Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 19.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Сборник практических работ по информатике к теме «Технологии обработки текста» | Фишер Ирина Александровна. Работа №350431

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Данное учебно-практическое издание разработано на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования и соответствует обязательному минимуму содержания практической части для обучающихся I курса профессионального обучения учреждений среднего профессионального образования.

 

Сборник практических работ по информатике к теме Технологии обработки текста
для слушателей по профессии Оператор ЭВМ
СОДЕРЖАНИЕ
HYPER13 HYPERLINK \l "_Toc290229729" HYPER14ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАHYPER13 PAGEREF _Toc290229729 \h HYPER143HYPER15
ИНСТРУКЦИЯ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ С УЧЕБНО – ПРАКТИЧЕСКИМ ИЗДАНИЕМHYPER13 PAGEREF _Toc290229730 \h HYPER145HYPER15
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 1. ФОРМАТИРОВАНИЕ ТЕКСТАHYPER13 PAGEREF _Toc290229731 \h HYPER146HYPER15
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 2. ФОРМАТИРОВАНИЕ АБЗАЦАHYPER13 PAGEREF _Toc290229732 \h HYPER148HYPER15
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 3. СОЗДАНИЕ СХЕМHYPER13 PAGEREF _Toc290229733 \h HYPER1412HYPER15
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 4. ТАБЛИЦЫ В ПРОГРАММЕ WORD 2003HYPER13 PAGEREF _Toc290229734 \h HYPER1415HYPER15
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 5. СОЗДАНИЕ МНОГОУРОВНЕВОГО СПИСКАHYPER13 PAGEREF _Toc290229735 \h HYPER1418HYPER15
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 6. ВСТАВКА ФОРМУЛHYPER13 PAGEREF _Toc290229736 \h HYPER1423HYPER15
ЛИТЕРАТУРАHYPER13 PAGEREF _Toc290229737 \h HYPER1425HYPER15
HYPER15
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данное учебно-практическое издание разработано на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования и соответствует обязательному минимуму содержания практической части для обучающихся I курса ПО учреждений среднего профессионального образования.
Сборник предназначен для проведения практических занятий по теме: Технологии обработки текста и содержит 6 работ, направленных на формирование базовых навыков использования информационных технологий при работе с текстовым документом.
Цель: организация самостоятельной деятельности студентов при выполнении практических работ по теме Технологии обработки текста
Каждая работа содержит справочный материал, который направлен на организацию самостоятельной деятельности обучающихся при выполнении практических заданий.
В работе 1 предлагается произвести форматирование текста. Учащийся должен освоить приемы форматирования текста с помощью панели Форматирования и меню Формат – Шрифт.
В работе 2 представлены способы форматирования абзаца. Выполнив эту работу, учащийся должен научиться правильно оформлять выравнивание, отступы, интервалы между строками и абзацами.
В работе 3 предлагается создать схемы средствами программы Word. Выполнив эту работу, учащийся должен освоить навыки работы с панелью Рисования.
Работа 4 показывает принципы организации работы с таблицами. Здесь учащийся должен освоить приемы создания и удаления таблицы, задания необходимого количества строк и столбцов, их удаления и добавления, объединения и разбиения ячеек, задания направления текста в ячейке, оформления таблицы, а также научится форматировать таблицы, сможет закрепить навыки по редактированию и форматированию данных.
Работа 5 показывает принципы создания различных видов списков. Выполнив эту работу, учащийся должен научиться создавать маркированные, нумерованные и многоуровневые списки.
Работа 6 посвящена вставке формулы как отдельного объекта. Здесь учащийся должен освоить приемы вставки формул, научиться редактировать и форматировать созданные формулы, их удалять и добавлять новые.
Практические задания в пособии представлены тремя уровнями А, В, С. При проверке результатов учитывается правильность применения инструментария программы Word, соответствие выполненной работы поставленной задаче.
