Сценарий внеклассного мероприятия по истории в 5 классе по теме " Римское войско" | Ватина Татьяна Николаевна. Работа №234344
Автор: Ватина Татьяна Николаевна
Внеклассное мероприятие по истории в 5 классе по теме " Римское войско"
Цель: создание условий для реализации интеллектуального и творческого потенциала обучающихся.
Планируемые результаты:
Предметные: ответить на вопрос: римское войско- почему до сих пор их считают лучшей армией всех времён?
Метапредметные:
– участвовать в диалоге; –слушать и понимать других; – работать в группах
Личностные:
Понимать важность учебы и познание нового, понимают ценности других народов
Место работы : МОУ Байдулинская средняя общеобразовательная школа
МО " Тереньгульский район" Ульяновской области.
Должность :учитель истории и обществознания
ФИО Ватина :Татьяна Николаевна
Внеклассное мероприятие истории в 5 классе по теме
Римское войско.
Время урока: 40 минут.
Цель: создание условий для реализации интеллектуального и творческого потенциала обучающихся.
Планируемые результаты:
Предметные: ответить на вопрос: римское войско- почему до сих пор их считают лучшей армией всех времён?
Метапредметные:
– участвовать в диалоге;
–слушать и понимать других;
– работать в группах
Личностные:
Понимать важность учебы и познание нового, понимают ценности других народов
Основные понятия темы: легион, легионеры туника, манипула, гастаты, принципы, триарии.
Средства обучения: мультимедиа презентация с использованием наглядного материала, видеоматериалы( фрагменты фильмов: « Рим» , режиссёр Майкл Эптед,2005-2007 гг;
« Орёл девятого легиона», режиссёр Кевин МакДональд,2011; « Времена и воины», режиссёр Фил Грабски,1994) , документы.
Оборудование : Мультимедийная установка .
План мероприятия:
1. Организационный момент ( 4 минуты).
2.Основная часть . Работа в группах с документами и видеоматериалом ( 25 минут).
3.Рефлексия ( 4 минуты).
4. Подведение итогов ( 2 минуты).
Ход мероприятия:
1.Организационный момент ( 4 минуты) .
Учитель предлагает рассмотреть иллюстрацию на слайде №1.
Вопрос .Скажите кто изображён на слайде? Почему вы так решили?(На слайде изображён воин, потому что он одет в доспехи и вооружён.)
Учитель называет тему урока:
Правильно ребята . Этот воин- римский легионер. Тема нашего урока «Римское войско». (слайд №2) .Мы выясним, что представляет собой римское войско, определим его сильные и слабые стороны.
Вступительное слово учителя. (слайд №3)
Древний Рим – государство, возникшее на Апеннинском п-ве в 8 в . до н.э., покорившее народы Европы, Африки, Азии, Британии. На весь мир славились римские солдаты своей железной дисциплиной , блестящими победами. Римские полководцы шли от победы к победе , пока под тяжестью солдатского сапога не оказались все народы Средиземноморья.
Как вы думаете , что позволило римлянам завоевать такую огромную территорию?
Ставлю проблемную задачу. (слайд №4)
Проблемная задача:
Римское войско- почему до сих пор их считают лучшей армией всех времён?
Чтобы решить эту задачу вы будете работать военными историками. Каждая команда получит документы для изучения. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Команды соперники могут дополнять ответы друг друга, получая дополнительные баллы.
2. Организация работы в группах . (20 минут)
Каждая группа получает пакет документов ,которые учащиеся должны проанализировать на предмет поиска ответа на главный вопрос урока:
1 группа военных историков(слайд № 5 )
Организация римского войска
Вопросы:
1.Из каких структурных элементов состоял римский легион?( Основной тактической единицей был легион. В IV веке до н.э .Легион был разделен на манипулы (по-латински – горсть), центурии (сотни) и декурии (десятки.) .Легиону придавалось 300 всадников, составлявшие 10 турм. Кавалерия прикрывала фланги легиона.
