Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Сценарий мероприятия, посвящённого 220--летию М.И.Глинки | Мой кабинет. Работа №349294

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Данный сценарий позволит провести интересный и познавательный урок-концерт, посвящённый 220-летию со дня рождения великого русского композитора Михаила Ивановича Глинки.

Цели и задачи мероприятия:

- знакомство с симфоническим, оперным, романсовым и фортепианным творчеством М.И. Глинки;

- формирование эмоционального отношения к музыке на основе ее восприятия;

- формирование стремления учащихся к разностороннему развитию личности, воспитанию трудолюбия, глубокой любви к сокровищнице народного музыкального искусства на примере творческой личности М.И. Глинки.

- воспитывать эстетический вкус, чувства прекрасного, любовь к музыке;

- развитие музыкального слуха, памяти, интеллекта;

- развитие интереса к музыкальной культуре 19 века.

Наглядные пособия и ТСО:

- Ноутбук

- Проектор

- Презентация по теме мероприятия

- Аудио и видеоролики с музыкальными произведениями

- Рояль

Музыкальный материал:

- М.И.Глинка «Вальс-фантазия» (фрагмент)

- М.И.Глинка «Попутная песня» (фрагмент)

- р.н.п. «Среди долины ровныя» (фрагмент)

- М.И.Глинка Вариации на тему р.н.п. «Среди долины ровныя» (видео)

- М.И.Глинка Романс «Жаворонок»  (видео)

- М.И.Глинка «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила»

- М.И.Глинка «Вальс» из оперы «Иван Сусанин»

- М.И.Глинка «Полька» (ре минор)

- Ф.Шуберт «Серенада»

- М.Парцхаладзе  «В цирке»

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КРУТИНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

КРУТИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

 

Музыкальная гостиная, посвящённая 220-летию со дня рождения М.И.Глинки

 

«Музыкальный волшебник М.И.Глинка»

 

 

 

Сценарий составил преподаватель

МБОУДО «Крутинская ДШИ»

Еске Ю.А.

 

 

 

 

Крутинка, май – 2024 год

 

Ведущие: Еске Ю.А. – преподаватель музыкально-теоретических

Дисциплин – Ведущий 1;

Бочко В. – учащаяся музыкального отделения - Ведущий 2;

Бычкова Е. – учащаяся музыкального отделенияСкрипичный

Ключ.

 

Срок  проведения:       20 мая 2024 года

 

Время  проведения:     16.00 ч.

 

Место  проведения:    актовый зал МБОУДО «Крутинская ДШИ»

 

Объект:  учащиеся 2-го класса МБОУ «Крутинская СОШ №2»,

учащиеся  МБОУДО «Крутинская ДШИ»

 

Цели и задачи мероприятия:

- знакомство с симфоническим, оперным, романсовым и фортепианным творчеством М.И. Глинки;

- формирование эмоционального отношения к музыке на основе ее восприятия;

- формирование стремления учащихся к разностороннему развитию личности, воспитанию трудолюбия, глубокой любви к сокровищнице народного музыкального искусства на примере творческой личности М.И. Глинки.

- воспитывать эстетический вкус, чувства прекрасного, любовь к музыке;

- развитие музыкального слуха, памяти, интеллекта;

- развитие интереса к музыкальной культуре 19 века.

 

Наглядные пособия и ТСО:

- Ноутбук

- Проектор

- Презентация по теме мероприятия

- Аудио и видеоролики с музыкальными произведениями

- Рояль

 

Музыкальный материал:

- М.И.Глинка «Вальс-фантазия» (фрагмент)

- М.И.Глинка «Попутная песня» (фрагмент)

- р.н.п. «Среди долины ровныя» (фрагмент)

- М.И.Глинка Вариации на тему р.н.п. «Среди долины ровныя» (видео)

- М.И.Глинка Романс «Жаворонок» (видео)

- М.И.Глинка «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила»

- М.И.Глинка «Вальс» из оперы «Иван Сусанин»

- М.И.Глинка «Полька» (ре минор)

- Ф.Шуберт «Серенада»

- М.Парцхаладзе «В цирке»

 

 

 

Сценарий мероприятия:

 

На экране портрет М.И.Глинки.