Для выявления уровня сформированности навыков оценивается не только конечный результат практической работы, но и самостоятельность обучающихся при ее выполнении.
Уровень А предполагает усвоение обязательного минимума программы.
Уровень В направлен на выполнение заданий более сложного уровня.
Уровень С рассчитан на использование творческого потенциала обучающихся.
Результат выполнения практической работы оценивается следующим образом:
Оценка 3 - в полном объеме и в соответствии с требованиями выполнено задание уровня А.
Оценка 4 - в полном объеме и в соответствии с требованиями выполнены задания уровня А и В.
Оценка 5 - в полном объеме и в соответствии с требованиями выполнены задания уровня А, В и С.
Данное практическое пособие может быть применено как при аудиторных занятиях, так и внеаудиторных занятиях для самостоятельной работы учащихся.
ИНСТРУКЦИЯ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ С УЧЕБНО – ПРАКТИЧЕСКИМ ИЗДАНИЕМ
Перед выполнением работы внимательно изучите справочный материал.
Практические задания в пособии представлены тремя уровнями А, В, С. При проверке будут учитываться: правильность применения инструментария программы Word, соответствие выполненной работы поставленной задаче.
Для выявления уровня сформированности навыков оценивается не только конечный результат практической работы, но и самостоятельность обучающихся при ее выполнении.
Результат выполнения практической работы оценивается следующим образом:
Оценка 3 - в полном объеме и в соответствии с требованиями выполнено задание уровня А.
Оценка 4 - в полном объеме и в соответствии с требованиями выполнены задания уровня А и В.
Оценка 5 - в полном объеме и в соответствии с требованиями выполнены задания уровня А, В и С.
Выполнение всех практических работ является допуском к контрольной работе по теме Технологии обработки текста.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 1ФОРМАТИРОВАНИЕ ТЕКСТА
Цель работы: научиться форматировать текст с помощью панели форматирования и меню Формат.
Справочный материал
Форматирование символов с помощью панели инструментов Форматирования
шрифт размер шрифта полужирный курсив подчеркивание цвет шрифта
Рис. 1. Панель Форматирования
Форматирование символов с помощью меню Формат – Шрифт
Помните: форматирование можно осуществить только с выделенным фрагментом текста!
Содержание работы
Уровень А
Набрать текст и отформатировать по образцу, используя панель инструментов Форматирования (см. рис. 1) и меню Формат – Шрифт (см. рис. 2)
Образец
Основные элементы текстового документа
Работая с редактором Word, вы имеете дело с символами, словами, строками и предложениями текста.
Слово - это произвольная последовательность букв и цифр, ограниченная с обоих концов служебными символами
Строка – произвольная последовательность символов между правой и левой границей абзаца.
Предложение – произвольная последовательность слов между двумя точками.
Абзац – это произвольная последовательность символов, замкнутая символом Возврата каретки, который вводится нажатием клавиши Enter.
Уровень В
Набрать текст и отформатировать по образцу, используя меню Формат – Шрифт (см рис. 2 и рис. 3).
Образец
Форматирование символов
Для применения форматирования к ранее введенному тексту необходимо его выделить, затем на панели инструментов Форматирование выбрать название шрифта в поле Шрифт, в поле Размер шрифта задать необходимый размер шрифта. Если нужно изменить начертание, то нажмите кнопку Ж (полужирный), К (курсив) или Ч (подчеркивание).
Уровень С
Набрать текст и добавить форматирование, используя две операции подчеркивания, две операции видоизменения, операции Интервал и Анимация.
Образец
Если символам текста требуется придать особую выразительность, то применяются эффекты Утопленный, Приподнятый, Контур и С тенью. Для их применения выделите текст, который необходимо отформатировать, затем в меню Формат выберите команду Шрифт. Выбрав в окне Шрифт вкладку Шрифт, включите необходимые параметры в группе Эффекты.