2. Кого в римской армии называли гастатами, принципами и триариями? (Молодые воины – гастаты, в бою они принимали на себя первый удар врага. Если консул видит, что первой линии не сдержать натиск, он приказывает отступить в промежутки второй линии. Врагам кажется, что они одолели римлян, как вдруг перед ними – готовые к бою воины второй линии - принципы. Но если и они не добивались успеха, то шаг за шагом отступали к третьей линии. Там находились храбрейшие и опытнейшие воины – триарии) .
2 группа военных историков . (слайд № 6 )
Вооружение римского войска.
Вопросы:
Чем вооружение легионера отличалось от вооружения римского офицера?
(Высшие командиры носили меч на поясной портупее. Так как им не приходилось пользоваться щитом, меч они могли носить и слева.
Центурионы отличались посеребренным чешуйчатым панцирем и тем, что часто носили вышедшие из общего употребления поножи. Гребень на шлеме центурионов крепился поперечно. Знаком отличия центурионов и одновременно орудием наказания была виноградная лоза — трость (vitis). Меч центурионы носили слева, кинжал справа.
Оборонительное снаряжение (arma) легионера состояло из шлема, панциря и щита. У легионера шлем более увеличенным задним козырьком, на шлеме горизонтальное ребро жесткости, крепившееся к надлобной части шлема (наподобие современного козырька), защищающее лицо от нисходящего удара меча. Тело защищал пластинчатый панцирь, состоявший из металлических полос, скрепленных изнутри кожаными ремешками. К наступательному оружию пехоты относились меч, пилумы и метательные копья. Солдаты носили с собой: кошелек., баклага для воды, миска и котелок, кирка, лопата, мотыга, пила (дротик), сундучок для личных вещей , кожаная бутыль для вина или воды, калига, фурка – шест для ношения багажа во время похода.)
3 группа военных историков .
Обучение и дисциплина в римской армии.
Вопросы:
1.За какие проступки наказывали римских воинов? Как вы думаете почему за сон на посту было самое суровое наказание?( Невыполнение приказа, за сон на посту , за трусость в бою. За сон на посту солдата забивали камнями насмерть , потому что внезапное нападение врага грозило гибелью всего легиона.)
2. Какие награды были в римском войске? (Могли повысить в чине, увеличить жалование, наградить землей или деньгами, освобождали от лагерных работ, награждали знаками отличия: серебряными и золотыми цепочками, брастетами.)
4 группа военных историков .(слайд № 7)
Командный состав римской армии.
Вопросы:
1.Кто командовал римской армией, центурией? (Во времена республики римской армией командовали консулы. Каждой центурией командовал центурион).
2.Что представляли собой римские знамёна? (Знамена представляли собой копье с перекладиной, на которой висело полотнище из одноцветного материала. Значком легиона при Марии был серебряный орел или бронзовый. При императорах он делался из золота. Легионные орлы изображались с расправленными крыльями и изготавливались из бронзы и покрывались либо позолотой, либо серебром.)
3.Почему в трудную минуту полководцы кидали знамёна гущу врагов? (Потерять орла в бою считалось ни с чем не сравнимым позором. Легион, допустивший это бесчестие, распускался и прекращал свое существование. Как особые святыни почитались также значки отдельных подразделений, входивших в состав легиона. Чтобы переломить ход сражения полководцы кидали знамёна в гущу врагов.)
5 группа военных историков .
Римский лагерь
Римляне считали свой лагерь достижением военного искусства. Согласны ли
вы с этим? Свой ответ обоснуйте.
Зачем легионеры строили лагеря?
(Римский лагерь действительно можно назвать достижением военного искусства, так как, во-первых, мы не встречали такого в армиях других народов, во-вторых, устраивая свой лагерь, римляне всесторонне изучили возможные опасности и организовали охрану так, чтобы воины могли спокойно отдохнуть и пополнить свои силы;
Лагерь представлял собой квадрат, позже прямоугольник, длина которого была на одну треть протяженнее ширины. Прежде всего намечалось место претория. Это квадратная площадь, сторона которой равнялась 50 метрам. Здесь ставились палатки командующего, жертвенники, трибуна для обращения к солдатам полководца; здесь же происходил суд и сбор войска. Перед палатками через весь лагерь проходила улица шириной 25 метров, главную улицу пересекала другая, шириной 12 метров. На концах улиц были ворота и башни. На них стояли баллисты и катапульты. По сторонам правильными рядами стояли палатки легионеров. Из лагеря войска могли без сутолоки и беспорядка выступить в поход)
Вопрос: Какие города были основаны на месте римских лагерей?( На месте некоторых римских лагерей возникли такие города, как Ланкастер, Рочестер и другие. Из римских лагерей выросли Кёльн (римская колония Агрипинна), Вена (Виндобона)… Города, в окончании которых есть “…честер” или “…кастр”, возникли на месте римских лагерей. “Каструм” - лагерь.).
