Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 20.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Сценарий праздника литературы в школе, посвященного творчеству Л.Н. Толстого | Кулибаба Оксана Владимировна. Работа №338793

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Данная разработка внеклассного мероприятия представляет собой  сценарий праздника, посящённого творчеству Л.Н. Толстого. Работа подходит как для полного использования материала, так и для выборочного. Материал включает викторину ожизни и творчестве великого русского классика литертатуры, содержание занятия кружкапо творчетсву, сценарий вечера с элементами лекции о биографии писателя, музыкального сопровождения,инсценировки эпизодов из романа "Анна Каренина". Мероприятие должно способствовать воспитанию любви к великой русской литературе

Праздник литературы,

посвящённый жизни и творчеству

Льва Николаевича Толстого.

(для учащихся 9 – 11 классов)

План проведения праздника.

Конференция, посвящённая жизни и творчеству писателя.

Выпуск стенных газет разнообразной тематики. (Вариант – мультимедийные презентации)

Конкурс рисунков по страницам любимых произведений писателя.

Вставка книг

.

Литературная викторина.

Заседание литературного кружка «Лев Толстой в искусстве».

Литературный вечер.

 

Вопросы викторины.

Как назывался журнал, издаваемый Л. Толстым в Ясной Поляне?

Какие слова послужили эпиграфом к роману Л. Толстого «Анна Каренина»?

Объясните смысл заглавия Л. Толстого «Воскресение».

Кто из русских художников обращался к сюжетам и образам из произведений Л. Толстого?

Кто из русских художников писал портрет Л. Толстого при жизни писателя?

Какие кинофильмы, снятые по

произведениям Л.

Толстого , вы знаете?

Кто послужил прообразом для описания облика Анны Карениной в романе «»Анна Каренина»?

Назовите любимых композиторов Л.Н. Толстого.

Назовите автора оперы «Война и мир».

Какие два рус

с

ких писателя, кроме А.С. Пушкина, написали

произведения

под названием «Кавказский пленник»?

 

Содержание занятия литературного кружка «Лев Толстой в искусстве».

Заседание проходит на фоне чарующей музыки Листа, Бетховена, Прокофьева.

1 часть

Познание Толстого бесконечно. Он неисчерпаем. Ещё при жизни Толстого многие художники обратились к его творениям: И.Е. Репин, Л.О. Пастернак (отец поэта Б. Пастернака), М.С. Башилов, Н.Н. Казарин, К.И.Рудаков, В.А. Серов.

Первые рисунки М Башилова к роману «Война и мир» и Л. Пастернака к роману «Воскресение» ценны и интересны не только тем, что были сделаны при жизни Л. Толстого, но и тем, что создавались в содружестве с писателем, при его непосредственном участии (показ иллюстраций)

После просмотра и комментария иллюстраций можно рассказать и о других художниках, иллюстрирующих произведения Л. Толстого. Например, А. Венециан «Свидание Анны с сыном», Д. Шмаринов «В доме Ростовых», «Встреча Кутузова с войсками» и др.

Вечно живые романы Л.Толстого, сила и пластичность созданных им образов и сцен не раз ещё будут привлекать внимание художников. И так же, как предшественники, они будут обращаться к опыту Башилова и Пастернака, создавших свои первые иллюстрации в творческом общении с Л. Толстым.

Необходимо обратить внимание на те иллюстрации, которые создавались художниками в XX веке: рисунки А.В. Николаева к роману «Война и мир» передают удивительное сплетение лирических и трагических ситуаций, что характеризует каждое истинно реалистическое произведение. Приступая к иллюстрированию «Войны и мира», современный художник взаимодействует не только с Толстым – он взаимодействует с вековой историей прочтения романа другими иллюстраторами. Рисунки А.Николаева предельно завершены в себе. Их цветовая гамма вовсе не стремится передать «все краски мира». Он создаёт не картины к тексту, но как бы параллельную художественную систему, в себе эстетически завершённую. В романе Толстого он видит мир уже как бы отдалённый от нас целым веком и в этой отдалённости величественно завершившийся.