Щелкая по вкладкам Интервал, Анимация, вы можете определить интервал между символами, а также выбрать вид эффекта анимации.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 2ФОРМАТИРОВАНИЕ АБЗАЦА
Цель работы: научиться правильно оформлять выравнивание, отступы, интервалы между строками и абзацами.
Справочный материал
Каждый абзац текста заканчивается символом абзаца - .
Именно этот знак запоминает и хранит все примененные к абзацу форматы.
К операциям форматирования абзаца относятся:
выравнивание абзаца;
отступы абзаца;
интервалы между строками и абзацами.
Выравнивание абзаца:
- по левому краю - по центру
- по правому краю - по ширине
Отступы абзаца
Для того чтобы задать отступы текста от полей документа можно:
1 способ:
Поставить курсор в любом месте абзаца.
Выбрать команду Формат – Абзац.
Указать необходимые параметры.
2 способ:
Переместить в требуемую позицию маркеры отступов на текстовой линейке.
Интервалы между строками и абзацами.
Для задания вертикальных расстояний между строчками текста используются три типа интервалов:
Перед абзацем
После абзаца
Между строками абзаца
Выделить абзац можно двойным щелчком мыши слева от абзаца.
Содержание работы
Уровень А
Набрать текст по образцу.
Скопировать набранный текст 2 раза. В результате получите три абзаца.
Выделить первый абзац и установить следующие параметры (см. рис. 4):
Первая строка – отступ стандартный;
Межстрочный интервал – полуторный;
Выравнивание – по ширине.
Выделить второй абзац и установить следующие параметры:
Первая строка – нет;
Межстрочный интервал – двойной;
Выравнивание – по правому краю.
Выделить третий абзац и установить следующие параметры:
Первая строка – отступ на 2,5 см;
Межстрочный интервал – множитель 1,3;
Выравнивание – по центру.
Образец
Перед набором текста необходимо задавать помимо параметров шрифта параметры абзаца. Для этого надо воспользоваться командой Формат - Абзац и в открывшемся окне установить параметры выравнивания текста на листе бумаги, параметры первой строки, межстрочного расстояния и межабзацного интервала.
Уровень В
Скопировать абзац из предыдущего задания 3 раза.
Выделить первый абзац и установить следующие параметры абзаца (см. рис 6):
Первая строка – отступ на 1,5 см;
Отступ справа – 4 см;
Межстрочный интервал – множитель 1,8;
Выравнивание – по ширине;
Интервал после абзаца – 18 пт.
Выделить второй абзац и установить следующие параметры абзаца:
Первая строка – отступ 2 см;
Отступ справа – 3 см;
Отступ слева – 6 см;
Межстрочный интервал – двойной;
Выравнивание – по ширине.
Выделить третий абзац и установить следующие параметры абзаца:
Первая строка – выступ на 1,5 см;
Отступ справа – 5 см;
Отступ слева – 2 см;
Межстрочный интервал – множитель 2,3;
Выравнивание – по ширине;
Интервал перед абзацем – 24 пт.
Уровень С
С помощью различных параметров форматирования абзаца привести текст в соответствие с приведенным ниже образцом.
Образец
Винегрет овощной
Картофель – 3 шт
Морковь – 2 шт
Свекла – 1 шт
Соленые огурцы – 2 шт
Лук зеленый – 50 г
Масло растительное – 2 ст. ложки
Перец молотый, горчица, укроп – по вкусу
Листья салата
Огурцы, вареные картофель, свеклу, морковь нарезать тонкими ломтиками, лук нашинковать. Овощи выложить в посуду, перемешать, заправить маслом с добавлением перца, соли, горчицы. Готовый винегрет поставить в холодильник.
При подаче на стол винегрет уложить горкой в салатник, украсить зеленым салатом, посыпать укропом.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 3СОЗДАНИЕ СХЕМ
Цель работы: Научиться создавать схемы средствами программы Word.