Работа с видеоматериалом.
Вопросы по видеоматериалу направлены ко всему классу .
Вопрос к видеофрагменту №1-2:
В чём преимущество римской армии в сравнении с варварами?
Вопрос к видеофрагменту №3:
Как вы понимаете слова иудейского историка Иосифа Флавия : « …Их учения – бескровные битвы , а битвы кровавые учения…»? Чему обучали солдат в римской армии?(Их учения были постоянными и хорошо организованными , приближенными к боевым. Римских солдат обучали владеть мечом и копьём, тактике ведения боя. Воспитывали выносливость ,беспрекословное подчинение приказам центуриона)
Вопрос к видеофрагменту №4:
Римляне считали свой лагерь достижением военного искусства. Согласны ли
вы с этим? Свой ответ обоснуйте.
Зачем легионеры строили лагеря?
-Как вы думаете в чём сходство и в чём различие римской армии и армии современной?
3. Подведение итогов( 4 минуты)
(слайд №8-9 )
Вопрос к классу:
Какой вывод вы сделали на основе изученного?
Римское войско- почему до сих пор их считают лучшей армией всех времён?
Учащиеся предлагают свои выводы на основе изученного материала.
Чётко продуманная организация войска.
Железная дисциплина.
Обучение воинов.
Строительство хорошо укреплённых лагерей.
Разработанная тактика ведения боя.
4. Рефлексия (2 минуты)
( слайд № 10)
Учитель предлагает вместе составить синквейн на тему «Римский воин».
Римский воин
Легионер,
Выносливый, обученный, жестокий,
Сражается , наступает, захватывает,
Милость покорным являть и смирять войною надменных!
Завоеватель.
Команды подсчитывают баллы. Определяется победитель.
Римское государство изначально создавалось как военизированное, и каждый гражданин Рима считал своим почетным долгом состоять в войске, служить Отечеству. Благодаря новшествам, совершенной системе ведения боя, римская армия стала лучшей армией своей эпохи. Но создана она была в первую очередь не для защиты Отечества, а для захвата и присоединения новых территорий.
1 группа военных историков .
Организация римского войска.
В Риме существовала всеобщая воинская повинность. В армии начинали служить юношами с 17 лет и до 45 в полевых частях, после 45 до 60 – служили в крепостях. Сроки службы со временем тоже менялись. Основной тактической единицей был легион.
В IV веке до н.э .легион был разделен на манипулы (по-латински – горсть), центурии (сотни) и декурии (десятки), которые напоминали современные роты, взводы, отделения.
Рис.1 – Структура легиона.
Рис.2 – Манипулярное построение.
Легкая пехота – велиты (буквально – быстрые, подвижные) шла впереди легиона в рассыпном строю и завязывала бой. При неудаче отходила в тыл и на фланги легиона. Всего их было 1200 человек.
Гастаты (от латинского “гаста” – копье) – копьеносцы, 120 человек в манипуле. Составляли первую линию легиона. Принципы (первые) – 120 человек в манипуле.
Триарии (третьи) – 60 человек в манипуле. Третья линия- триарии были самые опытные и испытанные бойцы.
В бой римляне шли не сплошной массой, а небольшими отрядами в три линии, в каждой линии 10 отрядов. В первом ряду – молодые войны – гастаты, в бою они принимали на себя первый удар врага. Если консул видит, что первой линии не сдержать натиск, он приказывает отступить в промежутки второй линии. Врагам кажется, что они одолели римлян, как вдруг перед ними – готовые к бою воины второй линии - принципы. Но если и они не добивались успеха, то шаг за шагом отступали к третьей линии. Там находились храбрейшие и опытнейшие воины – триарии. Они смыкали строй и нападали на врага сплошной стеной. Это оказывалось для врага самым страшным. Когда древние хотели сказать, что настал решающий момент, говорили: «Дело дошло до триариев».
