Поможем подготовиться к аттестации! Получите готовые документы!
Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 88824)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ ЭЛ № ФС 77 - 88824)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

сценарный план занятия на тему "Секреты общения" | Ольга Петровна Ковалева. Работа №274295

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Ольга Петровна Ковалева
 

Занятие направлено на осознание детьми важности, значимости человеческого общения, на формирование у детей представления о вербальном и невербальном общении. Дети познакомятся с правилами речевого общения, раскроют «секреты» общения, научатся строить позитивные взаимоотношения в общении.

 

Государственное казенное учреждение социального обслуживания Краснодарского края «Гулькевичский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями»

 

 

 

СЦЕНАРНЫЙ ПЛАН ЗАНЯТИЯ

 

 

«Секреты общения»

 

 

 

 

 

 

Разработала

воспитатель

Ковалева О.П.

 

 

Гулькевичи

2021

Сценарный план занятия

 

Тема: «Секреты общения»

 

Цель: способствовать осознанию детьми важности, значимости человеческого общения.

 

Задачи:

 

1. Формировать у детей представление о вербальном и невербальном общении.

 

2. Познакомить с правилами речевого общения, раскрыть «секреты» общения.

 

3. Совершенствовать коммуникативные навыки, развивать социальную активность.

 

4. Учить детей строить позитивные взаимоотношения в общении.

 

Оборудование: доска, магниты, трафарет сердечка, цветные ладошки, клей, фломастеры, двусторонний скотч, лист ватмана.

Методическое оснащение: высказывание «Единственная настоящая роскошьэто роскошь человеческого общения» (Антуан де Сент-Экзюпери), памятка «Правила речевого общения», карточки «Качества личности», картинки по теме, карточки: «Я хороший ты плохой», «Я плохой ты хороший», «Я плохой ты плохой», «Я хороший ты хороший».

 

Ход занятия

1. Вводная часть

Вступительное слово воспитателя о ценности общения.

 

2. Основная часть

Игра «Ласковое имя».

Игра «Личные качества».

Стихотворение-загадка «Вежливые звери».

Разыгрывание ситуаций.

Шуточные задания.

Упражнение «Через стекло».

Пантомима.

Обсуждение ситуаций.

Упражнение «Эмблема толерантности».

Загадка-описание.

Памятка «Правила речевого общения».

 

3. Заключительная часть

Подведение итогов занятия.

Материал к занятию

 

«Единственная настоящая роскошь -

это роскошь человеческого общения».

(Антуан де Сент-Экзюпери)

 

1. Вводная часть

 

Воспитатель: Ребята, посмотрите на эпиграф к нашему занятию. Это слова великого французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери.

- Что такое общение? (высказывания детей)

Общение – это взаимодействие людей друг с другом с целью передачи знаний и опыта, с целью обмена мнениями и информацией, это способ передачи чувств, эмоций, настроения.

Я полагаю, что большинство людей разделяет мнение писателя. Общение приносит истинную радость и удовольствие. Как же это замечательно, когда ты можешь просто поговорить, поделиться своими эмоциями, мыслями, выслушать человека, попросить совета. Мы не мыслим своей жизни без общения с другими людьми, поэтому иметь возможность пообщаться – это очень важно в жизни каждого человека. 

- Ребята, с кем вы чаще всего общаетесь? (родители, друзья и т.д.)

- Когда вам легко общаться? (когда тебя понимают, выслушают ...)

- Когда трудно? (когда не понимают тебя, ругаются, кричат ...)

- Нужно ли учиться общению? И для чего нужно? (общению нужно учиться, чтобы оно приносило человеку пользу и радость)

Сегодня на занятии мы будем учиться общению, стараться общаться так, чтобы это общение оставило у всех только приятные впечатления. Тема занятия – «Секреты общения». Хотите узнать секреты, которые помогут вам быть приятным собеседником, избегать ссор, лучше понимать друг друга?

 

2. Основная часть

 

Воспитатель: Для того, чтобы общаться на занятии более успешно, нам с вами необходимо представиться. Вспомните, как вас ласково зовут дома.

 

Игра «Ласковое имя»

(дети передают сердечко, называя свое имя)

Мы будем передавать друг другу сердечко и называть свое ласковое имя, произнося фразу «Меня зовут …». Когда все назовут имена, сердечко пойдет в обратную сторону. Нужно постараться не перепутать и передать сердечко тому, от кого получили, а кроме того, произнести имя этого ребенка.

 

Воспитатель: Кстати, это и есть 1 секрет общения. Оказывается, любому человеку приятно, когда произносят его имя. Поэтому, если хотите установить с ним хорошие отношения, чаще называйте его в разговоре по имени. Имя человека – самый важный для него звук на любом языке.

- А как мы должны обращаться к старшим, если они не родственники? (по имени-отчеству и на «Вы»)

 

Воспитатель: Давайте уточним, какие качества личности помогают общению, а какие усложняют его.