Звучит «Вальс-фантазия» М.И.Глинки. на фоне музыки Ведущие начинают мероприятие.

 

Ведущий 1: Добрый день, наши дорогие (маленькие) зрители! Мы

приветствуем вас в актовом зале Крутинской школы искусств на

интересном и познавательном музыкальном вечере,

посвящённом 220-летию со дня рождения великого русского

композитора Михаила Ивановича Глинки.

Ведущий 2: Когда звучит прекрасная музыка – эти мгновения нашей жизни

можно считать волшебными! Так хочется, чтобы мелодия не

останавливалась, чтобы она продолжалась как можно дольше!

Ведущий 1: Какой замечательной пьесой открывается сегодняшнее наше

свидание с музыкой. Она называется «Вальс-фантазия», и

написал её великий русский композитор – Михаил Иванович

Глинка.

(Ведущий 1 обращает внимание зрителей на портрет М.И.Глинки на экране)

 

Ведущий 1: Именно сегодня – 20 мая – 220 лет назад родился этот

замечательный композитор!

 

Звучит фрагмент «Попутной песни» М.И.Глинки, на её фоне вбегает Скрипичный Ключ.

 

Скрипичный Ключ: Я не опоздал? Фу-ух! Мчался изо всех сил, словно

паровоз, который изобразил композитор Глинка в

своей «Попутной песне». Там вначале музыка такая

быстрая, бурная, она рисует, как паровоз изо всех сил

мчится по рельсам. Так и я к вам мчался!

Ведущий 1: Дорогой Скрипичный Ключ, ты пришёл вовремя. А кроме того,

ты даже начал разговор о композиторе, с чьей музыкой мы

сегодня встретимся, – о Михаиле Ивановиче Глинке.

Скрипичный Ключ: Вот здорово! Я так люблю музыку Глинки! И ещё мне

нравятся слова, которые он сказал: «Музыка – душа

моя!»

Ведущий 1:  И самое интересное заключается в том, что он произнёс эти

слова, когда был ещё совсем маленьким мальчиком, и в усадьбе

его родителей с ним занимался домашний учитель. Но

маленький Миша очень часто отвлекался от занятий, потому

что уже тогда голова его полна была музыкальными звуками.

Скрипичный Ключ: А где же мальчик мог слышать музыку? Ведь ни радио,

ни телевидения тогда ещё не существовало?

Ведущий 1: Во-первых, у маленького Миши Глинки была очень музыкальная

няня. В её исполнении мальчик услышал много русских

народных песен, во вторых у его дяди был целый оркестр

крепостных музыкантов, к которым Миша часто подсаживался и

с удовольствием играл.

Ведущий 2: Когда Глинка вырос и стал композитором, он вспоминал:

«...песни, слышанные мной в ребячестве, были первою

причиной того, что впоследствии я стал разрабатывать

народную русскую музыку».

Скрипичный Ключ: Да, нужно обязательно сказать, что Миша Глинка

родился недалеко от города Смоленска, в селе

Новоспасском, где издавна славились народные певцы.

А няня его – Авдотья Ивановна слыла одной из

лучших песенниц. Голос у неё был звучный и

бархатный. Как запоёт свою любимую песню…

 

Фрагмент видео – р.н.п. «Среди долины ровныя»

 

Ведущий 1А ты знаешь, Скрипичный Ключ, что на основе этой песни

композитор Михаил Иванович Глинка написал удивительную

музыку – вариации. Послушайте, ребята, как меняется в

вариациях Глинки одна и та же мелодия. Композитор словно

каждый раз помещает её в новую красивую рамочку:

тему мы узнаём, а её наряд каждый раз становится совершенно

иным, чем прежде.

 

Вариации на тему р.н.п. «Среди долины ровныя» - видео

 

Ведущий 1Михаил Иванович Глинка много путешествовал. Но его поездки

за границу не были простым отдыхом: Глинка отправлялся туда

для того, чтобы заниматься музыкой с лучшими европейскими

педагогами, ведь в России в то время не было музыкальных

учебных заведений.

Скрипичный КлючИ каковы были успехи Михаила Ивановича? Радовал

ли он своих педагогов или огорчал их?