В каждой манипуле было по две центурии. Легиону придавалось 300 всадников, составлявшие 10 турм. Кавалерия прикрывала фланги легиона.
В самом начале применения манипулярного порядка легион шел в бой тремя линиями и, если встечалось препятствие, которое легионеры были вынуждены обтекать, таким образом получался разрыв боевой линии, манипул из второй линии спешила закрыть брешь, а место манипула из второй линии занимал манипул из третьей линии. Во время схватки с врагом легион представлял монолитную фалангу.
Со временем третью линию легиона стали использовать как резерв, решавший судьбу сражения. Но если полководец неправильно определял решающий момент боя, легион ждала гибель. Поэтому со временем римляне перешли к когортному строю легиона. Каждая когорта насчитывала 500-600 человек и с приданным конным отрядом, действуя отдельно, представляла собой легион в миниатюре.
Вопросы:
Из каких структурных элементов состоял римский легион?
Кого в римской армии называли
гастатами
, принципами и
триариями
?
4 группа военных историков .
Командный состав римской армии.
Во времена республики римской армией командовали консулы. Каждой центурией командовал центурион. Командир первой сотни был командиром манипула. Центурионы имели право солдата за проступки. Они носили с собой виноградную лозу – римскую розгу, это орудие редко оставалось без дела. Римский писатель Тацит рассказывал об одном центурионе, которого вся армия знала под кличкой: “Передай другую!”
Как и в наше время, в римской армии были знамена, барабаны, литавры, трубы, рожки. Знамена представляли собой копье с перекладиной, на которой висело полотнище из одноцветного материала. Манипулы, а после реформы Мария когорты, имели знамена. Над перекладиной было изображение зверя (волка, слона, коня, кабана…). Если подразделение совершало подвиг, то оно награждалось – награда крепилась к древку знамени; этот обычай сохранился и в наши дни.
Значком легиона при Марии был серебряный орел или бронзовый. При императорах он делался из золота. Легионные орлы изображались с расправленными крыльями и изготавливались из бронзы и покрывались либо позолотой, либо серебром. Позже их стали делать из чистого золота. Потерять орла в бою считалось ни с чем не сравнимым позором. Легион, допустивший это бесчестие, распускался и прекращал свое существование. Как особые святыни почитались также значки отдельных подразделений, входивших в состав легиона. Римские солдаты верили, что военные знаки, включая легионных орлов, обладают божественной сверхъестественной сущностью, и относились к ним с огромным трепетом и любовью, окружая их таким же поклонением, как и богов. В военном лагере орел и другие знаки помещались в специальное святилище, куда ставили также статуи богов и императоров. В честь знамен совершали жертвоприношения и посвящения. В праздничные дни орла и знамена смазывали маслом и особым образом украшали, используя для этого розы. Клятва, приносимая перед военными знаменами, была равносильна клятве перед богами. День рождения легиона или воинского подразделения почитался как день рождения орла или знамен. На военные знаки крепились эмблемы воинской части и изображения тех боевых наград, которые она заслужила в сражениях и походах. Потеря знамени считалась величайшим позором. Каждый легионер должен был защищать знамя до последней капли крови. В трудную минуту полководец кидал знамя в гущу врагов, чтобы побудить воинов вернуть его обратно и рассеять врагов.
Первое, чему учили солдат – неотступно следовать за значком, за знаменем. Знаменосцы выбирались из сильных и опытных солдат и пользовались большим почетом и уважением.
По описанию Тита Ливия, знамена представляли собой квадратное полотнище, пришнурованное к горизонтальной перекладине, укрепленной на шесте. Окраска полотнища была различной. Все они были однотонными – пурпурными, красными, белыми, синими.
Вопросы:
1.Кто командовал римской армией, центурией?
2.Что представляли собой римские знамёна?
3.Почему в трудную минуту полководцы кидали знамёна гущу врагов?
3 группа военных историков .
Обучение и дисциплина в римской армии.
