Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 19.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Сценарий внеклассного мероприятия "В гостях у Д.И. Менделеева". | Левченко Светлана Петровна. Работа №338388

Дата публикации:
Автор:
Описание:

 

Представьте, что вы оказались в гостях у великого русского учёного Дмитрия Ивановича Менделеева. Вы попадаете в его кабинет, где царит атмосфера серьёзной научной работы. На столе лежат различные записи, схемы и расчёты, а по стенам висят портреты учёных-предшественников Менделеева. 

 

Сам Дмитрий Иванович встречает вас радушно, но с некоторой строгостью, присущей человеку, полностью погружённому в научную деятельность. Он предлагает вам присесть и начинает рассказывать о своих научных открытиях и исследованиях. Вы слушаете его с большим интересом, задавая уточняющие вопросы.

Менделеев с воодушевлением живописует вам историю создания своей знаменитой Периодической таблицы химических элементов, делится размышлениями о законах природы и перспективах развития науки. Он с гордостью показывает вам различные приборы и экспериментальные установки, используемые в его лаборатории.

В ходе беседы вы начинаете понимать, что перед вами не просто выдающийся учёный, но и глубокомыслящий философ, стремящийся постичь фундаментальные основы мироздания. Менделеев рассуждает о роли науки в жизни общества, о необходимости сочетания теоретических изысканий и практических приложений.

Время течёт незаметно, и вскоре вам приходится попрощаться с Дмитрием Ивановичем, унося с собой яркие впечатления от встречи с этим выдающимся человеком. Вы чувствуете, что ваш кругозор значительно расширился, а уважение к науке и её служителям возросло.

 

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАПОРОЖСКОЙ ОБЛАСТИ «КОНСТАНТИНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2 ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ПЕТРА ТРОФИМОВИЧА ОДИНЦА» Г.О. МЕЛИТОПОЛЬ

 

Внеклассное мероприятие

«В ГОСТЯХ У Д.И. МЕНДЕЛЕЕВА»

 

 

 

 

Предмет: химия.

Возраст детей: 7-9 классы

Дата проведения : 08.02.2024 г.

Разработала

Левченко Светлана Петровна

учитель химии

.

 

с. Константиновка, 2024

 

В ГОСТЯХ У Д.И. МЕНДЕЛЕЕВА

(сценарий внеклассного мероприятия)

Учитель

Этот урок- внеклассное занятие, посвящается величайшему гению российской науки, автору около 500 научных работ. Его спектр научных интересов был удивительно широким, его многочисленные научные труды посвящены не только вопросам развития физики и химии, но и экономики, метрологии, геологии и других наук. Также ученый получил признание как педагог и просветитель. Как вы уже догадались, речь пойдёт о Дмитрии Ивановиче Менделееве.

Поэтому и мы проведём сегодня мероприятие «В гостях у Д.И. Менделеева»

Ведущий 1 (звучит музыка «Лунная соната Бетховена» 1 часть)

Другого ничего в природе нет

ни здесь, ни там, в космических глубинах:

всё— от песчинок малых до планет —

из элементов состоит единых.

Ведущий 2

Давайте все вместе заглянем в прошлое. Петербург. Начало 20 века. Сырой холодный ветер гонит свинцовые тучи, моросит мелкий дождь. Мы в здании Петербургского университета. Здесь находится квартира известного на весь мир учёного Дмитрия Менделеева.

Ведущий.1 Каким он всё - таки был? Что любил и что ненавидел? Что принимал и что отвергал? Что в нем притягивало людей? Попробуем, представить себе, как Д.И. Менделеев ответил бы на наши вопросы.

Ведущий.2

Мы входим в гостиную Менделеева. Здесь великий учёный отдыхал, принимал гостей. А вот и сам хозяин гостиной.

Менделеев сидит за столом, пишет.

 

Ведущий.1 Здравствуйте, Дмитрий Иванович! Учащиеся нашей школы хотят с Вами пообщаться!

Менделеев: Добрый день! Я к вашим услугам, господа! С удовольствием отвечу на ваши вопросы!

Ученик 1. Д. И. как Вы стали великим учёным, первооткрывателем Периодического закона, создателем знаменитой на весь мир таблицы химических элементов?

Менделеев: чтобы стать учёным нужно много знать. Знания я получил в Петербургском Педагогическом институте, куда поступил после окончания Тобольской гимназии. Я был 17 ребёнком у своих родителей. Мой отец Иван Павлович был директором Тобольской гимназии.

