Сценарий внеклассного мероприятия "В гостях у Д.И. Менделеева". | Левченко Светлана Петровна. Работа №338388
Представьте, что вы оказались в гостях у великого русского учёного Дмитрия Ивановича Менделеева. Вы попадаете в его кабинет, где царит атмосфера серьёзной научной работы. На столе лежат различные записи, схемы и расчёты, а по стенам висят портреты учёных-предшественников Менделеева.
Сам Дмитрий Иванович встречает вас радушно, но с некоторой строгостью, присущей человеку, полностью погружённому в научную деятельность. Он предлагает вам присесть и начинает рассказывать о своих научных открытиях и исследованиях. Вы слушаете его с большим интересом, задавая уточняющие вопросы.
Менделеев с воодушевлением живописует вам историю создания своей знаменитой Периодической таблицы химических элементов, делится размышлениями о законах природы и перспективах развития науки. Он с гордостью показывает вам различные приборы и экспериментальные установки, используемые в его лаборатории.
В ходе беседы вы начинаете понимать, что перед вами не просто выдающийся учёный, но и глубокомыслящий философ, стремящийся постичь фундаментальные основы мироздания. Менделеев рассуждает о роли науки в жизни общества, о необходимости сочетания теоретических изысканий и практических приложений.
Время течёт незаметно, и вскоре вам приходится попрощаться с Дмитрием Ивановичем, унося с собой яркие впечатления от встречи с этим выдающимся человеком. Вы чувствуете, что ваш кругозор значительно расширился, а уважение к науке и её служителям возросло.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАПОРОЖСКОЙ ОБЛАСТИ «КОНСТАНТИНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2 ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ПЕТРА ТРОФИМОВИЧА ОДИНЦА» Г.О. МЕЛИТОПОЛЬ
Внеклассное мероприятие
«В ГОСТЯХ У Д.И. МЕНДЕЛЕЕВА»
Предмет: химия.
Возраст детей: 7-9 классы
Дата проведения : 08.02.2024 г.
Разработала
Левченко Светлана Петровна
учитель химии
.
с. Константиновка, 2024
В ГОСТЯХ У Д.И. МЕНДЕЛЕЕВА
(сценарий внеклассного мероприятия)
Учитель
Этот урок- внеклассное занятие, посвящается величайшему гению российской науки, автору около 500 научных работ. Его спектр научных интересов был удивительно широким, его многочисленные научные труды посвящены не только вопросам развития физики и химии, но и экономики, метрологии, геологии и других наук. Также ученый получил признание как педагог и просветитель. Как вы уже догадались, речь пойдёт о Дмитрии Ивановиче Менделееве.
Поэтому и мы проведём сегодня мероприятие «В гостях у Д.И. Менделеева»
Ведущий 1 (звучит музыка «Лунная соната Бетховена» 1 часть)
Другого ничего в природе нет
ни здесь, ни там, в космических глубинах:
всё— от песчинок малых до планет —
из элементов состоит единых.
Ведущий 2
Давайте все вместе заглянем в прошлое. Петербург. Начало 20 века. Сырой холодный ветер гонит свинцовые тучи, моросит мелкий дождь. Мы в здании Петербургского университета. Здесь находится квартира известного на весь мир учёного Дмитрия Менделеева.
Ведущий.1 Каким он всё - таки был? Что любил и что ненавидел? Что принимал и что отвергал? Что в нем притягивало людей? Попробуем, представить себе, как Д.И. Менделеев ответил бы на наши вопросы.
Ведущий.2
Мы входим в гостиную Менделеева. Здесь великий учёный отдыхал, принимал гостей. А вот и сам хозяин гостиной.
Менделеев сидит за столом, пишет.
Ведущий.1 Здравствуйте, Дмитрий Иванович! Учащиеся нашей школы хотят с Вами пообщаться!
Менделеев: Добрый день! Я к вашим услугам, господа! С удовольствием отвечу на ваши вопросы!
Ученик 1. Д. И. как Вы стали великим учёным, первооткрывателем Периодического закона, создателем знаменитой на весь мир таблицы химических элементов?
Менделеев: чтобы стать учёным нужно много знать. Знания я получил в Петербургском Педагогическом институте, куда поступил после окончания Тобольской гимназии. Я был 17 ребёнком у своих родителей. Мой отец Иван Павлович был директором Тобольской гимназии.
Ученик 2 Самое великое открытие – 16 февраля 1869 г.- Периодическая таблица химических элементов. А что послужило к созданию этой таблицы?
