Сценарий развлечения для старших дошкольников "Святки-колядки" | Петровская Марина Владимировна. Работа №330068
Познакомить детей с народными традициями и обычаями, праздничными песнями, играми, забавами. Создавать хорошее настроение, положительные взаимоотношения в детском коллективе на основе совместной деятельности на празднике. Стимулировать детскую инициативу,самостоятельность и импровизацию. Воспитывать любовь и уважение к народному творчеству, желание участвовать в народных праздниках, проявлять своё творческое отношение в исполнении песен и танцев. Воспитывать интерес к народным праздникам, играм.
Познакомить детей с народными традициями и обычаями, праздничными песнями, играми, забавами. Создавать хорошее настроение, положительные взаимоотношения в детском коллективе на оучаствовать снове совместной деятельности на празднике. Стимулировать детскую инициативу,самостоятельность и импровизацию. Воспитывать любовь и уважение к народному творчеству, желание участвовать в народных праздниках, проявлять своё творческое отношение в исполнении песен и танцев. Святки-колядки
Дети входят в зал, взявшись за руки, образуют харовод.
Ведущий. В Рождество все очень любили ходить в гости и принимать гостей. И мы с вами сегодня тоже пойдём в гости. Пойдём, погуляем, да хоровод заведём.
Дети образуют хоровод, исполняют песню «Вдоль по улице метелица метёт», остаются в хороводе.
Ведущий. У меня в руках клубок, да не простой, а волшебный. Сейчас мы его покатим, и он нам покажет дорогу.
Дети встают, берутся за руки и цепочкой идут за ведущим.
Ведущий катит клубок в сторону дома Хозяйки и приговаривает:
Вот клубочек покатился,
У ворот остановился.
Хозяйка выходит из дома.
Хозяйка. Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки!
Дети здороваются.
Давно вас поджидаю, загадки загадывать не начинаю.
Быть внимательными и смышлёными
Вам сегодня предлагаю.
Колядки пусть звучат кругом –
Несут они вам радость в дом.
Несут здоровье и успехи,
Веселье, радость и потехи!
Проходите, гости дорогие, на места, присаживайтесь.
Дети проходят, садятся на свои места. Хозяйка присаживается за столик, накрытый салфеткой.
Хозяйка. А теперь, ребятки, отгадайте-ка загадку:
Запорошила дорожки, разукрасила окошки,
Радость детям подарила и на санках прокатила! (Зима.)
А какие праздники празднуют зимой? (Ответы детей.)
Хозяйка. Зима не только самое долгое время года, но и самое богатое праздниками. Все вы знаете, 7 января мы отмечали праздник Рождества Христова.
Тихо кружатся снежинки, сказка приходит в наш дом.
Ёлка, подарки, картинки – зовём это всё Рождеством!
Звёздочки в небе сверкают, но ярче всех лишь одна.
О радости нам возвещает, о празднике Рождества.
В этот волшебный праздник всё наполняется вдруг
Верой, Надеждой, Любовью и светом добра вокруг!
Музыкальное видео «Рождество Христово».
Ведущий. Дни от Рождества до Крещения в народе называли Светлыми или Святками. Святки делятся на три праздничных этапа. Первый – 7 января – праздник Рождества Христова – Святые вечера. Второй – Щедрый вечер – старый Новый год. Третий – Крещенские вечера.
Это настоящий детский праздник. Дети гурьбой обходят дома с пением колядок и собирают угощения от хозяев. Колядки – это песни, в которых славили хозяев, желали им богатства, хорошего урожая, многодетности и благополучия.
«Пришла коляда накануне Рождества».
«Наделил бы вас Господь и житьём, и бытьём, и богатством».
Колядки исполнялись молодыми людьми, которые несли на шесте восьмиконечную звезду. Добрые хозяева одаривали колядовщиков пирогами, конфетами, деньгами.
Обычно все дары хозяйские колядовщики собирали в один большой мешок, а потом устраивали коллективные застолья, празднования и всё делил поровну. Вы хотите оказаться в том далёком времени, когда вашим прабабушки были маленькими? (Да.) Тогда айда колядовать!
Дети надевают шапочки зверей и становятся в хоровод.
Исполняется хоровод « Колядки-колядки».
Хозяйка. Ух, какую хорошую колядку спели!
А вот вам на потешки конфетки и орешки! Протягивает угощение ведущему.
Хозяйка. Обязательно одевали маски кози и медведя. Эти звери являются символом хорошего урожая, обещают плодородие, отпугивают злые силы.
Есть такая игра – «Шла коза по лесу».
В центр хоровода выходят дети в шапочках Козы и Медведя. Все вместе выполняют движения:
Шла коза по лесу, по лесу, по лесу.
Нашла себе принцессу, принцессу, принцессу.
Давай, коза. Попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем.
И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем.
И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем.
И ножками потопаем, потопаем, потопаем.
Давай с тобой покружимся, окружимся, покружимся
И навсегда подружимся, подружимся, подружимся.
Дети садятся на места.
Хозяйка. Ещё один Святочный обычай собираться по вечерам, звать гостей, рассказывать сказки, отгадывать загадки. Есть у меня чудесная шкатулка, а в ней – сказочные загадки. Сейчас мы проверим, как вы знаете сказочных героев.
