Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 19.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Сценарий развлечения "Мордовские народные игры" | Мезина О.Д , Пряникова В.Г, Илларионова С.А.. Работа №350551

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Формирование, систематизация знаний и представлений детей о культуре, традициях и обычаях Мордовского народа через народные мордовские подвижные игры. Продолжать знакомить детей с фольклорными жанрами Мордвы – потешки, загадки, заклички.Развивать речь, путем неоднократного повторения, учить говорить четко, развивать интерес к устному народному творчеству, раскрывать его богатство и красоту.  Воспитывать любовь к народным традициям, ценностям и культуре.

 

«В гостях у Аксиньи. Мордовские народные подвижные игры».

Цель: Формирование и систематизация знаний и представлений детей о культуре, традициях и обычаях Мордовского народа через народную мордовскую подвижную игру.

Задачи:

Образовательные: Продолжать знакомить детей с фольклорными жанрами Мордвы – потешки, загадки, заклички.

Развивающие: Развивать речь, путем неоднократного повторения, учить говорить четко, развивать интерес к устному народному творчеству, раскрывать его богатство и красоту.

Воспитательные: Воспитывать любовь к народным традициям, ценностям и культуре.

Интеграция познавательных областей

ОО «Познание» - формировать элементарные представления об истории происхождения Мордвы посредством ознакомления с фольклором Мордовского народа.

ОО «Речевое развитие» - продолжать знакомить с Мордовским фольклором, обогащать словарь детей новыми словами.

ОО «Коммуникация и социализация»- продолжать знакомить детей с Мордовскими подвижными играми, приучать детей самостоятельно организовывать игры.

ОО «Физическое развитие» - сохранение и укрепление физического здоровья детей.

ОО «Художественно - эстетическое развитие» - Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания Мордовского фольклора.

Художественное оформление (реквизит, костюмы):

1. Аудиозапись мордовского музыкального фольклора Мордовии.

2.Предметная среда зала, «погружающая в Мордовскую избу», кукла в мордовском костюме, кухонная утварь (посуда, печка, горшочки, ручники)

Предметы костюма: кушаки, головные уборы, блюдо мордовского народа.

3.Распечатанная презентация « Мордовские подвижные игры».

4.Атрибуты для подвижных игр: платок для матери, горшочек, шапочка - маска горшочки, кепки для хозяина, мешок с гостинцами.

5.Костюмы ведущих: косоворотки, сарафаны, ленты для волос, национальные мордовские костюмы.

6.Карточки подвижных игр.

Предварительная работа: беседа, чтение произведения мордовского фольклора, рассматривание иллюстраций, подбор музыкального сопровождения.

Словарная работа: мордовская народная игра.

Место проведение: спортивный зал:

Образовательные области образования, содержание которых включено в сценарий: познавательное развитие;

- физическое развитие;

- социально – коммуникативное развитие;

- речевое развитие.

Ход:

I. Организационная часть.

Здравствуйте, уважаемые гости, дети! Мы приветствуем Вас, на Фестивале народов Поволжья!

Народы Поволжья живут дружно, уважают и ценят традиции друг друга. Народы Поволжья гостеприимные, трудолюбивые люди. Как у каждой птицы - своя песня, так и у каждого народа есть свои традиции, народные песни, народные игры.

Поволжский край, моя земля

Родимые просторы

У нас и реки и поля

Холмы, леса и горы

Народы, как одна семья

Хотя язык их разный,

Но дружбой мы своей сильны,

И мы живем прекрасно!

 

Вас приветствует, Аксинья. Добро пожаловать ко мне в гости! Я хочу Вас познакомить с Мордовскими народными играми!

Ведущий: А сейчас поздороваемся по-мордовски Ш У М Б Р А Т

Дети: Шумбрат

Ведущая: Шумбрат - это самое распространенное мордовское приветствие, которое можно сравнить с русским «здравствуйте». Это слово имеет глубокие корни и отражает желание здоровья и благополучия тому, кому его говорят.

Ведущий: Давайте поприветствуем друг друга с помощью колокольчика. Дети, называя имя соседа в ласковой форме, передают друг другу колокольчик. Например: – Здравствуй, Настенька! Дин-дон-дон! – Здравствуй, Сашенька! Дин-дон-дон! И так далее, пока колокольчик не обойдет весь круг.

Ведущий: Вот мы и поприветствовали друг друга! Ребята, Мордовские народные игры сочинялись, а потом передавались из поколенья в поколенье. Наших бабушек и прабабушек научили играть их бабушки и мамы, а сейчас они учат играть и нас. Мордовские народные игры воспитывают в нас смелость, честность, чувство взаимопомощи, соревновательный задор, рассказывают нам о том, как и во что, играли раньше ваши сверстники.

«Налксетяно весе вейсэ» – Поиграем все вместе! Игра любимое занятие детей всех народов!

Ведущий: Дарит нам игра веселье,

Поднимает настроенье

Будем мы сейчас играть

И здоровье поправлять!

Ребята, хочу познакомить вас с мордовской подвижной игрой « Раю-раю», готовы? Дети: Да.

 

Игра «Раю - раю» (игра малой подвижности)

Правила игры.

Для игры выбирают двух детей — ворота; остальные играющие — мать с детьми. Дети-ворота поднимают, сцепленные руки вверх и говорят:

Раю - раю, пропускаю,

А последних оставляю.

Сама мать пройдет

И детей проведет.