Менделеев: Находясь на стажировке в Европе, я начал писать для моих студентов учебник «Основы химии» и столкнулся с классификацией химических элементов. Их на то время было 63. Вот тогда и сделал открытие.
Ученик 3. Это правда, что свою таблицу Вы увидели во сне?
(Звучит музыка Бетховена «Лунная соната 3).
Ведущий 1.
Он бросается к столу и строчит карандашом.
Наконец-то! Он нашел!
Он на чем попало пишет. Ничего вокруг не слышит.
Наконец-то понял он, в чем разгадка, в чем закон!
Из кабинета не выходит: «Не упустить бы мысли той!»
Он элементы ставит в строй, но все ж таблица не выходит…
Тогда, усталостью сражен, лег на диван и видит сон.
(Появляются учащиеся со знаками химических элементов под музыку «Буря» Бетховена)
Ведущий 2
То кружились, то мелькали,
То водили хоровод,
То взрывались, то пылали,
То шипели, то сверкали,
То в покое пребывали:
Алюминий, натрий, калий.
Фтор, бериллий, водород…
Перепутались все свойства, недалеко до беды.
Вдруг команда.
Стройся войско! Стали строиться в ряды.
(Учащиеся выстраиваются, держа таблички со знаками химических элементов, образуя 1 и 2 ряды.)
Ведущий 1
Во втором ряду волненье: все боятся окисленья. Поглядите! Злится литий.
Литий.
Фтор ужасный окислитель! Я не встану в этот ряд! Пусть другие здесь горят!
Ведущий 2
И бериллий мрачно мыслит.
Бериллий.
Кислород нас всех окислит! И простите за повтор: как не сносен этот фтор!
Ведущий 1
Бор кивает головой, но не рвется сразу в бой!
Ведущий 2
И азот не лезет в спор, но зато вмешался фтор.
Фтор.
Ах! Так мы для вас не пара! Кислород! Поддай им жару! Окисляй! За мной! Вперед!
Углерод.
Стойте!
Ведущий 1
Крикнул углерод.
Углерод.
Я и уголь, и алмаз. И за них я и за вас!
Я сражаться не горю. Я вас лучше помирю! Встану я посередине!
Ведущий 2
Третий ряд! Трубите сбор!
Натрий, магний, алюминий,
Кремний, фосфор, сера, хлор!
По порядку, по закону элементы встали в ряд.
И выходит, что в колонне все похожие стоят!
Кремний встал под углеродом.
Сера схожа с кислородом.
Алюминий встал под бор – замечательный подбор!
Ряд пристраивают к ряду.
А рядов-то десять кряду (показывает по таблице).
Металлы под металлами, ковкие под ковкими,
Едкие под едкими, идут своими клетками.
По порядку всё стоит. Вот Природы Алфавит.
(Учащиеся уходят.)
Ученик 1 Выходит, что Менделеев увидел Периодическую систему во сне?
Ведущий 1
Э, нет! Ученый должен отдыхать. Но и во сне не знать покоя. Тогда открытие любое вовек не сможет он проспать.
Менделеев: Мне надоело рассказывать журналистам о своём открытии, им это скучно, и я придумал эту легенду - о сне. Я над ней, (таблице) может быть, двадцать лет думал, а вы полагаете: сидел и вдруг… готово».
Ученик 2
О Вашей гениальности известно всему миру?
Менделеев: да, я – почетный доктор многих университетов. Не хватает лишь одного звания. Императорская Академия наук не избрала меня академиком по той причине, что я поддержал волнения студентов. Это оскорбляло меня, как великого ученого и я ушёл из университета.
Ученик 3
Д. И.! Вы открыли закон природы, но не стали лауреатом Нобелевской премии. Почему?
Менделеев: Я трижды выдвигался на Нобелевскую премию и, самое интересное, что и
трижды был отклонен Нобелевским комитетом.
Причин я считаю было две: шведский химик С. Аррениус, лауреат Нобелевской премии 1903 года за теорию электролитической диссоциации, не простил мне того, что я был её категорическим противником; вторая причина--конфликт между мной и братьями Нобель.
Ученик 3
Расскажите подробней.
Менделеев:
Нефтяным бизнесом в Баку управлял Людвиг Нобель. Старший брат Альфреда Нобеля, который позже учредит знаменитую премию. Швед был ярым сторонником уничтожения тяжелых остатков нефти — как бесполезных продуктов. Я предложил использовать ценные остаточные масла нефти и разработал свою технологию. Это могло нанести удар по нефтяной империи
Нобелей, ведь тогда российские конкуренты превращались в успешных соперников при гораздо
меньших вложениях. Так оно и вышло.