Загадки:
- Удивительный народ! Вместе вышли в хоровод.
Вот друг друга держат крепко. Потянули… Вот и … (Репка.)
- По тропинке он катился, своей удалью хвалился,
Да попался на носок, ам, и съеден… (Колобок.)
- Миша по лесу идёт, короб на спине несёт –
Пироги для бабы с дедом внучка Маша напекла –
Несговорчивого Мишу вокруг пальца обвела! (Маша и медведь.)
- Вёдра он послал на речку, сам спокойно спал на печке.
Спал он целую неделю, и зовут его… (Емеля.)
- Красна девица грустна, ей не нравится весна.
Ей на солнце тяжко, слёзы льёт бедняжка. (Снегурочка.)
- Под столом собачка лает, судьбу дочкам предрекает:
«Старикову дочь в злате-серебре везут,
А старухину дочь замуж не берут!»
Кто ответит без подсказки, как название этой сказки? («Морозко».)
- В этой сказке всё отлично: дед, и баба, и яичко.
Очень рады дед и баба, что у них есть… (Курочка Ряба.)
Хозяйка. Есть у меня сундучок, где хранятся такие вещи, что будут в самую пору нашим детям.
Проводится игра-конкурс «Нарядись-обрядись».
Дети встают в круг, в центре которого стоит сундучок. По кругу под музыку передают платочек. Как только музыка останавливается, то ребёнок, у кого в руках платочек остался, подходит к сундучку, открывает и достаёт шапочку, надевает её и возвращается на место. Так продолжается. Пока все не окажутся в шапочках. Дети садятся на места.
Хозяйка. А не порадовать ли гостей весёлым представлением? Звенит колокольчиком.
Под музыку в зал заходят Коза и Медведь. Останавливаются в центре зала.
Коза. А ну, Топтыгин, шаркни ножкой.
Повесели гостей немножко.
Медведь. Давай, Коза, покажем,
Как мы лихо пляшем! Топает ногами.
Коза. Выходи плясать, Медведь,
Я частушку буду петь.
Мы частушки пропоём,
А потом плясать пойдём.
Медведь. Ты когда поёшь, Коза,
Не закатывай глаза.
Петь ты не умеешь,
Не поёшь, а блеешь.
Коза. А ты, Мишенька-медведь,
Сам ты не умеешь петь.
Ты тугой на ухо –
Ни голоса, ни слуха.
Медведь. Ах, Коза, ты Козочка,
Серенькая розочка.
Хватит нам браниться,
Давай с тобой мириться.
Коза. Ах, мой Миша дорогой,
Не ругались мы с тобой.
Мы с тобой шутили,
Народ повеселили..
Коза и медведь танцуют под весёлую музыку, все хлопают.
Хозяйка. Ну, а какой святочный праздник без игр, шуток-прибауток, без весёлых игр и соревнований? На посиделках всегда парни с девками соревновались, умом и смекалкой похвалялись, женихов и невест примечали.
Ведущий. У нас здесь две команды – Девчушки-веселушки да отважные Молодцы-удальцы. Вот мы и посмотрим: кто веселей да смекалистей.
Проводятся игры:
«Весёлая метёлка». Дети становятся по кругу и передают веник, украшенный бантом, пока играет музыка. У кого после окончания музыки остался веник в руках, тот выходит танцевать.
«Чудеса в решете». 4 блюдца, 20 фасолин, 2 ложки. Под музыку по одной фасолине нужно перенести из одного блюдца в другое.
«Дедкины потешки»:
- «Всех скороговорок не переговоришь, не выговоришь».
Детям предлагается скороговорка. В быстром темпе нужно 3 раза произнести текст.
Галка-копалка, куда-то подевалка.
- «Я начну пословицу, а вы заканчивайте, хором дружно отвечайте»:
Без труда… не вынешь рыбку из пруда.
Делу время… - потехе час.
Кто любит трудиться… тому на месте не сидится.
Рукам работа… - душе праздник.
Труд человека кормит…, а лень портит.
Терпенье и труд … всё перетрут.
Друга ищи, а найдёшь… - береги.
Других не суди… на себя погляди.
Играть играй, да дело… знай.
Красота приглядится, а ум … пригодится.
Кто много говорит, тот мало… делает.
Конец… - делу венец.
Ведущий. Кто уснул под дубком
И накрылся кожушком?
Тс-с-с-с! Ой тише, не шуметь.
Может, это спит медведь?
Тс-с-с-! Этот гость в один присест,
Кол проснётся, всех поест!
Проводится игра «Мишка».
Звучит музык, выходит Цыганка, танцует «Цыганочку», останавливается в центре зала.
Цыганка. Без гаданий сто за святки, погадаем-ка, ребятки! Кто хочет погадать и судьбу свою узнать?
Подходит к детям, гадает по рукам.
- Не находя тому причины, приобретёшь себе машину!
- Будет в жилах биться кровь, ждёт большая вас любовь!
- Станешь скоро ты богат, так как ты отыщешь клад!
А ещё есть у меня волшебный мешочек, там лежат всякие предметы. Кому что достанется, так тому и станется! Погадаем – судьбу свою узнаем!
Гадание «Волшебный мешочек».
Хозяйка. Вот и славно поиграли.
А где хлебно и тепла,
Там и жить добро! Выносит каравай ( пирожки или конфеты).