Сборник практических работ по литературе | Зернова Ольга Михайловна. Работа №304384
Немногие осознают, что книга – это «праздник, который всегда с тобой», что от слова можно испытывать такое же наслаждение, что и от музыки или прекрасного, увлекательного зрелища. Тот, кто любит книгу, приобретает друга и учителя, который всегда готов прийти на помощь, который помогает расти и становиться Человеком.
Потребность понимать – одна из самых главных в человеческой жизни. Что это такое? Что бы это значило? На что это похоже? Как это получилось? В чем смысл этого всего? Как мне к этому относиться? – подобные вопросы человек задает себе всегда, с самого детства до самой старости. В том числе и по отношению к книгам, которые читает. С вопросов и начинается диалог – с книгой, с автором, с культурой, с самим собой...
Понимание прочитанного является необходимым условием полноценного общения с художественным произведением и его автором – только на этой основе становится возможным размышление читателя, его эмоциональный отклик, собственная нравственная позиция по отношению к произведению, личностный духовный рост.
ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
по общеобразовательной учебной дисциплине
ЛИТЕРАТУРА
Социально-экономический профиль
Составитель (автор): Зернова Ольга Михайловна, преподаватель ГБПОУ Юридический колледж, высшая квалификационная категория
СОДЕРЖАНИЕ
HYPER13 HYPERLINK \l "_Toc107956210" HYPER14ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАHYPER13 PAGEREF _Toc107956210 \h HYPER143HYPER15
Практическая работа № 1. Поэма А.С. Пушкина Медный всадникHYPER13 PAGEREF _Toc107956211 \h HYPER147HYPER15
Практическая работа № 2. Пьеса А.Н. Островского Гроза.HYPER13 PAGEREF _Toc107956212 \h HYPER149HYPER15
Практическая работа № 3. Роман И.С. Тургенева Отцы и детиHYPER13 PAGEREF _Toc107956213 \h HYPER1411HYPER15
Практическая работа № 5. Роман Ф.М. Достоевского Преступление и наказаниеHYPER13 PAGEREF _Toc107956214 \h HYPER1413HYPER15
Практическая работа № 6. Роман Л.Н. Толстого Война и мирHYPER13 PAGEREF _Toc107956215 \h HYPER1414HYPER15
Практическая работа № 7. Пьеса А.П. Чехова Вишневый садHYPER13 PAGEREF _Toc107956216 \h HYPER1415HYPER15
Практическая работа № 8. Роман М.А. Булгакова Мастер и МаргаритаHYPER13 PAGEREF _Toc107956217 \h HYPER1416HYPER15
Практическая работа № 9. Роман М.А. Шолохова Тихий ДонHYPER13 PAGEREF _Toc107956218 \h HYPER1417HYPER15
КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВHYPER13 PAGEREF _Toc107956219 \h HYPER1418HYPER15
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫHYPER13 PAGEREF _Toc107956220 \h HYPER1421HYPER15
HYPER15
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Немногие осознают, что книга – это праздник, который всегда с тобой, что от слова можно испытывать такое же наслаждение, что и от музыки или прекрасного, увлекательного зрелища. Тот, кто любит книгу, приобретает друга и учителя, который всегда готов прийти на помощь, который помогает расти и становиться Человеком.
Потребность понимать – одна из самых главных в человеческой жизни. Что это такое? Что бы это значило? На что это похоже? Как это получилось? В чем смысл этого всего? Как мне к этому относиться? – подобные вопросы человек задает себе всегда, с самого детства до самой старости. В том числе и по отношению к книгам, которые читает. С вопросов и начинается диалог – с книгой, с автором, с культурой, с самим собой...
Понимание прочитанного является необходимым условием полноценного общения с художественным произведением и его автором – только на этой основе становится возможным размышление читателя, его эмоциональный отклик, собственная нравственная позиция по отношению к произведению, личностный духовный рост.
Инструкционные карты к практическим работам в данном в сборнике помогут обучающимся установить этот диалог, окажут ему помощь в построении этой беседы с книгой.
Сборник практических работ по общеобразовательной учебной дисциплине ОУДб.02 Литература разработан в соответствии с:
Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413;
Учебным планом специальности;
Рабочей программой учебной дисциплины/профессионального модуля;
Календарно-тематическим планом по дисциплине
В результате освоения учебной дисциплины на конкретном этапе в части выполнения практических работ обеспечивается достижение обучающимися следующих результатов:
личностных:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
эстетическое отношение к миру; − совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, культурам других народов;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словарей, энциклопедий, Интернет-ресурсов и др.);
предметных:
сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания других культур, уважительного отношения к ним;
сформированность навыков различных видов анализа литературных произведений;
владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой культуры;
сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;
способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
владение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;
сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.
При освоении программы у обучающихся формируется информационно-коммуникативная компетентность – знания, умения и навыки, необходимые для изучения других общеобразовательных предметов, для их использования в ходе изучения специальных дисциплин профессионального цикла, в практической деятельности и повседневной жизни.
метапредметных:
владение всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением (пониманием), говорением, письмом;
владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; использование приобретенных знаний и умений для анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
применение навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в процессе речевого общения, образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения;
готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
умение извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, информационных и коммуникационных технологий для решения когнитивных
В рамках программы дисциплины обучающимися осваиваются следующие умения и знания.
Код
компетенции
Формулировка компетенции
Показатели освоения компетенции (знания, умения)
ОК 02
Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности
Умения: определять задачи для поиска информации; определять необходимые источники информации; планировать процесс поиска; структурировать получаемую информацию; выделять наиболее значимое в перечне информации; оценивать практическую значимость результатов поиска; оформлять результаты поиска
Знания: номенклатура информационных источников применяемых в профессиональной деятельности; приемы структурирования информации; формат оформления результатов поиска информации
ОК 04
Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.
