Название статьи:
Сценарий выступления "Слово лечит, слово калечит". | Мой кабинет. Работа №348270
Дата публикации:
22.10.2024
Автор:
Мой кабинет
Описание:
Разработка сценария для проведения Дня открытия Недели или Декады русского языка и литературы. В которой учащиеся будут знакомиться кратко информацией о русском языке. Цель открытого мероприятия: воспитание любви к русскому языку, сознательного отношения к языку как к духовной ценности, средству общения и получения знаний в сферах человеческой деятельности.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Каразирекская средняя общеобразовательная школа им. Г. Вильданова
Ютазинского муниципального района Республики Татарстан
Сценарий выступления на Неделе русского языка
Разработчик: учитель русского
языка и литературы I категории
Рахимова Гульназ Рафаэловна.
с. Каразирек
2024
Цель:
Воспитание любви к русскому языку, сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в сферах человеческой деятельности;
Задачи:
Обогащение словарного запаса;
Знакомство с различными видами лингвистических словарей;
Дать информацию о великих учёных-русистах, об их трудах.
Оформление:
выставка из лингвистических словарей, галерея портретов учёных-русистов,
плакаты с высказываниями о русском языке.
Эпиграф:
Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад,
это достояние переданное нашими предшественниками…
/ И. С. Тургенев./
Выступление готовят ученики 7-го класса.
1-й ученик.
Есть слова –словно раны, слова словно суд,-
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести,
Словом можно в разящий свинец перелить.
Но слова всем словам в языке у нас есть:
Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь;
Повторять их не смею на каждом шагу,-
Как знамена в чехле, их в душе берегу.
2-й ученик.
Посмотрите вокруг и вы увидите много удивительных вещей, созданных разумом и руками человека: радио, телефон, автомашина, корабли, ракеты…
Но самое удивительное и мудрое, что создало человечество-это язык. Говорить умеют все люди на земле. Они говорят на разных языках, но у всех языков одна главная задача- помогать людям понимать друг друга при общении.
3-й ученик.
Без языка невозможна жизнь человека, людей, общества, развитие науки, техники и искусства. Значение языка (речи, слова) отмечают русские пословицы:
4-й ученик.
Живое слово дороже мёртвой буквы.
5-й ученик.
Хорошую речь хорошо слушать.
6-й ученик.
Ветер горы разрушает, слово народы поднимает.
7-й ученик.
Пулей попадёшь в одного, а метким словом - в тысячу.
8-й ученик.
Человеческое слово стрелы острее.
9-й ученик.
Мы постоянно ощущаем, что слова имеют над нами власть. Послушайте и посмотрите сценку, легенду о языке. Но прежде задумайтесь над татарской пословицей Сөйдергән дә тел, биздергән дә тел.
СЦЕНКА ( участники: Ксанф –Хасаншин Райнур, Эзоп – Сираев Ильгам,
автор – Ракипова Миляуша)
Автор.
Однажды древнегреческий философ Ксанф приказал своему рабу Эзопу купить самую лучшую вещь в мире. Эзоп пошёл на базар и принёс язык.
Ксанф.
Почему ты принёс язык? Неужели ты считаешь, что это самая лучшая вещь в мире?
Эзоп.
Конечно. Разве может быть в мире что-нибудь лучше, чем язык!
Ксанф. Почему? Объясни.
Эзоп.
Потому что при помощи языка строятся города, развивается культура народов. При помощи языка люди получают знания, объясняются друг с другом. Вдохновляют на подвиги, выражают радость и ласку, объясняются в любви. Поэтому нет ничего лучше языка.
Ксанф. Хорошо. Иди опять на базар и принеси мне теперь самую худшую вещь.
Автор. Эзоп ушёл и принёс… язык.
Ксанф. А почему и сейчас ты принёс язык?
Эзоп.
Язык может быть и самой худшей вещью. Посредством языка люди огорчают, обижают друг друга. Посредством языка можно лгать, обманывать, ссориться. Язык может сделать людей врагами. Он может вызвать войну, может внести в нашу жизнь горе и зло.
