Сценарий деловой игры для педагогов "Развиваем речь дошкольников" | Олейник Ирина Александровна. Работа №270931
Автор: Олейник Ирина Александровна
В сценарии представлены игровые задания для педагогов ДОУ с целью повышения компетентности в обучении и развитии навыков связной речи у детей дошкольного возраста.
Деловая игра для педагогов
«Развиваем речь дошкольников»
Цель. Повышение компетентности педагогов в обучении и развитии навыков связной речи у детей дошкольного возраста.
Задачи:
Активизировать знания педагогов
в области
развития связной речи дошкольников.
Упражнять в умении общаться и вырабатывать единое мнение в команде, развивать у педагогов смекалку, сообразительность, креативное мышление, творческое воображение.
Развивать личностные профессиональные качества педагогов.
Вступительное слово ведущего:
Связная речь – смысловое, развернутое, законченное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений, обеспечивающее общение и взаимопонимание людей.
В детском саду дошкольники овладевают важнейшей формой речевого общения – устной речью. Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребёнка в овладении родным языком. По тому, как дети строят связное высказывание, можно судить об уровне речевого развития.
Для того чтобы разговорная речь детей была хорошо развита, педагогу необходимо иметь багаж знаний по формированию связной речи.
Приглашаю всех принять участие в деловой игре, где мы активизируем свои знания в области развития связной речи дошкольников, разовьем свои коммуникативные качества, весело и с пользой проведем время.
Давайте разделимся на команды. Придумайте название, связанного с темой развитие речи («Язычок», «Болтушки»).
1. «Разминка». Игра «Ассоциации».
Нужно подобрать существительные к прилагательному по ассоциации.
Сладкие слова – (конфеты, торт, пирожное, сахар).
Веселые слова – (праздник, клоун, подарок, музыка)
Быстрые слова- (ракета, самолет, тигр, орел).
Яркие слова– (солнце, лето, картинка, звезда)
«
Вопросы т
еория
».
Каждая команда выбирает конверт с вопросами по развитию речи. Команды в теч. 5 мин. обдумывают ответы, затем представитель команды озвучивает ответы (или отдает жюри на проверку).
Вопросы для 1-й команды:
1.Что такое связная речь? (Связная речь – это такая речь, которая отражает все существенные стороны своего предметного содержания.)
2.Перечислите основные направления работы по развитию речи детей дошкольного возраста (развитие словаря, формирование грамматического строя речи, воспитание звуковой культуры речи, развитие связной речи, подготовка детей к обучению грамоте, развитие речевого дыхания, выразительности).
3. Назовите формы речи? (Диалогическая и монологическая).
4. Что такое диалог? (диалог - это разговор двух и более людей, также диалогом называют литературное произведение в форме разговора)
5. Ведущий прием для активизации речи и мышления. (Вопросы педагога).
Вопросы для 2-й команды:
1. Что является предметом изучения методики развития речи?
(процесс овладения детьми родной речью и навыками речевого общения в условиях целенаправленного педагогического воздействия).
2. Какие социальные функции выполняет связная речь? (установление связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе)
3. Какие формы работы используют при обучении детей связной речи?
(Пересказ, описание игрушек и сюжетных картин, рассказывание из опыта, творческое рассказывание).
4. Что такое монолог? (монолог (от греч. monos один и logos речь) - речь действующего лица, главным образом в драматическом произведении, выключенная из разговорного общения персонажей и не предполагающая непосредственного отклика, в отличие от диалога; речь, обращенная к слушателям или к самому себе).
5. Назовите словесные методы развития речи (Чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, беседа, рассказывание по картинке, об игрушке, из опыта; творческое рассказывание).
Задание «Собери цветок»
Необходимо подобрать к вопросу ответ (вопрос написан на цветке, ответ на листочке). Побеждает команда, быстрее справившаяся с заданием.
1. Целенаправленный, заранее подготовленный разговор воспитателя с группой детей на определенную тему – беседа.
2. Ритмичный речевой материал, содержащий сложные сочетания звуков, слогов, слов, трудных для произношения- чистоговорка
3. Ритмичная труднопроизносимая фраза или несколько рифмующихся фраз с часто встречающимися одинаковыми звуками- скороговорка.