Обучение бойцов римского манипулярного легиона прежде всего заключалось в том, чтобы выучить солдат идти вперед по приказу центуриона, заполнять разрывы в боевой линии в момент столкновения с противником, спешить слиться в общую массу. Выполнение этих маневров требовало более сложного обучения, чем при обучении воина, сражавшегося в фаланге.
Обучение заключалось еще и в том, что римский солдат был уверен – его не бросят одного на поле боя, что товарищи поспешат к нему на помощь.
Иудейский историк Иосиф Флавий, имевший возможность непосредственно наблюдать военные порядки римлян в I в. н. э., описывает их с нескрываемым восхищением. Римляне, по его словам, «не ждут начала войны, чтобы пустить в ход оружие, и в мирное время не остаются праздными... но, словно они были рождены с оружием в руках, никогда не прекращают упражняться... Их учения не отличаются от настоящего сражения, и каждый воин упражняется каждый день с таким рвением, как если бы это была настоящая война. Поэтому-то они с такой легкостью переносят трудности сражения: благодаря приобретенной привычке к правильному построению их строй никогда не рассеивается в беспорядке, воины никогда не покидают своего места из-за страха и никакой труд никогда не изнуряет их. Именно поэтому их победа над теми, кто не обучен военному делу, неизбежна. Так что их военные упражнения по справедливости могут быть названы бескровными сражениями, а их сражения – кровавыми упражнениями».
Римская армия, славившаяся своей дисциплиной, в отличие от других армий того времени, целиком была во власти полководца.
Малейшее нарушение дисциплины каралось смертной казнью, также и невыполнение приказа. Так, в 340 году до н.э. сын римского консула Тита Манлия Торквата во время разведки без приказа главнокомандующего вступил в бой с начальником вражеского отряда и победил его. Об этом он рассказывал в лагере с восторгом. Однако консул осудил его на смертную казнь. Приговор был приведен в исполнение тут же, несмотря на мольбы всего войска о пощаде.
Перед консулом всегда шли десять ликторов, несших пучки розог (фасциев, фашин). В военное время в них вставлялся топор. Символ власти консула над своими починенными. Сначала провинившегося секли розгами, затем отрубали голову топором. Если часть или все войско обнаруживало трусость в бою, то проводилась децимация. Децем в переводе на русский означает десять. Так поступил Красс после разгрома нескольких легионов Спартаком. Было выпорото, а затем казнено несколько сот солдат.
Если солдат засыпал на посту, его отдавали под суд, а затем забивали насмерть камнями и палками. За легкие провинности могли выпороть, понизить в чине, перевести на тяжелые работы, уменьшить жалование, лишить гражданства, продать в рабство.
Но были и награды. Могли повысить в чине, увеличить жалование, наградить землей или деньгами, освобождали от лагерных работ, награждали знаками отличия: серебряными и золотыми цепочками, брастетами. Награждение проводил сам полководец.
Обычными наградами были медали (фалеры) с изображением лика бога или полководца. Высшими знаками отличия были венки (короны). Дубовый давался солдату, спасшего товарища – римского гражданина в бою. Венец с зубчатой стеной – тому, кто первый взобрался на стену или вал вражеской крепости. Корона с двуми золотыми носами кораблей, – солдату, первым вступившему на палубу вражеского корабля. Осадный венок давался полководцу, снявшему осаду с города или крепости или освободившему их. Но самая высокая награда – триумф, – давалась полководцу за выдающуюся победу, при этом должно было быть убито не менее 5000 врагов.
Вопросы:
1.За какие проступки наказывали римских воинов? Как вы думаете почему за сон на посту было самое суровое наказание?
2. Какие награды были в римском войске?
5 группа военных историков .
Римский лагерь
Римский лагерь был хорошо продуман и укреплен. Римское войско, как говорили, таскает за собой крепость. Как только делался привал, сразу же начиналось строительство лагеря. Если надо было двигаться дальше, лагерь бросали недостроенным. Даже разбитый ненадолго, отличался от однодневного более мощными укреплениями. Иногда армия оставалась в лагере на зиму. Такой лагерь называли зимним, вместо палаток строили дома и бараки. Кстати, на месте некоторых римских лагерей возникли такие города, как Ланкастер, Рочестер и другие. Из римских лагерей выросли Кёльн (римская колония Агрипинна), Вена (Виндобона)… Города, в окончании которых есть “…честер” или “…кастр”, возникли на месте римских лагерей. “Каструм” - лагерь.
