Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 18.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Сценарий урока физики в 8 классе | Наталья Николаевна Прохорова. Работа №303754

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Представлен сценарий урока физики в 8 классе по теме "Линзы" . 

Цель урока: формирование понятия о линзах, как физических приборах.  

Задачи урока: 1. Охарактеризовать линзу по плану описания физического прибора. 

2. Расширять кругозор учащихся, углублять их знания о родном регионе.

3. Развивать речь обучающихся.

4. Развивать навыки групповой работы.

5. Развивать математическую грамотность при решении задачю

6. Развивать естественно- научную грамотность при выполнении фронтального эксперимента. 

Урок : Линзы

Эпиграф к уроку:

“Науку все глубже постигнуть стремись,
Познанием вечного жаждой тянись.
Лишь первых познаний блеснет тебе свет,
Узнаешь: предела для знания нет.”
Фирдоуси (Персидский и таджикский поэт 940–1030 г)

Организационный момент.

Здравствуйте, садитесь. Меня зовут Наталья Николаевна. И сегодня на уроке мы поработаем вместе.

Мотивация

Ребята! Мы продолжаем знакомиться с новыми понятиями в физике, открывать для себя, что-то новое, интересное. А сколько еще разного, неисследованного вокруг? Интерес ко всему неизведанному возникает, когда человек трудится сам.

Хоть выйди ты не в белый свет, а в поле за околицу,
Когда идешь за кем - то в след, дорога не запомнится.
Зато, куда б ты ни попал, и по какой распутице
Дорогу ту, что сам искал, вовек не позабудется!

Мы все готовы с вами к работе, к новым открытиям. Если речь идет об открытиях, то нас ждет интересная кропотливая работа. 

У вас на партах есть маршрутные листы, которые помогут нам в работе. Подпишите, пожалуйста, свою имя и фамилию в соответствующей строке.

Обратите внимание на то, что в некоторых разделах маршрутного листа есть строчки для самооценки, не забудьте заполнить их в течение урока.

Актуализация.

Какую тему изучаете?

Обратите внимание на картины на экране.

Задание по рядам. Подумайте, что за явление изображено на картинке? Каким законом распространения света можно объяснить возникновение данного явления?

Я вижу, что вы хорошо усвоили ранее изученный материал, и мы можем двигаться дальше.

Оцените себя, насколько хорошо вы разбираетесь в ранее изученном материале?

Формулирование темы и целей урока:

Для чего необходимо изучать данные законы, где в жизни они применяются?

- в оптических приборах.

Назовите известные вам оптические приборы

- микроскоп, телескоп, очки, оптический прицел, лупа

Как вы думаете, что является основной частью всех оптических приборов?

- линза.

Если будут затруднения: какие приборы есть у вас на партах? – лупы . Какая часть этого прибора является главной.

Поэтому, прежде чем разобраться в работе оптических приборов, нам нужно понять, как изученные вами законы учитываются при применении линз.

Сформулируйте тему урока.

Тема урока: Линзы.

Какая же будет тогда у нас цель сегодняшнего урока?

Цель: Изучение линзы.

Изучение нового материала.

Давайте посмотрим на линзы, которые есть у меня на столе и у вас и попробуем дать определение? Что такое линза?

Определение (ответы учащихся, обобщая данные ими определения,  вместе формулируем определение «Линзы».

Линза – это прозрачное тело, ограниченное двумя сферическими поверхностями.

Так как линза один из простейших физических приборов, изучать ее будем по плану изучения физического прибора.

На маршрутных листах у вас дан план, по которому мы обычно изучаем приборы. Но он напечатан мелким шрифтом. Попытайтесь прочитать план, используя линзы, которые есть у вас на партах.

План изучения физического прибора

1.          Назначение прибора.

2.          Основные элементы прибора..

3.          Принцип действия прибора (какие явления, законы их протекания положены в основу работы прибора).

4.          Правила пользования прибором .Техника безопасности в работе с прибором.

5.          Область применения прибора.

 

Получилось ли у вас прочитать текст с помощью обеих линз?- нет

Какое изображение дают эти линзы?- увеличенное и уменьшенное.

Давайте озвучим план, по которому мы будем изучать линзы.

 

Для чего же мы используем линзы?- для получения увеличенных или уменьшенных изображений.

Давайте попытаемся выяснить, почему одинаковые на вид линзы дают нам разные изображения. Потрогайте линзы, которые есть у вас на партах.

Чем они отличаются? – одна толще в центре, а у другой более толстые края.

Какое название вы бы предложили для линз? ( показать модели на столе)

- Выпуклая и вогнутая.

Какая линза дала вам увеличенное изображение, а какая уменьшенное?

- вогнутая – уменьшенное, выпуклая - увеличенное.

Выпуклые линзы являются собирающими, т.е. падающий на них пучок параллельных лучей, они собирают в одну точку. Вогнутые линзы являются рассеивающими, т.е. тот же параллельный пучок лучей, они рассеивают в разные стороны. 

Перейдем ко второму пункту нашего плана. Посмотрим видео фрагменты. Ваша задача увидеть и назвать основные элементы и понятия, связанные с линзами.

Просмотр видео.

http://vk.com/video33384986_456239017?list=a06bbe04c8369e7684

http://vk.com/away.php?to=http%3A%2F%2Fportall.zp.ua%2Fvideo%2Frasseivajushhaja-linza%2Fid-YS09OENEubx.html

 

Какие понятия вы узнали, посмотрев видео? Назовите их и покажем данные элементы на рисуне.

