Сценарий квест-игры для детей средней группы (4 – 5 лет) «Поможем Мухе-Цокотухе». | Николаева Светлана Ивановна. Работа №250802
Автор: Николаева Светлана Ивановна
Представляю образовательную деятельность с детьми среднего дошкольного возраста на материале лексической темы "Насекомые".
Логопедическая квест-игра для детей дошкольного возраста
Сценарий квест-игры для детей средней группы (4 – 5 лет)
«Поможем Мухе-Цокотухе».
Аннотация: Представляю ОД учителя-логопеда с детьми среднего дошкольного возраста на материале лексической темы «Насекомые». Квест — это развлекательная игра для команды из нескольких человек, в специально подготовленном помещении при условиях дефицита времени, во время которого участникам нужно пройти череду препятствий для достижения цели. В процессе квеста необходимо применять знания, логику, а так же работать в команде. Ограничение во времени нацеливает детей на быстрое выполнение игровых заданий; смена заданий позволяет удерживать интерес детей к квесту.
Цель: закрепление у детей представлений о насекомых, пополнение и активизация словарного запаса по теме "Насекомые".
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Уточнение знаний о насекомых, их характерных признаках, о внешнем виде. Совершенствования грамматического строя речи (согласование существительных с прилагательными в роде и числе, закреплять умения образовывать глаголы прошедшего времени);
Упражнять в употреблении существительных в форме родительного и винительного падежей.
Стимулирование речевой активности.
Коррекционно-развивающие: развитие логического мышления и внимания. развитие связной речи, речевого слуха, зрительного внимания и восприятия, творческого воображения, тонкой, артикуляционной и общей моторики, воспитание правильной воздушной струи.
Коррекционно- воспитательные: воспитывать внимательное отношение к слову; положительной мотивации к занятию, формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание бережного отношения к природе.
Методы и приемы.
Практический – упражнения.
Игровой – игры.
Наглядный – предметные картинки.
Словесный – рассказ, беседа, вопросы.
Оборудование. Мультимедийное оборудование, презентация для детей, картинки для сопровождения артикуляционной гимнастики, большое зеркало, плоскостные изображения цветов с изображением разных насекомых, предметные картинки с изображением насекомых. Аудиозапись «Полёт на ковре-самолёте». Вращающийся модуль, на котором закреплены бумажные насекомые. Сундук с сюрпризом.
Предварительная работа:
Чтение рассказов, сказок о насекомых.
Рассматривание иллюстраций, книг, альбомов и открыток.
Разучивание подвижного упражнения "Пчела".
Ход игры:
Логопед: Дети, а вы любите сказки?
Слайд 1. Зачитывается отрывок из сказки К. И. Чуковского «Муха-цокотуха».
Муха, Муха - Цокотуха,
Позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
Пошла Муха на базар
И купила самовар:
"Приходите, тараканы,
Я вас чаем угощу!"
Тараканы прибегали,
Все стаканы выпивали,
А букашки -
По три чашки
С молоком
И крендельком:
Нынче Муха-Цокотуха
Именинница!
Приходили к Мухе блошки,
Приносили ей сапожки,
А сапожки не простые -
В них застежки золотые.
Приходила к Мухе
Бабушка-пчела,
Мухе-Цокотухе
Меду принесла...
"Бабочка-красавица.
Кушайте варенье!
Или вам не нравится
Наше угощенье?"
Вдруг какой-то старичок
Паучок
Нашу Муху в уголок
Поволок -
Хочет бедную убить,
Цокотуху погубить!
"Дорогие гости, помогите!
Паука-злодея зарубите!
И кормила я вас,
И поила я вас,
Не покиньте меня
В мой последний час!"
Но жуки-червяки
Испугалися,
По углам, по щелям
Разбежалися:
Тараканы
Под диваны,
А козявочки
Под лавочки,
А букашки под кровать -
Не желают воевать!
И никто даже с места
Не сдвинется:
Пропадай-погибай,
Именинница!
Слайд 2. Логопед: Ребята! С Мухой-Цокотухой случилась беда, она попала в лапы к злому пауку. И никто из её гостей не захотел ей помочь. Может быть мы с вами поможем Мухе-Цокотухе? Её нужно спасти от злого паука!
Но надо пройти испытания и выполнить разные задания.
Слайд 3. Муха-Цокотуха оставила нам в помощь волшебную карту. Я точно знаю, что карта нам и поможет…Так, посмотрим на карту, с ней нужно познакомиться.