Умения: организовывать работу коллектива и команды; взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в ходе профессиональной деятельности
Знания: психологические основы деятельности коллектива, психологические особенности личности; основы проектной деятельности
ОК 05
Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.
Умения: грамотно излагать свои мысли и оформлять документы по профессиональной тематике на государственном языке, проявлять толерантность в рабочем коллективе
Знания: особенности социального и культурного контекста; правила оформления документов и построения устных сообщений.
ОК 06
Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей.
Умения: описывать значимость своей профессии (специальности); применять стандарты антикоррупционного поведения.
Знания: сущность гражданско-патриотической позиции, общечеловеческих ценностей; значимость профессиональной деятельности по профессии (специальности); стандарты антикоррупционного поведения и последствия его нарушения.
В соответствии учебным планом специальности 40.02.02 Правоохранительная деятельность на освоение программы дисциплины отводится:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 176 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 117 часов,
из которых на практические занятия 117 часов;
самостоятельной работы обучающегося 59 часов.
Выполнение обучающимися практических работ направлено на:
обобщение, систематизацию, углубление, закрепление полученных теоретических знаний по конкретным темам;
формирование умений применять полученные знания на практике, реализацию единства интеллектуальной и практической деятельности;
развитие интеллектуальных умений, будущих специалистов: аналитических, проектировочных, конструктивных и др.;
выработку при решении поставленных задач таких профессионально значимых качеств, как самостоятельность, ответственность, точность, творческая инициатива.
Выполнению практических работ предшествует допуск, на основании освоения теоретического материала. По окончании выполнения практических работ, обучающиеся составляют отчет. Оценки за выполнение практических работ выставляются по пятибалльной шкале и учитываются как показатели их текущей успеваемости. Этапы проведения практического занятия:
№
Структурные элементы занятия
Организационный момент. Оглашение темы. Мотивация
Формулировки целей и задач, поставленных в рамках данного учебного занятия
Контроль теоретических знаний
Организация и управление практической деятельностью обучающихся
Подведение итогов занятия и оценка работы обучающихся
Задание на дом
Цели проведения практических занятий:
Обучающая
формирование профессиональных и практических умений, необходимых для будущей профессиональной деятельности и для изучения последующих учебных дисциплин.
формирование умения решать задачи, выполнять чертежи и т. д
Развивающая
развитие мышления через интеграцию мыслительной и практической деятельности будущих специалистов;
развитие навыков экспериментальных методов исследования (наблюдения, измерять и оформлять результаты, планировать);
развитие умения конструировать;
развитие умения перейти от действия в знакомой ситуации к действию в измененной ситуации; развитие воли и настойчивости в учении через решение проблемных задач;
развитие эмоций студентов посредством создания на занятии ситуации удивления, радости, занимательности, парадоксальности;
формирование мировоззрения.
Воспитательная
воспитание нравственных качеств (коллективизма, этических норм), эстетических взглядов, гигиенических умений, аккуратности и бережливости;
возбуждение интереса к способам действий и содержанию учебного материала.
Практическая работа № 1. Поэма А.С. Пушкина Медный всадник
(инструкционная карта)
Тема занятия: Комплексный анализ поэмы А.С. Пушкина Медный всадник: проблема личности и государства в поэме. Образ стихии. Образ Евгения и проблема индивидуального бунта. Образ Петра. Своеобразие жанра и композиции произведения. Развитие реализма в творчестве Пушкина.
Цель выполнения задания: уяснение жанрового своеобразия произведения, особенностей композиции, выявление основных проблем произведения.
Перед началом занятия необходимо знать: поэма, повесть, лирический герой, реализм, романтизм.
Перед началом занятия необходимо уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы.
Основные теоретические положения.
Поэма – это поэтический жанр. Большое эпическое стихотворное произведение, принадлежащее определенному автору, большая стихотворная повествовательная форма. Может быть героической, романтической, критической, сатирической ит.п.
Повесть – это произведение эпической прозы, тяготеющее к последовательному изложению сюжета, ограниченное минимумом сюжетных линий.
Реализм – это художественный метод образного отражения действительности с объективной достоверностью.
Романтизм – это литературное направление конца XVIII - начала XIX века, противопоставлявшее себя классицизму как поиск более соответствовавших современной действительности форм её отражения.
Лирический герой – это образ поэта в лирике, художественный двойник автора, выступающий как жизненная роль, как лицо, наделенное особенностями индивидуальной судьбы, своеобразным внутренним миром, а подчас и приметами реального облика, выявленного из текста лирических композиций.
Задание. Произвести комплексный анализ поэмы А.С. Пушкина Медный всадник по следующему плану:
1. Жанровое своеобразие поэмы
Когда А.С. Пушкин написал поэму Медный всадник?
К какому литературному направлению относится данная поэма?
В чем заключается жанровое своеобразие произведения?
Каким образом в поэме отражается присутствие автора?
2. Образ Петра
Каким вы видите Петра во вступлении?
В чем суть конфликта Петра и Евгения?
Выпишите из текста поэмы цитаты, характеризующие Петра как царя-преобразователя и горделивого истукана.
3. Образ Евгения
Кого А.С. Пушкин сделал главным героем поэмы?
Выпишите строки, дающие представления о смысле жизни Евгения?
Назовите качества характера Евгения, вызывающие симпатию.
Какое событие пробуждает в безумце память?
Приведите цитаты, подтверждающие ненависть к державцу полумира и жажду возмездия.
Содержание отчета. Ответьте на вопросы:
1. Как вы понимаете определение маленький человек?
2. Определите, какие художественные приемы использует поэт для создания картин бушующей природы.