Место для лагеря выбирали на южном сухом склоне холма. Поблизости должны были находиться вода и пастбище для обозного скота, топливо.
Лагерь представлял собой квадрат, позже прямоугольник, длина которого была на одну треть протяженнее ширины. Прежде всего намечалось место претория. Это квадратная площадь, сторона которой равнялась 50 метрам. Здесь ставились палатки командующего, жертвенники, трибуна для обращения к солдатам полководца; здесь же происходил суд и сбор войска. Направо была палатка квестора, налево – легатов. По обеим сторонам помещались палатки трибунов. Перед палатками через весь лагерь проходила улица шириной 25 метров, главную улицу пересекала другая, шириной 12 метров. На концах улиц были ворота и башни. На них стояли баллисты и катапульты (одно и то же метательное орудие, получило название от метаемого снаряда, баллиста метала ядра, катапульта – стрелы). По сторонам правильными рядами стояли палатки легионеров. Из лагеря войска могли без сутолоки и беспорядка выступить в поход. Устраивая свой лагерь, римляне всесторонне изучили возможные опасности и организовали охрану так, чтобы воины могли спокойно отдохнуть и пополнить свои силы.
Каждая центурия занимала десять палаток, манипул – двадцать. Палатки имели досчатый остов, двускатную досчатую крышу и обтягивались кожей или грубым полотном. Площадь палатки от 2,5 до 7 кв. м. В ней жила декурия – 6-10 человек, двое из которых постоянно находились в карауле. Палатки преторианской гвардии и кавалерии были больших размеров. Лагерь обносили частоколом, широким и глубоким рвом и валом высотой 6 метров. Между валами и палатками легионеров было расстояние в 50 метров. Это делалось для того, чтобы неприятель не мог зажечь палатки. Перед лагерем устраивали полосу препятствий из нескольких контрвалационных линий и заграждений из заостренных кольев, волчьих ям, деревьев с заостренными сучьями и сплетенными между собой, образовывавших почти непроходимое препятствие. «Одним словом, – писал Вегеций, – легион должен иметь при себе и возить с собою все, что считается нужным при любом роде войны, чтобы разбитый на любом месте лагерь мог обратиться в вооруженный город».
Вопрос :
Римляне считали свой лагерь достижением военного искусства. Согласны ли вы с этим? Свой ответ обоснуйте. Зачем легионеры строили лагеря?
2 группа военных историков .
Вооружение римского войска.
Высшие командиры носили меч на поясной портупее. Так как им не приходилось пользоваться щитом, меч они могли носить и слева.
Центурионы отличались посеребренным чешуйчатым панцирем и тем, что часто носили вышедшие из общего употребления поножи. Гребень на шлеме центурионов крепился поперечно. Знаком отличия центурионов и одновременно орудием наказания была виноградная лоза — трость . Меч центурионы носили слева, кинжал справа.
Доспехи и снаряжение римских офицеров и военачальников.
1 – торакс.
2 – лорика скуамата.
3 – панцирь кавалерийского офицера – декуриона.
4 – кожанная юбка – птерюгес.
5 – офицерский плащ – палудаментум.
6 – витис – палка центуриона (давала право ударить солдата).
7 – шлем трибуна.
8 – шлем легата.
9 – символ власти легата – ликта (связка розг и топор палача).
10 – поножи – окреи.
11 – котурни.
Легионеры
После реформы Мария все легионеры вооружались одинаково.
Оборонительное снаряжение легионера состояло из шлема, панциря и щита.
Модификация римского шлема в первой половине I в. характеризовалась постепенным увеличением заднего козырька. В этот же период появляется и горизонтальное ребро жесткости, крепившееся к надлобной части шлема (наподобие современного козырька), защищающее лицо от нисходящего удара меча. Ко второй четверти I в. на шлемах появляются надушные полукруглые выступы. Все эти детали остались характерной чертой римских пехотных шлемов и во II в.
