Сценарий кукольного спектакля «Лиса и волк» | Андриенко Анна Кирилловна . Работа №361552
тематическое планирование кукольного спектакля по мотивам русской народной сказки "Лиса и волк " + Перечень упражнений для детей на развитие баланса, правильное дыхание, "поющие руки", "жесты", " красим забор". Эти упражнения помогают настроиться на театральную игру. Так же есть разработка сценария кукольного спектакля, включающая в себя : содержание, музыкальное сопровождение и необходимые декорации.
Кукольный спектакль по мотивам русской народной сказки «Лиса и волк»
Тематическое планирование.
№
П/П
Тема занятия
Содержание занятия
Материалы и оборудование
1
Знакомство со спектаклем «Лиса и волк»
Просмотр мультфильма «Лиса и волк»
Составление списка героев в спектакле. Знакомство с готовыми куклами к сказке.
Правила управления куклами и выполнение упражнений: поздороваться, помахать правой рукой куклы затем левой; поклониться; произнести слово «здравствуйте» публике, друг другу, с разными выражениями (подумать как кукла будет себя вести в это время?) весело, испуганно, запыхавшись, в приказном тоне и т.д. В процессе упражнений меняться куклами.
Проектор; запись мультфильма «Лиса и волк»
Набор готовых кукол к спектаклю; Сценарий спектакля.
2
Подготовка плана спектакля
Упражнение «Поющие руки».
Проговаривание скороговорок. Распределение ролей в спектакле. Кроме основных героев есть ещё вспомогательные (рыбка, баба, бабка, дедка), а также звукооператор, рабочие сцены и т.д. Разработка плана спектакля совместно с детьми «Монтажный лист режиссёра» - в таблице дети прописывают № действия, герои в данном действии, музыка (фонограмма песни), освещение,
Упражнения на управление куклой: кукла идёт по столу, «кукла бежит на месте», кукла танцует. Задание на дом еще раз просмотреть мультфильм «Лиса и волк»
Листы бумаги, доска, мел, маркёры, карандаши (простые, цветные), линейки, ручки. Набор кукол для спектакля
3
Работа над спектаклем
Упражнение-игра «Жесты».
Репетиция спектакля: раздать всем у кого роли тексты со словами.
Проработка сценария спектакля. Детям, не задействованным в данных сценах, даётся задание – проработка своей роли с куклой в стороне от основной работы. Педагог наблюдает и даёт рекомендации соответственно. Также детям, не задействованным, даётся задание – нарисовать «избу» зимний пейзаж на ватмане;
Домашнее задание: выучить текст;
Набор кукол для спектакля. Ватманы, краски, кисти, баночки для воды, клеёнка клей, цветная бумага.
Музыкальный центр. Музыкальный трек к спектаклю.
4
Работа над спектаклем
Упражнение «Правильное дыхание»
Упражнение «Разминка языка»
Проработка сценария спектакля. Детям, не задействованным ,даётся задание – проработка своей роли с куклой в стороне от основной работы. Педагог наблюдает и даёт рекомендации соответственно. Также детям, не задействованным, даётся задание – нарисовать «избу» зимний пейзаж на ватмане;
Беседа с детьми о «сценическом поведении». Обсуждаем сценический этикет, что можно делать и что нельзя. Домашнее задание: повторить слова своего героя
Набор кукол для спектакля. Ватманы, краски, кисти, баночки для воды, клеёнка клей, цветная бумага. Музыкальный центр. Музыкальный трек к спектаклю.
5
Работа над спектаклем
Упражнение на развитие баланса.
Упражнение «Зеркало».
Проработка сценария спектакля – отработка особо сложных мест в спектакле – смена реквизита, смена декораций; согласовать вывод куклы на сцену с музыкой и т.д. Детям не задействованным в данный момент даётся задание – проработка своей роли с куклой в стороне от основной работы. Педагог наблюдает и даёт рекомендации соответственно.
Обсуждение одежды кукловодов и сказочника. Так как их будет видно, то выбирается одежда, которая не будет «тянуть» на себя внимание зрителей. Записываем кто, что одевает на показ спектакля. Домашнее задание: повторить слова своего героя.
Набор кукол для спектакля. Ватманы, краски, кисти, баночки для воды, клеёнка клей, цветная бумага. Музыкальный центр. Музыкальный трек к спектаклю.
6
Работа над спектаклем
Упражнение «Красим забор».
Прогон спектакля с остановками на сложных местах. Повтор некоторых действий, согласование действий с музыкой, сменой реквизита и декорациями.