Литература
1. Литература: учебник для студентов сред. проф. учеб. заведений/ под ред. Обернихиной Г.А. – М.: Издательский центр Академия, 2010.
2. А.С. Пушкин. Поэма Медный всадник.
Практическая работа № 2. Пьеса А.Н. Островского Гроза.
(инструкционная карта)
Тема занятия: Составление сравнительной характеристики героев пьесы А.Н. Островского Гроза. Катерина и Кабаниха. Роль персонажей второго ряда.
Цель занятия: повторение и систематизация изученного материала по указанной теме занятия, проведение сравнительной характеристики Катерины и Марфы Игнатьевны Кабановой с использованием данных различных критических источников.
Перед началом занятия необходимо знать: драма (как род литературы); трагедия, комедия, драма, триединство.
Перед началом занятия необходимо уметь: анализировать и интерпретировать художественные образы, используя сведения различных критических статей, работать с различными источниками информации и систематизировать её.
Основные теоретические положения.
Драма имеет два значения:
1. Один из основных родов литературы, отображающей действительность преимущественно в форме действий, диалогов и монологов героев. Драма, как род, существует в конкретных драматических жанрах: трагедии, драмы и комедии, которые всегда предназначены для постановки на сцене.
2. Пьеса, изображающая серьезные, значительные конфликты различного характера: социально-политические, семейно-бытовые, морально-нравственные и др., которые часто переплетаются в одном произведении. Д. отражает жизнь во всей ее сложности и противоречивости. Драма возникла в России в XVII в., прошла долгий путь развития, достигнув расцвета в реалистической литературе XIX в.
Трагедия – один из жанров драмы; произведение с неразрешимым конфликтом между высокими стремлениями духовно сильной личности и объективной невозможностью их осуществления. Трагедия чаще всего заканчивается гибелью героя, не отступившего от своих гуманистических идеалов, что приводит зрителя к катарсису (очищению души через сострадание герою).
Комедия – один из жанров драматического рода, произведение, в котором отрицается при помощи смеха определенное явление.
Задание 1. Произвести комплексный анализ пьесы А.Н. Островского Гроза, отвечая на поставленные вопросы:
В чем заключается смысл названия пьесы?
Устраивает ли, по вашему мнению, течение жизни в городе Калинове его жителей?
Уверены ли самодуры в безграничности своей власти?
Каковы основные черты темного царства в пьесе А.Н. Островского Гроза?
Почему Катерина не может жить по законам темного царства?
Могла ли Катерина найти счастье в семье? При каких условиях?
Достоин ли Борис Катерины, её любви?
Смерть Катерины – победа или поражение? Почему?
В чем сущность трагедии героини?
В чем сущность разногласий Н.А. Добролюбова и Д.И. Писарева в оценке образа Катерины? В каких статьях высказаны их точки зрения?
Катерина и Кабаниха?
Задание 2. Определите, кто это говорит?
а) ...да что ж ты мне прикажешь с собой делать, когда у меня сердце такое! Ведь, уж знаю, что надо отдать, а все добром не могу! Друг ты мне, и я тебе должен отдать, а приди ты у меня просить - обругаю. Я отдам, отдам, а обругаю.
б) Отчего люди не летают?
в) Ты подумай-то: какой ни на есть, а я все-таки мужчина; всю-то жизнь – вот этак жить, как ты видишь, так убежишь и от жены. Да как знаю я теперича, что недели две никакой грозы надо мной не будет, кандалов этих на ногах нет, так до жены ли мне?"
г) Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной, не увидите. И никогда нам, сударь, не выбиться из этой коры!
д) Молодость-то что значит! Смешно смотреть-то даже на них! Кабы не свои, насмеялась бы досыта: ничего-то не знают, никакого порядка. Проститься-то путем не умеют.
е) Я грубиян считаюсь… он – слово, а я – десять; плюнет, да и пойдёт. Нет, уж я перед ним рабствовать не стану.
Содержание отчета. Ответьте на вопросы:
Драма как род литературы?
Авторская ремарка, что это такое?
Литература.
Литература: учебник для студентов сред. проф. учеб. заведений/ под ред. Обернихиной Г.А. – М.: Издательский центр Академия, 2010.
А.Н. Островский. Пьеса Гроза.
Практическая работа № 3. Роман И.С. Тургенева Отцы и дети
(инструкционная карта)
Тема занятия: Сюжетно-композиционный анализ текста. Нигилизм Базарова. Базаров и Аркадий. Тема любви в романе. Роль пейзажа в раскрытии идейно-художественного замысла писателя.
Цель занятия: повторить и систематизировать изученный материал по роману И. С. Тургенева Отцы и дети, провести сравнительную характеристику Базарова и Павла Петровича Кирсанова на основании использования различных критических источников.
Перед началом занятия необходимо знать: знать историю написания романа, как отражены в романе политическая борьба 60-х годов, положение пореформенной России; смысл названия романа, нравственную и философскую проблематику романа.
Перед началом занятия необходимо уметь: уметь делать анализ прозаического произведения, анализ эпизода, через частное видеть общие черты.
Основные теоретические положения.
Роман – эпический жанр, изображающий жизнь человека в широких связях с обществом. Большое развитие в русской литературе роман получил с середины XIX в. Роман имеет ряд жанровых разновидностей: социально-психологический,сатирический,исторический.
Задание 1. Произвести сюжетно-композиционный анализ романа И.С. Тургенева Отцы и дети по следующему плану:
А. Ответьте на вопросы:
Какова роль названия " Отцы и дети" в построении всего произведения?
Охарактеризуйте противостояние Базарова и "отцов". В чем сила и слабость Базарова, Павла Петровича Кирсанова?
Почему Базарову жизнь "отцов" представляется "глухой"?
Как объяснить, почему И. С. Тургенев написал: " Николай Петрович- это я" ?