Так же можно показать фотографии писателя в разные годы, дом в Хамовническом переулке в Москве и Ясную Поляну, где долгое время жил Л. Толстой и где были написаны лучшие его произведения.

 

2 часть.

Не только произведения великого художника-мыслителя, но и сам облик Толстого привлекал многих русских художников: И.Е. Репина, И.Н. Крамского, Н.Н. Ге. Завязалась личная дружба писателя с ними. В 1891 году И.Е. Репин приехал в гости к писателю в Ясную Поляну и «работал без устали» с натуры над своей картиной (портрет Л.Толстого). Картина «Толстой в яснополянском кабинете под сводами» явилась одной из главных в творчестве художника. В августе 1887 года Репин написал первый портрет Л.Толстого за письменным столом, на фоне книжного шкафа. Портрет этот был подарен художником С.А. Толстой и находится в настоящее время в доме-музее в Ясной Поляне.

И.Н. Крамской является первым из живописцев, кто создал образ гениального писателя в эпоху работы над романом «Анна Каренина». Художник одновременно писал два портрета Л. Толстого. Один находится в Государственной Третьяковской галерее, а другой – в Ясной Поляне, в доме-музее.

Вспоминая, как работал И. Крамской над портретами, С.А. Толстая в неопубликованных записках «Моя жизнь» писала: «Несколько раз пытался Крамской исполнить желание Третьякова, но Лев Николаевич упорно отказывался. Наконец сам Крамской приехал и очень понравился Льву Николаевичу. Лев Николаевич согласился, но позировать не обещал, и, кроме того, поставил условие, что Крамской напишет копию для нас за плату, которую сам назначит».

В.В. Стасов в 1887 году писал: «Оба портрета вышли у него (Крамского) истинными шедеврами, неоценёнными изображениями великого русского писателя в эпоху средних его лет. Талант, ум, оригинальный склад натуры, непреклонная сила воли, простота – ярко высказались в лице и позе этого великого портрета».

Во время рассказа на экране портреты великого писателя.

 

3 часть

В дни Великой Отечественной войны нашего народа с германским фашизмом нам стали близки и дороги страницы романа Толстого «Война и мир», - вспоминал С. Прокофьев, - повествование о том, как в 1812 году русский народ встал на защиту своей Родины о наполеоновских полчищ и изгнал неприятеля из России. Мысль написать оперу на сюжет «Войны и мира» захватила композитора, хотя он сознавал всю трудность этой задачи. Совершенно очевидно, что такой огромный материал невозможно охватить в одном спектакле. По мере того, как С.Прокофьев вглядывался в страницы романа, ему становилось всё яснее, что в основу оперы должны лечь события, близко примыкающие к 1812 году, начало же ему пришлось опустить. Он стремился к тому, чтобы в опере нашли отражение центральные события и образы романа и чтобы спектакль, вместе с тем, укладывался в один вечер.

Либретто построено так, что от начала к концу постепенно нарастает ощущение приближения войны. Мирная жизнь прерывается нашествием Наполеона. Главным героем становится народ: крестьяне-ополченцы, русское войско, казаки, партизаны. С событиями войны тесно связана судьба основных персонажей: Н. Ростовой, А. Болконского, П. Безухова, А. Курагина и др. Прокофьев стремился полностью сохранить дух и язык произведения Толстого . кроме Толстого, композитор обращался к записям поэта-партизана Д.Давыдова и к тексту песен, сложенных во время Отечественной войны 1812 года.

С. Прокофьев чувствовал особое удовлетворение в том, что его работа, задуманная и осуществлённая в годы Великой Отечественной войны , прозвучит в радостные дни великого торжества нашей победы над фашизмом в мае 1945 года.