 

Ученик 2 Самое великое открытие – 16 февраля 1869 г.- Периодическая таблица химических элементов. А что послужило к созданию этой таблицы?

Менделеев: Находясь на стажировке в Европе, я начал писать для моих студентов учебник «Основы химии» и столкнулся с классификацией химических элементов. Их на то время было 63. Вот тогда и сделал открытие.

Ученик 3. Это правда, что свою таблицу Вы увидели во сне?

(Звучит музыка Бетховена «Лунная соната 3).

 

Ведущий 1.

Он бросается к столу и строчит карандашом.

Наконец-то! Он нашел!

Он на чем попало пишет. Ничего вокруг не слышит.

Наконец-то понял он, в чем разгадка, в чем закон!

Из кабинета не выходит: «Не упустить бы мысли той!»

Он элементы ставит в строй, но все ж таблица не выходит…

Тогда, усталостью сражен, лег на диван и видит сон.

 

(Появляются учащиеся со знаками химических элементов под музыку «Буря» Бетховена)

Ведущий 2

То кружились, то мелькали,

То водили хоровод,

То взрывались, то пылали,

То шипели, то сверкали,

То в покое пребывали:

Алюминий, натрий, калий.

Фтор, бериллий, водород…

Перепутались все свойства, недалеко до беды.

Вдруг команда.

Стройся войско! Стали строиться в ряды.

 

(Учащиеся выстраиваются, держа таблички со знаками химических элементов, образуя 1 и 2 ряды.)

Ведущий 1

Во втором ряду волненье: все боятся окисленья. Поглядите! Злится литий.

Литий.

Фтор ужасный окислитель! Я не встану в этот ряд! Пусть другие здесь горят!

Ведущий 2

И бериллий мрачно мыслит.

Бериллий.

Кислород нас всех окислит! И простите за повтор: как не сносен этот фтор!

Ведущий 1

Бор кивает головой, но не рвется сразу в бой!

Ведущий 2

И азот не лезет в спор, но зато вмешался фтор.

Фтор.

Ах! Так мы для вас не пара! Кислород! Поддай им жару! Окисляй! За мной! Вперед!

Углерод.

Стойте!

Ведущий 1

Крикнул углерод.

Углерод.

Я и уголь, и алмаз. И за них я и за вас!

Я сражаться не горю.  Я вас лучше помирю! Встану я посередине!

Ведущий 2

Третий ряд! Трубите сбор!

Натрий, магний, алюминий,

Кремний, фосфор, сера, хлор!

По порядку, по закону элементы встали в ряд.

И выходит, что в колонне все похожие стоят!

Кремний встал под углеродом.

Сера схожа с кислородом.

Алюминий встал под бор – замечательный подбор!

Ряд пристраивают к ряду.

А рядов-то десять кряду (показывает по таблице).

Металлы под металлами, ковкие под ковкими,

Едкие под едкими, идут своими клетками.

По порядку всё стоит. Вот Природы Алфавит.

(Учащиеся уходят.)

Ученик 1 Выходит, что Менделеев увидел Периодическую систему во сне?

Ведущий 1

Э, нет! Ученый должен отдыхать. Но и во сне не знать покоя. Тогда открытие любое вовек не сможет он проспать.

Менделеев: Мне надоело рассказывать журналистам о своём открытии, им это скучно, и я придумал эту легенду - о сне. Я над ней, (таблице) может быть, двадцать лет думал, а вы полагаете: сидел и вдруг… готово».

Ученик 2

О Вашей гениальности известно всему миру?

Менделеев: да, я – почетный доктор многих университетов. Не хватает лишь одного звания. Императорская Академия наук не избрала меня академиком по той причине, что я поддержал волнения студентов. Это оскорбляло меня, как великого ученого и я ушёл из университета.

Ученик 3

Д. И.! Вы открыли закон природы, но не стали лауреатом Нобелевской премии. Почему?

Менделеев: Я трижды выдвигался на Нобелевскую премию и, самое интересное, что и

трижды был отклонен Нобелевским комитетом.

Причин я считаю было две: шведский химик С. Аррениус, лауреат Нобелевской премии 1903 года за теорию электролитической диссоциации, не простил мне того, что я был её категорическим противником; вторая причина--конфликт между мной и братьями Нобель.

Ученик 3

Расскажите подробней.

Менделеев:

Нефтяным бизнесом в Баку управлял Людвиг Нобель. Старший брат Альфреда Нобеля, который позже учредит знаменитую премию. Швед был ярым сторонником уничтожения тяжелых остатков нефти — как бесполезных продуктов. Я предложил использовать ценные остаточные масла нефти и разработал свою технологию. Это могло нанести удар по нефтяной империи

Нобелей, ведь тогда российские конкуренты превращались в успешных соперников при гораздо

меньших вложениях. Так оно и вышло.