Считаете ли вы, что в образе Базарова писатель изобразил героя своего времени? Попробуйте доказать или опровергнуть это утверждение.
Каковы взгляды Базарова на любовь до встречи с Одинцовой?
Что привлекает Базарова в Одинцовой?
Могла ли Одинцова пойти с Базаровым в его "горькую терпкую вольную жизнь" ?
Почему Одинцова решила " не шутить с этим" (дает отказ Базарову) ?
Могли ли иначе закончиться взаимоотношения Базарова и Одинцовой?
Почему роман заканчивается смертью героя? Означает ли это гибель всех его идей?
В чем причины трагического одиночества Базарова в мире людей? Кто виноват?
Базаров- герой положительный или отрицательный? Почему?
"Мне мечталось фигура сумрачная, дикая, большая, ... сильная, злобная, честная и все-таки обреченная на гибель, потому что она все-таки стоит в преддверии будущего" . Воплощен ли этот замысел романа? Отношение Тургенева к своему герою?
Б. Установите соответствие:
1. русский аристократ а) Е. Базаров
2. полковой лекарь б) П. П. Кирсанов
3. студент-барич в) В. И. Базаров
4. студент-демократ г) А. Н. Кирсанов
Содержание отчета. Ответьте на вопросы:
Роман как жанр литературы?
Какому критику принадлежит следующее высказывание о Базарове?
" Умереть так, как умер Базаров, - все равно, что сделать великий подвиг."
Литература
1. Литература: учебник для студентов сред. проф. учеб. заведений/ под ред. Обернихиной Г.А. – М.: Издательский центр Академия, 2010.
2.Роман И.С. Тургенев Отцы и дети.
Практическая работа № 4. Поэма Н.А. Некрасова Кому на Руси жить хорошо
(инструкционная карта)
Тема занятия: Сюжетно-композиционный анализ поэмы Кому на Руси жить хорошо. Замысел поэмы. Жанр. Композиция. Народные образы в поэме. Проблема счастья в поэме.
Цель занятия: раскрыть богатство, сложность, противоречивость мира крестьянства, зреющий в народе стихийный протест; проследить, какие фольклорные мотивы нашли отражение в поэме, в чём проявляется творческое отношение писателя к фольклорному наследию.
Перед началом занятия необходимо знать: историю создания поэмы, её нравственную и философскую проблематику.
Перед началом занятия необходимо уметь: производить сюжетно-композиционный анализ произведения, анализ эпизода, через частное видеть общие черты изображаемого события.
Основные теоретические положения.
Поэма – это поэтический жанр. Большое эпическое стихотворное произведение, принадлежащее определенному автору, большая стихотворная повествовательная форма. Может быть героической, романтической, критической, сатирической ит.п.
Задание 1. Произвести сюжетно-композиционный анализ поэмы Н.А. Некрасова Кому на Руси жить хорошо, ответив на следующие вопросы:
Охарактеризуйте жанр и композицию поэмы Кому на Руси жить хорошо.
В чем состоит художественное своеобразие поэмы Н.А. Некрасова Кому на Руси жить хорошо?
Каковы основные общественные и нравственные проблемы поэмы Кому на Руси жить хорошо?
В чем выражается связь поэмы Н.А. Некрасова Кому на Руси жить хорошо с народным творчеством?
Охарактеризуйте поэтическое мастерство Некрасова в создании художественных образов: каковы особенности портрета, характера, языка героев (на примере 1-2 персонажей поэмы по выбору).
Как в судьбе героини поэмы Н.А. Некрасова Кому на Руси жить хорошо Матрены Тимофеевны отразилась жизнь русской женщины-крестьянки?
Охарактеризуйте образ народного заступника - Гриши Добросклонова в поэме Некрасова Кому на Руси жить хорошо.
Содержание отчета. Узнайте персонажей поэмы Кому на Руси жить хорошо по описанию:
1.…Осанистая женщина
Широкая и плотная,
Лет тридцати осьми.
Красива; волос с проседью,
Глаза большие, строгие,
Ресницы богатейшие…
2. …С большущей гривою,
Чай, двадцать лет не стриженной,
С большущей бородой,
Дед на медведя смахивал…
Литература:
Литература: учебник для студентов сред.проф. учеб. заведений/ под ред. Обернихиной Г.А. – М.: Издательский центр Академия, 2010.
Поэма Н.А.Некрасова Кому на Руси жить хорошо.
Практическая работа № 5. Роман Ф.М. Достоевского Преступление и наказание
(инструкционная карта)
Тема занятия: Идея Раскольникова о праве сильной личности. Правда Сони Мармеладовой. Двойники Раскольникова. Воскрешение Раскольникова через любовь.
Цель занятия: выявить восприятие студентами этого романа; определить авторскую позицию; выделить основные мотивы и причины преступления Раскольникова; подвести студентов к мысли о том, что насилие в любой форме может привести только к катастрофе, к уничтожению жизни на земле.
Перед началом занятия необходимо знать:историю создания романа, его нравственную и философскую проблематику.
Перед началом занятия необходимо уметь: производить анализ прозаического произведения, анализ эпизода, через частное видеть общие черты изображаемого события.
Основные теоретические положения.
Роман – это эпический жанр, изображающий жизнь человека в широких связях с обществом. Большое развитие в русской литературе роман получил с середины XIX в. Роман имеет ряд жанровых разновидностей: социально-психологический, сатирический, исторический.
Задание. Произвести комплексный и эпизодический анализ романа Ф.М. Достоевского Преступление и наказание, ответив на следующие вопросы:
Как родилась у Раскольникова мысль об убийстве старухи?
Какой мотив преступления из тех, которые Раскольников назвал Соне, является ведущим?
