Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 55% действует до 03.05
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Сценарий мастер-класса ""Российская семья в живописи: ценности и отношения" | Векшина Елена Васильевна. Работа №334087

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Одним из актуальных методологических подходов, широко используемых сегодня в системе образования является аксиологический подход, который основан на общечеловеческих ценностях и на самоценностях личности. Ценность - это внутренний, эмоционально освоенный орментир деятельности. В форме коворкинг-площадки соберем коллекцию семейных ценностей в Год семьи в РоссииЮ увидем картины с душевными историями про жизнь. А помогут нам любимые картины великих художников на тему семьи, картины- души притяжения. Рассмотрим, остановим взгляд, почувствуем «душу» произведения, рассуждаем и решаем проблемные ситуации, используя кейс-метод.

 

 

МАДОУ «МАЯЧОК», г. Нижний Тагил

Сценарий проведения мастер-класса

"Российская семья в живописи: ценности и отношения"

 

 

Векшина Елена Васильевна,

Ход мероприятия

Структура

1

Одним из актуальных методологических подходов, широко используемых сегодня в системе образования является аксиологический подход, который основан на общечеловеческих ценностях и на самоценностях личности. Ценность- это внутренний, эмоционально освоенный ориентир деятельности.

И сегодня мы бы желали вместе с вами погрузиться в познавательно-творческую атмосферу в форме коворкинг-площадки (субъектная совместная работа), собрать коллекцию семейных ценностей в Год семьи в России, увидеть картины с душевными историями про жизнь. А помогут нам любимые картины великих художников на тему семьи, картины - души притяжения, картины с душевными историями про жизнь…

 

Приветствие вступление

 

Семья – источник нравственности, душевности. В семье могут формироваться все качества личности ребенка, его жизненные ориентиры.

 

 

Предлагаем поразмышлять вслух, что такое – ДУША, ДУШЕВНОСТЬ, есть ли душа у картин, что или кто может в картине стать «души притяжением»? (Выкладываем понятия и ценности на магнитной доске)

Погружение в тему

 

Перед вами картины, рассмотрим, остановим взгляд, почувствуем «душу» произведения, рассуждаем и решаем проблемные ситуации, используя кейс-метод.

Вопрос: «Картина какого художника дает ответ на понятие «ДУША»?

Это внутренний, психический мир отдельного человека.

 

Станислав Юлианович Жуковский «Радостный май». Холст, масло. Жанр: интерьер. Размер оригинала: 96х132.

Вопрос: «Есть ли душа у картины? Да». Говорят: «Душа поселилась в картине».

Давайте заглянем в гости в этот дом и в этом убедимся: где душа? (за ответы комплиментик, конфетка): окна распахнуты, кресла вдоль стены, портреты родственников, запах цветов, солнце, ветерок. Есть ли семья? - а душа есть. В доме на картине чувствуется мотив ностальгии, сожаления о прошедших временах. В зале старого бревенчатого дома распахнуто окно в сад. Пейзаж за окном несет в себе особенный эмоциональный настрой. Как приятно всем вместе гулять по весеннему парку, слышать запах распускающейся листвы. Семья однозначно проявляла заботу о природе, о матушке Земле. Посадили деревья, травку, цветы. Цветущие фиалки на подоконнике создают ощущение пробуждения природы, бережно посажены в ящике, чтобы сохранить цветы. Чувствуется радость возможной встречи обитателей дома. В комнате стоят старые стулья, в простенках – портреты обитателей этого дома. Дом наполнен душевными семейными воспоминаниями... Дом, где живут воспоминания, встречи с детством, как вместе проводили время. Дом там, где родители. Родительский дом – душа детства, семьи, души притяжение, начала, начал, он в жизни моей надежный причал. Куда можно приехать. Давайте поразмышляем: «Зачем взрослым мама, отец? Правильно, чтобы просто были». Почитание родителей как ценность семьи (добавляем на доску).