Автор.
Да, слово нередко имеет тот же эффект, что и медикаменты, только куда более быстрый и сильный – Слово лечит, слово калечит.
10-й ученик, обращаясь зрителям: Назовите, пожалуйста, какие лечебные, то есть добрые, вежливые слова вы знаете?
Зрители отвечают: Пожалуйста, Прошу Вас, Спасибо, Благодарю Вас, Спокойной ночи и т.д.
11-й ученик.
Добрые слова не лень
Повторять мне трижды в день.
Только выйду за ворота
Всем идущим на работу,
Кузнецу, ткачу, врачу,
С добрым утром!-я кричу.
Добрый день!-кричу я вслед
Всем идущим на обед.
Добрый вечер!-так встречаю
Всех домой спешащих к чаю.
12-й ученик.
Папа разбил
Драгоценную вазу.
Бабушка с мамой
Нахмурились
Сразу,
Но папа нашёлся:
Взглянул им в глаза
И робко и тихо
Простите,- сказал.
И мама молчит,
Улыбается даже:
Мы купим другую,
Есть лучше в продаже…
Простите!
Казалось бы,
Что в нём такого,
А вот ведь какое
Чудесное слово…
1-й ученик.
Слово-одежда всех фактов, всех мыслей,- сказал Максим Горький. Не всегда легко выразить свою мысль ясно, точно и образно. Этому нужно учиться – учиться упорно и терпеливо.
2-й ученик.
Писатель Алексей Николаевич Толстой говорил: Обращаться с языком кое-как. Значит и мыслить кое-как: неточно. Приблизительно, неверно.
Все ученики хором.
Нужно любить и беречь слово. Ведь с него начинается наш язык.
3-й ученик.
Константин Паустовский написал о встрече с лесником – большим любителем разбирать слова. Надо подумать, -говорит лесник, -получилось слово родник оттого, что тут вода зарождается. Родник родит реку. А река льется – течёт через всю нашу матушку –землю, через всю родину, кормит народ. Вы глядите, как это складно выходит, -родник, родина, народ. И все эти слова как бы родня между собой. Как бы родня!-повторил он и засмеялся. Простые эти слова открыли мне глубочайшие корни нашего языка. Весь многовековой опыт народа, вся поэтическая сторона его характера заключалась в этих словах.
4-й ученик.
Язык народа – это не мёртвые, сухие слова, а живые свидетели исторических событий, общественной жизни.
5-й ученик.
Вопрос зрителям: Кто из вас сможет объяснить значение слов, например: волк, ребёнок?
Ответы зрителей.
6-й ученик читает толкование этих слов из толкового словаря и показывает этот словарь (держит над собой Толковый словарь русского языка С. И. Ожегова и Н.Ю. Шведова)
Волк – большое ущерб скотоводству причиняли волки, поэтому и название этих хищников, происходит от слов волоку, волочить, то есть тащить домашних животных.
Ребёнок – суровые условия борьбы за существование воспитывали у человека храбрость, мужество. Робкими были дети, не столкнувшиеся ещё лицом к лицу с жизнью. Поэтому малолетнего человека и назвали ребенком (первоначально робенок) от слова робкий, несмелый.
7-й ученик.
Известный русский писатель Константин Георгиевич Паустовский сказал: … Главный и неиссякаемый источник языка – язык народа; язык…людей, у которых что ни слово – то золото.
8-й ученик.
Вопрос зрителям: Скажите, пожалуйста, а вы знаете где хранится этот золотой запас?
(Ответ: словари, книги и т.д.)
Вот дворцы - этого золотого запаса.
(Ребята будут показывать, держа на руках, словари и энциклопедии)
9-й ученик.
Мы познакомим вас великими людьми, которые трудились во благо русского языка.
(выступающие показывают портреты языковедов, держа высоко над собой)
10-й ученик.
Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Ивановича Даля – явление исключительное. Он своеобразен не только по замыслу, но и по выполнению, создатель его не был языковедом по специальности.