Справочный материал
Создание схемы ведется с помощью панели рисования. Открыть панель Вид - Панели инструментов – Рисование (панель рисования появится в нижней части листа).
Назначение кнопок на панели Рисование.
1 – рисование (выбор действия с рисованным объектом);
2 – выделение объектов;
3 – автофигуры (выбор графических объектов);
4 – линия, стрелка, прямоугольник, овал;
5 – надпись;
6 – добавить объект WordArt;
7 – добавить картинку, добавить рисунок;
8 – цвет заливки, цвет линии, цвет шрифта;
9 – тип линии, тип штриха, вид стрелки;
10 – тени, объем.
Новый рисунок в документе создается как объединение графических объектов, которые можно построить с помощью кнопок 3 и 4.
Перед редактированием объект (или группу объектов) надо выделить:
Один графический объект щелчком мыши;
Несколько графических объектов выделяются прижатием клавиши Shift и, не отпуская ее, щелкните по каждому объекту.
С выделенными объектами можно выполнять следующие операции:
Изменять расположение;
Изменять ее размеры;
Изменять форму некоторых объектов;
Изменять свойства объектов, используя кнопки 8, 9, 10 на панели рисования;
Производить различные действия с помощью кнопки 1.
Для того чтобы готовая схема или рисунок не разбегались, необходимо их сгруппировать. Для этого выполните следующие действия:
Выбрать кнопку Выбор объектов (см. рис 7) на панели Рисование;
Выделить мышкой в рамку все объекты схемы или рисунка;
Выбрать контекстное меню (правая кнопка мыши) Группировка – Группировать.
Содержание работы
Уровень А
Построить структурную схему содержания базового курса информатики по следующему образцу. Элементы рисунка сгруппировать в один объект.
Образец
Уровень В
Построить схему История поколений ЭВМ, сгруппировать элементы в один объект.
Образец
Уровень С
Оформить схему История поколений ЭВМ, используя элементы панели рисования: заливку, объем и тень.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 4ТАБЛИЦЫ В ПРОГРАММЕ WORD 2003
Цель работы: научиться создавать и форматировать таблицы в программе Word.
Справочный материал
В Word много различных средств для учебного и наглядного представления в документах информации разных типов. Для упорядочивания числовых и текстовых данных очень часто используются таблицы.
С таблицами можно выполнять следующие операции:
Создание таблиц.
1 способ
Поставить курсор в место вставки таблицы;
В строке меню выбрать Таблица ( Вставить таблицу;
Указать необходимое количество строк и столбцов, ОК
2 способ
Поставить курсор в место вставки таблицы;
На панели инструментов Стандартная выбрать пиктограмму
В ниспадающем меню выделить необходимое количество строк и столбцов.
3 способ
На панели инструментов выбрать пиктограмму
Нарисовать таблицу
Редактирование таблицы
К операциям редактирования таблиц относится действия:
Вставить и удалить строки и столбцы
Объединить и разбить ячейки
Вставка и удаление элементов таблицы
Вставка строки
Выделить строку, перед которой необходимо вставить новую строку;
Выбрать команду Таблица ( Вставить строки (сверху/снизу).
Примечание: при помощи клавиши Tab можно не только перемещаться по ячейкам, но и добавлять пустые строки.
Вставка столбца
Выделить столбец, слева от которого будет вставлен новый столбец;
Выбрать команду Таблица ( Вставить столбцы (Слева/справа).
Объединение и разбиение ячеек
Объединение ячеек
Выделить объединяемые ячейки
Нажать на панели Таблицы и границы кнопку или выбрать в контекстном меню (правая кнопка мыши) команду Объединить ячейки
Разбиение ячеек
Установить курсор в ячейку, которую надо разбить
Нажать на панели Таблицы и границы кнопку или выбрать в контекстном меню (правая кнопка мыши) команду Разбить ячейки
Задать число столбцов и строк, на которые требуется разбить ячейку
Форматирование таблицы
Оформление таблиц
Автоматическое оформление таблицы Таблица ( Автоформат
Выберите стиль оформления, ОК
Настройка обрамления и заполнения ячеек
Поставить курсор внутрь таблицы
Выберите команду Формат (
Границы и заливка.