Как начинается наказание героя? Как и почему изменилась его жизнь после убийства?
Что понял Раскольников во время встречи с матерью и сестрой?
Почему после убийства старухи и Лизаветы Соня Мармеладова становится ему ближе всех людей?
Какое место в романе занимаютЛужини Свидригайлов?
Почему Раскольников не сможет жить по лужинскому принципу все позволено?
В чем раскаивается Раскольников: в том, что старуху убил, или в том, что не смог стать достаточно сильным, чтобы презреть муки совести? Почему он делает явку с повинной?
Содержание отчета. Ответьте на вопросы:
Какую дорогую сердцу вещь заложил Раскольников старухе-процентщице?
кольцо-подарок сестры;
медальон матери;
единственный костюм;
брошь матери.
Литература.
Литература: учебник для студентов сред.проф. учеб. заведений/ под ред. Обернихиной Г.А. – М.: Издательский центр Академия, 2010.
Роман Ф.М.Достоевского Преступление и наказание.
Практическая работа № 6. Роман Л.Н. Толстого Война и мир
(инструкционная карта)
Тема занятия: Составление сравнительной характеристики героев. А. Болконский и П. Безухов. Кутузов и Наполеон.
Цель занятия: повторить и систематизировать изученный материал по роману Л. Н. Толстого Война и мир, провести сравнительную характеристику Андрея Болконского и Пьера Безухова на основании использования различных критических источников.
Перед началом занятия необходимо знать: знать историю написания романа, как отражена в романе политическая ситуация на мировой арене; смысл названия романа, нравственную и философскую проблематику романа.
Перед началом занятия необходимо уметь: производить анализ прозаического произведения, анализ эпизода, через частное видеть общие черты изображаемого события.
Основные теоретические положения.
Роман – это эпический жанр, изображающий жизнь человека в широких связях с обществом. Большое развитие в русской литературе роман получил с середины XIX в. Роман имеет ряд жанровых разновидностей: социально-психологический, сатирический, исторический.
Роман-эпопея – это разновидность романа, с особой полнотой охватывающая исторический процесс в многослойном сюжете, включающем многие человеческие судьбы и драматические события народной жизни.
Задание: Провести сравнительную характеристику героев романа Л.Н. Толстого Война и мир по следующему плану:
Как можно объяснить название романа?
Как вы думаете, почему из пятнадцати вариантов начала романа Толстой остановился на вечере в салоне А. П. Шерер?
Какие нормы жизни Толстой утверждает, а какие отрицает?
Что сближает Андрея Болконского и Пьера Безухова и в чем их различие?
В чем сходство и различие семейного уклада Ростовых и Болконских?
Как Толстой раскрывает характеры героев- участников военных событий 1805-1807 годов (на примере князя Андрея и Николая Ростова)?
Что мы узнаем об отношении народа к этой войне? Чем объясняется такое отношение?
Как вы думаете, почему именно в первом томе романа так ярко проявляется его антивоенная направленность?
9.Кутузов и Наполеон?
Чем объясняет Толстой поражение союзников в Аустерлицком сражении?
Содержание отчета. Ответить на вопросы:
Кто из героинь романа " Война и мир" впервые предстает перед нами такой:
Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, с своими детскими открытыми плечиками, которые сжимались, двигались в своем корсаже от быстрого бега, с своими сбившимися назад черными кудрями, тоненькими оголенными руками и маленькими ножками в кружевных панталончиках и открытых башмачках?
Сколько лет Наташе Ростовой в тот момент, когда автор знакомит читателей с героями произведения (1 том)?
Литература
Литература: учебник для студентов сред. проф. учеб. заведений/ под ред. Обернихиной Г. А. - М.: Издательский центр " Академия", 2010
Роман Л. Н. Толстого " Война и мир".
Практическая работа № 7. Пьеса А.П. Чехова Вишневый сад
(инструкционная карта)
Тема занятия: Составление сравнительной характеристики героев. Пьеса Вишневый сад. Судьбы и характеры героев пьесы. Конфликт в пьесе.
Цель занятия: повторить и систематизировать изученный материал по теме, провести сравнительную характеристику поместного дворянства и буржуазии, используя сведения различных критических источников.
Перед началом занятия необходимо знать: драма (как род литературы), трагедия, комедия, драма, триединство.
Перед началом занятия необходимо уметь: анализировать и интерпретировать художественные образы, используя сведения различных критических статей, работать с различными источниками информации и систематизировать её.
Основные теоретические положения.
Пьеса – это видовое название произведений драматургии, предназначенных для исполнения со сцены. Структура пьесы включает в себя текст действующих лиц – диалоги и монологи – и функциональные авторские ремарки: примечания, содержащие обозначение места действия, иногда – особенностей интерьера, внешности персонажей, их манеры поведения и т.д. Как правило, пьеса предваряется списком действующих лиц, иногда – с указанием их возраста, профессии, титулов, родственных связей и т.п. Отдельная законченная смысловая часть пьесы называется актом или действием, которое может включать в себя более мелкие составляющие – явления, эпизоды, картины.
Задание. Провести сравнительную характеристику героев пьесы А.П. Чехова Вишневый сад по следующему плану:
В чем заключается своеобразие основного конфликта пьесы?
В чем истоки жизненной драмы хозяев Вишневого сада? Прав ли Петя, полагающий, что власть над живыми людьми переродила их всех?
Что автор говорит о прошлом Лопахина? Как характеризует его отношение к Раневской и Гаеву?
Лопахин - новый хозяин вишнёвого сада?
Какие черты Лопахина привлекательны? Почему Петя говорит о нем хищный зверь и нежная душа? Как это понять? Какое качество в нем победит?
Почему Лопахин не делает предложения Варе? О каком будущем говорит он?
