Сценарий классного часа "Детство без насилия и жестокости" | Михайлова Светлана Рашетовна. Работа №326174
Сценарий классного часа в помощь классным руководителям и социальным педагогам по теме "Детство без насилия и агрессии" .
Цель: Формирование правил межличностного общения, толерантного отношения к другим.
Задачи:
ü - раскрыть значение понятий «толерантность», «дружба», «насилие», «жестокость»;
ü - развивать уважение, способность понимания и умения прощать другого человека;
ü - научить правилам общения;
- воспитывать нравственные качества и ценности.
Занятие рекомендуется для обучающихся начальных классов. При проведении используются различные педагогические технологии, что не заставит обучающихся скучать, позволит понять что такое жестокость, насилие, обида, толерантность, доброта и др. Вместе с ребятами сформулируете правила дружбы
Сценарий классного часа
По теме: "Детство без насилия и жестокости"
3-4 классы
Тема: " Детство без насилия и жестокости "
Цель: Формирование правил межличностного общения, толерантного отношения к другим.
Задачи:
раскрыть значение понятий
«толерантность»,
«
дружба»
, «насилие», «жестокость»
;
развивать
уважение,
способность понима
ния
и умени
я
прощать другого человека
;
научить
правилам общения
;
воспитывать нравственные качества и ценности.
Оборудование: 12 карточек-заданий, плакат с шарадами «Дружба», «Добро», «Радость», «Правила Дружбы», фонограмма песни «Если мы будем дружить», «Гимн Дети против жестокости и насилия» , иллюстрации «Права ребёнка».
Ход классного часа
Вступление. Играет фонограмма песни «Гимн Дети против жестокости и насилия».
- Здравствуйте, ребята! Как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем занятии? (Ребята высказывают предположения).
1. Работа по теме «Детство без насилия и жестокости».
а) Игра «Покажи эмоцию»
- Ребята, скажите, а можно по лицу человека определить его эмоциональное состояние, настроение? (Ответы). Давайте мы это проверим. Я приглашаю к доске 12 желающих (им раздаются карточки-задания: изобразить «радость», «злость», «удивление», «гнев», «обида», «грусть», «страх», «скука», «отвращение», «стыд», «интерес», «гордость»).
- Теперь я предлагаю всем остальным определить, какие эмоции изображают ребята. (ребята демонстрируют эмоции, согласно карточке-заданию. остальные – предполагают, отгадывают).
-А сейчас, давайте все вместе изобразим, как выглядит «счастье» (Все демонстрируют). Я всем вам желаю, чтобы только такие эмоции были у вас каждый день.
- Посмотрите на название нашего классного часа. Как вы его понимаете?
Беседа о значении друзей ,об отношениях между детьми, о жестокости и насилии, ситуациях , когда они проявляют жестокость и насилие по отношению друг к другу в школе и вне её, не подозревая об этом. Дети высказывают своё отношение к этому.
- Давайте подведем итог, в чем может выражаться насилие и жестокость:
Смеётесь над товарищем, заставляете делать другого работу, порученную вам, физическое насилие (шлепки, толкание, удары, избиение), психологическое насилие (унижение, оскорбление, пренебрежение, отвержение), которое может быть как со стороны ровесников, так и старших.
б) Просмотр и анализ рассказа «Самое страшное» Е. Пермяка https://youtu.be/YbdAUiQWv-U
Вова рос крепким и сильным мальчиком. Все боялись его. Да и как не бояться такого! Товарищей он бил. В девочек из рогатки стрелял. Взрослым рожи строил. Собаке Пушку на хвост наступал. Коту Мурзею усы выдёргивал. Колючего ёжика под шкаф загонял. Даже своей бабушке грубил.
Никого не боялся Вова. Ничего ему страшно не было. И этим он очень гордился. Гордился, да недолго.