В это время дети, став паровозиком, за матерью проходят в ворота. Дети - ворота, опустив руки, отделяют последнего ребенка, и шепотом спрашивают у него два слова - пароль (например, один ребенок - река, другой - гора). Отвечающий выбирает одно из этих слов и встает в команду к тому ребенку, чей пароль он назвал. Когда мать остается одна, ворота громко спрашивают у нее: «река или гора?» Мать отвечает и встает в одну из команд. Дети-ворота встают лицом друг к другу, берутся за руки. Остальные члены каждой команды вереницей прицепляются за своей половинкой ворот. Получившиеся две команды перетягивают друг друга. Перетянувшая команда считается победительницей.

(Игра проводится под музыку мордовского танца, проводится 2 раза).

 

Ребята, посмотрите, что это за предмет? Верно, это горшочек! (Педагог показывает настоящий горшочек для приготовления еды) Раньше, наши прабабушки и прадедушки в этой посуде готовили еду! Ставили горшочек в печку, готовили вкусные щи да кашу! Щи да каша – Мордовская пища наша!

Ой ты, печка-сударыня,

Помоги нам, боярыня.

Ты свари, испеки,

Обогрей, освети,

В дом богатство неси!

 

Я предлагаю Вашему вниманию народную мордовскую игру:

«Горшочек» (игра средней подвижности)

Чакшкинесэ» — эрз.,  «Сяканяса» — мокш.)

Оборудование: шапки-маски горшочков, кепки.

Цель: развивать умение реагировать на сигнал, ловкость, быстроту, внимание.

Играющие делятся на две группы. Дети — горшки, усевшись на пол, образуют круг (педагог заранее выкладывает ориентиры по кругу, в которых будут сидеть « горшочки»). За каждым горшком стоит хозяин. Водящий ходит по кругу, подходит к одному из хозяев горшка и начинает разговор:

Мисакчакшат? Продашь свой горшок?

Миса. Продам.

После этих слов оба дотрагиваются руками до горшка и бегут навстречу друг другу. Кто успевает первым прикоснуться руками к голове горшка, тот становится его хозяином, а оставшийся игрок становится водящим. Игра начинается сначала.

Правила игры. Нельзя мешать бегающему вокруг играющих. Хозяином будет тот, кто первым прикоснется к голове горшка. Бежать в разные стороны только после того, как дотронуться руками до горшка.

 

Воспитатель: прежде чем начать игру, нужно выбрать водящего с помощью считалки (выбирается ребенок, и он начинает проговаривать считалку) 

Один, два, три, четыре, пять,

Мы собрались поиграть,

К нам сорока прилетела

И тебе водить велела.

Итак, водящий выбран считалкой. Дружно скажем!

Раю- раю, игру начинаю!

Дети играют в мордовскую народную игру «Горшочек». Играя в игру во второй раз, дети меняются ролями. Горшочки, становятся хозяевами.

(Игра проводится под музыку мордовского танца, проводится 2- 3 раза).

Ведущий: Молодцы. Ещё поиграем? Дети: Да.

Ведущий: А поиграем мы в мордовскую народную игру «Кунцинякса» (игра высокой подвижности).

Цель: Цель: развивать умение реагировать на сигнал, ловкость, быстроту, внимание, честность.

Ведущий: Кто мордовскую загадку отгадает, тот игру начинает!

«Летом от него прячусь, а зимой его ищу»….. Солнце

Вот у нас самый смышленый мальчик будет начинать игру!

Играющие стоят в кругу. Один из них произносит считалку:

Экта, пекша, чуктане,

Абыль, фабыль, доманне.

 Экс, пес, пуля некс,

Лови!

Тот, кто выходит, догоняет игроков, которые разбегаются в разные стороны. Догоняющий, старается коснуться рукой одного из убегающих. Пойманный выходит из игры.

Правила игры. Когда остались три — четыре игрока, все снова собираются в круг и считалкой выбирают нового водящего.

Дети играют в мордовскую народную игру « Кунцинякса»

(Игра проводится под музыку мордовского танца, проводится 2 раза).

Ведущий: Ребята, сегодня, ВЫ, хорошо играли, и были дружными. 

Предлагаю, Вам, мне помочь досказать стихотворение:

Мы сегодня не устали,

Потому что ………….. (поиграли).

Много нас собралось вместе,

Было очень ………………… (интересно).

Игр нам разных показали.

Новых много мы………….. (узнали).

Мордовские игры

Подвижные, народные

Не пристало забывать,

Будем чаще в них………….(играть).

 

Ребята, мне бы очень хотелась, что вы будете играть в Мордовские народные игры дома со своими друзьями. Я хочу, вас, ребята, угостить конфетами.

Скажем «До-свидания», а по-мордовски «В а с т о м а з о н о к».

 

Используемая литература:

Карпушина

Л.П.,

Ерюшкина

О.С. Хрестоматия к программе «

Валдоня

» (раздел « Музыкальный фольклор» и музыка

композиторов Мордовии)

:

« Для дошкольных образовательных учреждений / Отв. За выпуск Ю.А. Мишанина; ред. Текстов А.Д. Шуляев; ред. О.О. Кулаева. - Саранск: Тип.

« Рузаевский печатник «, 2007-257с.;

Громова О.Е. « Спортивные игры для детей».

.: ТЦ Сфера, 2003-128с. ( Серия вместе с детьми»);

Осокина Т.И.» Физическая культура в детском саду» -

М.

:

Просвещение,1986.

Голубева В.,

Терюк

В. «

Так иг

рали наши предки. //Воспитатель ДОУ. 2007, № 4

Федотова Т. « Игры разных народов.// Воспитатель ДОУ.2008, № 2.

Интернет источники

.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×