Как характеризует Раневскую и Гаева то, что они не принимают лопахинский проект спасения вишневого сада?
Какими вам представляются Петя Трофимов и Аня? Как вы думаете, верил ли им и в них Чехов?
Какова роль в пьесе образов слуг – Фирса и Яши? Последнее слово Фирса и всей пьесы – недотепа. Только ли к Фирсу оно относится?
Последний звук, который раздается в произведении, – стук топора по дереву. Как вы думаете, почему именно так Чехов закончил Вишневый сад – пьесу, действие которой начинается весной (пора обновления, надежд), а кончается осенью?
Содержание отчета. Ответить на вопрос:
Почему Гаев и Раневская оказались неспособными спасти имение?
Литература
Литература: учебник для студентов сред. проф. учеб. заведений/ под ред. Обернихиной Г.А.- М.: Издательский центр Академия, 2010.
Пьеса А.П. Чехова Вишневый сад.
Практическая работа № 8. Роман М.А. Булгакова Мастер и Маргарита
(инструкционная карта)
Тема занятия: Сюжетно-композиционный анализ романа М.А. Булгакова Мастер и Маргарита. Любовь и творчество в романе М.А. Булгакова Мастер и Маргарита.
Цель занятия: проследить, как развивается сюжетная линия Мастер - Маргарита; уяснить нравственные уроки М.А. Булгакова, главные ценности, о которых говорит писатель; раскрыть красоту, доброту, искренность чувств булгаковских героев.
Перед началом занятия необходимо знать:историю создания романа, его нравственную и философскую проблематику.
После окончания занятия необходимо уметь: производить анализ прозаического произведения, анализ эпизода, через частное видеть общие черты изображаемого события.
Основные теоретические положения.
Роман – это эпический жанр, изображающий жизнь человека в широких связях с обществом. Большое развитие в русской литературе роман получил с середины XIX в. Роман имеет ряд жанровых разновидностей: социально-психологический, сатирический, исторический.
Задание. Провести сюжетно-композиционный анализ романа М.А. Булгакова, ответив на следующие вопросы:
За мной читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? да отрежут лгуну его гнусный язык. За мной читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь!
Как познакомились Мастер и Маргарита?
Были ли счастливы Мастер и Маргарита до встречи друг с другом?
Как жила Маргарита до Мастера?
Как жил Мастер до Маргариты?
Что общего в их жизнях до встречи друг с другом?
В чем же заключается счастье для Мастера и Маргариты? Ведь все было более чем прозаично: фартук, керосинка, испачканные пальцы. Почти нищета.
В чем выразилось соучастие Маргариты в делах Мастера?
Почему исчез Мастер? В чем причина такого поступка?
Что делает Маргарита во имя спасения любви?
Как вела себя Маргарита на бале у Сатаны?
Какие качества можно отметить в ее характере?
Способна ли ненависть подавить в ней милосердие?
Какова роль Маргариты в истории романа Мастера?
Какие идеалы, связанные с темой любви, утверждает автор?
Содержание отчета. Ответьте на вопросы:
По портрету узнайте персонажа:
Бритый, темноволосый, с острым носом, встревоженными глазами и со свешивающимся на лоб клоком волос человек примерно 38 лет.
Кто автор этой записки и кому она адресована?
Прости меня как можно скорее забудь. Я тебя покидаю навек. Не ищи меня, это бесполезно. Я стала ведьмой от горя и бедствий, поразивших меня. Мне пора. Прощай.
Литература
Литература: учебник для студентов сред.проф. учеб. заведений/ под ред. Обернихиной Г.А. – М.: Издательский центр Академия, 2010.
Роман М. А. Булгакова Мастер и Маргарита.
Практическая работа № 9. Роман М.А. Шолохова Тихий Дон
(инструкционная карта)
Тема занятия: Роль и значение женских образов в художественной системе романа М.А. Шолохова Тихий Дон. Мысль семейная в романе.
Цель занятия: показать быт и нравы казачества в романе Шолохова "Тихий Дон", его место в истории русской литературы.
Перед началом занятия необходимо знать: историю создания романа, его нравственную и философскую проблематику.
После окончания занятия необходимо уметь: производить анализ прозаического произведения, анализ эпизода, через частное видеть общие черты изображаемого события.
Основные теоретические положения
Роман – это эпический жанр, изображающий жизнь человека в широких связях с обществом. Большое развитие в русской литературе роман получил с середины XIX в. Роман имеет ряд жанровых разновидностей: социально-психологический, сатирический, исторический.
Роман-эпопея – это разновидность романа, с особой полнотой охватывающая исторический процесс в многослойном сюжете, включающем многие человеческие судьбы и драматические события народной жизни.
Задание. Провести образный и эпизодический анализы романа М.А. Шолохова Тихий Дон, ответив на следующие вопросы:
Выделите самые яркие эпизоды первой части. Как они передают красоту крестьянской жизни казаков, поэзию их труда?
а) История Прокофия Мелехова (гл.1);
б) Утро в семье Мелеховых, На рыбалке (гл.2);
в) На сенокосе (гл.9);
г) сцены сватовства и свадьбы Григория и Натальи (гл.15—22) ;
д) призыв на воинскую службу, Григорий на медицинском осмотре (часть вторая, гл.21).Как решается Шолоховым идея домашнего очага как общечеловеческой ценности? Дом, семья Мелеховых. Почему они в центре романа Тихий Дон?
Аксинья. Любовь - вот что определяет эту женщину. Любовь как трагическая стихия обновления человека. Судьба Аксиньи в романе.
Ильинична - хранительница очага, хозяйка большого семейства, великая самоотверженная натура. Характеристика образа Ильиничны.
Наталья Коршунова - олицетворение верности, терпения. Ее призвание - материнство. Трагическая судьба Натальи в романе.