Выберите тип границ, тип линии, ОК.
Направление текста
Поставить курсор внутрь ячейки
Контекстное меню (правая кнопка мыши) ( Направление текста
Форматирование текста в ячейке таблицы
Поставить курсор внутрь ячейки
Контекстное меню (правая кнопка мыши) ( Выравнивание ячеек
Форматирование ширины строк и высоты столбцов осуществляется, перетаскиванием мышью разделителей таблицы:
горизонтальный разделитель;
вертикальный разделитель.
Содержание работы
Уровень А
Создать и оформить таблицу по образцу
Образец
Сведения о владельцах автомобилей.
№ п/п
Фамилия Имя Отчество владельца
Марка автомобиля
Адрес владельца
Номер телефона
1
Карелин Сергей Иванович
Волга
Прим. бульвар 2-23
2-51-58
2
Назаров Роман Романович
Ниссан
К. Маркса 45-234
4-32-32
3
Лебедев Борис Николаевич
Калина
Ленина 24-123
3-46-71
Уровень В
Создать и оформить таблицу по образцу
Образец
День
Предмет
День
Предмет
понедельник
1
четверг
1
2
2
3
3
4
4
5
5
6
6
вторник
1
пятница
1
2
2
3
3
4
4
5
5
среда
1
суббота
1
2
2
3
3
4
4
5
5
Уровень С
Оформить таблицу для записи расписания занятий на неделю, используя форматирование таблицы (границы, выравнивание, заливка, вставка рисунка).
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 5СОЗДАНИЕ МНОГОУРОВНЕВОГО СПИСКА
Цель работы: научиться создавать маркированные, нумерованные и многоуровневые списки.
Справочный материал
Списки используются для привлечения внимания к отдельным абзацам текста. MS Word предлагает три вида списков:
МаркированныйНумерованный Многоуровневый
Создания маркированных и нумерованных списков
1 способ
Выделить абзацы, к которым необходимо добавить маркеры или номера.
Нажать кнопку:
Маркеры (для создания маркированного списка)
Или
Нумерация (для создания нумерованного списка)
2 способ
выбрать команду Формат – Список.
Выбрать необходимую закладку и тип списка.
Создание многоуровневых списков:
Набрать фрагмент документа, который предполагается оформить в виде списка.
Выделить выбранный фрагмент текста.
Выбрать команду Формат – Список. В окне диалога Список перейти на вкладку Многоуровневый (см. рис. 13).
Выбрать нужный тип многоуровневого списка из предложенных вариантов. Нажать ОК.
Создать отступы каждого абзаца, воспользовавшись кнопкой Увеличить отступ на панели инструментов Форматирование (при создании отступов нельзя использовать клавишу Tab).
Содержание работы
Уровень А
Задание 1.
Набрать представленный ниже текст, используя шрифт Times New Roman, размер 14 пт.
Скопировать текст один раз
Первый текст оформить маркированным списком, второй текст оформить нумерованным списком.
Образец
Устройства современного компьютера
Процессор
Память
Устройства ввода
Устройства вывода
Задание 2. Создать многоуровневый список.
Образец
Устройства современного компьютера
Процессор
Память
Оперативная память
Долговременная память
Устройства ввода
Клавиатура
Мышь
Сканер
Цифровая камера
Микрофон
Устройства вывода
Монитор
Принтер Уровень В
Набрать список по образцу:
Образец
Устройства современного компьютера
Процессор
Память
Оперативная память
Долговременная память
Жесткий магнитный диск
Дискета
Флэш-память
Оптические диски
CD
DVD
Устройства ввода
Клавиатура
Мышь
Сканер
Графический планшет
Цифровая камера
Микрофон
Джойстик
Устройства вывода
Монитор
Жидкокристаллический монитор
Монитор на электронно-лучевой трубке
Принтер
Матричный принтер
Струйный принтер
Лазерный принтер
Уровень С
Оформить текст различными видами многоуровневых списков.
