Название статьи:
Сценарий урока по литературному чтению 2 класс Е. Чарушин "Страшный рассказ" | Мой кабинет. Работа №352569
Дата публикации:
28.11.2024
Автор:
Мой кабинет
Описание:
Технологическая карта урока по чтению по теме рассказа Е. Чарушина "Страшный рассказ". Урок проводится во 2 классе по программе "Перспектива". В нём отражены воспитательные, поучительные моменты из жизни детей, прививается любовь к братьям нашим меньшим - животным. В данном конспекте описаны разнообразные формы и виды работы с обучающимися.
Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс УМК Перспектива
Учитель Благун Гульнара Хамзяевна
Тема урока
Евгений Чарушин Страшный рассказ
Цель урока.
Сформировать представление о взаимоотношениях человека с природой, с животным миром.
Сформировать эмоционально-ценностное отношение ко всему живому и братьям нашим меньшим.
Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.
Тип урока .
Изучение нового материала.
Планируемые результаты данного урока
Предметные знания и умения, которыми овладеют уч-ся в результате проведенного урока.
Научатся:
Выразительно читать текст художественного произведения.
Работать с художественным текстом.
Читать по ролям.
Метапредметные умения (УУД), которые будут формироваться в ходе урока.
Познавательные умения:
— определять тем, главную мысль художественногопроизведения и обосновывать своё мнение;
— определять характер героя, его настроение и чувства, отношение автора и обосновывать своё мнение;
— анализировать содержание репродукции картины, иллюстрации;
— определять порядок действий при составлении отзыва о прочитанном произведении и обосновывать своё мнение;
— использовать приобретённые знания при составлении текста
Регулятивные умения:
— выполнять учебное задание в соответствии с целью;
— выполнять учебное задание по алгоритму;
— осуществлять взаимопроверку и самооценку при выполнении учебного задания.
Коммуникативные умения:
— формулировать высказывания, используя новые термины;
— учитывать разные мнения и стремитьсяк сотрудничеству в рамках учебного диалога;
— адекватно взаимодействовать в паре при выполнении учебного задания;
— использовать речевые средства для представления результата деятельности.
Личностные:
Проявлять:
— интерес к чтению художественных произведений о взаимоотношениях человека с природой, животным миром;
— толерантность к чувствам одноклассников;
Применение оборудования и инструментария.
Учебник, репродукции фотографий, портрет писателя, листы для работы в паре, группе, шапочки с названием персонажей рассказа, изображение ёжика и яблок.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Исследовательские умения и навыки
1.Организационный этап.
- Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать, научитесь наблюдать,
Будем вместе развивать у себя внимательность,
А поможет всё узнать наша любознательность.
Поздоровайтесь с гостями и садитесь тихо сами!
- Прочитайте высказывание на доске:
Слайд 1.
Чтение для ума — то же, что физические упражнения для тела.
Джозеф Аддисон .
- Как вы понимаете эту фразу?
- Что ждете от урока литературного чтения?
- Итак, начнем! Желаю вам хорошо сегодня потренировать свой ум!
Ученики высказывают свое отношение к урокам литературного чтения
2 Проверка домашнего задания
- С какими произведениями познакомились на прошлом уроке?
- Чему учит нас этот рассказ?
- Сейчас предлагаю вам ответить на вопросы теста, проверяя себя, на сколько вы запомнили данное произведение.
Учитель проводит опрос, дети отмечают на листочках – + или -.
Дети отвечают на вопросы.
Выполняют тест самостоятельно, в конце оценивают себя.
Дети составляют слова: Писатель, художник.
Составляют слова, объясняют их значение.
Доказывают свою точку зрения, выдвигают свои гипотезы
3. Актуализация знаний.
Работа со словами.
На столе буквы.
- Я зашифровала 2 слова. Составьте из слогов слова.
- Ребята, а кто такой писатель? А художник?
- А может ли один и тот же человек быть и писателем, и художником?
- Может быть кто-нибудь из вас знает такого человека?