Ученик 1
Вы были в 1888 году в командировке по Донецкому краю. Что Вы можете рассказать об этом?
Менделеев: Результаты этих поездок я изложил в докладе правительству, сообщил на заседании Русского физико-химического общества. Написал большую публицистическую
статью «Будущая сила, покоящаяся на берегах Донца». Я разработал идею о подземной газификации углей и перегонке газа по трубам в крупные города, считая этот процесс самым эффективным с точки зрения экономии топлива и облегчения труда горняков
Ведущий 2
По средам Д.И. Менделеев принимал в своей квартире друзей. Здесь бывали А.П. Бородин, Н.Н. Зинин, Н.Н. Бекетов, Н.А. Меншуткин, И.Н. Крамской И.Е. Репин, А.И. Куинджи, И.И. Шишкин, И.И. Суриков, Васнецовы и другие (звучит музыка). Часто Н.А. Меншуткин и А.П. Бородин играли в четыре руки что-нибудь из Моцарта или Мендельсона. Это были "менделеевские среды". На Менделеевских «средах» много спорили о науке, литературе, музыке, искусстве.
Менделеев ценил творчество Шекспира, Байрона, Шиллера, Гёте, Жуковского и Пушкина, больше всех Н.В. Гоголя. особенно любил стихи Майкова и Тютчева, уважал поэзию А. Блока. Любил музыку Бетховена, Чайковского, Бородина, Глинки.
(Один из учеников читает стихотворение Тютчева «Молчит сомнительно Восток» (звучит музыка из балета Чайковского «Лебединое озеро»)
Молчит сомнительно Восток, Смотрите: полоса видна,
Повсюду чуткое молчанье… И, словно скрытной страстью рдея
Что это? Сон иль ожиданье, Она все ярче, все живее —
И близок день или далек? Вся разгорается она —
Чуть-чуть белеет темя гор, Еще минута — и во всей
Еще в тумане лес и долы, Неизмеримости эфирной
Спят города и дремлют селы, Раздастся благовест всемирный
Но к небу подымите взор… Победных солнечных лучей.
Ученик 2
Что Вас связывало с Александром Блоком?
Менделеев: Моя дочь Любочка замужем за этим поэтом.
Ученик 1: Расскажите о своей семье. Вы были женаты? Сколько раз?
Менделеев: от вас ничего не утаишь. Я был женат дважды. Я влюбился по-настоящему в молодую и очень красивую женщину, когда был уже женат и у меня были дети.
Ученик 2: говорят, первая жена не соглашалась на развод. А церковь не хотела венчать вас вторично?
Ведущий 1
Жениться вторично Менделееву помогли друзья. Н.Н. Бекетов отправился к первой жене и взамен на пожизненное обеспечение ее и детей выпросил у нее развод. Потом он нашел священника, который их тайно обвенчал.
Ведущий 2
Об этом скандальном венчании стало широко известно. Церковь позволяет венчаться вторично, только после смерти одного из супругов. Священника наказали?
Менделеев: Его отлучили от церкви. Пришлось платить ему пожизненное жалование за его смелый поступок.
Ведущий 1
“Ваше императорское величество, нельзя давать аудиенцию Менделееву, — убеждали Александра III. — Женившись во второй раз при живой жене, он лишился права бывать в приличном обществе”. На что император ответил: “Это верно, у Менделеева две жены, но Менделеев-то у меня один!” …
Ведущий 2
Для разрядки слишком серьезной подчас обстановки Д.И. Менделеев показывал занимательные опыты в шуточной интерпретации. Знаменитый художник Репин, часто посещавший менделеевские среды, курил очень много.
Однажды Менделеев объявил, что соберет в стеклянной закрытой банке дым от его папиросы. Репин закурил папиросу и в момент, когда он выпустил первую струю табачного дыма, Менделеев накрыл стеклянной крышкой банку, стоявшую на столе. К удивлению присутствующих, банка действительно наполнилась дымом.
Тогда Д.И. Менделеев предложил И. Репину понюхать собранный табачный дым в банке, что тот не замедлил сделать, но тут же поперхнулся, выхватил носовой платок и стал откашливаться. Вместо табачного дыма он вдохнул смесь аммиака и частичек хлористого аммония.
Ученик 1
Д.И. Правда, что вы создали бездымный порох и изобрели водку?