4. Индивидуальный психофизиологический процесс человека, важнейшая творческая психическая функция; процесс общения людей между собой посредством языка – речь.
5. Слова, которые говорящий не только понимает, но и употребляет (более или менее часто) – активный словарь.
6. Образное, краткое изречение, метко определяющее какое-либо явление - поговорка
7. Количественная оценка и качественный анализ педагогических процессов, явлений и т. п. с помощью специально разработанных учебных методик - диагностика
8. Выразительное связное воспроизведение прослушанного художественного произведения - пересказ.
9. Способы работы педагога, с помощью которых достигается усвоение детьми знаний, умений и навыков, а также развитие их познавательных способностей (МЕТОДЫ).
10. Процесс побуждения детей к речевой деятельности для достижения целей организации занятия – (МОТИВАЦИЯ).
3. «Знатоки художественной литературы». (за правильный ответ фишка, побеждает команда, набравшая большее число баллов).
Викторина по сказкам (за правильный ответ фишка, побеждает команда, набравшая большее число баллов).
.Назовите наиболее известные сказки А.С. Пушкина. («Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о спящей царевне и о семи богатырях», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о попе и о работнике его Балде».)
Советские писатели, создававшие произведения о природе для детей. (Сладков, Бианки, Чарушин.)
Самый высокий герой Сергея Михалкова. (Дядя Степа.)
О каком зверьке С. Маршак создал сказку в умном и глупом варианте?(О мышонке.)
Из какого произведения эти строки: Вдруг откуда-то шакал на кобыле прискакал: «Вот вам телеграмма от гиппопотама!» («Айболит» К. И. Чуковского.)
Сказка, в которой девочка сначала ела только пшеничные пирожки, а потом полюбила и ржаные. («Гуси-лебеди».)
В какой сказке девочка смогла пролезть в коровье ушко? («Крошечка-хаврошечка».)
Почему Серая Шейка не улетела на юг вместе со всей стаей? (Лиса повредила ей крыло.)
В какой сказке народов Севера девушка превратилась в птицу из-за своей гордыни? («Айога».)
Кто такие «Крылатый, мохнатый да масленый»? (Воробей, мышонок и блин.)
Автор сказки «Серебряное копытце»? (Бажов.)
Как звали мышат из украинской сказки «Колосок»? (Круть и Верть.)
Автор сказки «Конек-горбунок»? (Ершов.)
Писатель и художник, автор книг «Ребятам о зверятах», «Про Тюпу» и др.? (Чарушин.)
В какой сказке содержится предупреждение о том, что нельзя пить сырую воду? («Сестричка Аленушка и братец Иванушка».)
В какой сказке и кто прятал траву под периной? («Мороз Иванович».)
«Пословица не даром молвиться»
Замените предложения пословицей.
- Учись всю жизнь - Век живи, век учись.
- Нужно беречь время - Делу время, потехе – час.
- Береги своё здоровье - Береги платье снову, а здоровье – смолоду.
- Не торопись, делай всё аккуратно - Поспешишь – людей насмешишь; делаю наспех – делаю на смех.
- Доводи начатое дело до конца - сделал дело – гуляй смело.
- Держи слово. (Не давши слова, крепись, а давши - держись.).
- Не надо ссориться ( Лучше худой мир, чем добрая ссора.)
- Не болтай. (Держи язык за зубами.)
«Времена года»
Участники выбирают наугад по одной картинке (Зима, Весна). Командам предлагается по очереди вспомнить отрывок стихотворения о выбранном времени года. Каждая команда выступает по очереди. Побеждает та, команда, которая прочитала отрывок последней.
4. Творческий конкурс»
Предлагаю вам самостоятельно составить загадки для своих коллег. Но прежде хочу напомнить, что загадка - одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов и явлений. (дать слова на листах бумаги: яблоко и автомобиль)
Подведение итогов: подсчитываются баллы и награждается сначала проигравшая команда (вручается яблоко). Победившей команде по лимону (в качестве шутки) по лимону.
Парад снеговиков