4. Постановка темы, цели урока.
- А хотите узнать такого человека?
Слайд 2.
- Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством талантливого писателя и художника Евгения Ивановича Чарушина.
- Какие цели поставим на урок?
Формулируют цель, задачи на урок
Ставят цель работы
5. Изучение нового материала
1.Рассказ учителя о Чарушине
- Отец Евгения Ивановича Чарушина был архитектором. Он придумывал, рисовал дома. Альбомы, карандаши, краски – всё это очень нравилось мальчику. На детских рисунках Евгения чаще всего были изображены птицы и звери. Отец много разъезжал, нередко брал с собой сына и первые уроки наблюдательности были получены в этих путешествиях по лесному краю. Многое о родной природе Чарушин узнал от матери. Она была искусным садоводом и огородником. Сын помогал ей собирать семена цветов, приносил из лесу редкие растения и сажал их в саду около дома. Самые яркие воспоминания о детстве связаны у Чарушина с животными. В доме всегда были кошки и собаки, на окнах – банки с рыбками. Это были друзья мальчика.
Слайд 3.
После окончания Ленинградской Академии Художеств Чарушин сблизился с кружком писателей при библиотеке детской литературы и ему предложили иллюстрировать книги В. В. Бианки. Ему принадлежат отличные рисунки к книгам М. Пришвина, С. Маршака, Д. Мамина-Сибиряка.
Слайд 4.
Когда Чарушину было 29 лет, вышел первый его рассказ. Уже первые произведения определили место Евгения Ивановича в детской литературе: блестящий рассказчик-анималист, т.е. художник, изображающий животных. Юмор, доброта, нежность всегда присутствуют в его изображениях зверей.
Чарушин говорил: Посмотрел картинки? Прочёл эту книжку? Узнал, как звери и птицы учат своих детей добывать еду, себя спасать? А ты человек – хозяин всей природы, тебе всё знать нужно.
Слайд 5.
С детства природа обогащала Чарушина впечатлениями, которые он, став художником и писателем, облекал в точные и яркие образы. С равным искусством владел он словом, карандашом и кистью.
- Что повлияло на то, что Евгений Чарушин стал писателем и художником?
Работа с текстом произведения
1.Прогнозирование перед чтением
- Откройте учебники на странице 97, прочитайте название произведения.
- Поднимите руки, кому было когда-нибудь страшно?
- Попробуйте предположить, о чём будет это произведение.
- Верны ли ваши предположения вы узнаете, если отгадаете загадку.
Слайд 6.
- Как вы думаете, какую роль играет ёжик в данном рассказе?
Ёж – хищное ночное животное. Днём он прячется под кучей хвороста и листвы, а ночью выходит кормиться. Пищей ему служат жуки, лягушки, мыши, улитки, опавшие плоды яблонь, груш и других деревьев.
В случае опасности ёж сворачивается в клубок, прижимая голову к брюху и втягивая лапки и хвост под себя. Получается колючий шар с торчащими во все стороны шипами – иголками, которых у него от 5 до 6 тысяч.
Во время ночной охоты на ежа нападает филин. Ему не страшны иглы зверька. Нет спасения ежу и от хитрой лисицы. А вот при встрече с гадюкой ёж выходит победителем.
Физминутка.
Ёжик топал по тропинке
И грибочек нёс на спинке.
(Ходьба на месте)
Ёжик топал не спеша,
Тихо листьями шурша.
(Ладошками шуршим)
А навстречу скачет зайка,
Длинноухий попрыгай-ка.
В огороде чьём-то ловко
Раздобыл косой морковку.
(Прыгают как зайки)
Прискакали, прискакали
Зайчики, зайчики.
Ну-ка вместе, ну-ка дружно:
Девочки! Мальчики!
- Перед чтением рассказа поработаем над словарем.
2.Словарная работа.
- Давайте объясним значение каждого слова. Что нам может помочь в этой работе?
Слайд 6.
Слайд 7.