 

В размышлениях Александра Дейнеки прочитала: «Душа картины всегда несколько глубже поверхности картины». Применительно к искусству душа - это способность произведения вызывать у людей глубокие чувства. Душа – эфир жизни, заполняет все пространство картины. Когда художник пишет "с душой", картина как бы начинает писать сама себя руками художника, в соответствии с этими чувствами. И тогда эти чувства начинают быть явно заметны людям, которые смотрят на картину. Как писал Оскар Уайлд: "Красота в глазах смотрящего". Так и душа картины в Ваших глазах.

 

Разминка - восприятие и мышление, эмоции

Вглядитесь! Красота! Это целый мир, со своими радостями, бедами, мечтами и надеждами.

 

От созерцания природы к семье, душа, красота

 

Родительский дом

Ценность семьи

 

Иван Силыч Горюшкин-Сорокопудов «Мать с ребенком», 1910

Что может быть центром притяжения в этой картине?

Для меня красный нос ребенка. Девочка повернулась к нам лицом, показывает свой носик. Кто-то возможно хотел забрать у нее куколку, она расплакалась и уселась к маме на колени, прося защиты и утешения. На этой картине состоялась встреча двух душ- мамы и дочки. Душевная картина? Что такое душевность?

Душевность - это положительное качество личности и способность поставить себя на место другого и сочувствовать эмоционально, проникновенно, искренне. В данном случае душевность мамы. Душевность насыщена теплотой, мягкостью и пониманием, Душевность с чуткостью входит в состояние другого человека, она в результате личностного общения и достигает единения душ на всех уровнях – ума, чувств и воли. Душевный человек, красота души. Пейзажи души - это особый вид искусства, который позволяет передать эмоциональное состояние, внутренний мир и душевные переживания человека. Всегда надо больше отдавать человеку, чем получать. «Мать и дитя» - это не только отражение семейной любви, но и символ бесконечного восхищения и радости, которые приносят дети в жизнь своих родителей. Любовь и забота о старших и младших - ценности семьи (выкладываем на доску).

 

От понятия душа к понятию душевность

 

Центр притяжения в картине

 

Ценность – забота и милосердие

(материнская любовь, добро, родственные чувства – род…)

 

Красота души - душевность

 

В нашем детском саду мы разработали следующую Модель формирования ценностных отношений посредством картинной галереи, используя педагогические технологии:

1 этап. Знакомство с ценностью (представления) – сенсомоторные практики как элемент ценностно-смыслового погружения.

Приемы – эффективные на этом этапе и универсальные, фокус на руке и глазе.

Детальное рассмотрение – труба, затем общее впечатление.

Выход за пределы картины.

Оживление с помощью пиктограмм.

Выставки персональные, тематические.

Деятельностный способ осознания.

2 этап. Ситуации социального выбора (усвоение) – на этапе социального выбора использование интеллект –карт. Интеллект-карта, ментальная карта, диаграмма связей, карта мыслей (по-английски — mindmap) — сбор и систематизация информации, её визуальное представление, отражающее системные связи между целым и его частями. Такая диаграмма строится вокруг центральной идеи, концепции, темы или проблемы, от которой отходят «ветви» со связанными идеями.

3 этап. Идентификация ценности в процессе взаимодействия со взрослыми и сверстниками - рисование друдлов (головоломки для развития воображения и креативности, в которых требуется домыслить что изображено) по теме, как элемент проживания ситуации, изображенной на картине. Также можно использовать деревянную игру «Башня «Манифест семьи» (заготовка высказываний).

4. Самостоятельная деятельность (самовоспитание, рефлексия).

5. Принятие ребенком ценности (нравственные качества, опыт).

6. Новая идея. Индивидуальный или социальный ориентир.

Модель

Комментарии к модели

 

Схема из этапов:

- Представления (понятия, ознакомление)

- Культурная практика (опыт социального выбора, поведения, упражнения…)

- Осмысление (понимание, принятие ценности, детские рассуждения, размышление и выводы, саморефлексия)

 

 

 

Рассмотрим на практике первые три этапа на примере репродукции картины Петра Кончаловского «Семейный портрет. В мастерской», 1917 год. Петр Петрович и Ольга Васильевна, в девичестве Сурикова, их дети Наташа и Миша. Произведения хранились в родовой коллекции Кончаловских и Михалковых, художник рисовал свою семью. Родительская пара вместе, рядом, нужны друг другу. Это великое счастье быть вместе!

