Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 19.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Сценические состояния. Анатомия сценических состояний | Нестерова Дарья Филипповна. Работа №350329

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Вашему вниманию представляю статью "Сценические состояния". С такой проблемой постоянно сталкиваются артисты, руководители творческих коллективов и те кто работает с публикой. В материале можно узнать, что мы переживаем перед выступлением, во время и после. И немного о том, как преодолеть страх сцены

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств №1 им. Л.Л. Линховоина» г. Улан-Удэ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СЦЕНИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ. АНАТОМИЯ СЦЕНИЧЕСКОГО ВОЛНЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нестерова Дарья Филипповна

МАУ ДО «Детская школа искусств №1 им. Л.Л. Линховоина» г. Улан-Удэ

преподаватель по классу хоровое пение

 

В сценическом состоянии музыкант иначе движется, действует, мыслит, чувствует, сосредотачивается, припоминает и пр. Но сами эти состояния обладают множеством качественных оттенков, разной энергетикой, динамикой, переходностью, продолжительностью во времени. Они никогда в точности не повторяются в сценической жизни одного музыканта и не похожи у разных музыкантов.

Словарь сценических состояний включает в себя два полюса:

Состояния «Плохие» - волнение, тревога, страх, стресс, мандраж, трясучка, лихорадка. Они мучительны, разрушают достигнутые результаты и уверенность в себе, оставляя психологические травмы.

Состояния «Хорошие» - вдохновение, кураж, полет, драйв, в ударе и т.п. «Хорошие состояния» - творчески-продуктивные, окрыляющие, развивающие.

Идеальное сценическое состояние – это особое, редкое даже для больших артистов состояние невероятной свободы: физической, психологической, духовной. Любые действия не встречают препятствий и достигается результат, в котором музыкант превосходит себя. Происходит прояснение мысли, все ощущается особенно остро и отчетливо. Повышаются тонус мышечной активности, скорость и интенсивность всех психических процессов. Обостряются зрение, слух, интуиция; раскрываются резервы памяти. Преобразуется ощущение времени и чувство собственного Я. Исчезают мешающие физические ощущения (насморк, головная боль, голод), возрастает глубина эмоционального переживания музыки.

В этом состоянии психологическое управление и контроль исполнительской деятельности изменяются настолько, что после выступления невозможно восстановить в деталях, что и как происходило на сцене.

Оптимальные состояния. Их можно характеризовать как наиболее благоприятные, лучше всего соответствующие задаче выступления перед публикой. Это довольно широкий спектр состояний высокого психологического возбуждения, окрашенного эмоциями приподнятости, радости, азарта, «полета», увлеченности, упоения музыкой. Пережить их можно только на сцене и только в контакте с публикой.

Особенность оптимальных состояний передают три ключевых слова: лёгкость, увлеченность, свобода. Доминируют состояния творческого подъема, праздника, импровизационности, готовность рисковать, испытывать себя, отсутствует страх. Подобные состояния определяются метафорой «быть в ударе».

В оптимальном состоянии исчезает ощущение технических трудностей, раскрываются скрытые резервы беглости и двигательной выносливости. Психологи полагают, что этот тип состояний возникает в ситуациях решения особых задач. Сценическое исполнение сравнимо с такой задачей.

Музыканты отмечают пластичность, «откликаемость» двигательного аппарата на тончайшие нюансы внутреннего образа, будто руки «сами знают», что нужно делать и делают это наилучшим образом. Чувство свободы доставляет слуховую и почти физическую радость. Такое состояние и называют «хорошим волнением».

Нормальная работоспособность на сцене позволяет, несмотря на волнение, сохранить качество исполнения. Ведь выступление на публике – целевая основа труда музыканта, и результаты в любых случаях должны соответствовать требованиям профессионализма.

Психический тонус на сцене более высокий нежели во время занятий дома или в классе, как и степень эмоциональной напряженности. Но при этом сохраняются собранность, сосредоточенность внимания, способность к самоконтролю, концентрация на процессе исполнения, критичность, психологический и творческий контакт с партнерами. Ощущение лёгкости, спонтанности, импровизационности отсутствует. Те или иные недочеты исполнения быстро фиксируются и исправляются «на ходу», оставаясь незаметными для слушателя.

Такое сценическое состояние более характерно для исполнения хорошо обыгранной программы. При частых выступлениях напряжение почти не ощущается.