Зачем так подробно и обстоятельно в первой книге романа Тихий Дон рассказывает М. Шолохов о довоенной жизни казаков?
Содержание отчета. Ответьте на вопросы:
Какие исторические события нашли отражение в романе?
Время действия в романе.
Литература
Литература: учебник для студентов сред.проф. учеб. заведений/ под ред. Обернихиной Г.А. – М.: Издательский центр Академия, 2010.
Роман М. А. Шолохова Тихий Дон.
КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ
Акт (действие) - относительно законченная часть литературного драматического произведения или его театрального представления.
Аллегория - иносказательное выражение отвлеченного понятия, суждения или идеи посредством конкретного образа.
Аллитерация - повторение согласных звуков в том же самом или близком сочетании с целью усиления выразительности художественной речи.
Амфибрахий - стихотворный размер, ритм которого основывается на повторении трехсложной стопы с ударением на втором слоге.
Анапест - стихотворный размер, ритм которого основывается на повторении трехсложной стопы с ударением на третьем слоге.
Анафора (единоначалие) - стилистическая фигура; повторение одного и того же слова или группы слов в начале рядом стоящих строк или строф (в стихе), в начале смежных фраз или абзацев (в прозе).
Антитеза - в художественном произведении резкое противопоставление понятий, образов, ситуаций.
Ассонанс - повторение одних и тех же или близких по звучанию гласных звуков с целью усиления выразительности художественной речи. Основу А. составляют ударные гласные, безударные могут выполнять лишь роль своеобразных звуковых подголосков.
Архетип - в современном литературоведении: первообраз, модель мира и человеческих отношений, как бы бессознательно дремлющая в коллективной памяти человечества, восходящая к его единым первобытным представлениям (напр., старость - мудрость; материнство - защита).
Бессоюзие - стилистическая фигура; пропуск союзов, соединяющих во фразах однородные слова или предложения. Б. может сообщать изображаемому динамизм, драматизм и др. оттенки.
Гипербола - художественное преувеличение реальных свойств предмета или явления до такой степени, какой в действительности они обладать не могут.
Градация - стилистическая фигура; постепенное нарастание (или, напротив, ослабление) эмоционально-смыслового значения слов и выражений.
Гротеск - предельное преувеличение, придающее образу фантастический характер. Г. предполагает внутреннее взаимодействие контрастных начал: реального и фантастического; трагического и комического; саркастического и юмористического.
Дактиль - стихотворный размер, ритм которого основывается на повторении трехсложной стопы с ударением на первом слоге.
Диалог - обмен репликами двух или нескольких лиц в литературном произведении. Д. особенно широко применяется в драматургии, используется и в эпических произведениях.
Драма - имеет два значения:
1. Один из основных родов литературы, отображающей действительность преимущественно в форме действий, диалогов и монологов героев. Д. как род существует в конкретных драматических жанрах: трагедии, драмы и комедии, которые всегда предназначены для постановки на сцене;
2. Пьеса, изображающая серьезные, значительные конфликты различного характера: социально-политические, семейно-бытовые, морально-нравственные и др., которые часто переплетаются в одном произведении. Д. отражает жизнь во всей ее сложности и противоречивости. Д. возникла в России в XVII в., прошла долгий путь развития, достигнув расцвета в реалистической литературе XIX в.
Жанр - совокупность самых общих, типологических особенностей содержания и формы, повторяющаяся во многих произведениях на протяжении истории развития литературы.
Завязка - эпизод сюжета, изображающий возникновение противоречия (конфликта) и в какой-то мере определяющий дальнейшее развертывание событий в произведении.
Инверсия - стилистическая фигура; необычный (с точки зрения правил грамматики) порядок слов в предложении или фразе.
Иносказание - выражение, содержащее иной, скрытый смысл. И. усиливает выразительность художественной речи, лежит в основе тропов.
Комедия - один из жанров драматического рода, произведение, в котором отрицается при помощи смеха определенное явление.
Композиция - то или иное построение художественного произведения, мотивированное его идейным замыслом. К. - это определенное расположение и взаимодействие всех компонентов произведений: сюжетных (т.е. развития действия), описательных (пейзажа, портрета), а также монологов, диалогов, авторских лирических отступлений и др.
Кульминация - та точка в развитии сюжета, когда конфликт достигает наивысшего напряжения: столкновение противоборствующих начал (социально-политических, морально-нравственных или др.) ощущается особенно остро, а характеры в их существенных чертах раскрываются в наибольшей степени.
Лирика - литературный род, раскрывающий переживания личности по поводу различных явлений действительности. Лирика - это отражение всего многообразия действительности в зеркале человеческой души (Л.И. Тимофеев).
Лирическое отступление автора - отклонение автора от прямого сюжетного повествования, которое заключается в выражении его чувств и мыслей в форме лирических вставок на темы, мало (или совсем) не связанные с основной темой произведения. Л.О. позволяют выразить мнение автора по важным проблемам современности, высказать размышления по тем или иным вопросам. Л.О. встречаются как в поэзии, так и в прозе.
Литота - художественное преуменьшение реальных свойств предмета или явления до такой степени, какой в действительности они обладать не могут.
Метафора - один из основных тропов художественной речи; скрытое сравнение предмета или явления по сходству их признаков.
Метонимия - перенесение значения с одного явления на другое не на основе сходства их признаков (что отмечается в метафоре), а только по какой-либо их смежной связи.
Многосоюзие - стилистическая фигура; особое построение фразы, при котором все (или почти все) однородные члены предложения связаны одним и тем же союзом.
Монолог - достаточно продолжительная речь одного героя в литературном произведении.
Олицетворение - уподобление неодушевленного предмета живому существу.
Пейзаж - описание картин природы в художественном произведении.