- Что мы видим? (Детей, ковер - самолет, стрелочки, цветы с насекомыми).
-В каком месте на карте мы сейчас находимся? (дети)
-На чем мы отправимся с вами на помощь Мухе-Цокотухе?
(от детей стрелочка показывает на ковер-самолет).
-А дальше, смотрите, на каждом цветке кто-то сидит. Как только мы пройдем все испытания, Муха-Цокотуха будет освобождена из лап злого паука.
Вы готовы отправиться в путешествие и пройти испытания? (да)
Слайд 4. Займите свои места на ковре-самолете, пристегнитесь. Полетели (звучит музыка).
Вот мы с вами и прибыли на место, посмотрите на какую красивую полянку мы попали! Здесь и дерево, и пеньки, и цветы, и бабочки. Времени у нас мало и надо торопиться.
Слайд 5.
Цветок №1.
Почему-то он находится около зеркала, как вы думаете, почему? Что мы обычно выполняем перед зеркалом? (гимнастику для язычка).
Логопед: Точно! Значит мы должны выполнить гимнастику для язычка.
Основной комплекс артикуляционной гимнастики
1Лягушка. Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение на счет до 10. повторить 5 раз, нижняя челюсть не должна выдвигаться вперед.
Вот понравится лягушкам,
Тянем губы прямо к ушкам.
Потяну, перестану,
И нисколько не устану.
2. Хоботок ( Дудочка)Вытянуть губы вперёд. Подержать 5 секунд. Повторить 5 раз. Можно чередовать с 1 упражнением.
Подражаю я слону,
губы хоботком тяну,
потихоньку отпускаю,
и на место возвращаю.
3.Бегемотик.
Открыть широко рот и удерживать 5-7 секунд, повторить 5 раз.
Бегемотик наш смешной,
Открывает ротик свой,
ты скорее не зевай,
ротик тоже открывай.
4. Язычок тянется.
Открыть широко рот, язык поднять вверх, так , чтобы подъязычная уздечка растянулась полностью. Удерживать эту позицию 10 секунд. Повторить 5 раз.
Тянемся, тянемся, до неба мы дотянемся.
5.Лопаточка. Открыть рот, высунуть язык, так чтобы он лежал на нижней губе. Язык должен быть широкий, не двигаться. Удерживать положение 5-10 секунд. Повторить 5 раз.
Язык в лопатку преврати
И до 5(6,7,…) его держи.
Раз, два, три, четыре, пять,….
Пора уже и отпускать.
6.Иголочка. Открыть рот, высунуть узкий язык, как жало и удержать его в течении 5 секунд. Повторить 5 раз.
7. Часики. Высунуть язык и совершать им движения вправо-влево.
Тик-так, тик-так,
Ходят часики вот так.
Логопед: А где же находится следующий цветок ? Ребята, вы знаете? Давайте его поищем. Но для этого нужно пройти по очень узенькой тропинке. (Дети идут по канату). Подходим к экрану.
Слайд 6.
Цветок №2.
Ребята, смотрите, второе задание. В конверте загадки.
Отгадывание и толкование загадок.
На экране картинки с изображением насекомых.
- А теперь попробуйте отгадать загадки о насекомых. Я надеюсь, что картинки вам помогут.
Послушайте загадки:
Скажите, что за букашка?
На ней в черных точках рубашка,
Умеет карабкаться ловко
По листикам… (божья коровка).
Не пчела она, а жалит.
Мед, варенье обожает.
Есть на брюшке полоса.
Кто она, скажи? (Оса).
Лепестки цветные,
По краям резные!
Посидит и улетает.
Если кто не угадает,
То подскажет мамочка:
Да ведь это ... (бабочка).
Что за чудо-вертолет
Мошкаре спать не дает?
Только высохнет роса,
Вылетает…(стрекоза)
Все она жужжит, жужжит,
Над цветком она кружит.
Пыльцу с цветка взяла —
Приготовит мед … (пчела).
Вот букашка - работяга.
Целый день трудиться рада.
Ношу на спине своей
Быстро тащит… (муравей).
Что за гость с голодным брюхом
Все звенит у нас над ухом?
Из цветов не пьет нектар,
Покусает нас… (комар).
Кто влетает в каждый дом
Вместе с летним сквозняком?
Кто жужжит за рамой глухо?
Надоедливая… (муха).
На поляне в васильках
Упражнялся он в прыжках.