Эпиграфом к опере «Война и мир» он взял слова «Велика наша земля. Не счесть сынов отважных на просторах её. Но наша родина не вставала ещё во весь свой грозный рост, и горе ждёт врага в час, когда встанет она. Гибель лютая ждёт его. Огромная наша Россия, родная русская земля».

На занятии звучат отрывки из оперы. Например, арию Андрея Болконского, арию фельдмаршала Кутузова перед смотром русских войск, первый бал Наташи Ростовой.

 

В заключение учитель добавит, что на примере произведений Л.Толстого можно очень ярко продемонстрировать связь литературы с другими видами искусства.

 

Сценарий вечера, посвящённого жизни и творчеству Л.Н. Толстого

Эпиграф:

Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие – душевная подлость…

Л. Толстой

На фоне «Лунной сонаты» Бетховена 1-й ведущий читает слова, взятые эпиграфом к вечеру. Музыка чуть стихает, 1-й ведущий читает стихотворение Феофанова:

Я знаю – мир души твоей,

Земному миру он не сроден;

Земной мир соткан из цепей,

А твой, как молодость, свободен.

 

Слежу за гением твоим,

Горжусь его полётом смелым,

Но в изумленьи оробелом

Не смею следовать за ним.

 

Пролог. Навстречу новой жизни.

1-й ведущий. В ночь с 27 по 28 октября 1910 года Л. Толстой ушёл из Ясной Поляны. Уходя, он оставил письмо жене Софье Андреевне: «…я не мог поступить иначе. Я не могу более жить в тех условиях роскоши, в которых жил. Благодарю тебя за честную 48-летнюю жизнь со мной и прошу тебя простить меня во всём, чем был виноват перед тобой, так же, как и я прощаю тебя во всём, чем ты могла быть виновата передо мной…»

Л. Толстой ушёл из Ясной Поляны не навстречу смерти, а навстречу новой жизни. Но путь Толстого к новым берегам прервался неожиданно и трагично. Он заболел и должен был сойти с поезда на глухой, никому не ведомой станции Астапово. Скоро о смерти узнала вся Россия. Его уставшее сердце не выдержало и остановилось в 6 час. 5 мин. Утра 7-го ноября 1910 года (как сегодня сообщают станционные часы в Астапово)

 

2- ведущий. Как он сам был необыкновенный человек, так и кончина его была необыкновенна.

Наше солнце зашло,

Наша совесть ушла,

И над всею землёю

Тьма густая легла.

 

Те ж кругом – и позор, и страданье, -

Кто ж теперь призовёт

К чувству любви, состраданья?

Кто нас теперь поведёт?

Ив. Брянцевский (Белоусов)

1-й ведущий. Смерть Толстого потрясла всю Россию. На его похороны собрались тысячи людей. Со станции Козлова Засека 5 км гроб несли на руках сыновья Толстого, крестьяне из Ясной Поляны, студенты, рабочие. Народ горестно прощался со своим любимым писателем.

Толстого, как он того хотел, похоронили в лесу, на краю оврага, где, по преданию, была зарыта «зелёная палочка» - символ любви, братства, всеобщего счастья.

 

2-й ведущий. Толстой-человек умер. Но великий писатель – жив, он – навсегда с нами. Толстой бессмертен. Живы его дела, его идеи добра, справедливости, мира и братства между народами.

 

1-й ведущий. Жизнь Толстого – это путь непрерывных и всё новых исканий. На этом пути не было и не могло быть движения к концу. Есть что-то глубоко символическое в том, что Толстой и, умирая, находился в пути.

На фоне музыки Бетховенской сонаты звучат слова:

Живи, великий Лев, для славы человека,

Пигмеев побеждай, гигант.

В короне сумрачной грядущего к нам века

Не меркнет ясный бриллиант. (Музыка звучит до конца)

 

Личность Толстого – комментарий к его творчеству

Часть

1. Молодость.