Даль говорил, что он готов жизнь отдать за правду, за отечество, за Русское слово, язык.
О себе и своем словаре он говорил: Писал его не учитель, не наставник, не тот, кто знает дело лучше других, а кто более многих над ним трудился; ученик собиравший весь век свой по крупице то, что слышал от учителя своего, живого русского языка.
11-й ученик.
Любовь к языку связана с умением вслушиваться ,вдумываться в слово. Умение это надо развивать в себе, чтобы научиться хорошо говорить, писать, а также понимать произведения великих писателей, которые помогают нам почувствовать волшебство знакомых слов.
Услышать известные нам слова как бы впервые, насладиться красотой их звучания и вдуматься в неисчерпаемую глубину их значения, что позволяет нам передать через слово все наши мысли, чувства.
12-й ученик.
Чтобы развить в себе чувство языка, связанное с умением вслушиваться, вдумываться в слова, надо быть очень внимательным при чтении, чаще обращаться к словарям, научитьсячитать словарь
1-й ученик.
…Гаснет устная словесность,
Разговорная краса,
Отступают в неизвестность
Речи русской чудеса.
2-й ученик.
Сотни слов родных и метких,
Сникнув, голос потеряв,
Взаперти, как птицы в клетках,
Дремлют в толстых словарях.
3-й ученик.
Ты их выпусти оттуда,
В быт обыденный верни,
Чтобы речь – людское чудо –
Не скудела в наши дни.
4-й ученик.
Своеобразным заветом всем последующим поколениям звучат слова Ивана Сергеевича Тургенева :
Мальчики хором:
Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние переданное нашими предшественниками…
Девочки хором:
Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием, в руках умелых оно в состоянии совершить чудеса!
Использованная литература
В. И. Даль и его словарь Дидактические материалы. А.Д.Дейкина, Т. М. Пахнова. Москва. Вербум-М. 2001.
Пословицы русского народа В. И. Даль. Москва. Олма-Пресс. 1999.
Толковый словарь русского языка С. И. Ожегова и Н.Ю. Шведова. Москва. Просвещение. 1998.
Русская речь. Учебное пособие для 6 класса. Ф. Ю. Ахмадуллина, Л. В. Мирошниченко. Казань. Магариф. 2006.
Скачать работу
Каразирекская средняя общеобразовательная школа им. Г. Вильданова
Ютазинского муниципального района Республики Татарстан
Сценарий выступления на Неделе русского языка
Разработчик: учитель русского
языка и литературы I категории
Рахимова Гульназ Рафаэловна.
с. Каразирек
2024
Цель:
Воспитание любви к русскому языку, сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в сферах человеческой деятельности;
Задачи:
Обогащение словарного запаса;
Знакомство с различными видами лингвистических словарей;
Дать информацию о великих учёных-русистах, об их трудах.
Оформление:
выставка из лингвистических словарей, галерея портретов учёных-русистов,
плакаты с высказываниями о русском языке.
Эпиграф:
Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад,
это достояние переданное нашими предшественниками…
/ И. С. Тургенев./
Выступление готовят ученики 7-го класса.
1-й ученик.
Есть слова –словно раны, слова словно суд,-
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести,
Словом можно в разящий свинец перелить.
Но слова всем словам в языке у нас есть:
Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь;
Повторять их не смею на каждом шагу,-
Как знамена в чехле, их в душе берегу.
2-й ученик.
Посмотрите вокруг и вы увидите много удивительных вещей, созданных разумом и руками человека: радио, телефон, автомашина, корабли, ракеты…
Но самое удивительное и мудрое, что создало человечество-это язык. Говорить умеют все люди на земле. Они говорят на разных языках, но у всех языков одна главная задача- помогать людям понимать друг друга при общении.
3-й ученик.
Без языка невозможна жизнь человека, людей, общества, развитие науки, техники и искусства. Значение языка (речи, слова) отмечают русские пословицы:
4-й ученик.
Живое слово дороже мёртвой буквы.
5-й ученик.