ЧУЛАН – помещение в доме, служащее кладовой
СЕНИ – помещение между жилой частью дома и крыльцом в деревенских избах
НЕГРОМКО – тихо
СТЕМНЕЛО – наступил вечер
ШЛЁПАЕТ (подберите синоним) – топает
Слайд 9.
3.Первичное чтение рассказа.
Дети читают рассказ в группе, учитель выбирает 1 читателя.
- Понравился рассказ?
- Кого испугались мальчики?
4.Проверка усвоения смысла и содержания рассказа.
- Почему же мальчики испугались ежа?
- Как звали мальчиков?
- Где они жили?
- Почему они остались дома одни?
- Что они делали, когда остались одни?
- Какие звуки они услышали?
- Как они отреагировали на эти звуки? Как мальчики уговаривали себя не бояться?
- Рассказали они родителям, что случилось?
- Кого нашли родители?
- Чем они угостили ёжика?
- Боялись ли мальчики потом? Почему?
6.Работа с фразеологизмами
На столе лежат листы с фразеологизмами.
У страха глаза велики.
Совсем одни.
Брать под свое крылышко.
Сердце в пятки ушло.
В мгновение око.
Вот тебе и раз.
- Прочитайте фразеологические обороты, которые встретились вам в тексте и попробуйте их объяснить.
Работа в парах
- Расставьте фразеологизмы в порядке событий рассказа.
Проверка по образцу на доске.
- Предлагаю вам проверить работу своей пары по образцу. Если пара не допустила ошибок, то поставьте +.
- Поднимите руки, кто заработал +.
7 Чтение произведения по ролям
- А теперь предлагаю вам прочитать текст по ролям. Сколько персонажей в данном рассказе?
- Как в речи обозначить точки и троеточия?
- Меняется ли настроение у ребят?
- С какой интонацией будем читать слова, которые озвучивают ходьбу ёжика?
Слушают рассказ о писателе, рассматривают репродукции фотографий
Отвечают на вопрос учителя
Дети высказывают своё мнение.
Работают со словарем.
Читают рассказ самостоятельно.
Отвечают на вопросы по содержанию текста.
Дети выполняют работу в парах.
Проверка детей по образцу
3 персонажа
Шура, Петя и автор (надеть шапочки).
Паузой
Меняется, сначала – смелые, самоуверенные, потом испуганные..
Тихо…
Дети читают рассказ по ролям
Доказывают свою точку зрения, выдвигают свои гипотезы
Ищут информацию в тексте
6. Закрепление полученных знаний.
8 Разгадывание кроссворда
Слайд 10.
- А сейчас я проверю, как внимательно вы работали на уроке. Предлагаю разгадать вам кроссворд.
Вопросы:
1. Кто является автором рассказа? (Чарушин)
2. Где происходило действие рассказа? (Дача)
3. Что зажгли родители для того, чтобы увидеть ежа? (Лампа)
4. Как зовут в рассказе одного из мальчиков? (Шура)
5. Помещение в доме, служащее кладовой. (Чулан)
6. В чём унесли ежа? (Шапка)
7. Один из главных героев рассказа. (Ёжик)
8. Помещение между жилой частью дома и крыльцом. (Сени)
Отвечают на вопросы кроссворда.
7. Рефлексия.
Слайд 11.
- Что на вас произвело наибольшее впечатление?
- Какие задания показались интересными?
- Пригодятся ли вам знания этого урока в дальнейшем?
- Чему учит нас этот рассказ?
- И закончить наш урок я хочу словами Евгения Ивановича Чарушина:
Входи в мир природы! Будь внимательным, добрым и смелым. Больше узнавай, больше умей, чтобы вся природа обернулась для тебя большой Родиной. Растения и животные – это наша родная природа. Оберегать и любить их – это значит любить и беречь свою Родину.
На доске у нас главный герой рассказа – ёжик. Прицепите к нему жёлтое яблоко, кому всё было понятно на уроке, красное – кто в чём -то затруднялся.
Дети отвечают на вопросы.
Дети прикрепляют яблоко на ёжика, который на доске.