Жаль, позавтракал им птенчик.
Кто же это был? (Кузнечик).
Развивается в земле.
Берёзы корни поедает.
Только в мае, по весне,
На воздух выползает.
(Майский жук)
Ребята, вы все загадки отгадали правильно. Скажите мне, кто такие комар, муха, кузнечик? Как одним словом мы можем их назвать?
Ответы детей - Насекомые.
Логопед: Правильно! Молодцы! Предлагаю вам отправляться дальше! Может быть мы узнаем что-нибудь интересное о насекомых!?
Посмотрим нашу карту. Нам нужен следующий цветок.
Слайд 6. Цветок №3.
Насекомые весной вьются и порхают –
На полянке на лесной всё благоухает!
Ног у насекомых шесть, голова есть, крылья.
И не прочь пыльцу поесть, но не путать с пылью,
Пчёлке, бабочке, шмелю нужен сок цветочный.
Ест коровка божья тлю, с зелени, с листочков.
Шмель гудит, оса звенит, стрекоза летает…
В ульях мёдом пчёлка соты заполняет.
“Подбери слово” подбор глаголов к слову насекомые: летают, кусают, жалят, вредят, вылезают, трудятся, засыпают и т.д.
Ребята, а как передвигаются насекомые?
Ответы детей
Логопед: Они умеют ползать, ходить, летать, плавать, прыгать и бегать.
Сейчас бабочка летает, а раньше она что делала? (Летала).
Сейчас кузнечик прыгает, а раньше он что делал? (Прыгал) и т.д.
Логопед: А чем питаются насекомые?
Ответы детей
Логопед: Большинство из насекомых с удовольствием поедает зеленые листья, стебли и молодые побеги растений. Некоторые насекомые питаются созревшими плодами, опавшими листьями и хвоей.
Есть в природе и насекомые – хищники, которые охотятся на других насекомых. (Это стрекоза – она питается маленькими мошками, ловит комаров и жуков; муравьи – они истребляют множество насекомых; кузнечики – они могут с аппетитом закусить неосторожной бабочкой, мухой).
А есть насекомые, которые любят полакомиться медовым нектаром и вкусной цветочной пыльцой (пчелы, шмели, бабочки, мухи).
Ребята, как вы думаете, какие это насекомые?
Ответы детей - (пчелы, шмели, бабочки, мухи).
Логопед: Вы готовы продолжать путешествие? Ну, тогда, скорее, в путь. Стройтесь все за мной. Мы отправляемся дальше.
На дороге попадается письмо. Не обижайте насекомых.
Дорожка с божьими коровками. Перешагиваем очень осторожно.
Дети ищут следующий цветок с заданиями.
Слайд 6. Цветок №4.
Для того что бы продолжить наше путешествие, вам нужно произнести волшебные слова.
Логопед: Рот открываем хорошо, звуки произносим четко! Готовы? Начинаем!
Чка-чка-чка – на цветочке бабочка
Са-са-са – полосатая оса
КИ – КИ – КИ - ползают жуки
ЛА – ЛА – ЛА – на цветке сидит пчела
СУ – СУ – СУ - не боимся мы осу
КЕ – КЕ – КЕ - бабочка на цветке
УХ – УХ – УХ - очень много мух
УХА – УХА – УХА – это моя муха
УХ – УХ – УХ – птицы ловят мух
ПЫ – ПЫ – ПЫ – забавные клопы
ЧИК – ЧИК – ЧИК – зеленый кузнечик
Логопед: Молодцы! Отправляемся дальше!
Мы весело шагаем!
Раз, два, три!
По сторонам внимательно ты смотри!
Слайд 7. Цветок №5.
Пальчиковая гимнастика
Н. Нищева «Пчела».
Прилетела к нам вчера (машем крылышками)
Полосатая пчела, (машем крылышками)
А за нею - шмель-шмелёк
И веселый мотылёк,
Два жука и стрекоза,
(Загибаем по одному пальчику на обеих руках на каждое название насекомых)
Как фонарики глаза. (делаем кружки из пальчиков и подносим к глазам)
Пожжужали, полетали, (машем крылышками)
От усталости упали. (медленно опускаемся на ковёр)
Логопед: Посмотрите, а впереди ручеёк, и, что бы не замочить ножки, нам нужно перепрыгивать на двух ногах с кочки на кочку.
Дети выполняют задание.
Цветок №6.
Дыхательная гимнастика.