(На экране картина, передающая пейзажи Кавказа, силуэту Кавказских гор, фотографии молодого писателя, Валерии Арсеньевой )

 

2-й ведущий. 1856 год. Толстой – в Крыму, молодой офицер, участвует во всех боевых операциях своего артиллерийского объединения ,умело командует орудиями. За ним прочно устанавливается репутация беззаветного храбреца. Ежедневно Толстой подвергался смертельной опасности. Здесь, в Севастополе, в боях, под губительным огнём неприятеля, и в редкие минуты отдыха – в солдатских землянках – он впервые познал истинный характер и живую душу простого русского человека. Образы русских солдат отныне займут видное место в творениях Л. Толстого, и не только в рассказах о Кавказе и «Севастопольских рассказах», но и в грандиозной эпопее, которую он создаст через 15 лет – в романе «Война и мир».

 

Сбоку сцены, за лёгкой завесой материи, за столом сидит Л. Толстой. Он произносит слова: «Любовь к Валерии Арсеньевой. Эта связь будет всегда играть большую роль в моей жизни.

 

1-й ведущий. Сердце Толстого, но возвращении из Крыма, жаждало любви, дружбы, тепла, но именно в этом судьбой ему было отказано. У него было много приятелей, но настоящего друга среди них не нашлось. И вот в 27 лет к нему пришло первое и, как ему казалось, истинное чувство, которое целиком захватило его. Предметом увлечения была Валерия Арсеньева. К лету 1856 года, после возвращения из армии Толстой поселился в Ясной Поляне, Валерия подросла, расцвела, предстала перед ним во всём очаровании юности, свежести и красоты. Его дневник начал заполняться записями, свидетельствовавшими о зарождении чувства кэтой привлекательной девушке.

 

(Л. Толстой читает страницы из своего дневника:

«26 июня. Валерия в белом платье. Очень мила. Провёл один из самых приятных дней в моей жизни. Люблю ли я её серьёзно? И может ли она любить долго? Вот два вопроса, которые я желал бы и не умею решить себе» .

«10 июля. Лёг спать, проснулся в 12. Играл, обедал, поехал к Арсеньевым. Валерия очень мила, и наши отношения легки и приятны. Что ежели бы они могли остаться всегда такие».)

 

2-й ведущий. 11 июля Толстой объявил тётушке Ергольской о своём намерении жениться на Валерии. Та одобрила его решение.

( Л. Толстой. Страницы из дневника. «12 – 13 июля. Валерия была лучше, чем когда-нибудь, но фривольность и отсутствие внимания ко всему серьёзному – ужасающи. Я боюсь, это такой характер, который даже детей не может любить. Страшно и женитьба и подлость – то есть забава ею. А жениться – много надо переделать; а мне ещё над собой работать»)

 

1-й ведущий. Во время визита к Толстому вернулись сомнения. И опять пошли дни беспощадного самоанализа и тяжких колебаний. Валерия, как он видит, далека от его идеала. Толстой не скрывал своих сомнений. Он всё явственнее видел её недостатки и слишком строго судил, предъявлял ей требования, на которые она, по молодости лет, не могла ответить.

Прошло три месяца. Валерия уехала в Москву. Её молчание огорчало Толстого, смутное его предчувствие сбылось – она отдалась светским удовольствиям со всем пылом юности. И Толстой пишет письмо Валерии, в котором рассуждает, что брак – столь сокровенное и священное дело, при котором между супругами недопустимы даже малейшие проявления неискренности и отчуждения.

(Л. Толстой. «Я никогда не перестану вас любить так, как я любил, то есть дружбой. Но я не в состоянии дать вам того же чувства, которые ваша хорошая натура готова дать мне»)

 

2-й ведущий. Роман с Валерией Арсеньевой проходил за 5 лет до женитьбы Толстого на Софье Андреевне Берс. После Арсеньевой у Толстого были увлечения, но ни одна из них не оставила в душе такого следа, как Валерия. Причину этого высказала юная Софья Андреевна, прочитав письмо Льва Николаевича, возвращённое ему Арсеньевой.