6. Домашнее задание.
Слайд 12.
Составить план рассказа.
Нарисовать иллюстрацию к рассказу.
Подготовить пересказ.
Записывают домашнее задание
7. Выставление отметок.
Учитель с комментированием выставляет отметки детям в устной форме.
Скачать работу
Учитель Благун Гульнара Хамзяевна
Тема урока
Евгений Чарушин Страшный рассказ
Цель урока.
Сформировать представление о взаимоотношениях человека с природой, с животным миром.
Сформировать эмоционально-ценностное отношение ко всему живому и братьям нашим меньшим.
Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.
Тип урока .
Изучение нового материала.
Планируемые результаты данного урока
Предметные знания и умения, которыми овладеют уч-ся в результате проведенного урока.
Научатся:
Выразительно читать текст художественного произведения.
Работать с художественным текстом.
Читать по ролям.
Метапредметные умения (УУД), которые будут формироваться в ходе урока.
Познавательные умения:
— определять тем, главную мысль художественногопроизведения и обосновывать своё мнение;
— определять характер героя, его настроение и чувства, отношение автора и обосновывать своё мнение;
— анализировать содержание репродукции картины, иллюстрации;
— определять порядок действий при составлении отзыва о прочитанном произведении и обосновывать своё мнение;
— использовать приобретённые знания при составлении текста
Регулятивные умения:
— выполнять учебное задание в соответствии с целью;
— выполнять учебное задание по алгоритму;
— осуществлять взаимопроверку и самооценку при выполнении учебного задания.
Коммуникативные умения:
— формулировать высказывания, используя новые термины;
— учитывать разные мнения и стремитьсяк сотрудничеству в рамках учебного диалога;
— адекватно взаимодействовать в паре при выполнении учебного задания;
— использовать речевые средства для представления результата деятельности.
Личностные:
Проявлять:
— интерес к чтению художественных произведений о взаимоотношениях человека с природой, животным миром;
— толерантность к чувствам одноклассников;
Применение оборудования и инструментария.
Учебник, репродукции фотографий, портрет писателя, листы для работы в паре, группе, шапочки с названием персонажей рассказа, изображение ёжика и яблок.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Исследовательские умения и навыки
1.Организационный этап.
- Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать, научитесь наблюдать,
Будем вместе развивать у себя внимательность,
А поможет всё узнать наша любознательность.
Поздоровайтесь с гостями и садитесь тихо сами!
- Прочитайте высказывание на доске:
Слайд 1.
Чтение для ума — то же, что физические упражнения для тела.
Джозеф Аддисон .
- Как вы понимаете эту фразу?
- Что ждете от урока литературного чтения?
- Итак, начнем! Желаю вам хорошо сегодня потренировать свой ум!
Ученики высказывают свое отношение к урокам литературного чтения
2 Проверка домашнего задания
- С какими произведениями познакомились на прошлом уроке?
- Чему учит нас этот рассказ?
- Сейчас предлагаю вам ответить на вопросы теста, проверяя себя, на сколько вы запомнили данное произведение.
Учитель проводит опрос, дети отмечают на листочках – + или -.
Дети отвечают на вопросы.
Выполняют тест самостоятельно, в конце оценивают себя.
Дети составляют слова: Писатель, художник.
Составляют слова, объясняют их значение.
Доказывают свою точку зрения, выдвигают свои гипотезы
3. Актуализация знаний.
Работа со словами.
На столе буквы.
- Я зашифровала 2 слова. Составьте из слогов слова.
- Ребята, а кто такой писатель? А художник?
- А может ли один и тот же человек быть и писателем, и художником?
- Может быть кто-нибудь из вас знает такого человека?
4. Постановка темы, цели урока.
- А хотите узнать такого человека?
Слайд 2.
- Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством талантливого писателя и художника Евгения Ивановича Чарушина.
- Какие цели поставим на урок?