Письмо. «Помогите нам! Ветерок совсем не дует и мы не можем взлететь!»
Логопед: Давайте поможем насекомым взлететь .
Выполняется дыхательная гимнастика.
Логопед предлагает встать в круг вокруг вращающегося модуля, на котором закреплены бумажные насекомые.
Посмотрите, какие красивые бабочки прилетели к нам на занятие. Подуйте на них, чтобы они закружились в воздухе. Как вы будете дуть?
Дети. Нужно набрать воздуха через нос и, не надувая щек, вытянув губы трубочкой.
Логопед: Правильно. Выполняйте упражнение. (Дети выполняют упражнение по команде логопеда).
Логопед: Молодцы! Отличный ветерок! Все наши насекомые улетели.
И мы с вами тоже полетим дальше, как бабочки.
Дети «летят» как бабочки.
Цветок №7.
Логопед: А что бы продолжить наше путешествие, сейчас нам нужно превратиться в жуков
Глаза закрой и повернись,
На полянке очутись,
И в жуков превратись!
Физкультминутка (Дети выполняют движения по тексту).
Плечики расправили –
Раз, два, три.
Дружно все по кругу мы пошли.
Мы лапки вверх потянем –
Раз, два, три.
Теперь их плавно в стороны развели.
Зарядкой занимаемся –
Раз, два, три.
Здоровье укрепляем –
На нас ты посмотри.
Вот крылышки расправили,
На месте покружились,
Над полем мы летали
И громко так жужжали: Ж-Ж-Ж.
Логопед: Над полем мы летали, громко жужжали и к экрану прибежали.
Что же у нас здесь? Следующий цветок!
Слайд 8. Слайд 9. Слайд 10. Слайд 11.
Цветок №8. “Четвертый лишний” На экране появляются картинки.
Стрекоза, пчела, бабочка, собака.
Божья коровка, муравей, пчела, роза;
Майский жук, комар, кузнечик, голубь;
Жук, муха, пчела, пирамидка.
Логопед: Молодцы! Вы очень быстро и правильно справились с заданиями!
Посмотрите, сколько цветов мы с вами насобирали по дороге. А вот и еще один (цветок №9). Логопед показывает детям цветы с изображением насекомых. Игра «Кого я вижу, кого не стало?»
Слайд 12.
Цветок №9. Игра «Кого я вижу, кого не стало?»
Логопед показывает детям картинку с изображением насекомого с вопросом: «Кого я вижу?» ( я вижу пчелу, я вижу муравья, я вижу божью коровку, я вижу бабочку и т.д.), затем прячет картинку с вопросом «Кого нет?» ( нет пчелы, нет бабочки, нет муравья и т.д.).
Логопед: И с этим заданием вы отлично справились! Отправляемся дальше на поиски последнего цветка. Посмотрите сколько красивых цветов вокруг! Нужно идти очень осторожно, обходить цветы. (Выполняется упражнение ходьба змейкой между цветами).
Слайд 13
Цветок №10. Дидактическая игра «На полянке». Игра на согласование количественных числительных и существительных. На экране картинка с изображением поляны.
Логопед: Ребята, посмотрите какая красивая полянка. Кто это на ней?
Ответы детей.
Логопед просит детей назвать тех насекомых, которые здесь живут.
Ответы детей.
Дети считают насекомых на раздаточных карточках и составляют предложения. У меня 2 шмеля. У меня 5 стрекоз. И т.д.
Насекомые изображены в количестве 1, 2, 5 штук. Логопед задает вопросы и следит за правильным употреблением падежных окончаний у числительных и существительных.
Слайд 14. Молодцы! Вы прошли все препятствия и правильно выполнили все задания! Муха-Цокотуха освобождена из лап злого паука! Смотрите какая она красивая и радостная. Говорит вам: «Спасибо!». За то, что вы помогли ей выбраться из паутины. Но посмотрите, здесь на карте есть еще и сундук, давайте мы его отыщем и посмотрим, что же в нём.
Дети ищут сундук. В сундуке угощения от Мухи-Цокотухи и медальки каждому ребенку «За спасение Мухи-Цокотухи».
Литература:
1. Агранович З. Е. Времена года. -СПб., Детство-Пресс,2002
2. Живая природа в мире животных. -СПб., Детство-Пресс,2005
3. Круглый год. Серия демонстрационных картин с методическими рекомендациями. - СПб., Детство-Пресс,2005