главная оптическая ось линзы – прямая, проходящая через центры кривизны поверхностей линзы;

оптический центр линзы  - точка, лежащая на главной оптической оси, лучи, проходящие через нее,  не  преломляются;

фокус линзы – точка на главной оптической оси, в которой собираются лучи, падающие параллельно, после их преломления в линзе;

Как вы думаете, почему можно, сфокусировав лучи в одной точке, вызвать возгорание предмета?

В одн6ой точке собирается световая энергия.

Где это можно использовать?

фокусное расстояние – расстояние от оптического центра линзы до ее фокуса. Обозначается - F

В каких единицах будет измеряться данная физическая величина?- метр ( м)

Сколько фокусов у каждой линзы? Два.

В рассеивающей линзе параллельный пучок лучей рассеивается, поэтому фокус рассеивающей линзы н7азывают мнимым мнимый.

Поэтому фокусное расстояние рассеивающей линзы – отрицательное.

Перейдем к следующему пункту нашего и плана и узнаем о закономерностях, положенных в основу работы линз.

Для этого обратимся к учебнику .

Разные линзы имеют разное фокусное расстояние и в различной степени преломляют , проходящие через них лучи, от этого зависит увеличение, которое дает нам линза.

Физическая величина, характеризующая преломляющую способность линзы, называют оптической силой линзы.

Обозначение. D

Формула. D =

Единицы измерения.

Среди вас наверняка есть люди, которые сами носят очки или очки носят ваши, знакомые, родственники. Когда врач выписывает очки, он указывает, какова должна быть оптическая сила линз. Кто помнит, в каких единицах измерения указывается оптическая сила очков?- в диоптриях.

Так как фокусное расстояние рассеивающей линзы отрицательно, то и оптическую силу рассеивающей линзы обозначают знаком минус.

Оптическая сила линзы с каким фокусным расстоянием равна 1 диоптрии? – линзы с фокусным расстоянием 1 м.

 

Применение знаний.

Решим задачу.

Задача

Вологодский оптико - механический завод производит оптические прицелы марки «Пилад», изготавливая для них линзы с оптической силой 1, 25 дптр. Такие прицелы дают десятикратное увеличение в радиусе 100 м. Определите фокусное расстояние данных линз.

 

Завод производит сложные оптико-электронные и оптико-механические приборы, изделия для пищевой промышленности, медицины, станкостроения и бытовую технику:

 

Посмотрите на оптические приборы на слайде и определите( по рядам) их оптическую силу.

Очки – 50 см

 

 

 

 

 

Микроскоп – 2 мм

 

Оптический прицел 1 см.

 

 

Вернемся к нашему плану.

Следующий пункт – «Правила пользования линзами».

Какие рекомендации работы с линзами вы можете дать?

- быть аккуратными, линзы изготовлены из стекла и могут разбиться.

- не царапать, так как это может привести к искажению изображений, даваемых линзой.

Применим наши знания при выполнении лабораторной работы « Определение оптической силы линзы». Для выполнения работы у вас есть на столах необходимое оборудование и указания к работе.

На правый край парты поместите экран. На некотором расстоянии от экрана расположите собирающую линзу. В качестве источника света будем использовать параллельные лучи, идущие от солнца. Пройдя через линзу, они соберутся в точке фокуса. Перемещая линзу относительно экрана, получите на экране четкое изображение окна. Измерьте расстояние между линзой и экраном – это и будет фокусное расстояние линзы. Рассчитайте оптическую силу линзы по формуле D = .

Какие результаты у вас получились?

Остался последний пункт нашего плана «Область применения линз».

Как мы сказали в начале урока - линзы являются основной частью различных оптических приборов. А оптические приборы применяются людьми различных профессий и для различных целей.

Поработаем в группах. Определим оптическую силу линз, входящих в различные оптические приборы. Люди каких профессий наиболее тесно работают с данными устройствами.

Глаз. Фокусное расстояние  нормального глаза изменяется от 1, 7 см до 1, 4 см. В каком интервале изменяется оптическая сила глаза.

Очки. Фокусное расстояние линз в очках – 50 см, определите их оптическую силу.

Фотоаппарат. Фокусное расстояние объектива фотоаппарата 20 см . Определите фокусное расстояние этого объектива.

Микроскоп. Определите оптическую силу объектива микроскопа, если его фокусное расстояние равно 2 мм.

Бинокль. Фокусное расстояние объектива бинокля 10 см. Какова оптическая сила объектива.

Проектор. Фокусное расстояние объектива проектора 5 мм, определите его оптическую силу.

Рефлексия.

Оцените свою работу на уроке, поставив себе отметку в маршрутном листе.

Вспомним тему и цель урока. Достигли ли мы, поставленной цели?

Все ли пункты плана по изучению физического прибора мы выполнили?

Что вы узнали нового? Что было наиболее интересно?

О чем более подробно вы хотели бы узнать?

 

Домашнее задание: § 66. Упражнение 33.

По желанию. Приготовить сообщение об изобретении оптического прибора и принципе его работы.

 

 

Учитель: Ребята! В заключение хочу сказать. Физик видит то, что видят все: предметы и явления. Он также как и все восхищается красотой и величием мира, но за этой всем доступной красотой ему открывается еще одна красота закономерностей в бесконечном разнообразии вещей и событий.

Любите, дети, физику!
Она всегда, везде.
Поможет вам в умении,
И в жизни, и в труде! 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×