Формулируют цель, задачи на урок
Ставят цель работы
5. Изучение нового материала
1.Рассказ учителя о Чарушине
- Отец Евгения Ивановича Чарушина был архитектором. Он придумывал, рисовал дома. Альбомы, карандаши, краски – всё это очень нравилось мальчику. На детских рисунках Евгения чаще всего были изображены птицы и звери. Отец много разъезжал, нередко брал с собой сына и первые уроки наблюдательности были получены в этих путешествиях по лесному краю. Многое о родной природе Чарушин узнал от матери. Она была искусным садоводом и огородником. Сын помогал ей собирать семена цветов, приносил из лесу редкие растения и сажал их в саду около дома. Самые яркие воспоминания о детстве связаны у Чарушина с животными. В доме всегда были кошки и собаки, на окнах – банки с рыбками. Это были друзья мальчика.
Слайд 3.
После окончания Ленинградской Академии Художеств Чарушин сблизился с кружком писателей при библиотеке детской литературы и ему предложили иллюстрировать книги В. В. Бианки. Ему принадлежат отличные рисунки к книгам М. Пришвина, С. Маршака, Д. Мамина-Сибиряка.
Слайд 4.
Когда Чарушину было 29 лет, вышел первый его рассказ. Уже первые произведения определили место Евгения Ивановича в детской литературе: блестящий рассказчик-анималист, т.е. художник, изображающий животных. Юмор, доброта, нежность всегда присутствуют в его изображениях зверей.
Чарушин говорил: Посмотрел картинки? Прочёл эту книжку? Узнал, как звери и птицы учат своих детей добывать еду, себя спасать? А ты человек – хозяин всей природы, тебе всё знать нужно.
Слайд 5.
С детства природа обогащала Чарушина впечатлениями, которые он, став художником и писателем, облекал в точные и яркие образы. С равным искусством владел он словом, карандашом и кистью.
- Что повлияло на то, что Евгений Чарушин стал писателем и художником?
Работа с текстом произведения
1.Прогнозирование перед чтением
- Откройте учебники на странице 97, прочитайте название произведения.
- Поднимите руки, кому было когда-нибудь страшно?
- Попробуйте предположить, о чём будет это произведение.
- Верны ли ваши предположения вы узнаете, если отгадаете загадку.
Слайд 6.
- Как вы думаете, какую роль играет ёжик в данном рассказе?
Ёж – хищное ночное животное. Днём он прячется под кучей хвороста и листвы, а ночью выходит кормиться. Пищей ему служат жуки, лягушки, мыши, улитки, опавшие плоды яблонь, груш и других деревьев.
В случае опасности ёж сворачивается в клубок, прижимая голову к брюху и втягивая лапки и хвост под себя. Получается колючий шар с торчащими во все стороны шипами – иголками, которых у него от 5 до 6 тысяч.
Во время ночной охоты на ежа нападает филин. Ему не страшны иглы зверька. Нет спасения ежу и от хитрой лисицы. А вот при встрече с гадюкой ёж выходит победителем.
Физминутка.
Ёжик топал по тропинке
И грибочек нёс на спинке.
(Ходьба на месте)
Ёжик топал не спеша,
Тихо листьями шурша.
(Ладошками шуршим)
А навстречу скачет зайка,
Длинноухий попрыгай-ка.
В огороде чьём-то ловко
Раздобыл косой морковку.
(Прыгают как зайки)
Прискакали, прискакали
Зайчики, зайчики.
Ну-ка вместе, ну-ка дружно:
Девочки! Мальчики!
- Перед чтением рассказа поработаем над словарем.
2.Словарная работа.
- Давайте объясним значение каждого слова. Что нам может помочь в этой работе?
Слайд 6.
Слайд 7.
ЧУЛАН – помещение в доме, служащее кладовой
СЕНИ – помещение между жилой частью дома и крыльцом в деревенских избах
НЕГРОМКО – тихо
СТЕМНЕЛО – наступил вечер
ШЛЁПАЕТ (подберите синоним) – топает
Слайд 9.
3.Первичное чтение рассказа.