Ведущий 2Юный Глинка занимался так старательно, что вскоре просто-

напросто превзошёл своих учителей. Они сами об этом говорили.

Глинка много и усердно занимался. И вскоре его самого стали

называть словом «маэстро», что значит – учитель.

Ведущий 1Но всё же Михаил Иванович очень тосковал по своей любимой

родине. У него есть музыкальная пьеса, которая так и

называется «Разлука». Она достаточно большая, но очень

красивая – давайте послушаем её фрагмент.

 

Звучит фрагмент ноктюрна «Разлука» и на его фоне Ведущий продолжает свою речь

 

Ведущий 1А также, как и у всякого музыканта, у Глинки есть музыка,

посвящённая родной природе. Давайте послушаем его романс,

который называется «Жаворонок».

Ведущий 2Мелодия этого романса очень простая. А музыкальное

сопровождение словно передаёт чириканье маленькой птички,

которая то спускается совсем близко к земле, то вновь

поднимается ввысь.

Скрипичный Ключ: Жаворонок – первая весенняя птичка, говорят, что её

прилёт знаменует начало тёплой поры. Поэтому

Глинка передаёт своей музыкой радостное настроение,

которое охватывает человека от того, что наконец-то

пришло прощание с зимой и наступает встреча весны-

красны.

 

Романс «Жаворонок» - видео

 

Ведущий 1Многие произведения Михаила Ивановича Глинки так похожи

на народную музыку, и если не знать, что это сочинил

композитор, можно подумать, что музыка народная. А такое

признание сам композитор считал высшей похвалой. Он даже

говорил так: «Создаёт музыку народ, а мы, композиторы, её

только аранжируем»

Скрипичный Ключ: А что означает слово «аранжируем»?

Ведущий 2Это значит – делаем обработку. Но, конечно, Михаил Иванович

Глинка скромничал. Просто у него был огромный музыкальный

талант, который он приумножил своими постоянными

стараниями, учёбой, а затем и упорной работой. Недаром так

красива музыка, которую он сочинял. А вот знаешь ли ты,

Скрипичный ключ, какие сказочные произведения написал этот

композитор?

Скрипичный Ключ: Конечно, знаю! Михаил Иванович Глинка создал

целую ОПЕРУ на сюжет сказки Пушкина «Руслан и

Людмила». Сказка начинается со свадьбы Руслана и

Людмилы, но злой  волшебник по имени Черномор

похищает Людмилу, и отважный Руслан отправляется

на её поиски. Ребята, а вы знаете, что такое опера?

Ответы детей

Ведущий 1Опера – это большой музыкальный спектакль, в котором все

герои только поют!

Ведущий 1Для своей оперы «Руслан и Людмила» Глинка написал много

прекрасной музыки. Но, пожалуй, самым знаменитым её

отрывком является «Марш Черномора». Я хочу напомнить, как

сам Пушкин рисует в своей поэме «Руслан и Людмила»

облик страшного Черномора.

 

Видео-фрагмент из оперы «Выход Черномора» - на его фоне Ведущий читает стих

Ведущий 1Черномор был карликом с длинной-предлинной бородой.

Вот как сказано в поэме Пушкина о его появлении:

«Безмолвно, гордо выступая, нагими саблями сверкая,

                 Арапов длинный ряд идёт..

                 И на подушках осторожно седую бороду несёт;

                 И входит с важностью за нею, подняв величественно шею,

                 Горбатый карлик из дверей: его-то голове обритой,

                 Высоким колпаком покрытой, принадлежала борода» 

Ведущий 2 Давайте послушаем этот марш в исполнении ученика 2 класса

по специальности «Фортепиано» Сергеева Влада и его

преподавателя Ерохиной Ольги Ивановны.

(пока артисты поднимаются на сцену, Ведущий 1 читает)

Ведущий 1: В  «Марше Черномора» несколько основных тем. Одна из них-

мощная, грозная. Но потом музыка становится таинственной,

сказочной. Глинка вводит в неё звучание колокольчиков, и мы

словно слышим перезвон, который раздаётся в заколдованном

царстве Черномора

 

«Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила» - исполняют Сергеев В., Ерохина О.И.