Ученик 1

Вы были в 1888 году в командировке по Донецкому краю. Что Вы можете рассказать об этом?

Менделеев: Результаты этих поездок я изложил в докладе правительству, сообщил на заседании Русского физико-химического общества. Написал большую публицистическую

статью «Будущая сила, покоящаяся на берегах Донца». Я разработал идею о подземной газификации углей и перегонке газа по трубам в крупные города, считая этот процесс самым эффективным с точки зрения экономии топлива и облегчения труда горняков

Ведущий 2

По средам Д.И. Менделеев принимал в своей квартире друзей. Здесь бывали А.П. Бородин, Н.Н. Зинин, Н.Н. Бекетов, Н.А. Меншуткин, И.Н. Крамской И.Е. Репин, А.И. Куинджи, И.И. Шишкин, И.И. Суриков, Васнецовы и другие (звучит музыка). Часто Н.А. Меншуткин и А.П. Бородин играли в четыре руки что-нибудь из Моцарта или Мендельсона. Это были "менделеевские среды". На Менделеевских «средах» много спорили о науке, литературе, музыке, искусстве.

Менделеев ценил творчество Шекспира, Байрона, Шиллера, Гёте, Жуковского и Пушкина, больше всех Н.В. Гоголя. особенно любил стихи Майкова и Тютчева, уважал поэзию А. Блока. Любил музыку Бетховена, Чайковского, Бородина, Глинки.

(Один из учеников читает стихотворение Тютчева «Молчит сомнительно Восток» (звучит музыка из балета Чайковского «Лебединое озеро»)

Молчит сомнительно Восток, Смотрите: полоса видна,
Повсюду чуткое молчанье… И, словно скрытной страстью рдея
Что это? Сон иль ожиданье, Она все ярче, все живее —
И близок день или далек? Вся разгорается она —
Чуть-чуть белеет темя гор, Еще минута — и во всей
Еще в тумане лес и долы, Неизмеримости эфирной
Спят города и дремлют селы, Раздастся благовест всемирный
Но к небу подымите взор… Победных солнечных лучей.

Ученик 2

Что Вас связывало с Александром Блоком?

Менделеев: Моя дочь Любочка замужем за этим поэтом.

Ученик 1: Расскажите о своей семье. Вы были женаты? Сколько раз?

Менделеев: от вас ничего не утаишь. Я был женат дважды. Я влюбился по-настоящему в молодую и очень красивую женщину, когда был уже женат и у меня были дети.

Ученик 2: говорят, первая жена не соглашалась на развод. А церковь не хотела венчать вас вторично?

Ведущий 1

 Жениться вторично Менделееву помогли друзья. Н.Н. Бекетов отправился к первой жене и взамен на пожизненное обеспечение ее и детей выпросил у нее развод. Потом он нашел священника, который их тайно обвенчал.

Ведущий 2

 Об этом скандальном венчании стало широко известно. Церковь позволяет венчаться вторично, только после смерти одного из супругов. Священника наказали?

Менделеев: Его отлучили от церкви. Пришлось платить ему пожизненное жалование за его смелый поступок.

Ведущий 1

“Ваше императорское величество, нельзя давать аудиенцию Менделееву, — убеждали Александра III. — Женившись во второй раз при живой жене, он лишился права бывать в приличном обществе”. На что император ответил: “Это верно, у Менделеева две жены, но Менделеев-то у меня один!” …

Ведущий 2

Для разрядки слишком серьезной подчас обстановки Д.И. Менделеев показывал занимательные опыты в шуточной интерпретации. Знаменитый художник Репин, часто посещавший менделеевские среды, курил очень много.

Однажды Менделеев объявил, что соберет в стеклянной закрытой банке дым от его папиросы. Репин закурил папиросу и в момент, когда он выпустил первую струю табачного дыма, Менделеев накрыл стеклянной крышкой банку, стоявшую на столе. К удивлению присутствующих, банка действительно наполнилась дымом.

Тогда Д.И. Менделеев предложил И. Репину понюхать собранный табачный дым в банке, что тот не замедлил сделать, но тут же поперхнулся, выхватил носовой платок и стал откашливаться. Вместо табачного дыма он вдохнул смесь аммиака и частичек хлористого аммония.

Ученик 1

Д.И. Правда, что вы создали бездымный порох и изобрели водку?

