Сценарий комплексного занятия "Осеннее настроение" | Пальцева Елена Васильевна. Работа №350684
Комлексное занятие по художественно-эстетическому воспитанию, посвященное осеннему времени года.
Дети читали стихи, пели песни об осени, анализировали картины И.И.Шишкина, слушали произведение П.И.Чайковского "Осенняя песня". В продолжение темы детям было предложено выполнить творческую работу в технике "Фотокопия". Дети наносили на лист бумаги рисунок свечой и затушовывали акварелью.
Конспект открытого комплексного занятия
для детей старшей группы
«Осеннее настроение»
Цель: воспитывать интерес к музыке классиков, сравнивать картины И.И.Шишкина, понимать музыкальные и художественные образы.
Задачи:
1.Закрепить имеющиеся знания детей об осени.
2. Развивать творческие способности.
3. Развивать стремление заниматься художественной деятельностью.
4. Развивать эмоциональную отзывчивость, восприятие и понимание произведений музыкального искусства.
Оборудование: проектор, экран, репродукции картин «Ранняя осень» И. Шишкина, музыкальные инструменты, краски, свечи, бумага.
Предварительная работа: слушание «Осенней песни» «П.И.Чайковского, рассматривание репродукций картин И.И.Шишкина, изображающих осенний пейзаж, чтение стихов об осени, заучивание наизусть стихов, разучивание песен об осени.
Ход НОД
Дети заходят в зал под музыку « Осень» А.Вивальди и строятся в круг вместе с музыкальным руководителем и воспитателем.
Муз. руководитель. Здравствуйте ребята! В этот погожий осенний день я очень рада встречи с вами. И у нас в гостях наши воспитатели. Давайте поздороваемся с гостями, и пожелаем всем доброго утра попевкой - приветствием «Утром солнышко встаёт»
Утром солнышко встаёт (поднимают вверх руки),
Вместе с птицами поёт. (Взмахивают руками как крыльями.)
С добрым утром, с ясным днём! (Выставляют вперёд сначала правую, а затем левую руку)
Вот как дружно мы живём!
Муз. руководитель. Посмотрите вокруг. Мы с вами попали в осенний лес.
А какие звуки мы можем услышать в лесу? (шум ветра, пение птиц, стук дятла, шум дождя, жужжание насекомых.
Эти звуки называются- звуки природы. Давайте их послушаем
«Звуки леса»-аудиозапись
Муз. руководитель. Наша природа всегда прекрасна, но есть одно время года, которое дарит людям особую красоту. Сегодня мы с вами будем говорить об осени.
Ребенок 1
Листья с веток облетают,
Птицы к югу улетают.
«Что за время года?» — спросим.
Нам ответят: «Это…»
(Ответ: Осень)
Муз. руководитель. Посмотрите на экран. Какие красивы осенние пейзажи. Какой разноцветный наряд у осени. Какая яркая, разноцветная осень. Во все времена композиторы, поэты, художники любили и воспевали это прекрасное время года, многие посвящали ему свои музыкальные произведения. Послушайте знакомую вам музыку об осени.
«Осенняя песня» П.И.Чайковского
Узнали? Как называется это произведение?
Какой характер у этой музыки? (светлый, нежный, спокойный.)
Музыкальный руководитель: Вы услышали звучание одного инструмента или нескольких?
Как можно назвать одновременное звучание разных инструментов? (оркестр)
Звучание какого инструмента, вам больше всего понравилось? (флейта)
Вы знаете название многих инструментов. А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру
«Узнай инструмент по голосу».
Вы смотрите на экран и слушаете звуки музыкальных инструментов . Задание: необходимо узнать по слуху, какой инструмент играет. (скрипка, флейта, рояль)
Муз. руководитель. А сейчас мы порадуем гостей нашей замечательной песней об осени. Когда поем, то выражаем свое настроение, эмоции в песне и характер песни.
Песня «Осень очень хороша» муз. М.Еремеевой
Воспитатель. Рассаживайтесь на стульчики, мы с вами сейчас мы посмотрим, как изобразили это время года художники в своих картинах.
картина «Ранняя осень» И. И.Шишкин.