Виды списков
Бюллетень
Нумерованный
Иерархический
Компьютерное оборудование
Системный блок
Монитор
Клавиатура
Принтер
Программное обеспечение
Операционные системы
Прикладные программы
Информационные материалы и документы
Компьютерное оборудование
Системный блок
Монитор
Клавиатура
Принтер
Программное обеспечение
Операционные системы
Прикладные программы
Информационные материалы и документы
Компьютерное оборудование
Системный блок
Монитор
Клавиатура
Принтер
Программное обеспечение
Операционные системы
Прикладные программы
Информационные материалы и документы
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 6ВСТАВКА ФОРМУЛ
Цель работы: научиться вставлять в текст различные математические и физические формулы.
Справочный материал
В комплект MS Word входит программа Microsoft Equation 3.0-Редактор формул. С помощью этой программы можно создавать и редактировать математические формулы.
Запустить Редактор формул можно двумя способами:
1-й способ. Выполните команду главного меню: Вставка-Объект..., выберите тип объекта Microsoft Equation 3.0.
2-й способ. На панели инструментов выбрать кнопку
Откроется диалоговое окно (просмотрите внимательно назначение каждой кнопки):
Возврат в документ происходит щелчком мышью вне окна Microsoft Equation.
Для редактирования формулы (если после вставки в документ необходимо внести изменения в набранную формулу) используется двойной щелчок мыши.
Содержание работы
Уровень А
1. Набрать формулу
Ход выполнения.
Открыть Редактор формул
Набрать v=
Выбрать кнопку , в ниспадающем меню выбрать кнопку
Набрать в числителе 2πR, в знаменателе T
2. Набрать формулы по образцу:
Уровень В
Набрать по образцу следующий текст:
Пример. Найти область определения функции
Для функции естественной областью определения является множество всех значений аргумента, для которых знаменатель дроби не обращается в 0, т.е. ,значит .
Итак,
Уровень С
Набрать формулы по образцу:
ЛИТЕРАТУРА
Информатика. Задачник-практикум [Текст] в 2т./Под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера: Том. 2. – М.: Лаборатория базовых знаний, 2000. – 280 с.
МихееваЕ.В. Практикум по информатике [Текст]: учеб. пособие /Е.В.Михеева– М.: Академия, 2004. – 192 с.
Хорошева И. Microsoft Word 2003 [Текст]: Краткий практический курс/И.Хорошева – М.: Знание, 2004 – 140 с.
http://www.metod-kopilka.ru
http://www.festival.1september.ru
http://videouroki.net
6
Рис. 3. Задание разреженного вида текста
Рис. 2. Задание параметров шрифта
Рис. 4. Задание параметров абзаца
Рис. 5. Задание отступов
Отступ справа
Отступ первой
строки
Выступ первой
строки
Отступ слева
Рис. 6. Задание параметров абзаца
1
2
3
10
9
8
7
6
5
4
Рис. 7. Панель рисования
Рис. 8. Задание параметров таблицы
Рис. 9. Задание границ таблицы
Рис. 10. Окно разбиения ячеек
Рис. 11. Окно Границы и заливка
Состав MS Office
Word
Excel
PowerPoint
Access
Состав MS Office
Word
Excel
PowerPoint
Access
Компьютерное оборудование
Системный блок
Монитор
Клавиатура
Мышь
Программное обеспечение
Операционные системы
Прикладные программы
Рис. 12. Задание одноуровневого маркированного списка
Рис. 13. Задание многоуровневого списка
Рис. 14. Панель Microsoft Equation 3.0
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×