 

Менделеев: (смеётся) водку ещё до меня пили. Просто моя работа была посвящена соединению спирта с водой, где я указал оптимальное соотношение 40 % спирта.

Да, я создал бездымный порох и даже наладил его производство. Однако правительство России не успело его запатентовать, и изобретение «уплыло» за океан. В результате Россия была вынуждена покупать «менделеевский» порох у США

Ученик 2

Д.И.! Какое у Вас хобби?

Менделеев:

Я дарил чемоданы собственного изготовления друзьям и родственникам, приговаривая: «Без чемодана далеко не уедешь!»

Демонстрация видеофрагмента. «Менделеев и чемоданы»

https://vk.com/wall-65751089_69201

Ведущий 1

В августе 1887 года, несмотря на плохое самочувствие, Вы совершили полет на воздушном шаре. Вам тогда было 53 года. Расскажите об этом.

Демонстрация видеофрагмента «Менделеев и полёт на воздушном шаре»

https://yandex.ru/video/preview/415779422687486072

Менделеев: 7 августа 1887 года территория центральной России должна была оказаться в полосе полного солнечного затмения. В этой полосе находилось и моё имение в Боблово. Я высказал идею проводить астрономические наблюдения с аэростатов потому, что на высоте воздух более разрежен, меньше загрязнен пылью и водяными парами, а значит, прозрачнее. Я очень тщательно готовился к этому событию. Никакая болезнь не должна была помешать замыслу. Я взял с собой много приборов, которыми можно было померить различные характеристики воздуха. А также хотел зарисовать картинку при затмении. Шар за два с лишним часа пролетел около 100 км и благополучно приземлился.

Ведущий2

Прощаясь с друзьями, вы сказали:

Менделеев: Я не боюсь летать, а боюсь того, что при спуске мужики примут меня за чёрта и изобьют».

Ученик 3

Д.И.! Вернёмся к вашему открытию Периодической системы химических элементов. Как воспринял научный мир Ваше открытие?

 

Менделеев:

На моё открытие учёные не обратили внимание. Нужны были доказательства закона. В таблице пустые клетки, где нужно было поместить новые открытые элементы.

Ведущий 1

И это произошло в 1875г., когда во Франции Лекок де Буабодран открыл Галлий, который в точности совпал с предсказанным Менделеевым Экаалюминием. Потом были открыты элементы: в 1879 г. Нильсоном - Скандий, в 1886 г. - Винклером – Германий. Этих учёных Менделеев назвал «Укрепителями периодического закона». С конца 1880-х годов Периодический закон был окончательно признан в качестве одной из теоретических основ химии.

Чтец. (звучит музыка)

Вот как-то раз узнали ученые всех стран:
Металл чудесный галлий (в честь Франции назвали) открыл Буабодран.
Довольный и счастливый рассматривал металл,
Но писем из России никак не ожидал.
Он взял письмо, прочел его.
«От русского ученого?!
- Ошибся я! Слыхали?! – француз был удивлен:
- В глаза не видел галлий, а свойства знает он!
Вес высчитал удельный точней, чем я, стократ
Какой-то Менделеев еще пять лет назад!»
Глаза его сверкали, топорщились усы,
Но вот металл свой галлий он кинул на весы!..
Ответ в Россию мчится:
«Прекрасная таблица! Я вами восхищен!
Проверен мной практически
Закон периодический,
И я категорически приветствую закон!»
У химиков переполох!
Ведь галлий был один из трех, предсказанных заранее…
И следом, как из-под земли, вдруг Скандий в Швеции нашли,
На свет германий извлекли (естественно, в Германии).
Потом дополнилась таблица.
Узнали новые частицы.
Прославят, подтвердят закон
Открытья будущих времен.

 

Ученик 2. И последний вопрос: Дмитрий Иванович, Какие открытия, достижения составили Ваше имя?

Менделеев:

10 июля 1905 г. я написал в дневнике: «Всего более четыре предмета составили моё имя: периодический закон, исследование упругости газов, понимание растворов как ассоциаций и "Основы химии". Тут всё моё богатство. Оно не отнято у кого-нибудь, а произведено мною, это мои дети, и ими, увы, дорожу сильно, столь же, как детками»

Ведущий 2: прежде всего, Менделеева признала родина. В течении 1880 года он был избран почетным членом Московского, Казанского, Харьковского, Киевского, Новороссийского университетов. Потом пошли дипломы с уведомлением о почетном членстве из Загребской академии, из Шотландии, из Эдинбургского университета, из Ирландии. Потом их стало трудно считать. А все сделанное им трудно перечислить. Одних печатных трудов он оставил почти тысячу. Когда при нем его называли гением, сердито кричал: «Какой там гений! Трудился всю жизнь, вот и стал гений!

