Сценарий концертной программы для учащихся младших классов общеобразовательных школ на тему: «Музыка – волшебница, самый лучший друг!» | Бреховских Валентина Игоревна. Работа №363718
Предлагаемый сценарий помогает доступным, и наиболее простым способом сформировать у детей младшего звена общеобразовательных школ эстетические взгляды на основе развития эмоциональной отзывчивости и овладения навыками восприятия музыкальных произведений, создаёт предпосылки для творческого, музыкального и личностного развития.
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств № 28»
Сценарий концертной программы для учащихся младших классов общеобразовательных школ на тему: «Музыка – волшебница, самый лучший друг!»
Подготовила: преподаватель теоретических дисциплин МБУДО «Детская школа искусств №28» Бреховских Валентина Игоревна
с. Ильинско – Подомское
2024 г.
Мероприятие – внеклассное. Место проведения – актовый зал «ДШИ №28». Цель мероприятия: доступным для детей языком рассказать о значимости и особенностях обучения в «Детской школе искусств», специфике каждого из отделений школы. Задачи мероприятия: - Формировать начало музыкальной культуры, способствовать развитию общей духовной культуры. - Привлечь внимание детей к шедеврам музыкального искусства;
- Показать преимущества детей, обучающихся в ДШИ; - Повысить интерес к обучению в ДШИ;
- Воспитание эмоционального отклика на музыкальные произведения, отзывчивого и благодарного слушателя;
- Привить навыки правильного поведения на концертах; Форма проведения мероприятия: концертная, игровая программа с включёнными в программу музыкальными номерами.
Методические приемы: декламация, конкурсы, загадки, сольное исполнительство, хоровое пение.
Оборудование и материалы, необходимые для проведения мероприятия: сценарий, музыкальные инструменты, ноутбук, аудиозаписи песен, телевизор. Сцена оформлена шарами, изображением нот и ключей, эмблемой «ДШИ №28», на экране телевизора заставка с названием мероприятия. Участники мероприятия: преподаватели «ДШИ№28» (один из них в роли ведущего), один учащийся старших классов – ведущий, ученица среднего звена для проведения игр с залом, ученики школы искусств, исполняющие концертные номера, ученики 1-х (2-х, 3-х) классов общеобразовательной школы. Музыкальное оформление - перед началом концерта звучит весёлая музыка: песни Владимира Шаинского, Евгения Крылатова, а также современных авторов на школьную тематику, музыка из мультфильмов, детских кинофильмов, телефильмов, заставки детских передач и т.д. Зрители, учащиеся 1-х (2-х, 3-х) классов общеобразовательной школы, а также их классные руководители проходят в зрительный зал, занимают свои места.
Ход мероприятия.
Ведущий: Добрый день, дорогие наши гости! Добро пожаловать в «Детскую школу искусств № 28», туда, где всегда рады гостям, туда, где не смолкают, звучат волшебные мелодии и чудесные мотивы, где царствует её Величество «Госпожа Музыка»! Учащийся: Спасибо гости, что пришли, Для нас вы времечко нашли, Будут здесь у нас забавы
И представления на славу. Мы потешить вас спешим
Может чем – то удивим.
Ведущий: А сейчас концерт смотрите. Не шумите, а тихо сидите. Будем петь мы и играть,
А вы - хлопать, помогать.
Начинаем нашу концертную программу. (Выходят без объявления ведущих учащиеся 1 класса хорового отделения, исполняют песню «Важные ноты»).
Ведущий: Хочу рассказать вам, уважаемые гости, об одной давней и очень хорошей традиции, которой следует наш коллектив со дня открытия школы – это музыкально-просветительская деятельность учащихся и преподавателей школы искусств, поэтому, каждый учебный год, мы с удовольствием приглашаем гостей и устраиваем для них концерты.
Учащийся: Каждый гость для нас очень важен и ценен. Вот и сегодня с помощью ребят нашей школы мы предлагаем вам окунуться в удивительный мир, мир Музыки, а также послушать профессиональное пение и звучание разных инструментов.