Для крепления гребня на шлемах были предусмотрены два отверстия, в которых укреплялись специальные держатели. Гребни, скорее всего, надевались только для парадов, а в сражениях использовались редко. Сам шлем надевали только перед сражением, в походе же он подвешивался на кожаных ремешках на груди воина.
Панцирь получил свое название от кожаных ремней , из которых он когда-то состоял. Римские солдаты использовали несколько видов этого панциря.
Чешуйчатый панцирь представлял собой холщовую или кожаную рубашку, покрытую рядами металлических чешуек. В I в. Перешли к производству совершенно нового типа пластинчатого панциря , состоявшего из металлических полос, скрепленных изнутри кожаными ремешками.
С незапамятных времен щитом легионера был овальный выгнутый скутум (scutum). Изготовлялся скутум из легких осиновых или тополиных досок и обтягивался сначала полотном, а затем воловьей шкурой, по краям обивался медью или железом, а посередине с внешней стороны имел металлическую выпуклую накладку — umbo. В углублении этой накладки с внутренней стороны щита воин мог хранить мелкие предметы, например деньги и т. п. Внешняя сторона накладки могла быть украшена чеканкой или накладным серебром. Иногда на нем изображалась личная эмблема (амулет) хозяина щита. На внутренней же стороне помешались записи, касающиеся личности владельца щита: его имя, номер легиона, может быть, центурии и т. п. Вес щита был не меньше 5,5 кг.
Поверхность щита была украшена рисунками.
Надо сказать, что щит использовался не только как прикрытие от ударов противника, но и как наступательное оружие. При обучении солдат отрабатывались прямые удары центральной выпуклой накладкой щита, призванные вывести противника из равновесия, а также удары ребром щита.
К наступательному оружию пехоты относились меч, пилумы и метательные копья.
Меч гладиус, название которого в наше время перешло к похожему на него по форме цветку гладиолусу, в первой половине I века еще имел длинное (50–56 см) сужающееся лезвие. В начале I в. легионеры носили через левое плечо перевязь , на которой крепились ножны меча. Таким образом, меч располагался справа, и легионер мог выхватить его, не изменяя положения щита, который всегда должен был закрывать его как можно более полно.
Кроме меча легионер имел боевой кинжал (pugio). Его носили на поясе с левой стороны.
Характерным оружием римлян был пилум. Это было двухметровый дротик, половину которого занимало лезвие, заточенное хитрым способом и сделанное из мягких металлов. Пилумы можно было запустить на расстояние до 65 метров, они применялись непосредственно перед схваткой. При попадании в человека тяжёлый пилум почти всегда убивал его, но обычно от пилума успевали прикрыться щитом. Мягкое лезвие застревало в щите и при этом гнулось, и его было невозможно вынуть, а благодаря длине лезвия воин обычно не мог дотянутся мечом до деревянной рукоятки и срубить её. Даже если добрые люди помогали срубить древко, оставшийся клинок был достаточной длины, чтобы мешать бойцу передвигаться, и тому оставалось только выкинуть обузу и открыться для ударов мечей из доброй римской стали. Единственной средством против пилумов были металлические щиты (дорого!).
Вооружение и снаряжение римского пехотинца.
1 – шлем – касис.
2 – пояс – смнгулум.
3 – кинжал – пугио.
4 – меч – гладиус и ремень – балтеус.
5 – кошелек.
6 – баклага для воды.
7 – миска и котелок.
8 – кирка, лопата, мотыга.
9 – пила (дротик).
10 – пилум.
11 – панцирь – лорика сегментана.
12 – плащ легионера – сагум.
13 – сундучок для личных вещей .
14 – кожаная бутыль для вина или воды.
15 – скутум.
16 – калига.
17 – фурка – шест для ношения багажа во время похода.
Вопросы:
1.Чем вооружение легионера отличалось от вооружения римского офицера?
2.Опишите оружие легионера ( на выбор : гладиус, пилум, щит)
Используемые Интернет- ресурсы:
ru.wikipedia.org
alcala.ru›brokgauz-slovari/izbrannoe/slovar-R/
xlegio.ru