Настал такой день, когда мальчики не захотели с ним играть. Оставили его — и всё. Он к девочкам побежал. Но и девочки, даже самые добрые, тоже от него отвернулись.
Кинулся тогда Вова к Пушку, а тот на улицу убежал. Хотел Вова с котом Мурзеем поиграть, а кот на шкаф забрался и недобрыми зелёными глазами на мальчика смотрит. Сердится. Решил Вова из-под шкафа ёжика выманить. Куда там! Ёжик давно в другой дом жить перебрался. Подошёл было Вова к бабушке. Обиженная бабушка даже глаз не подняла на внука. Сидит старенькая в уголке, чулок вяжет да слезинки утирает.
Наступило самое страшное из самого страшного, какое только бывает на свете: Вова остался один. Один-одинёшенек!
-Что можете сказать о Вове?
- Почему он остался один? Можно ли его назвать жестоким?
- Жестокость – это крайняя суровость, безжалостность, беспощадность. Если говорить своими словами, то жестокость – это умышленное действие, направленное на причинение моральной или физической боли живому существу, которое подразумевает грубость, причинение боли, бесчеловечность, оскорбления и иные формы насилия.
- По отношению к кому он проявил насилие?
-Давайте с вами подведем итог, что такое «насилие». Мне хотелось бы познакомить вас с определением Владимира Ивановича Даля: «Насилие - это принуждение, неволя, силование, действие стеснительное, обидное, незаконное, своевольное».
- Есть ли такие ребята среди вас?
-Что бы вы посоветовали Вове?
- Вове нужно быть добрым, уважать и не обижать других. Доброта - это заботливое отношение к другим, умение сострадать и быть терпимым, поддержать в трудную минуту, стремление сделать для других (не важно – людей или животных) что-то хорошее, полезное и приятное, доставить радость.
Это важнейшее и наиболее ценное качество, свойственное человеку. Именно взаимопомощь помогает людям выжить даже в самые тяжёлые времена.
Добрый человек не станет обижать слабого и беззащитного, а, наоборот, постарается ему помочь.
Толерантность – это умение быть терпимым к чужим мнениям. Толерантность — означает уважение, принятие и признание другого - человека или другой культуры, уважительное отношение к их взглядам, образу жизни, вероисповеданию, национальности.
Быть толерантным, значит: уважать другого, любить ближнего своего, не злиться.
в) Игра «Радость-Обида»
- По каким причинам возникает радость или обида ? (ответы обучающихся).
-Покажите с помощью жестов, мимики, движений свою радость или обиду, если: вам подарили подарок, пригласили в гости, обозвали, позвали играть, ударили, толкнули, улыбнулись тебе, забрали игрушку, вручили грамоту.
-Какое чувство вам нравится больше : радость или обида ?
- Давайте придумаем « Лекарство от обиды».
Компоненты «лекарства от обиды»:
Н
адо преодолеть обиду сразу - ведь на друзей не обижаются
;
уметь уступить
,
если не прав
;
стремиться доставить радость
;
не обижать друзей
;
суметь первым подойти и помириться
.
-Посмотрите на доску. Нравятся ли вам эти обиженные и злые лица? А вы когда – нибудь так выглядели?
- Ребята, как вы считаете, что необходимо предпринять, если вам нанесли обиду – независимо от того, кто это сделал? (подвести к выводу о том, что надо научиться прощать).
- А каким человеком надо быть, чтобы уметь прощать?(высказывания ребят)
- Знай, мой друг, вражде и дружбе цену,
Ты судом поспешным не греши.
Гнев на друга может быть мгновенным,
Изливать покуда не спеши.
Может друг твой сам поторопился
И тебя обидел невзначай,
Провинился друг и повинился,
Ты ему греха не поминай.
Люди, я прошу вас, ради бога,
Не стесняйтесь доброты своей,
На земле друзей не так уж много,
Опасайтесь потерять друзей.