Ведущий: Хочется спросить у вас, ребята, а вы знаете правила поведения на концерте, что нельзя делать слушателям, сидящим в зрительном зале? (Дети отвечают)
Вижу, что зрители уже готовы, артисты в предвкушении встречи. Ну, что, начнём? Для наших гостей прозвучат 2 пьесы в исполнении Меньшакова Андрея - А. Гиллок «Сова в ночи» + Д. Кабалевский «Ёжик».
Учащийся: Ребята, а вы знаете, что музыканты разговаривают на особом языке? Кто скажет, что это за язык? (Дети отвечают)
Правильно, это особый, музыкальный язык – язык музыкальных звуков, нот, сливающихся в мелодии и целые музыкальные произведения, а также ещё - это звучание инструментов и певческого голоса. Ведущий: Сегодня мы не будем спрашивать название инструментов, а каждый раз, когда на сцену будет выходить тот или иной музыкант, вы будете говорить нам, как называется его инструмент. Договорились?
Итак, на сцену приглашается: Сухих Иван - Д. Кабалевский «Воробей».
Ведущий: Всем знаком музыкальный инструмент, на котором играл Иван? (дети отвечают) Послушай: музыка вокруг, Она во всём – в самой природе, И для бесчисленных мелодий Она сама рождает звук. Настало время, уважаемые гости школы искусств, проверить ваши музыкальные знания, а поможет мне в этом ученица хорового отделения Билык Александра, которая подготовила для вас загадки.
- На листочке, на страничке – то ли точки, то ли птички,
Все сидят на лесенке и щебечут песенки (ноты).
- Если музыку писать, надо ноты лучше знать,
а для этого сгодится нам всем нотная (тетрадь).
- Семь ребят на лесенке и щебечут песенки
(до, ре, ми, фа, соль, ля, си). - От ноты «Фа» стою я справа.
Ну, а. на кухне – я приправа (соль)
- Завитой, красивый знак
Нарисуем мы вот так.
Он велик и всемогущ,
Это наш…. (скрипичный ключ)
- Он пишет музыку для нас,
Мелодии играет, стихи положит он на вальс.
Кто песни сочиняет? (композитор)
- Я в любой октаве первая встречаюсь,
Поскорее вспомни, как я называюсь? (нота до) Ведущий: Готовясь к приходу гостей, учащиеся «ДШИ №28» прилежно и добросовестно разучивали и много работали над совершенствованием своих пьес, чтобы каждая исполняемая мелодия звучала художественно и выразительно. Следующая участница поможет нам перенестись в мир сказки, встречаем аплодисментами Суворову Дарью – Н. Роулли «В стране гномов». Учащийся: Пока у нас готовится к выступлению следующий юный музыкант, я предлагаю провести устную викторину, дети, вы согласны? Тогда начнём. 1. Любимая нота повара (соль) 2. Попытайтесь вспомнить, как называется песня, где гостям предлагают «Жуй кокосы, ешь бананы» («Чунга – Чанга») 3. Кто сидел в траве и весёленьким был? (Кузнечик) 4. Для чего у человека ухо? (Чтобы слышать звуки) 5. Как называется овощ из двух нот? (Фасоль)
6. Как называется песня о том, чем занимаются школьники на протяжении 11 лет? (Чему чат в школе)
7. Какой музыкальный инструмент был у папы Карло? (Шарманка)
8. На чём играл кот Матроскин? (На гитаре)
9. На чём в мультике играл крокодил Гена? (На гармошке)
10. Торжественная песня – символ государства. (Гимн)
Ведущий: Наши учащиеся исполняют на своих музыкальных инструментах очень разные по жанрам и настроению произведения. Вот, например, Ватлин Ярослав предпочитает обработки народных песен, предлагаем вашему вниманию в исполнении Ярослава обработку народной песни «Чижик – пыжик» (выход Ватлина Ярослава). Ведущий: Настало время ещё раз сделать паузу и немного поиграть. Я буду зачитывать слова, а вы должны ответить мне какое слово лишнее? Скрипка, флейта, капуста. Барабан, мармелад, виолончель. Ноты, мелодия, арбуз. Скрипичный ключ, асфальт, фортепиано. Нотная тетрадь, пианист, море. Молодцы, ребята! Учащийся: Следующая начинающая гитаристка очень любит выступать перед публикой, поэтому сейчас она с нетерпением ждёт своего выхода, остаётся только объявить её - Железко Оксана - «Вальс». Ведущий: С песней в жизни веселей. С ней забота – не забота. С песней спорится работа,
Отдых ярче и светлее
Лейся песня, лейся звонко,
Помогай дружить.