 

Игра «Личные качества»

(работа у доски)

Необходимо знаком «+» отметить качества, которые помогают общению, и знаком «-» те качества, которые ему мешают, осложняют его открытость, подозрительность, внимательность, душевность, грубость, уважительность, зависть, готовность оказать помощь, честность, заботливость, верность, умение слушать, доброжелательность, жадность, доверчивость, лживость, порядочность, эгоизм, отзывчивость, терпимость.  

 

Воспитатель: Скажите, с помощью каких средств происходит общение между людьми? (ответы детей)

Чаще всего люди общаются при помощи слов, языка. Словесное общение называют еще вербальным. К вербальным средствам относятся слова, которые мы произносим в процессе общения.

Умение владеть вербальным общениемэто 2 секрет общения. Вербальное общение мы начнем с вежливых слов.

 

Стихотворение-загадка «Вежливые звери»

Встретив зайку, ёж сосед

Говорит ему«…» (Привет)

А его сосед ушастый

Отвечает«Ёжик, …» (Здравствуй)

Неуклюжий пёсик Костик

Мышке наступил на хвостик,

Поругались бы они,

Но сказал он: «…» (Извини)

Трясогузка с бережка

Уронила червяка,

И за угощенье рыба

Ей пробулькала«…» (Спасибо)

Толстая корова Лула

Ела сено и чихнула.

Чтобы не чихала снова,

Мы ей скажем: «…» (Будь здорова!)

Говорит лиса Матрёна:

«Отдавай мне сыр, ворона!

Сыр большой, а ты мала!

Всем скажу, что не дала!»

Ты, Лиса, не жалуйся,

А скажи«…» (Пожалуйста)

Бегемот и Слон, поверь,

Не пролезут вместе в дверь,

Тот, кто вежливей, сейчас

Скажет«Только…» (После вас)

Муха Жу, хоть не хотела,

В скорый поезд залетела.

Ей букашки Фло и Фти

Скажут«…» (Доброго пути)

Дал Ивану царь Гудей

За спасенье пять гвоздей,

А Иванушка царю

Говорит«…» (Благодарю)

 

Разыгрывание ситуаций

- Какие вы используете слова в следующих ситуациях:

1. Попросить друга принести давно обещанный диск?

2. Попросить незнакомого на улице объяснить вам правильную дорогу?

3. Попросить друзей о помощи?

 

Воспитатель: Не забывайте, что вежливые слова произносят доброжелательно, глядя прямо в глаза.

- Скажите, как вы выполняли эти задания? (при помощи слов)

- Как называется такое общение? (вербальное)

 

Общение без слов называется невербальным. К невербальным средствам относятся жесты, мимика, позы и дистанция. Умение владеть невербальным общением – это 3-й секрет общения.

 

Воспитатель: Теперь я предлагаю вам выполнить несколько шуточных заданий, позволяющих тренировать невербальные средства передачи. Мы будем учиться разговаривать жестами, мимикой, т.е. общаться друг с другом невербально. А для начала проверим, знаете вы или нет значение некоторых жестов.

 

Шуточные задания

- Я говорю слово, а вы показываете его жестом.

Да (кивок головы вперед).

Нет (кивок головы из стороны в сторону).

Не знаю (пожимание плечами).

Вы чего-то ждете, что давно хотели получить (потирание ладоней).

Хорошо, отлично (во - большой палец).

Упражнение «Через стекло»

(дети упражняются в парах)

Представь, что тебя и друга разделяет стекло, через которое ничего не слышно. Покажи жестами другу о том, что: «Ты забыл надеть шапку, а на улице очень холодно», «Ты мой друг», «Пойдем гулять», «Давай поиграем», «Будешь играть в шашки?».

Воспитатель: В следующей нашей игре вы попробуете выразить свои эмоции жестами. Я буду задавать вам вопросы, а вы отвечать очень быстро с помощью больших пальцев рук. Ответ «да» обозначает большой палец, «смотрящий» вверх. Ответом «нет» является большой палец, «смотрящий» вниз.

- Любите ли вы смотреть мультфильмы?

- Собака умеет мурлыкать?

- Нравится ли вам кататься на аттракционах?

- На берёзах растут розы?

- Любите ли вы мороженое, чупа-чупс?

- Рыбы по небу летают?

 

«Пантомима»

Покажи:

1. Твои плечи говорят: «Я горжусь».

2. Твоя спина говорит: «Я старый человек».

3. Твой палец говорит: «Иди сюда».

4. Твоя голова говорит: «Нет».

5. Твой рот говорит: «М-м-м. Я люблю это печенье».

 

Воспитатель: И тут у вас все получилось.

- Скажите, как вы выполняли эти задания? (при помощи жестов и мимики)

- Как называется такое общение? (невербальное)

Выражайте себя жестами, мимикой, позой!

