Сценарий музыкального занятия "Нескучная классика в Школе шишкиного леса" | Третьякова Ольга Александровна. Работа №348990
Сценарий музыкального занятия "Нескучная классика в Школе шишкиного леса" (на основе сюиты М.П.Мусоргского "Картинки с выставки"). Занятие я создала с помощью современных приемов и методов (работала с видео и аудиоредакторами). На занятии использовала демонстрационный экран и интерактивный телевизор.
Сценарий открытого музыкального занятия
«Нескучная классика в школе Шишкиного леса»
(на основе сюиты М.П. Мусоргского «Картинки с выставки»)
для детей старшего возраста.
Цель: Продолжать знакомить детей с творчеством русских композиторов, обогащать музыкальные впечатления, воспитывать художественный вкус.
Задачи:
Познакомить детей с произведением М.П.Мусоргского «Картинки с выставки».
Развивать навыки детей выразительно и свободно двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, передавая в танце эмоционально-образное содержание.
Способствовать развитию творческой активности детей в игре на музыкальных инструментах, игровой деятельности.
Перед занятием музыкальный руководитель раздает присутствующим гостям список пьес сюиты.
Музыкальный руководитель (в дальнейшем МР): Ребята, я рада приветствовать вас в музыкальном зале. У нас сегодня необычное занятие. Обратите внимание - к нам пришли гости. Поздоровайтесь. А мы с вами поздороваемся песенкой.
Приветствие «Здравствуйте!»
Утром рано мы приходим в детский сад (2 щелчка).
Очень рады видеть здесь своих ребят (2 хлопка).
И с улыбкой это утро мы начнем (2 притопа).
Всем здоровья пожелаем и споем:
«Здравствуйте! Здравствуйте! Здравствуйте!»
МР: Ребята, сегодня я приглашаю вас в школу Шишкиного леса. А если это Школа, то какие предметы в ней изучают? (ответы детей). Правильно, а еще в школе Шишкиного леса изучают все, что связано с музыкой. Руководит этой школой Тимур Мажорыч. И сегодня он приглашает нас к себе в гости. Присаживайтесь перед экраном.
На экране появляется Тимур Мажорович.
Видеоотрывок
«Тимур Мажорович»
Тимур Мажорович (в дальнейшем ТМ): Здравствуйте, мои юные друзья! Меня зовут Тимур Мажорыч. Я руковожу школой Шишкиного леса. И сегодня я пригласил вас, чтобы рассказать очень интересную историю о двух друзьях, которые жили когда - то в городе под названием Санкт-Петербург. Одного друга звали Модест Петрович Мусоргский. А второго - Виктор Александрович Гартман.
С
лайд
«П
ортрет
ы
Мусоргского
и Гартмана»
МР: Ребята, вы не помните кто такой Модест Петрович Мусоргский? (Композитор) Правильно! А Виктор Александрович Гартман был художником.
Ви
деоотрывок «Тимур Мажорович»
ТМ: Однажды Модест Петрович Мусоргский пришел на выставку картин своего друга. Некоторые картинки ему так понравились, что через 2 недели он сочинил 10 пьесок под названием «Картинки с выставки».
Мр: Ребята, вы слышали о таком произведении, «Картинки выставки»? (Ответы детей) Ни чего страшного. Вот, поэтому мы и пришли сегодня к Тимуру Мажорычу, чтобы познакомиться с пьесами этого произведения.
С
лайд
«Картин
а
«
Костюм Цыпленка»
МР: Ребята, посмотрите на эту картину Гартмана. Что на ней изображено? (дети перечисляют: костюма Цыпленка: маска на голову, скорлупа, лапы). Вот, Мусоргский, глядя на эту картину, и придумал пьесу «Балет невылупившихся птенцов». Ребята, где находятся цыплята, пока еще не вылупились? (в яйце) А что потом с ними происходит? (Они ломают скорлупу, яйца и вылупляются.) Вот интересно, как Мусоргский смог изобразить в музыке балет тех птенцов, которые еще не вылупились? А вам, ребята, интересно? (ответы)
Тогда смотрите мульфильм, и потом мне расскажете, какие цыплята получились у Мусоргского? (ответы)
Мультфильм
«Балет невылупившихся
птенцов»
МР: Ну, что, ребята, какие по характеру птенцы получились у Мусоргского? (шаловливые, легкие, грациозные, смешные, мягкие) Что делают птенцы под эту музыку? (играют, встряхивают крыльями, кивают головкой, качаются в разные стороны)
Предлагаю теперь вам самим изобразить цыплят. Можно воспользоваться атрибутами (в стороне стоят корзины с желтыми платочками и лентами).
Танец
– импровизация « Цыплята»
(
После танца дети кладут
атрибуты в корзины)
МР: Какие разные у вас получились птенцы, как и вы, ребята, разные по характеру. Ни разу не повторились! Молодцы! Сейчас будет следующая картина. Чтобы вам было удобно, садитесь на ковер. (Дети садятся на ковер)
3. Слайд «Пустая рамка картины»
МР: (удивляется) Что это, ребята? (пустая картина, нет картинки) Куда девалась картина? (ответы детей) Может быть, Тимур Мажорыч знает?
5. Видеоотрывок «Тимур Мажорович»
ТМ: На самом деле на картине должен быть изображен Гном - елочная игрушка для колки орешков. Но она у нас не сохранилась, потому что картину сразу купил посетитель выставки. И мы теперь не знаем, как выглядит Гном у Гартмана.
МР: Ребята, мы же знаем, как выглядят сказочные Гномы! Обратите внимание на слайд.
4.Слайд «Четыре Гнома, разные по характеру»
Они бывают очень разные. Давайте охарактеризуем первого Гнома (злой, недовольный, коварный, хитрый).