Хорошую речь хорошо слушать.
6-й ученик.
Ветер горы разрушает, слово народы поднимает.
7-й ученик.
Пулей попадёшь в одного, а метким словом - в тысячу.
8-й ученик.
Человеческое слово стрелы острее.
9-й ученик.
Мы постоянно ощущаем, что слова имеют над нами власть. Послушайте и посмотрите сценку, легенду о языке. Но прежде задумайтесь над татарской пословицей Сөйдергән дә тел, биздергән дә тел.
СЦЕНКА ( участники: Ксанф –Хасаншин Райнур, Эзоп – Сираев Ильгам,
автор – Ракипова Миляуша)
Автор.
Однажды древнегреческий философ Ксанф приказал своему рабу Эзопу купить самую лучшую вещь в мире. Эзоп пошёл на базар и принёс язык.
Ксанф.
Почему ты принёс язык? Неужели ты считаешь, что это самая лучшая вещь в мире?
Эзоп.
Конечно. Разве может быть в мире что-нибудь лучше, чем язык!
Ксанф. Почему? Объясни.
Эзоп.
Потому что при помощи языка строятся города, развивается культура народов. При помощи языка люди получают знания, объясняются друг с другом. Вдохновляют на подвиги, выражают радость и ласку, объясняются в любви. Поэтому нет ничего лучше языка.
Ксанф. Хорошо. Иди опять на базар и принеси мне теперь самую худшую вещь.
Автор. Эзоп ушёл и принёс… язык.
Ксанф. А почему и сейчас ты принёс язык?
Эзоп.
Язык может быть и самой худшей вещью. Посредством языка люди огорчают, обижают друг друга. Посредством языка можно лгать, обманывать, ссориться. Язык может сделать людей врагами. Он может вызвать войну, может внести в нашу жизнь горе и зло.
Автор.
Да, слово нередко имеет тот же эффект, что и медикаменты, только куда более быстрый и сильный – Слово лечит, слово калечит.
10-й ученик, обращаясь зрителям: Назовите, пожалуйста, какие лечебные, то есть добрые, вежливые слова вы знаете?
Зрители отвечают: Пожалуйста, Прошу Вас, Спасибо, Благодарю Вас, Спокойной ночи и т.д.
11-й ученик.
Добрые слова не лень
Повторять мне трижды в день.
Только выйду за ворота
Всем идущим на работу,
Кузнецу, ткачу, врачу,
С добрым утром!-я кричу.
Добрый день!-кричу я вслед
Всем идущим на обед.
Добрый вечер!-так встречаю
Всех домой спешащих к чаю.
12-й ученик.
Папа разбил
Драгоценную вазу.
Бабушка с мамой
Нахмурились
Сразу,
Но папа нашёлся:
Взглянул им в глаза
И робко и тихо
Простите,- сказал.
И мама молчит,
Улыбается даже:
Мы купим другую,
Есть лучше в продаже…
Простите!
Казалось бы,
Что в нём такого,
А вот ведь какое
Чудесное слово…
1-й ученик.
Слово-одежда всех фактов, всех мыслей,- сказал Максим Горький. Не всегда легко выразить свою мысль ясно, точно и образно. Этому нужно учиться – учиться упорно и терпеливо.
2-й ученик.
Писатель Алексей Николаевич Толстой говорил: Обращаться с языком кое-как. Значит и мыслить кое-как: неточно. Приблизительно, неверно.
Все ученики хором.
Нужно любить и беречь слово. Ведь с него начинается наш язык.
3-й ученик.
Константин Паустовский написал о встрече с лесником – большим любителем разбирать слова. Надо подумать, -говорит лесник, -получилось слово родник оттого, что тут вода зарождается. Родник родит реку. А река льется – течёт через всю нашу матушку –землю, через всю родину, кормит народ. Вы глядите, как это складно выходит, -родник, родина, народ. И все эти слова как бы родня между собой. Как бы родня!-повторил он и засмеялся. Простые эти слова открыли мне глубочайшие корни нашего языка. Весь многовековой опыт народа, вся поэтическая сторона его характера заключалась в этих словах.