Менделеев: (смеётся) водку ещё до меня пили. Просто моя работа была посвящена соединению спирта с водой, где я указал оптимальное соотношение 40 % спирта.
Да, я создал бездымный порох и даже наладил его производство. Однако правительство России не успело его запатентовать, и изобретение «уплыло» за океан. В результате Россия была вынуждена покупать «менделеевский» порох у США
Ученик 2
Д.И.! Какое у Вас хобби?
Менделеев:
Я дарил чемоданы собственного изготовления друзьям и родственникам, приговаривая: «Без чемодана далеко не уедешь!»
Демонстрация видеофрагмента. «Менделеев и чемоданы»
https://vk.com/wall-65751089_69201
Ведущий 1
В августе 1887 года, несмотря на плохое самочувствие, Вы совершили полет на воздушном шаре. Вам тогда было 53 года. Расскажите об этом.
Демонстрация видеофрагмента «Менделеев и полёт на воздушном шаре»
https://yandex.ru/video/preview/415779422687486072
Менделеев: 7 августа 1887 года территория центральной России должна была оказаться в полосе полного солнечного затмения. В этой полосе находилось и моё имение в Боблово. Я высказал идею проводить астрономические наблюдения с аэростатов потому, что на высоте воздух более разрежен, меньше загрязнен пылью и водяными парами, а значит, прозрачнее. Я очень тщательно готовился к этому событию. Никакая болезнь не должна была помешать замыслу. Я взял с собой много приборов, которыми можно было померить различные характеристики воздуха. А также хотел зарисовать картинку при затмении. Шар за два с лишним часа пролетел около 100 км и благополучно приземлился.
Ведущий2
Прощаясь с друзьями, вы сказали:
Менделеев: Я не боюсь летать, а боюсь того, что при спуске мужики примут меня за чёрта и изобьют».
Ученик 3
Д.И.! Вернёмся к вашему открытию Периодической системы химических элементов. Как воспринял научный мир Ваше открытие?
Менделеев:
На моё открытие учёные не обратили внимание. Нужны были доказательства закона. В таблице пустые клетки, где нужно было поместить новые открытые элементы.
Ведущий 1
И это произошло в 1875г., когда во Франции Лекок де Буабодран открыл Галлий, который в точности совпал с предсказанным Менделеевым Экаалюминием. Потом были открыты элементы: в 1879 г. Нильсоном - Скандий, в 1886 г. - Винклером – Германий. Этих учёных Менделеев назвал «Укрепителями периодического закона». С конца 1880-х годов Периодический закон был окончательно признан в качестве одной из теоретических основ химии.
Чтец. (звучит музыка)
Вот как-то раз узнали ученые всех стран:
Металл чудесный галлий (в честь Франции назвали) открыл Буабодран.
Довольный и счастливый рассматривал металл,
Но писем из России никак не ожидал.
Он взял письмо, прочел его.
«От русского ученого?!
- Ошибся я! Слыхали?! – француз был удивлен:
- В глаза не видел галлий, а свойства знает он!
Вес высчитал удельный точней, чем я, стократ
Какой-то Менделеев еще пять лет назад!»
Глаза его сверкали, топорщились усы,
Но вот металл свой галлий он кинул на весы!..
Ответ в Россию мчится:
«Прекрасная таблица! Я вами восхищен!
Проверен мной практически
Закон периодический,
И я категорически приветствую закон!»
У химиков переполох!
Ведь галлий был один из трех, предсказанных заранее…
И следом, как из-под земли, вдруг Скандий в Швеции нашли,
На свет германий извлекли (естественно, в Германии).
Потом дополнилась таблица.
Узнали новые частицы.
Прославят, подтвердят закон
Открытья будущих времен.
Ученик 2. И последний вопрос: Дмитрий Иванович, Какие открытия, достижения составили Ваше имя?
Менделеев:
10 июля 1905 г. я написал в дневнике: «Всего более четыре предмета составили моё имя: периодический закон, исследование упругости газов, понимание растворов как ассоциаций и "Основы химии". Тут всё моё богатство. Оно не отнято у кого-нибудь, а произведено мною, это мои дети, и ими, увы, дорожу сильно, столь же, как детками»
Ведущий 2: прежде всего, Менделеева признала родина. В течении 1880 года он был избран почетным членом Московского, Казанского, Харьковского, Киевского, Новороссийского университетов. Потом пошли дипломы с уведомлением о почетном членстве из Загребской академии, из Шотландии, из Эдинбургского университета, из Ирландии. Потом их стало трудно считать. А все сделанное им трудно перечислить. Одних печатных трудов он оставил почти тысячу. Когда при нем его называли гением, сердито кричал: «Какой там гений! Трудился всю жизнь, вот и стал гений!