А второй Гном, какой он? (милый, стеснительный, добрый).
Опишите теперь третьего Гнома (Гномик жизнерадостный, отзывчивый , веселый).
Теперь охарактеризуйте четвертого Гнома (спокойный, стеснительный, робкий). Может быть, вы сможете представить, какие эмоции испытывает этот Гном? (страх, робость) Может быть, наши гости хотят добавить какие - то характеристики гномиков? (ответы гостей).
Сейчас послушаем пьесу «Гном» и попробуем определить его характер.
6. Пьеса «Гном»
МР: Ну, что ребята, кто мне покажет, какого Гнома рисует музыка Мусоргского? (Один ребенок показывает указкой на нужную картинку). Почему? (музыка пьесы загадочная, резкая, таинственная, неприятная) Кто согласен с ответом? (ответы).
Одна и та же музыка вызывает разные эмоции у людей! И это прекрасно!
Ребята, вы помните нашу игру «Шишки Гнома»? Как вы думаете, какой там Гном? (ответы детей) Правильно. Сейчас мы будем играть, но сначала распоемся. (Дети встают) Длинные звуки будем хлопать. Предлагайте, дети, еще варианты движений.
Распевка (дети в конце фраз два раза хлопают или выполняют другие придуманные движения):
Мы построим дом, дом.
Будем жить мы в нем, в нем.
Самый добрый Гном, Гном
Бережет наш дом, дом.
МР: Кто хочет проиграть длинные ноты на металлофоне? (2-3 ребенка, если желающих будет много, выбираем его считалкой)
А теперь вставайте в круг. Кто выберет Гномика считалкой? (ребенок выбирает Гномика, на него надевается колпак, а в это время другие дети раскладывает шишки по кругу).
7. Музыкальная игра «Шишки Гнома» Фонограмму скачайте в интернете. В конце фонограммы дети берут шишки, кому шишки не достанутся, те дети выходят из игры. Игра проводится 2 раза.
Жил в лесу веселый гном.
Он себе построил дом:
Весь из шишек и листвы,
Небывалой красоты!
«Гномик, Гномик, гномик, попляши,
Что умеешь делать, покажи!
Выходи из домика гулять,
Будем вместе шишки собирать!»
МР: Ребята посчитайте, сколько шишек у нас осталось? (дети считают) Замечательно! Можете продолжить играть в группе. Складывайте шишки на место.
После игры дети складывают шишки в корзину Гномика.
МР: Мы сейчас посмотрим еще одну картину Гартмана. («Избушка на курьих ножках») (Дети садятся на ковер)
С
лайд «Картина
«Часы с кукушкой
»
МР: Что вы видите? (ответы) Спросим у Тимура Мажорыча! Он наверняка все знает.
8. Видеоотрывок «Тимур Мажорович»
ТМ: На самом деле Гартман нарисовал изящные бронзовые часы с кукушкой. А Мусоргский дофантазировал и придумал пьесу «Избушка на курьих ножках» или «Баба Яга».
МР: Ребята, а сейчас я предлагаю угадать, какой из музыкальных отрывков называется «Баба Яга». Итак, звучит первый отрывок.
Звучат отрывки пьес (по 0,5 мин):
9. «Вальс».
Теперь послушаем второй отрывок.
10. «Лиможский рынок».
А сейчас прозвучит третий отрывок.
11. «Избушка на курьих ножках» или «Баба Яга».
МР: Ну, что ребята, какая из пьес называется «Избушка на курьих ножках» или «Баба Яга» (Дети отвечают). Почему? (музыка - страшная, стремительная, коварная, резкая, неприятная, отрывистая). Может быть, гости нам подскажут, какая еще музыка? (ответы).
Правильно, ребята. 3 отрывок называется «Избушка на курьих ножках» или «Баба Яга». Предлагаю вам всем выбрать подходящие музыкальные инструменты и озвучить эту пьесу. (Дети выбирают инструмент и встают в круг).
11. Музицирование, пьеса «Баба Яга»
МР: Ребята, наше занятие в школе Шишкиного леса подходит к концу. Мы обязательно вернемся к Тимуру Мажорычу в следующий раз и познакомимся с остальными пьесами Мусоргского. Спасибо тебе, Тимур Мажорыч, за познавательную экскурсию.
12. Видеоотрывок «Тимур Мажорович»
ТМ: Друзья, я очень рад встрече с вами! До свидания, до новых встреч!
МР и дети: До свидания. Тимур Мажорыч!
Давайте, ребята, напомним гостям, какие пьесы мы сегодня слушали? (ответы) Как же они называются все вместе? Гости запомнили? («Картинки с выставки»)
Вы знаете, ребята, что у нас в Тюмени есть улица имени Мусоргского! И я там уже побывала. Сейчас я вам ее покажу.
6.Фото «Музыкальный руководитель на улице Мусоргского»
В Тюмени есть и другие улицы в честь композиторов: Чайковского, Алябьева, Рахманинова и Бетховена. Когда придете домой, расскажите об этом своим родителям, Может быть, вы когда – нибудь прогуляетесь там всей семьей!
МР прощается с детьми.
Все музыкальные аудиоотрывки можно скачать самостоятельно.
Роль Тимура Мажоровича может выполнять любой сотрудник
детского сада. И этот вариант самый доступный.
Нот я сделала по - другому.
Я создавала его с помощью видеоредактора. Для этого сначала скачала урок в «Школе шишкиного леса» с этим учителем, затем записала своим голосом текст Тимура Мажоровича из сценария, с помощью аудиоредактора изменила мои записи на мужской голос, затем путем подбора вырезала из урока ненужные куски видео и совмещала с записями голоса. Для удобства из фотографий и картинок создала презентацию.