 

Воспитатель: Каждый из нас время от времени попадает в такие ситуации, когда приходится выяснять отношения. Но нет такого человека, с которым нельзя было бы найти точки соприкосновения. Для того, чтобы с кем-то поладить, подружиться, надо приложить усилия, поработать душой и сердцем, надо проявить терпение. Будьте толерантными/ терпимыми к мнению, поступкам и чувствам другого – это 4 секрет общения.

 

 

Но многие дети не умеют сдерживать свои эмоции, и из-за этого получаются скандалы, вздоры и даже драки. Если есть конфликт, то обязательно должен быть выход из конфликтной ситуации.

 

Обсуждение ситуаций

На картинке вы видите конфликт между двумя подростками. Что между ними происходит?

(Подростки не могут поделить между собой ноутбук)

Вам необходимо найти несколько выходов из конфликтной ситуации 

1). Первый подросток оставляет ноутбук второму подростку.

- Как вы думаете, это всегда хороший выход из конфликтной ситуации (нет).

- Почему? (потому что первый подросток может остаться недоволен, так как уступил компьютер второму подростку)

2). Сначала занимается первый подросток, а потом второй подросток.

- Такой выход из конфликтной ситуации называется компромисс. 

3). Ребята вместе играют или оставляют ноутбук и находят другое занятие, например, футбол.

- Такой выход из ситуации называется сотрудничество.

- Как вы думаете, компромисс и сотрудничество, это хорошие выходы из конфликтной ситуации (да)

- Что при этом сделали ребята между собой? (они поговорили и договорились)

 

Воспитатель: Конфликты были, есть и будут в нашей жизни. Очень важно знать, что из любой конфликтной ситуации всегда есть конструктивный выход. Мы желаем вам находить такие способы, которые позволят вам сохранять доброжелательные отношения и хорошее настроение.

Позицию человека по отношению к другому можно отразить в следующих вариантах:

«Я хороший — ты плохой»;

«Я плохой — ты хороший»;

«Я плохой — ты плохой»;

«Я хороший — ты хороший».

Последний вариант как раз и отражает позицию толерантного человека.

 

Упражнение «Эмблема толерантности»

Прикрепить вырезанную из цветной бумаги ладонь вокруг земного шара, образуя в конце эмблему толерантности.

Воспитатель: А чем люди могут отличаться друг от друга? (языком, религией, национальностью, возрастом, полом, интересами, мнениями, цветом кожи, внешним видом)

Все люди разные, и общаться они привыкли по-разному, поэтому если хотите понимать собеседника, будьте толерантными.

 

Воспитатель: Я хотела бы поделиться с вами еще одним важным секретом, помогающим сделать общение приятным и успешным. Я вам прочитаю описание этого средства, а вы попробуйте отгадать, о чем идет речь: «Она ничего не стоит, но дорого ценится. Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда. Она создает счастье в доме, порождает атмосферу доброжелательности в деловых взаимоотношениях и служит паролем для друзей. Ее нельзя купить, нельзя выпросить, нельзя ни одолжить, ни украсть, поскольку она сама по себе ни на что не годится, пока ее не подарили!».

(Ну, конечно же, это улыбка!) Вот такой простой, но ценный 5-й секрет общения: «Если вы хотите нравиться людям улыбайтесь им!». Добрые люди и люди, которые с улыбкой встречают, притягивают нас, и нам легко и тепло рядом с такими людьми.

 

Воспитатель: Для того, чтобы люди в обществе понимали друг друга, нужны определенные правила речевого общения. Вы согласны со мной?

Памятка «Правила речевого общения»

(прилагается)

 

3. Заключительная часть

 

Подведение итогов занятия

 

Воспитатель: Давайте вспомним и еще раз проговорим те секреты общения, о которых вы узнали на этом занятии:

1. Человеку приятно, когда его называют по имени.

2. Основной вид общения – вербальное.

3. Существуют невербальные средства общения, которые дополняют нашу речь.

4. Будьте толерантными.

5. Улыбка помогает сделать общение приятным.

 

Воспитатель: Все эти секреты мы знаем. Весь вопрос в том, умеем ли мы ими пользоваться?

- Узнали ли вы что-то новое для себя?

-  Какие выводы для себя вы сделали на этом занятии?

Я надеюсь, что знания, полученные на сегодняшнем занятии, вы будете применять в своей жизни, чтобы люди с удовольствием общались с вами. Общайтесь друг с другом так, чтобы это общение оставляло у всех только приятные впечатления! Памятка остается у вас, и вы можете ею пользоваться.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Я хороший ты плохой»

«Я плохой ты хороший»

«Я плохой ты плохой»

«Я хороший ты хороший»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

открытость

подозрительность

внимательность

душевность

грубость

уважительность

зависть

готовность оказать помощь

честность

заботливость

верность

умение слушать

доброжелательность

жадность

доверчивость

лживость

порядочность

эгоизм

отзывчивость

терпимость  

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×

Гороскоп педагога

Как планеты влияют на ваш
урок? Подпишитесь на Telegram
бота и проверьте бесплатно!

Получить прогноз