4-й ученик.
Язык народа – это не мёртвые, сухие слова, а живые свидетели исторических событий, общественной жизни.
5-й ученик.
Вопрос зрителям: Кто из вас сможет объяснить значение слов, например: волк, ребёнок?
Ответы зрителей.
6-й ученик читает толкование этих слов из толкового словаря и показывает этот словарь (держит над собой Толковый словарь русского языка С. И. Ожегова и Н.Ю. Шведова)
Волк – большое ущерб скотоводству причиняли волки, поэтому и название этих хищников, происходит от слов волоку, волочить, то есть тащить домашних животных.
Ребёнок – суровые условия борьбы за существование воспитывали у человека храбрость, мужество. Робкими были дети, не столкнувшиеся ещё лицом к лицу с жизнью. Поэтому малолетнего человека и назвали ребенком (первоначально робенок) от слова робкий, несмелый.
7-й ученик.
Известный русский писатель Константин Георгиевич Паустовский сказал: … Главный и неиссякаемый источник языка – язык народа; язык…людей, у которых что ни слово – то золото.
8-й ученик.
Вопрос зрителям: Скажите, пожалуйста, а вы знаете где хранится этот золотой запас?
(Ответ: словари, книги и т.д.)
Вот дворцы - этого золотого запаса.
(Ребята будут показывать, держа на руках, словари и энциклопедии)
9-й ученик.
Мы познакомим вас великими людьми, которые трудились во благо русского языка.
(выступающие показывают портреты языковедов, держа высоко над собой)
10-й ученик.
Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Ивановича Даля – явление исключительное. Он своеобразен не только по замыслу, но и по выполнению, создатель его не был языковедом по специальности.
Даль говорил, что он готов жизнь отдать за правду, за отечество, за Русское слово, язык.
О себе и своем словаре он говорил: Писал его не учитель, не наставник, не тот, кто знает дело лучше других, а кто более многих над ним трудился; ученик собиравший весь век свой по крупице то, что слышал от учителя своего, живого русского языка.
11-й ученик.
Любовь к языку связана с умением вслушиваться ,вдумываться в слово. Умение это надо развивать в себе, чтобы научиться хорошо говорить, писать, а также понимать произведения великих писателей, которые помогают нам почувствовать волшебство знакомых слов.
Услышать известные нам слова как бы впервые, насладиться красотой их звучания и вдуматься в неисчерпаемую глубину их значения, что позволяет нам передать через слово все наши мысли, чувства.
12-й ученик.
Чтобы развить в себе чувство языка, связанное с умением вслушиваться, вдумываться в слова, надо быть очень внимательным при чтении, чаще обращаться к словарям, научитьсячитать словарь
1-й ученик.
…Гаснет устная словесность,
Разговорная краса,
Отступают в неизвестность
Речи русской чудеса.
2-й ученик.
Сотни слов родных и метких,
Сникнув, голос потеряв,
Взаперти, как птицы в клетках,
Дремлют в толстых словарях.
3-й ученик.
Ты их выпусти оттуда,
В быт обыденный верни,
Чтобы речь – людское чудо –
Не скудела в наши дни.
4-й ученик.
Своеобразным заветом всем последующим поколениям звучат слова Ивана Сергеевича Тургенева :
Мальчики хором:
Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние переданное нашими предшественниками…
Девочки хором:
Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием, в руках умелых оно в состоянии совершить чудеса!
Использованная литература
В. И. Даль и его словарь Дидактические материалы. А.Д.Дейкина, Т. М. Пахнова. Москва. Вербум-М. 2001.
Пословицы русского народа В. И. Даль. Москва. Олма-Пресс. 1999.
Толковый словарь русского языка С. И. Ожегова и Н.Ю. Шведова. Москва. Просвещение. 1998.
Русская речь. Учебное пособие для 6 класса. Ф. Ю. Ахмадуллина, Л. В. Мирошниченко. Казань. Магариф. 2006.