Проверка готовности реквизита и декораций. Обсуждение вопроса о взаимопомощи друг другу на показе спектакля с предложенными педагогом сценариями событий.
Домашнее задание: мысленно или вслух проиграть всю свою роль в спектакле от начала до конца.
Набор кукол для спектакля. Ватманы, краски, кисти, баночки для воды, клеёнка клей, цветная бумага. Музыкальный центр. Музыкальный трек к спектаклю.
7
Генеральная репетиция.
Настрой детей на «чистовой» прогон спектакля. Проверка готовности всего реквизита и декораций. Прогон спектакля без остановки. Проработка мест, которые не получились (отдельными действиями героев).
Беседа о сценическом поведении детей во время показа спектакля. Настрой детей на показ, спектакля. Также обговаривается с детьми уборка помещения после показа спектакля (сложить куклы, реквизит и т.д.)
Набор кукол для спектакля.
Музыкальный центр. Музыкальный трек к спектаклю.
8
Показ спектакля
Показ спектакля для классов начальной школы и родителей. После показа – уборка помещения. Рефлексия. Обсуждение показа спектакля, педагог может задавать наводящие вопросы:
Насколько вы были артистичны и раскрыты для публики?
Какие эмоции/чувство вы испытывали во время выступления?
Как бы вы оценили выступление по 10-ти бальной шкале и почему?
Какие три ключевых слова (или прилагательных) наиболее ярко опишут выступление?
Набор кукол для спектакля. Музыкальный центр. Музыкальный трек к спектаклю. Декорации и реквизит.
Упражнение «Поющие руки». Из положения «руки в стороны» мягким движением кисти направляются друг другу навстречу, словно собирая перед собой упругий воздух. Такими же пластичными движениями руки снова разводятся в стороны. Корпус при этом помогает выразительности движения, слегка наклоняясь вперёд и откидываясь назад.
Упражнение-игра «Жесты». Каждый игрок выдумывает себе жест. Например: почесать ухо, хлопнуть в ладоши, показать рожки и т.д. Все садятся в круг, игра начинается. Кто-то начинает. Он показывает сначала свой жест, а потом чужой. Тот человек, жест которого показали, должен тут же повторить его сам, а потом опять показать чей-то жест. Если кто-то сбился, то он выходит из игры. Должно остаться два победителя.
Упражнение «Правильное дыхание»Просто вдыхайте через рот или нос. Представляйте, что пьете воздух как сок, и он по трубочке затекает в самый низ живота, в такое воображаемое озерцо сока. При вдохе грудь не должна подниматься, только живот выходит вперед. Чтобы это отследить – положите одну руку на грудь, другую на живот, и наблюдайте за правильностью выполнения упражнения. Для начала просто научитесь так правильно дышать. Потом можно начинать совмещать правильное дыхание с речью и с движением. Проговаривайте трудноговорки и шагайте по комнате, следя за правильным дыханием.
Упражнение на развитие баланса.Исходное положение: стоя на одной ноге. Правой рукой зовём, левой рукой прогоняем, поднятой ногой отталкиваем. Все три движения выполняются одновременно. Прыжком меняем опорную ногу. Теперь нога зовёт, одна рука прогоняет, другая угрожает.
«Зеркало». На раскрепощение. Группа разбивается на пары, один показывает какое-то движение (на месте) либо мимические действия, второй должен максимально скопировать эти движения, как в зеркале. Затем поменяться ролями.
Упражнение «Красим забор».Это упражнение на развитие пластики рук. Вся группа одновременно или по очереди делает следующие движения:
· Красит забор (кисточка – это ваша кисть руки)
· Пускает волны через плечо (волна должна быть плавной)
· Трогает невидимую стену (ладони должны как будто прикасаться к плоскости, ладонь и пальцы должны распластаться по «стене»)
· Гребёт на вёслах.
· Перетягивает невидимый канат (при этом вся группа разбивается на две части)
Сценарий кукольного спектакля «Лиса и волк»
Действующие лица(куклы):
Дед
Бабка
Лиса
Волк
Вспомогательные герои:
Баба
Сказочник (рассказчик)
Декорации:
Изба
Зимний пейзаж
Рыба
Содержание
Музыка
Декорации
В зал вход сказочник (рассказчик)
Сказочник: Ребята, сегодня у нас праздник: вы в гостях у сказки. Мы собрались для того, чтобы вы вспомнили свои любимые сказки. Может быть, кто-то из вас узнает сегодня что-то новое для себя, а кто-то после нашего мероприятия захочет прочитать новые сказки.
