выразителен глагол изнемогла. Приставка из в этом глаголе усиливает значение действия, доведенного до крайнего предела, до его исчерпанности, завершенности. Поиски значения этого глагола (изнемочь - потерять силы, крайне утомиться, ослабеть) лишь приблизят учеников к пониманию тютчевского образа (воздушная арка изнемогла в минутном торжестве), но, возможно, не прояснят его до конца, поскольку в словах поэта чувствуется незримая грань между бытием и небытием. И.С.Аксаков подчеркивал, что глагол изнемогла употребляется у поэта в необычном значении, но по отношению к радуге выбран удачно: именно этим словом лучше всего передается внешний процесс постепенного таяния, ослабления, исчезновения радуги.
Ритм всей первой строфы, состоящей из двух предложений, характеризуется переходом от невольного восклицания (первые четыре стиха) к спокойно-торжественной интонации" (пятый-восьмой стихи). Образ природы во всей первой строфе вырастает в самостоятельную художественную картину, которая, как свидетельствует творческая история стихотворения, может существовать и помимо следующей строфы -пояснения, раскрывающего философский характер стихотворения. Первая строфа представляет собой, по словам Н.А.Некрасова, пейзаж в стихах, который является самым трудным родом поэтических произведений. Он требует от художника слова умения двумя-тремя чертами вызвать в воображении читателя описываемую картину. Ф.И.Тютчев, по утверждению Некрасова, в совершенстве владеет этим искусством.
Первая часть второй строфы насыщена восклицательной интонацией. Междометие О, которым начинается первое восклицательное предложение второй строфы, подчеркивает экспрессивность высказывания, создает дополнительное эмоциональное напряжение, которое сопутствует открытому проявлению чувств лирического героя:
О, в этом радужном виденье
Какая нега для очей!
Поэт стремится и другим передать охватившее его чувство восторга от мгновенно возникшей картины, поэтому в следующем двустишии он дважды употребляет глагол лови в повелительном наклонении, который естественно определяет побудительно-восклицательную интонацию третьего и четвертого стихов второй строфы. Созерцание красоты мира рождает невольную мысль о недолговечности торжества в природе: минутное торжество в первой строфе прямо связано со словами мгновенье и скорей второй строфы. Так постепенно подготавливается в стихотворении мысль о неумолимости времени.
Подвижность, гибкость интонации как образно-интонационной формы мышления и действенного средства художественной выразительности во второй строфе удивительны. В ней представлены все виды логико-интонационных универсалий. Побудительно-восклицательная интонация сменяется вопросительной:
Смотри - оно уж побледнело,
Еще минута, две - и что ж?
Вопросительная интонация этих двух стихов (пятого и шестого во второй строфе) получает дополнительную выразительность благодаря подвижности внутристиховых пауз: в пятом стихе цезура стоит после первой стопы, а в шестом - после третьей стопы, что должно быть передано в выразительном чтении стихотворения. Глагол повелительного наклонения смотри говорит о том, что поэт не теряет связи с теми, кто способен разделить его переживание. Какое же чувство стремится передать поэт читателю в единственном вопросительном предложении? Размышляя над значением интонации ворошения, школьники отметят такие ее смыслы, как удивление (изумление), разочарование, разуверение, печаль, грусть...Вопросительное предложение подготавливает непосредственный переход к концовке стихотворения:
Ушло, как то уйдет всецело,
Чем ты и дышишь и живешь.
Вопрошающая интонация сменяется повествовательным предложением, передающим мимолётное суждение поэта о бренности человеческого бытия. Напряженность интонации резко понижается до спокойно-утвердительных строк концовки. Что скрывается за этими заключительными стихами? Осознание неизбежности небытия, смирение, или понимание значимости жизненного пути, осознание небесполезно прожитой жизни? Частое сближение явлений из жизни природы и человека характерно для поэзии Тютчева. Оно характерно и для стихотворения Как неожиданно и ярко.... Характеризуя создания Тютчева, М.П.Погодин отмечал, что такие стихи, родясь утром, не умирают вечером, потому что чувства и мысли, их внушающие, принадлежат к разряду вековечных.... Эту характеристику можно всецело перенести на стихотворение Как неожиданно и ярко..., которое не оставляет читателя эмоционально равнодушным и заставляет задуматься. И задача учителя состоит в том, чтобы помочь ученику постичь поэтический мир поэта, запечатленный в стихотворении. Этого можно достигнуть, опираясь на интонационную насыщенность художественного текста, которая откроет путь к пониманию мастерства поэта, позволит школьникам понять живую связь интонации с синтаксической структурой стихотворения.
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×