Дети читают рассказ в группе, учитель выбирает 1 читателя.
- Понравился рассказ?
- Кого испугались мальчики?
4.Проверка усвоения смысла и содержания рассказа.
- Почему же мальчики испугались ежа?
- Как звали мальчиков?
- Где они жили?
- Почему они остались дома одни?
- Что они делали, когда остались одни?
- Какие звуки они услышали?
- Как они отреагировали на эти звуки? Как мальчики уговаривали себя не бояться?
- Рассказали они родителям, что случилось?
- Кого нашли родители?
- Чем они угостили ёжика?
- Боялись ли мальчики потом? Почему?
6.Работа с фразеологизмами
На столе лежат листы с фразеологизмами.
У страха глаза велики.
Совсем одни.
Брать под свое крылышко.
Сердце в пятки ушло.
В мгновение око.
Вот тебе и раз.
- Прочитайте фразеологические обороты, которые встретились вам в тексте и попробуйте их объяснить.
Работа в парах
- Расставьте фразеологизмы в порядке событий рассказа.
Проверка по образцу на доске.
- Предлагаю вам проверить работу своей пары по образцу. Если пара не допустила ошибок, то поставьте +.
- Поднимите руки, кто заработал +.
7 Чтение произведения по ролям
- А теперь предлагаю вам прочитать текст по ролям. Сколько персонажей в данном рассказе?
- Как в речи обозначить точки и троеточия?
- Меняется ли настроение у ребят?
- С какой интонацией будем читать слова, которые озвучивают ходьбу ёжика?
Слушают рассказ о писателе, рассматривают репродукции фотографий
Отвечают на вопрос учителя
Дети высказывают своё мнение.
Работают со словарем.
Читают рассказ самостоятельно.
Отвечают на вопросы по содержанию текста.
Дети выполняют работу в парах.
Проверка детей по образцу
3 персонажа
Шура, Петя и автор (надеть шапочки).
Паузой
Меняется, сначала – смелые, самоуверенные, потом испуганные..
Тихо…
Дети читают рассказ по ролям
Доказывают свою точку зрения, выдвигают свои гипотезы
Ищут информацию в тексте
6. Закрепление полученных знаний.
8 Разгадывание кроссворда
Слайд 10.
- А сейчас я проверю, как внимательно вы работали на уроке. Предлагаю разгадать вам кроссворд.
Вопросы:
1. Кто является автором рассказа? (Чарушин)
2. Где происходило действие рассказа? (Дача)
3. Что зажгли родители для того, чтобы увидеть ежа? (Лампа)
4. Как зовут в рассказе одного из мальчиков? (Шура)
5. Помещение в доме, служащее кладовой. (Чулан)
6. В чём унесли ежа? (Шапка)
7. Один из главных героев рассказа. (Ёжик)
8. Помещение между жилой частью дома и крыльцом. (Сени)
Отвечают на вопросы кроссворда.
7. Рефлексия.
Слайд 11.
- Что на вас произвело наибольшее впечатление?
- Какие задания показались интересными?
- Пригодятся ли вам знания этого урока в дальнейшем?
- Чему учит нас этот рассказ?
- И закончить наш урок я хочу словами Евгения Ивановича Чарушина:
Входи в мир природы! Будь внимательным, добрым и смелым. Больше узнавай, больше умей, чтобы вся природа обернулась для тебя большой Родиной. Растения и животные – это наша родная природа. Оберегать и любить их – это значит любить и беречь свою Родину.
На доске у нас главный герой рассказа – ёжик. Прицепите к нему жёлтое яблоко, кому всё было понятно на уроке, красное – кто в чём -то затруднялся.
Дети отвечают на вопросы.
Дети прикрепляют яблоко на ёжика, который на доске.
6. Домашнее задание.
Слайд 12.
Составить план рассказа.
Нарисовать иллюстрацию к рассказу.
Подготовить пересказ.
Записывают домашнее задание
7. Выставление отметок.
Учитель с комментированием выставляет отметки детям в устной форме.