Ведущий 1. Давайте подведём итог нашей встречи. Каким же всё-таки был Менделеев?
Ученик 1
Д.И. Менделеев еще при жизни был известен во многих странах, получил свыше 130 дипломов и почетных званий русских и зарубежных академий. В России утверждены менделеевские премии за выдающиеся работы в области физики и химии. Американские ученые, синтезировавшие в 1955г. элемент 101, дали ему название менделевий.
Ученик 2
"Опережать время" - этот девиз был лейтмотивом творчества Д.И. Менделеева.
Ведущий 2: сколько элементов открыто на сегодня? Как они все помещаются в таблице?
Ученик 3
На сегодня открыто 118 элементов. Последний 118 оганесон назван в честь советского-российского учёного Оганесяна - научного руководителя Лаборатории ядерных реакций в Дубне (под Москвой). Сам Менделеев писал об этом так: «… по видимости будущее не грозит закону разрушением, а только надстройки и развития обещает»
Ученик 2
У Менделеева было много привязанностей, пристрастий и привычек. Умеренный в одежде (дома носил широкую суконную куртку, пошитую по его же фасону, а модой – не интересовался, имел постоянного портного), он был умерен и в еде (обедал он всегда в 6 часов вечера, довольствуясь бульоном, ухой, рыбой- сам придумывал для себя блюда- идеи новых блюд сменяли друг друга и имели успех у знакомых). Любимый напиток – чай, но так как сладкого Менделеев не любил, то чай пил без сахара. Чай заваривал сам, по своему способу (этому обучил и жену). Чаем угощал всех гостей.
Ученик (звучит музыка ) Н. Глазков
Пусть зимний день с метелями. Без многословья книжного
Не навевает грусть – В ней смысла торжество.
Таблицу Менделеева И элемента лишнего
Я знаю наизусть. В ней нет ни одного.
Зачем ее я выучил? В ней пробужденье дерева
Могу сказать зачем. И вешних льдинок хруст.
В ней стройность и величие Таблицу Менделеева
Любимейших поэм. Я знаю наизусть.
Ведущий 1:
Хочется завершить нашу встречу в гостях у Д.И. Менделеева строками поэта Бориса Пастернака:
Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.
До сущности протекших дней,
До их причины,
До оснований, до корней,
До сердцевины.
Всё время схватывая нить
Судеб, событий,
Жить, думать, чувствовать, любить,
Свершать открытья…
Учитель: Эти строки стихотворения выражают жизненное кредо Д.И. Менделеева.
Вся его жизнь – подвиг во имя процветания России. Отечественной науки и промышленности. Это пример того, как учёный может и должен служить Родине. Имя его – символ национальной гордости и славы. Мне хочется обратиться к вам, учащимся:
О ваши дни благословенны!
Дерзайте ныне ободрены
Раченьем вашем показать,
Что может собственных Платонов,
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать.
М.В. Ломоносов
Закончить наше мероприятие, посвящённое 155 лет со дня создания таблицы химических элементов российским ученым Дмитрием Менделеевым, и 190 лет со дня его рождения поможет прекрасное стихотворение Степана Щипачёва «Читая Менделеева»:
(Звучит музыка)
Чтец 1.
Как формула, как график трудовой
строй Менделеевской системы строгой.
Вокруг тебя творится мир живой,
входи в него, вдыхай, руками трогай.
Чтец 2.
Есть просто газ легчайший — водород,
есть просто кислород, а вместе это —
июньский дождь от всех своих щедрот,
сентябрьские туманы на рассветах.
Чтец 3.
Кипит железо, серебро, сурьма
и темно-бурые растворы брома,
и кажется Вселенная сама
одной лабораторией огромной.
Чтец 4.
Тут мало оптикой поможешь глазу,
тут мысль пытливая всего верней.
Пылинку и увидишь-то не сразу —
глубины мирозданья скрыты в ней.
Чтец 5.
Будь то вода, что поле оросила,
будь то железо, медь или гранит —
всё страшную космическую силу,
закованную в атомы, хранит.
Чтец 6.
Мы не отступим, мы пробьем дорогу
туда, где замкнут мирозданья круг, —
и что приписывалось раньше богу,
все будет делом наших грешных рук!