В прощении заключается великая сила. Все ли можно простить? Сразу, пожалуй, нет - слишком велика может быть обида. Всегда ли нужно прощать? Всегда! Если человека любишь, уважаешь и собираешься продолжить с ним отношения - постарайся поставить себя на его место и простить. Если даже при таком условии простить не удастся - найди ему оправдание, придумай что-нибудь и прости. А иначе, как жить дальше с обидой? Носить в себе, а тем более "холить и лелеять" обиду нельзя: душа ожесточится, а обида будет "разъедать" вас изнутри, подобно ржавчине. Конечно, это очень трудно – простить. Нам иногда кажется, что на обиду и зло надо отвечать злом. Но это не так. Уметь прощать – это удел сильных людей. Научитесь быть сильными! Научитесь любить и прощать.
-Давайте разработаем «Правила Дружбы»! ( дети в группе разрабатывают правила):
-помогать другу
-быть заботливым, справедливым
-уважать мнение друга
-не оставлять в беде
-не спорить по пустякам
-не ссориться
-не выдавать чужие секреты
-уступать, делиться всем
-радоваться успехам друга
-не смеяться над недостатками других
-уметь прощать.
г) Жестокость намеренная или случайная?
-Может ли человек совершать жестокие поступки просто от невнимательности, от того, что не подумал, не предугадал, чем может обернуться его поступок? Давайте прочитаем рассказ «Змейка».
Мальчик, ловил рыбу в небольшом пруду недалеко от дома. День был жаркий, и рыба не клевала. Поудив несколько часов, он увидел в траве маленькую змейку. Мальчик не боялся змей, поэтому взял ее в руки и быстро засунул и стеклянную банку с завинчивающейся крышкой. Перочинным ножиком он вырезал в крышке небольшую дырочку для воздуха. Вечером после рыбалки мальчик понес домой пойманную рыбу и змейку в банке. Около дома ему повстречались приятели, и вскоре, забыв о змейке, он убежал с ними играть. Банка осталась стоять во дворе. Через неделю мальчик наткнулся на нее: змейка была почти высохшей, задыхающейся и полуживой.
1. Можно ли поступок мальчика назвать жестоким? Почемv?
2. Случалось ли вам проявлять в жизни жестокость? Что вы при этом
чувствовали?
3. Можно ли помочь человеку избавиться от жестокости? Как?
д) Игра «Разрешается – запрещается».
- Предлагаю вам сыграть в игру. Я буду читать стихотворение, а вы хором должны говорить это «запрещается» или «разрешается»
Вот в углу стоит мальчонка,
Плачет, надрывается.
Бить, наказывать ребенка
Строго (запрещается)
С мамой дети должны жить,
Ей цветы всегда дарить –
Это (разрешается).
Рисовать и петь, учиться,
Если заболел – лечиться,
Это – (разрешается).
Этот трудится ребенок,
Мало у него силенок,
Ноги подгибаются.
В детстве тяжкая работа (запрещается).
Вместе дружно в мире жить,
с разными детьми дружить это (разрешается).
Этот слабый горбит спину,
Пред сильным преклоняется.
Быть рабом у господина
Строго (запрещается).
2. Рефлексия Ладошка «Я против насилия и жестокости»
Задание:
а) решить ребус:
б) Обвести свою ладошку, нарисовать на ладошке смайлик «радость», на каждом пальчике написать качества дружелюбного человека. Пока дети выполняют задание, можно включить песню «Если мы будем дружить» в исполнении вокального ансамбля «Ладушки».
3. Итог
Вывод:
- Сегодня вы поняли, что если мы научимся понимать, уважать, жалеть друг друга, меньше будет распрей и разногласий! Если хочешь, чтобы люди к тебе хорошо относились, значит, ты сам в первую очередь должен к ним относиться хорошо.
Ваш класс – это маленькая семья. И хочется, чтобы в Вашей семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание и не было места насилию и жестокости. Я надеюсь, что наш разговор не оставил вас равнодушными.