Из воспоминаний С.А. Толстой:

«Любил не её, а любовь и жизнь семейную. А как хорошо узнаю я его везде, его правила, его чудное стремление ко всему, что хорошо, что добро»

«Он ещё слишком молод был и не понимал, что если прежде сочинишь счастье, то после хватишься, что не так его понимал и ожидал. А милые, отличные мечты».

 

Часть 2. Зрелость. 60 – 70 годы.

Эпиграф:

Цель художника не в том, чтобы неоспоримо разрешить вопрос, а в том, чтобы заставить любить жизнь в бесчисленных, никогда не истощимых её проявлениях.

Л. Толстой

 

Первый чтец. Чтение стихотворения А.Фета «Л.Н. Толстому при появлении романа «Война и мир»

Своею ризою стальною

Морской простор меня пленял;

Я дорожил и в тишь и в бури

То негой тающей лазури,

То пеной у прибрежных скал.

Но вот, о море, властью тайной

На всё мне мил твой блеск случайный

И в душу просится мою,

Дивясь красе жестоковыйной,

Я перед мощию стихийной

В священном трепете стою.

 

1-й ведущий. «В Ясной Поляне.., - писал М.В. Несторов, - всё клокотало около Толстого. Он собой, своим духовным богатством, великим своим талантом, помимо воли, одарял всех, кто соприкасался с ним».

В гостях у Л.Толстого были многие писатели: И.С. Тургенев, А.А. Фет, Н.С. Лесков, А.П. Чехов; художники: И.Н. Крамской, И.Е. Репин, Н.Н.Ге, М.В. Нестеров, Л.О. Пастернак и многие деятели неуки, искусства, общественной мысли.

 

2-й ведущий. В письме А.Фету (1866) Л. Толстой замечал по поводу романа «Война и мир» «Пожалуйста, пишите мне, милый друг, всё, что думаете обо мне, т.е. моём писании дурного. Мне всегда это в великую пользу. Это правда, что Андрей в первой части однообразен, в этом виноват не он, а я. Я занялся исторической стороной, а характер стоит и не движется».

Впоследствии Л. Толстой многое изменит в характере Андрея. Нам запомнился и полюбился Андрей за его стремление к добру, правде, за стремление жить для людей, за его нравственную чистоту, душевное богатство.

Второй чтец читает отрывок из романа «Война и мир» - «Встреча Андрея Болконского с дубом» со слов «На краю дороги стоял дуб…»

 

1-й ведущий. Кто из нас не читал, не перечитывал произведения Л. Толстого «Война и мир . Мы любим, страдаем, заблуждаемся, находим истину вместе с героями Толстого. Писатель сам любил Андрея Болконского, Пьера Безухова, Наташу Ростову, и эту любовь свою он передаёт нам, читателям. Кто из нас не помнит переживаний девочки-подростка, впервые оказавшейся на балу.

Третий чтец читает отрывок «Первый бал Наташи Ростовой» под аккомпанемент музыки С. Прокофьева (Вальс из оперы «Война и мир»).

 

2-й ведущий. Л. Толстой писал роман в счастливую пору первых лет совместной жизни с Софьей Андреевной. Это о ней писал А. Фет:

И вот, исполнен обаянья

Перед тобою, здесь, в глуши,

Я понял, светлое созданье,

всю чистоту твоей души.

А сам Л. Толстой писал о Софье Андреевне: « Я влюблён, как не верил, чтобы можно было любить. Я сумасшедший, я застрелюсь, ежели это так продолжится»

1-й ведущий. Когда Лев Толстой женился, ему было 34 года, ей недавно исполнилось 18 лет. Она была хороша собой, обаятельна, чиста духовно. Он влюбился самозабвенно и любил жену, и радовался своей любви. Но уже сейчас можно было увидеть зародыши будущей семейной драмы. Толстой мечтал о жене, которая, обладая душевной и сердечной прелестью, была бы воплощением семейных добродетелей, жила бы жизнью мужа и детей. И Софья соответствовала тогдашнему его идеалу. Она жила мыслями о муже, но не могла жить мыслью мужа, которая была бы толстовской, а не её мыслью.