Для работы приглашаем участников «Фокус- группы» (при входе в аудиторию определить участников, предложив выбрать жетоны разного цвета, должна сохраниться интрига).

 

Вступление – краткие комментарии к картине

 

 

 

На 1 этапе познакомимся с семейными ценностями посредством сенсомоторной практики.

Откройте коллекцию коробки «Зоркое сердце», рассмотрите предметы ценностно-смыслового погружения в картину, предметы и люди души-притяжение. Участники рассматривают предложенные следующие предметы: напольный сундук, картина, шляпа, бусы, тюбик с краской, скатерть и чашки для чая, книга, куколки, пиктограммы позы фигур человека и др.

 

Работа с фокус-группой (задание четко и подсказки)

Атрибуты в коробке и подсказки символы, смыслы предметов для формирования ценности «Семья».

 

 

На 2 этапе социального выбора предлагаем заполнить интеллект – карту «семья». Интеллект-карта, ментальная карта, диаграмма связей, карта мыслей (по-английски — mindmap) — визуальное представление информации на картине, отражающее системные связи между целым и его частями. Такая диаграмма строится вокруг темы или проблемы, от которой отходят «ветви» со связанными идеями. Соберите как можно больше информации о картине, запишите и получится у нас «говорящая стена».

Создается впечатление, что герои картины специально застыли в спокойном ожидании щелчка фотоаппарата. Вот он сам художник Петр Петрович. Его жена- Ольга Васильевна боец, дочь великого художника Василия Сурикова. Мудрая, верная жена и мать, довольствуется малым, боготворит мужа. Дети Наташа и Миша. Терпеливые. Родители находятся рядом. Привязаны духовно друг к другу. Дети вылетят из гнезда, у каждого свое дело, своя жизнь.

Труд и отдых идут рядом. Отдых чтение в руках мамы, жены, путешествия. О чем говорит картина на стене. Добрые отношения между родителями.

 

Заготовка интеллект-карты с основными ветвями: члены семьи (их род занятий, профессия), традиции и др.

 

В семье радость малого. Умеренность во всем: поведении, одежде. Интеллигентность черта семьи.

С детства родители прививали любовь к искусству- литературе, живописи. Много путешествовали. Берегите семейные традиции.

 

 

3 этап. Идентификация ценности в процессе взаимодействия со взрослыми и сверстниками - рисование друдлов, как элемент проживания ситуации, изображенной на картине. Домысливаем изображения ценности. Друдлы в форме сердечек помещаем в «Дом мудборд» - доска заметок, карты желаний, мотивационные открытки. Мудборд - коллаж из нескольких изображений, отражающих настроение будущего визуального продукта (иллюстрации).

 

Таким образом, всех членов семьи объединяют ценности, значение которых они хотят делить и с другими людьми: жизнь, традиции, здоровье и увлечения, продолжение рода (выкладываем на магнитной доске).

 

Итог сами члены фокус группы, дорисовка дудлов (по желанию) и объяснение.

Благодарим за участие фокус-группу, дарим на память тагильский поднос-сувенир «Картины с историей про жизнь…».

 

ИТОГ. Встречи с картинами всегда для каждого из нас – это сердечные пристани. Все истории на картинах несут в себе особенный эмоциональный настрой, окутаны заботой, теплом семейных отношений, удовольствием, радостью труда, красоты и здоровья. Именно в семье человек учится добру, уважению, взаимопониманию, черпает творческие и духовные силы, познает ценность заботы и ответственности, постигает красоту и гармонию окружающего мира. Не все продается за деньги, кое-что дается нам даром. Даром дается семья. Я желаю вам побольше радостей, которые невозможно купить. Чтобы вы не забывал о своем внутреннем ребенке, что мы все и всегда должны быть чисты как дети, потому что эти дети в нас живут всю нашу жизнь. Пусть доброе согласие царят в ваших домах, свет любви и добра согревает ваш семейный очаг!

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×