Всем ребятам очень нужно
В мирном мире жить.
На сцене - учащиеся 1 класса хорового отделения «Оленёнок» Учащийся: Активны и талантливы,
А так же любознательны.
Улыбчивы и радостны,
С музыкой приятели. Встречайте Гомзякова Тимофея, его пьеса имеет взрывное название - «Фейерверк». Ведущий: в ДШИ ребята изучают самые разные предметы, на которых можно и нужно показывать свою эрудированность, знания, а ещё на уроках много заданий выполняется в игровой форме, хотите мы сейчас тоже поиграем? (Дети отвечают) Игра называется «А правда ли что?» - На скрипке играет футболист? - На гитаре играет баскетболист? - На фортепиано играет пианист? - Все, кто играет на домре, должны знать нотную грамоту? - Когда играют на баяне, то держат в руках микроскоп? - Кто не выпил стакан апельсинового сока, не может играть на барабанах? - Все играющие на флейте, должны знать на «5», в совершенстве итальянский язык? Учащийся: Продолжаем радовать вас удивительными шедеврами классической музыки. Вакареско Иван – обработка русской народной песни «Я на камушке сижу» Ведущий: Предлагаю выполнить ещё одно небольшое интересное задание. «Хлопни в ладоши, когда услышишь название ноты». Дорога, редиска, лимонад, репка, сироп, снег, ёлка, фартук. Молодцы, ребята, хорошо справились! Учащийся: Многие композиторы писали музыку специально для детей, среди них можно выделить произведения, написанные Дмитрием Борисовичем Кабалевским. Сейчас прозвучит одно из его популярных произведений, инструментальный вариант песни «Наш край», в исполнении Билык Александры. Ведущий: Хотим познакомить вас, ребята, с одним из популярных и старинных народных инструментов. Для этого я приглашаю к нам Сухих Полину, которая исполнит для всех присутствующих пьесу «Родничок». Учащийся: После выступления Полины, мы попросим вас сказать нам название прозвучавшего инструмента. (Выступление Сухих Полины) Ведущий: узнали этот народный инструмент, домру? (дети подтверждают). Дорогие ребята, наше мероприятие подошло к концу. Мы очень надеемся, что смогли доставить вам радость от общения с музыкой, которая звучала здесь, в этом нарядном актовом зале в живом исполнении. Думаем, каждый слушатель смог получить определённую порцию заряда, бодрости и отличного настроения. Учащийся: В завершении, мажорным аккордом прозвучит песня «Никто», которую с удовольствием исполнят, для всех присутствующих здесь, учащиеся 1 класса хорового отделения. Ведущий: Ребята! Любите музыку, и она подарит вам много новых впечатлений и эмоций! Учащийся: Вот настал момент прощаться, Будет краткой моя речь, Говорим вам: «До свидания! До счастливых новых встреч!».