(Как бы из глубины сцены доносятся слова Софьи Андреевны: «Что-то не то во мне, и всё мне тяжело. Как будто любовь наша прошла – ничего не осталось. Он холоден, почти спокоен, сильно занят, но не весело занят, а я убита и зла. Зла на себя, на свой характер, на свои отношения с мужем. То ли я хотела, то ли я обещала ему в душе своей? Я ужасно его люблю, мне грустно, я не умею быть счастлива, не умею и других сделать счастливыми».

 

2-й ведущий. Софье Андреевне нельзя было пропасть, а Толстой не мог полюбить другую, не мог идти другим путём. Сын Льва Толстого Илья писал в своих воспоминаниях: (на край сцены выходит Илья Львович Толстой и произносит прекрасные слова о своей матери) «…Это была прекрасная женщина, идеальная мать и идеальная жена для всякого рядового человека, кроме такого великана, каким был мой отец… Духовное расхождение с мужем было очень тяжело для моей матери… Не надо забывать, что она всю жизнь, несмотря ни на что, любила его и всю жизнь проявляла чисто материнскую, порою, может быть, даже и нелепую о нём заботу…»

 

1-й ведущий. Опыт семейной жизни, такой, казалось бы, счастливой и вместе с тем предвещающую грядущую драму, внутренне подготовил ту семейную тему и семейную мысль, которые были главными и ведущими для романа «Анна Каренина». Ощущается внутренняя близость этого произведения с любовной лирикой Ф. Тютчева. Особенно интересно в этом отношении стихотворение «Две силы есть – две роковые силы»

Четвёртый чтец читает стихотворение. После прочтения раскрывается занавес и представляется сцена из романа «Анна Каренина» (часть 8, глава XXIV).

 

В комнате находится Анна, укладывает вещи в сундуки для поездки в деревню. Входит Вронский, Анна идёт к нему навстречу со словами:

Анна. Что ж, весело было?

Вронский. (отвечает ей в самом хорошем расположении духа) Как необыкновенно! Что я вижу! Вот это хорошо! (указывает на сундуки в передней)

Анна. Да, надо ехать. Я ездила кататься, и так хорошо, что в деревню захотелось. Ведь тебя ничто не задерживает?

Вронский. Только одного желаю. Сейчас я приду и поговорим, только переоденусь. Вели чаю подать. (уходит)

Анна, оставшись одна, на мгновение почувствовала в себе поднимающееся желание борьбы, но, сделав над собой усилие, она подавила его и встретила Вронского так же весело:

- Знаешь, на меня нашло точно вдохновение. Зачем ждать здесь развода? Разве не всё равно в деревне? Я не могу больше ждать. Я не хочу надеяться, не хочу ничего слышать про развод. Я решила, что это не будет больше иметь влияния на мою жизнь. И ты согласен?

Вронский. О, да! (обеспокоенно глядит в её взволнованное лицо) Так когда же ты думаешь ехать?

Анна. Когда ехать?(тряхнула головой, как бы отгоняя неприятную мысль) Да, чем раньше, тем лучше. Завтра не успеем. Послезавтра.

Вронский. (смутившись) Да… Нет, постой. Послезавтра – воскресенье, мне надо быть у…

Анна. Ты можешь поехать завтра?

Вронский. Да нет же! По делу, по которому я еду, доверенности и деньги не получатся завтра.

Анна. Если так, то мы не уедем вместе.

Вронский. Да от чего же?

Анна. Я не поеду позднее. В понедельник или никогда!

Вронский. (с удивлением) Почему же? Ведь это не имеет смысла!

Анна. Для тебя это не имеет смысла, потому что до меня тебе нет никакого дела. Ты не хочешь понять моей жизни. (Зная, что она губит себя, она не могла воздержаться, не могла не показать ему, ка он был неправ, не могла покориться ему)

Вронский. Я никогда не говорил этого; я говорил, что не сочувствую этой внезапной любви.