Какая красота! Какая осень здесь изображена?
Ответы детей: (Ранняя осень, потому что еще много зелени).
Воспитатель: А эта картина тоже И.И.Шишкина. Вспомните, как она называется?
1.Как вы думаете, какая здесь осень.
2. Что говорит о том, что осень поздняя?
3. А в каком месяце бывает поздняя осень? В ноябре
Посмотрите внимательно на эту картину и послушайте стихотворение замечательного русского поэта А.С.Пушкина о поздней осени.
ОСЕНЬ (А.С.Пушкин)
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась.
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
Музыкальный руководитель: Замечательное стихотворение об осени А.С.Пушкина вы сейчас услышали. Осень нам дарит разноцветные листья. А листочки с каких деревьев вы знаете? А сейчас наши пальчики посчитают листочки.
Пальчиковая попевка «Осень»
"Осень"
Ветер по лесу летал, (делаем плавные, волнообразные движения кистями рук)
Ветер листики считал:
Вот дубовый, (загибаем по одному пальчику на обеих руках)
Вот кленовый,
Вот с березки — золотой,
Вот последний лист с осинки
Вот рябиновый резной.
Послушайте загадку.
Ребенок:
«Капля раз, капля два,
Очень медленно сперва.
А потом, потом, потто,
Всё бегом, бегом, бегом» (дождь)
Ребенок:
Нам совсем не страшно
Бегать под дождём.
Если дождик сильный,
Зонтики возьмём.
Муз. руководитель. Осень это не только яркие солнечные деньки, но осенью бывает и непогода. Хмурая, серая, унылая, дождливая погода.
Муз. руководитель. Давайте послушаем с вами музыку
С.М. Майкопара «Дождик».
Звуки дождя то громкие , то тихие, то быстрые, то медленные. Дождь то усиливается, то вновь затихает.
Попробуем исполнить музыку дождя с помощью колокольчиков и металлофона и треугольника.
Воспитатель: Под осенним дождиком бегать нельзя. На улице осенью сыро и холодно. Но мы можем перепрыгивать лужи. Вставайте в круг и начинаем нашу физкультминутку.
Физкультминутка «Перепрыгни лужи»
Воспитатель. А как же ещё можно изобразить дождик, чтобы мы могли его не только услышать, но и увидеть? Правильно нарисовать.
Воспитатель. Ребята, мы с вами в группе заранее приготовили наши работы.. Вспомните, чем мы наносили дождик на бумагу? Правильно, молодцы. Вы нанесли рисунок свечой и эти линии остались невидимыми.
Но сейчас мы сверху нанесем различные фоны акварельными красками, рисунок проявиться, как будто проявляется фотопленка. Этот способ рисования называется «фотокопией».
Приготовили все кисточки и начнем творить чудеса, покрывать краской наши листы. Начнем работу с верхней части нашего листа-это небо. Какие краски необходимо смешать, чтобы получилось небо? (Белую, голубую)
Аккуратно смешиваем краски на палитре. И аккуратно наносим краску на бумагу. В нижней части листа рисуем осеннюю травку. Какие цвета мы должны смешать? (желтый, зеленый). На кончик кисти нанесите желтую краску и положите ее в палитру, затем тщательно промоем кисточку. Добавляем зеленную краску и хорошо перемешиваем цвета. Далее наносим краску на нижнюю часть листа.
А теперь приступайте к работе.
Во время рисования звучит спокойная фоновая музыка.
Воспитатель: Смотрите, настоящее волшебство у вас получается на бумаге.
Что вы заметили, ребята? (воспитатель обобщает ответы детей)
Свеча проявилась под краской.
Вы справились с работой. Молодцы ребята!
Муз. руководитель. А теперь я предлагаю вам исполнить песню, про такой же весёлый дождик.
Дети исполняют песню « Осень золотая» автор С.Старченко
Муз. руководитель:
Ребята! Чему было посвящено наше занятие?
Что вам понравилось на занятии?
Мне очень понравилось, как вы занимались. Вы внимательно слушали музыку, отгадали все мои музыкальные загадки и проявили себя, как настоящие художники.