 

Ведущий 1: Есть еще одно серьёзное произведение у Михаила Ивановича

Глинки, которое оказало большое влияние на всю русскую

музыку – это историческая опера «Иван Сусанин» – она

рассказывает о подвиге простого русского человека, отдавшего

свою жизнь за Родину. Он завёл вражеский польский отряд

далеко в лес, в непроходимые болота. Когда враги поняли, что

Иван Сусанин сделал это специально, они убили его, но и сами

погибли, так как не смогли выбраться из болота. Но мы не будем

о грустном, хотим предложить вам послушать замечательный

Вальс из второго действия этой оперы, показывающее яркий

праздник на балу во дворце польских захватчиков, которые

решили заранее отпраздновать победу, еще не зная, что их

последний отряд так и не дошёл до Москвы.

Ведущий 2: Приглашаем на сцену ученицу 4 класса Побежук Ульяну и её

преподавателя Ерохину Ольгу Ивановну – для вас звучит

«Вальс»! 

 

«Вальс» из оперы «Иван Сусанин» - исполняют Побежук У., Ерохина О.И.

 

Скрипичный Ключ: Но Михаил Иванович писал не только серьёзную

музыку для взрослых, есть у него и детская музыка!

Например, Крохотная Полька ре минор – это пример

домашней бытовой музыки того времени – Глинка

вообще любил музицировать!

Ведущий 2: Для вас, наши маленькие зрители, звучит та самая крохотная

«Полька» в исполнении ученицы 2 класса Эннс Лии и её

преподавателя Еске Юлии Александровны.

 

«Полька» - исполняют Эннс Л., Еске Ю.А.

 

Ведущий 2: Следующее произведение, которое мы послушаем называется

«Серенада», а написал её известный немецкий композитор

Франц Шуберт.

Скрипичный Ключ: Погоди-погоди, а причём здесь Шуберт?

 

 

Ведущий 1: А при том, наш дорогой Скрипичный Ключ, что у Глинки и

Шуберта есть кое что общее: оба они находясь на пути к

овладению музыкальным мастерством брали уроки у известных

итальянских музыкантов, оба писали вокальную музыку – при

чём некоторые сочинения на один и тот же текст. А еще в 2012

году в Берлине прошла выставка под названием «Русские и

немцы» в рамках скрепления дружбы между народами,

своеобразным отражением идеи сотрудничества стало

выступление ансамбля студентов из России и Германии,

которые исполнили песню Шуберта «Форель» и «Попутную

песню» Глинки. Ту самую песню, про которую, ты Скрипичный

Ключ упоминал в самом начале нашего вечера!

Скрипичный Ключ: Про паровоз!

Ведущий 1: Да-да, про паровоз! Так Глинка и Шуберт скрепили дружбу

русских и немцев.

Ведущий 2: И сейчас у нас есть отличная возможность послушать музыку

ещё одного прекрасного композитора Франца Шуберта – у

рояля ученица 5 класса Дудаева Хава и преподаватель Ерохина

Ольга Ивановна – «Серенада».

 

Ф.Шуберт «Серенада» - исполняют Дудаева Х., Ерохина О.И.

 

Ведущий 2: Я рада, что сегодня ребята познакомились с музыкой великого

русского композитора Михаила Ивановича Глинки.

Скрипичный Ключ: А, я надеюсь, что вы запомнили мои самые любимые

произведения Михаила Ивановича – его романс

«Жаворонок» и «Марш Черномора» из оперы «Руслан

и Людмила»! Запомнили???

Ведущий 1: Но о произведениях этого композитора можно рассказывать

очень долго. Поэтому давайте скажем музыке Глинке «до

свидания», а это значит – «не прощай, а до новых встреч». Но в

завершении этой удивительной встречи с музыкой, разрешите

подарить вам еще одно необычное музыкальное произведение –

яркое, энергичное, веселое – в исполнении ученицы 6 класса

Бочко Вероники и преподавателя Ерохиной Ольги Ивановны.

Мераб Парцхаладзе «В цирке».

 

М.Парцхаладзе «В цирке» - исполняют Бочко В., Ерохина О.И.

 

Скрипичный Ключ: До свидания, дорогие ребята, до следующей встречи с

музыкой!

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×