Анна. Если ты меня не любишь, то лучше и честнее это сказать.

Вронский. Нет! Это становится невыносимо! Для чего ты испытываешь моё терпение? (останавливается перед Анной) Оно имеет пределы.

Анна. (вскрикивая) Что вы хотите этим сказать?

Вронский. Я хочу сказать… Я должен спросить, что вы от меня хотите?

Анна. Чего я могу хотеть? Я могу хотеть только того, чтобы вы не покинули меня, как вы думаете. Но этого я не хочу, это второстепенно. Я хочу любви, а её нет. Стало быть, всё кончено! (Анна направляется к двери).

Вронский. (останавливает её за руку, затем быстро выпускает её руку и вскрикивает) Нет, есть границы терпению!

Анна. (Оставаясь одна) .Он ненавидит меня, это ясно.(Молча, не оглядываясь, неверными шагами вышла из комнаты)

Конец сцены

 

Часть последняя.

Трагедия .

Эпиграф.

Толстой с огромной силой и искренностью бичевал господствующие классы, с великой наглядностью разоблачал внутреннюю ложь всех тех учреждений, при помощи которых держится современное общество: суд, церковь, милитаризм, «законный» брак, буржуазную науку…

Н. Бердяев

 

1-й ведущий. К 80-м годам 19 века у Толстого вполне созрел перелом во взглядах на жизнь, на её естественные основы, на религию, на общественные отношения. Перелом этот углублялся, находя отражение во всём том, что он писал. Толстой отрёкся от своего класса, к которому принадлежал по рождению и воспитанию, перешёл на сторону народа. Он повёл борьбу с церковью, разоблачая её как служанку царизма, как тёмную силу, которая держит народные массы в повиновении.

 

2-й ведущий. Вышедший в свет в 1899 году роман «Воскресение» привёл в негодование и замешательство правительственные и высшие круги, церковь. И церковь стала требовать расправы над писателем. 24 февраля 1901 года «Церковные ведомости при Святейшем Синоде» опубликовали «Определение Святейшего Синода от 20 – 22 февраля 1901 года о графе Толстом», в котором извещали об отлучении графа Льва Толстого от церкви. Постановление Синода, составленное К.П. Победоносцевым и отредактированное митрополитом С. – Петербургским и Ладожским Антонием, было одобрено Николаем II.

 

1-ведущий. Всемирная слава писателя, его огромная популярность к этому времени были так велики, что народ не безмолвствовал: «По всей Москве только и разговоров, что о студентах и об отлучении Льва Николаевича, на стороне которого симпатия всего простого народа – извозчиков, лавочников, прислуги, не говоря уже о фабричных рабочих; мужики объясняют это иначе: «Это всё за нас, он за нас стоит и заступается, а попы взъелись на него». Таковы были отклики современников об этом событии.

 

2-й ведущий. Подошла осень 1910 года. На исходе ненастной ночи Лев Толстой ушёл в неизвестность из яснополянской усадьбы.

Звучит «Аппассионата» Бетховена

 

Пятый чтец на фоне звучащей музыки читает стихотворение Феофанова «Л. Толстой»

Живи, великий Лев, для славы человека,

Пигмеев побеждай, гигант.

В короне сумрачной грядущего нам века не меркнет ясный бриллиант!

Мы веруем в тебя, в твой дар, в твои скрижали,

Мы молимся тебе.

За истину свою пророков побивали

И падали в борьбе.

Художник и поэт, философ и глашатай,

Не уходи от нас…

Ты сеял, - и пожни… и жатвою богатой

Любуйся в добрый час!

 

Музыка усиливается, звучит до конца. На экране кадр «Могила Л. Толстого». Слышится детский голос, рассказывающий легенду о «зелёной палочке». Рассказ ведётся на фоне пения птиц.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×