Ведущий 1. Давайте подведём итог нашей встречи. Каким же всё-таки был Менделеев?

Ученик 1

Д.И. Менделеев еще при жизни был известен во многих странах, получил свыше 130 дипломов и почетных званий русских и зарубежных академий. В России утверждены менделеевские премии за выдающиеся работы в области физики и химии. Американские ученые, синтезировавшие в 1955г. элемент 101, дали ему название менделевий.

Ученик 2

"Опережать время" - этот девиз был лейтмотивом творчества Д.И. Менделеева.

Ведущий 2: сколько элементов открыто на сегодня? Как они все помещаются в таблице?

Ученик 3

На сегодня открыто 118 элементов. Последний 118 оганесон назван в честь советского-российского учёного Оганесяна - научного руководителя Лаборатории ядерных реакций в Дубне (под Москвой). Сам Менделеев писал об этом так: «… по видимости будущее не грозит закону разрушением, а только надстройки и развития обещает»

Ученик 2

У Менделеева было много привязанностей, пристрастий и привычек. Умеренный в одежде (дома носил широкую суконную куртку, пошитую по его же фасону, а модой – не интересовался, имел постоянного портного), он был умерен и в еде (обедал он всегда в 6 часов вечера, довольствуясь бульоном, ухой, рыбой- сам придумывал для себя блюда- идеи новых блюд сменяли друг друга и имели успех у знакомых). Любимый напиток – чай, но так как сладкого Менделеев не любил, то чай пил без сахара. Чай заваривал сам, по своему способу (этому обучил и жену). Чаем угощал всех гостей.

Ученик (звучит музыка ) Н. Глазков

Пусть зимний день с метелями. Без многословья книжного
Не навевает грусть –  В ней смысла торжество.
Таблицу Менделеева И элемента лишнего
Я знаю наизусть. В ней нет ни одного.
Зачем ее я выучил? В ней пробужденье дерева
Могу сказать зачем. И вешних льдинок хруст.
В ней стройность и величие Таблицу Менделеева
Любимейших поэм. Я знаю наизусть.

Ведущий 1:

Хочется завершить нашу встречу в гостях у Д.И. Менделеева строками поэта Бориса Пастернака:

Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.

До сущности протекших дней,
До их причины,
До оснований, до корней,
До сердцевины.

Всё время схватывая нить
Судеб, событий,
Жить, думать, чувствовать, любить,
Свершать открытья…

Учитель: Эти строки стихотворения выражают жизненное кредо Д.И. Менделеева.
Вся его жизнь – подвиг во имя процветания России. Отечественной науки и промышленности. Это пример того, как учёный может и должен служить Родине. Имя его – символ национальной гордости и славы. Мне хочется обратиться к вам, учащимся:

        О ваши дни благословенны!
         Дерзайте ныне ободрены
         Раченьем вашем показать,
         Что может собственных Платонов,
         И быстрых разумом Невтонов

Российская земля рождать.
                                        М.В. Ломоносов

Закончить наше мероприятие, посвящённое 155 лет со дня создания таблицы химических элементов российским ученым Дмитрием Менделеевым, и 190 лет со дня его рождения поможет прекрасное стихотворение Степана Щипачёва «Читая Менделеева»:

(Звучит музыка)

Чтец 1.

Как формула, как график трудовой

строй Менделеевской системы строгой.

Вокруг тебя творится мир живой,

входи в него, вдыхай, руками трогай.

Чтец 2.

Есть просто газ легчайший — водород,

есть просто кислород, а вместе это —

июньский дождь от всех своих щедрот,

сентябрьские туманы на рассветах.

Чтец 3.

Кипит железо, серебро, сурьма

и темно-бурые растворы брома,

и кажется Вселенная сама

одной лабораторией огромной.

Чтец 4.

Тут мало оптикой поможешь глазу,

тут мысль пытливая всего верней.

Пылинку и увидишь-то не сразу —

глубины мирозданья скрыты в ней.

Чтец 5.

Будь то вода, что поле оросила,

будь то железо, медь или гранит —

всё страшную космическую силу,

закованную в атомы, хранит.

 

Чтец 6.

Мы не отступим, мы пробьем дорогу

туда, где замкнут мирозданья круг, —

и что приписывалось раньше богу,

все будет делом наших грешных рук!

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×