Методические рекомендации по проведению мероприятия: Одна из актуальных проблем, угроза духовного оскудения личности, утраты нравственных ориентиров. Поэтому, в воспитании детей необходим поворот к жизненно-важным проблемам, обеспечение нравственного воспитания, возрождению желания и необходимости в активной интеллектуальной деятельности. Чем активнее общение ребёнка с музыкой, тем более музыкальным он становится. Необходимо с раннего детства создать условия для развития основ музыкальной культуры детей. Важно, чтобы подрастающее поколение училось относиться к музыке не как к средству увеселения, но и как к важному явлению духовной культуры. Что касается учащихся ДШИ, которые должны будут исполнять свои пьесы, следует помнить о том, что почти каждый из них поначалу испытывает волнение и трудности воспроизведения своего произведения наизусть. Особенно важно с первых дней помочь ребятам адаптироваться к специфике поведения во время выступлений на сцене, в качестве исполнителя. Стихи, задания и конкурсы, используемые в данном сценарии, можно изменять в зависимости от возраста и подготовки детей. Будет хорошо, если при выполнении заданий, ведущие задействуют как можно большее количество учащихся, так как в младшем школьном возрасте, как правило, ребята любят всякие необычные развлечения и устные игры. Всё это поможет воспитать доброжелательное отношение детей к учреждению дополнительного образования, даст возможность убедиться и осознать то, что заниматься музыкой, играть на инструменте, петь может быть очень интересно и увлекательно. Сценарий, предложенной концертной программы, может быть использован как в Детской школе искусств, так и взят за основу контрольного урока музыки в общеобразовательной школе, музыкального кружка или просто применим во время классного часа, где есть дети, обучающиеся в школе искусств, возможно даже с участием родителей. Допускается изменение заданий и концертных номеров в зависимости от уровня подготовки детей, все упоминаемые здесь формы испытаний подобраны согласно возрасту, ориентированы на учащихся начальных классов общеобразовательных школ, вступающих в мир искусства. Вариативность заданий-испытаний и концертных номеров позволяет сделать встречу неповторимой и запоминающейся. Учащиеся ДШИ с удовольствием участвуют в подобных мероприятиях не только в качестве артистов – исполнителей, но и в роли ведущих. Всё это помогает мотивировать, заинтересовать детей, привлечь их внимание к учёбе, проявить себя в другом качестве, показать себя с творческой стороны. После окончания «ДШИ» ребёнок может и не посвятить свою жизнь искусству, но внимание к его внутреннему миру и эмоциональному – образному развитию со стороны преподавателей, обязательно приведёт к духовности, к внутренней культуре и интеллекту, творческому мышлению, в итоге вырастет разносторонне развитый человек, потенциально – творческий. Нет детей, которые хотя бы не любили слушать музыку, немузыкальных детей – нет! Младший школьный возраст чрезвычайно важен для последующего овладения человеком музыкальной культурой, необходимо с раннего возраста стараться создавать для этого условия. Только развивая интересы, эмоции, чувства, вкусы детей (музыкально – эстетическое сознание), можно приобщить ребёнка к музыкальной культуре. Заложить её основы. В.А.Сухомлинский писал: «Среди многочисленных средств воздействия на юное сердце, важное место принадлежит музыке!»
Список использованной и рекомендованной литературы:
1.Автор – составитель Е.Н. Арсенина Музыка «1-7 классы» «Тематические беседы, театрализованные концерты. Музыкальная игротека». Издательство «Учитель», Волгоград.
2.Д.Романец «Нотная грамота», издательство «Феникс», Ростов на Дону.
3.В.В. Жакович «Музыкальная грамота» для самых маленьких в сказках, стихах и картинках (издание 2-е), издательство «Феникс», Ростов на Дону.cenariy-shkolnogzikan87.html
4.Ссылка на источник: http://www.metod-kopilka.ru/scenariy-shkolnogo-prazdnika-posvyaschenie-v-yunie-muzikanti-59787.html
5.Ссылка: http:// nsportal.ru/shkola/muzyka/library/2012/11/18/stsenariy-prazdnika-posvyashchenie-v-muzykanty-i-khudozhniki
6. http://www.ped – kopilka.ru/2012/11/18