Повесть - средний по объему, а также охвату действительности эпический жанр (в сравнении с романом и рассказом). В П., как правило, описывается несколько эпизодов, в центре внимания находятся один-два героя; кроме того, в П. нередко наблюдается тенденция к опоре на достоверное.
Пролог - своеобразное предисловие к основному сюжетному развитию. В П. сообщаются намерения автора или изображаются события, задолго предшествовавшие основному действию.
Развязка - исход, разрешение конфликта в произведении.
Размер стиха - определенная соизмеримая упорядоченность ритмических повторов внутри стихотворных строк.
Рассказчик - образ человека, от лица которого ведется повествование.
Рефрен - ритмически повторяющееся слово, стих или группа стихов в конце каждой строфы. Р. эмоционально усиливает основное настроение стиха.
Рифма - повтор звуков и интонации, связывающих окончания двух и более строк. Р. делит стихотворный текст на отдельные стихи, организует его в строфы, усиливает эмоциональную выразительность поэзии.
Роман - эпический жанр, изображающий жизнь человека в широких связях с обществом. Большое развитие в русской литературе Р. получил с середины XIX в. Р. имеет ряд жанровых разновидностей: социально-психологический Р.,сатирический,историческийи др.
Символ художественный - самостоятельный художественный образ, который имеет многозначный эмоционально-иносказательный смысл.
Синекдоха- троп; разновидность метонимии; называется часть предмета вместо целого предмета или целый предмет вместо его части.
Сравнение- троп; одно явление или понятие проясняется через сопоставление его с другим явлением.
Сюжет- одно из основных значений: система событий литературного произведения, раскрывающая характеры героев и конфликтные отношения между ними.С. произведения может представлять собой не одну, а несколько переплетающихся линий.
Трагедия- один из жанров драмы; произведение с неразрешимым конфликтом между высокими стремлениями духовно сильной личности и объективной невозможностью их осуществления. Т. чаще всего заканчивается гибелью героя, не отступившего от своих гуманистических идеалов, что приводит зрителя к катарсису (очищению души через сострадание герою).
Хорей- стихотворный размер, ритм которого основывается на повторении двухсложной стопы с ударением на первом слоге.
Экспозиция - бесконфликтная часть текста, предшествующая завязке. В Э. дается изображение начальной ситуации, среды, фона, на котором будут затем разворачиваться события.
Эпилог- заключительная, следующая за развязкой конфликта часть произведения, кратко сообщающая о дальнейшей судьбе героев.
Эпитет- художественное определение, подчеркивающее какую-либо важную черту в изображаемом явлении или придающее ему дополнительное, добавочное значение.
Эпос- литературный род, предметом изображения в котором являются, как правило, важные общественные явления. Изображение носит прежде всего повествовательный (событийный) характер.
Ямб - стихотворный размер, ритм которого основывается на повторении двусложной стопы с ударением на втором слоге.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Основная учебная литература:
Литература. Учебник в 2-х частях. Под ред. Г.А. Обернихиной Москва. Издательский центр Академия, 2012.
Дополнительная учебная литература:
Ю.В. Лебедев. Русская литература XIX века. 10 класс Учебник для общеобразовательных учреждений, часть 2. М., Просвещение, 2001.
Русская литература ХХ века. Под редакцией В.П. Журавлева. 11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х частях. М., Просвещение, 2001
Сахаров В.И., Зинин С.А. Литература (базовый и профильный уровни) 10 класс.- Русское слово.
Чалмаев В.А. Зинин С.А. Литература (базовый и профильный уровни) 11 класс – Русское слово.
СмирноваЛ.А., Михайлов О.Н., Турков А.М. и др.; Чалмаев В.А., Михайлов О.Н., Павловский А.И. и др. /Под ред. Журавлева В.П. Литература (базовый и профильный уровни) 11 класс – Просвещение
Интернет-ресурсы:
Единое окно доступа к образовательным ресурсам
Форма доступа http://window.edu.ru
Журнал 1 сентября.
Форма доступа http://1september.ru/
Национальный проект Образование.
Форма доступа http://rost.ru/
Официальный сайт Министерства образования и науки РФ.
Форма доступа http://минобрнауки.рф/
Российский общеобразовательный портал.
Форма доступа http: //www.school .edu .ru/
Федеральное агентство по образованию РФ.
Форма доступа http: //www.ed. gov.ru/
Федеральный институт педагогических измерений.
Форма доступа http://www.fipi.ru/
Федеральный портал Российское образование.
Форма доступа http: //www.edu .ru/
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки.
Форма доступа http://www.obrnadzor.gov.ru/
Мир знаний. А.Н. Островский
Форма доступа http://mirznanii.com/a/273960/ostrovskiy-a-n-temy-goryachego-serdtsa-i- temnogo-tsarstva-v-drame-a-n-ostrovskogo-groza
Мир русской литературы. И.С. Тургенев.
Форма доступа http://www.literaturus.ru/2015/08/harakteristika-bazarova-otcy-i-deti- turgenev.html
Художественная литература. Ф.М. Достоевский.
Форма доступа https://azbyka.ru/fiction/1/dostoevskij-fedor-mixajlovich/
100 великих литературных героев.
Форма доступа http://www.informaxinc.ru/lib/100/100-velikih-literaturnyh-geroev/
Коллекция Русская и зарубежная литература для школы Российского общеобразовательного портала.
Форма доступа http://litera.edu.ru
BiblioГид – книги и дети: проект Российской государственной детской библиотеки.
Форма доступа http://www.bibliogid.ru
Виртуальный музей литературных героев.
Форма доступа http://www.likt590.ru/project/museum/
Русская виртуальная библиотека.
Форма доступа http://www.rvb.ru
6
HYPER13PAGE HYPER15