Наша сказка называется «Лисичка - сестричка и волк»
Жили себе дед да баба. Дед и говорит бабе.
Дед: Ты, баба, пеки пироги, а я запрягу сани, поеду за рыбой.
Сказочник:Наловил дед рыбы полный воз. Едет домой и видит: лисичка свернулась калачиком, лежит на дороге.
Дед слез с воза, подошел, а лисичка не ворохнется, лежит, как мертвая.
Дед: Вот славная находка! Будет моей старухе воротник на шубу.
Сказочник:Взял дед лису и положил на воз, а сам пошел впереди. А лисица улучила время и стала выбрасывать полегоньку из воза все по рыбке да по рыбке, все по рыбке да по рыбке.
Повыбросила всю рыбу и сама потихоньку ушла. Дед приехал домой и зовет бабу:
Дед: Ну, старуха, знатный воротник привез тебе на шубу!
Сказочник:Подошла баба к возу: нет на возу ни воротника, ни рыбы. И начала она старика ругать.
Бабка: Ах ты, старый, такой-сякой, еще вздумал меня обманывать!
Сказочник:Тут дед смекнул, что лисичка-то была не мертвая. Погоревал, погоревал, да что ты будешь делать! А лисица тем временем собрала на дороге всю рыбу в кучку, села и ест. Приходит к ней волк.
Волк: Здравствуй, кумушка, хлеб да соль.
Лиса: Я ем – свой, а ты подальше стой.
Волк:Дай мне рыбки.
Лиса:Налови сам, да и ешь.
Волк:Да я не умею.
Лиса: Эка! Ведь я же наловила. Ты, куманек, ступай на реку, опусти хвост в прорубь, сиди да приговаривай: «Ловись, рыбка, и мала и велика, ловись, рыбка, и мала и велика!» Так рыба тебя сама за хвост будет хватать. Как подольше посидишь, так больше наудишь.
Сказочник:Пошел волк на реку, опустил хвост в прорубь, сидит и приговаривает.
Волк: Ловись, рыбка, и мала и велика, Ловись, рыбка, и мала и велика!
Сказочник:А лисица ходит около волка и приговаривает.
Лиса: Ясни, ясни на небе звезды, Мерзни, мерзни, волчий хвост!
Сказочник:Волк спрашивает лису.
Волк: Что ты, кума, все говоришь?
Лиса: А я тебе помогаю, рыбку на хвост нагоняю.
Сказочник:А сама опять.
Лиса: Ясни, ясни на небе звезды,
Мерзни, мерзни, волчий хвост!
Сказочник:Сидел волк целую ночь у проруби. Хвост у него и приморозило. Под утро хотел подняться – не тут-то было. Он и думает: «Эка, сколько рыбы привалило – и не вытащить!» В это время идет баба с ведрами за водой. Увидела волка и закричала:
Баба: Волк, волк! Бейте его!
Сказочник:Волк – туда-сюда, не может вытащить хвост. Баба бросила ведра и давай его бить коромыслом. Била, била, волк рвался, рвался, оторвал себе хвост и пустился наутек.
Волк: «Хорошо уж, я отплачу тебе, кума!»
Сказочник: А лисичка забралась в избу, где жила эта баба, наелась из квашни теста, голову себе тестом вымазала, выбежала на дорогу, упала и лежит – стонет. Волк ей навстречу:
Волк: Так вот как ты учишь, кума, рыбу ловить! Смотри, меня всего исколотили.
Сказочник:Лиса ему говорит:
Лиса: Эх, куманек! У тебя хвоста нет, зато голова цела, а мне голову разбили: смотри – мозг выступил, насилу плетусь.
Волк: И то, правда, где тебе, кума, идти, садись на меня, я тебя довезу.
Сказочник:Села лисица волку на спину. Он ее и повез. Вот лисица едет на волке и потихоньку поет:
Лиса: Битый небитого везет, Битый небитого везет!
Волк: Ты чего, кума, все говоришь?
Лиса: Я, куманек, твою боль заговариваю
Сказочник:И сама опять.
Лиса: Битый небитого везет, Битый небитого везет!
Сказочник: Вот и сказки конец, а кто слушал молодец.
Сказки живут на земле, их читают не только дети, они созданы, чтобы их перечитывали, помнили и учились у героев, добрые дела которых остаются навсегда в памяти и говорят нам, как правильно поступать.
Песня «В гостях у сказки»
Изба
Зимний пейзаж
Рыба
Зимний пейзаж(до конца)
Рыба