Тревожно-напряженные состояния. Чаще бывают кратковременными, «переходными», с убыванием и нарастанием напряженности и дезорганизации. Реакции сдвигаются к крайним точкам шкалы «торможение – возбуждение». У одних наблюдается очень высокая психическая и мышечная напряженность и, вместе с тем, импульсивность действий и поступков, которая переходит в суетливость, а затем в панику. У них искажается способность выполнять привычные действия, удерживать даже простейшие инструкции, увеличивается число «глупых» ошибок. У других тревожная напряженность выражается в вялости, безразличии к себе и результату собственных действий. Возрастает скованность, неестественность поз и движений, замедленность психических процессов. Особенно страдает переключение внимания. Хочется одного – «скорее бы конец».

Тревожно-напряженные состояния характерны до начала выступления. Они резко изменяются примерно к середине первой пьесы или немного позже.

Паника и апатия. Очень сильная напряженность перерастает в панику или же апатию. Паника характеризуется чрезмерным возбуждением, резким учащением сердечного пульса, ритма дыхания, повышением кровяного давления, тремором рук, потливостью, притуплением мышечно-двигательного чувства, полным нарушением координации движений, а также нервными срывами, неадекватными реакциями и пр.

Апатия, или «эстрадный ступор», выражается в полной заторможенности, вплоть до двигательных заторов, подавленности, чувстве пустоты «в голове».

Сценическое самочувствие и творческий результат. Связь между сценическим состоянием и творческим результатом носит вероятный, то есть плохо прогнозируемый характер.

Творческий результат зависит не только от исполнителя.

Мастерское исполнение, которое самому музыканту принесло удовлетворение, может оставить публику равнодушной. И наоборот.

Различные, даже противоположные сценические состояния не отделены друг от друга непреодолимыми барьерами.

Имеет большое значение изменение эмоциональной оценки ситуации и происходящего.

Появление в состоянии сильнейшего волнения чувства азарта меняет состояние чуть ли не на противоположное.

Сценическую тревогу и творческие состояния роднит чувство неопределенности.

Типы тревожных состояний.

Учебная тревожность.

Довольно часто встречается отношение к выступлению на сцене как к трудному экзамену – когда важно в первую

очередь «правильно» сыграть, не допустить ошибок, не остановиться, получить хорошую отметку, чтобы не ругали, не опозориться перед педагогом и комиссией и т.п. Встречается на зачетах, экзаменах и других выступлениях в присутствии комиссии.

Профессиональная тревожность -

волнение связано для музыканта с реализацией своей исполнительской концепции, испытанием профессиональной репутации, достигнутых творческих результатов и дальнейших перспектив.

Страх сцены

– боязнь публики и публичной деятельности.

Анатомия сценического волнения

Фактор времени. Переработка огромных потоков информации в сжатые сроки, необходимость работать долго, ритмично и в высоком темпе и т.п. – лишь некоторые проявления фактора времени. Экстремальность концертного выступления обусловлена острым ощущением его неповторимости, однократности: «только здесь и только сейчас».

Не фон, а компонент деятельности. Состояние есть особого рода ответ организма и психики на внешние и внутренние воздействия при выполнении работы. Оно – продукт включения в эту работу; в ходе работы формируется, преобразуется, оказывая, в свою очередь, обратное воздействие на процесс и результаты действий человека. Психическая напряженность может возникать как результат поглощенности решаемой творческой задачей, способствуя предельной мобилизации организма и психики; как результат желания показать себя с самой лучшей стороны и при этом не опозориться.

Эти ужасные симптомы… Для многих музыкантов мучительно не само волнение, а его физиологические симптомы: холодные, влажные, дрожащие руки, сухой рот и т.п. Физиологическая картина волнения не зависит от творческих результатов и часто не влияет на них. Нарушаются такие функции организма и психики, которые важны для осуществления главных целей. Организм автоматически реагирует на то, как сам человек оценивает ситуацию.

Ситуации тревоги

Физиологические характеристики

Студенты на ответственных экзаменах

Снижение болевых порогов, усиление потоотделения, замедление времени реакции, выброс адреналина в кровь, учащение сердцебиения на 10-15 уд/мин; снижение температуры пальцев, усиление тремора рук, нарушения ночного сна, аппетита, снижение координации движений.

Актеры на сцене

Повышенное сердцебиение, спазмы мышц речевого аппарата, спазмы в горле, дрожь и похолодание конечностей, нарушения сна, аппетита.

Спортсмены перед соревнованиями

Сильное возбуждение, значительное учащение пульса, ритма дыхания, повышение кровяного давления, потение, позывы к мочеиспусканию, дрожь, ощущение слабости в нижних конечностях, нарушения сна.

 

Нестабильность нормальна. Любое состояние – это изменение во времени, текучее, динамичное, с перепадами энергии, сдвигами тонуса. Состояние сценического волнения может охватывать довольно продолжительный период: от нескольких суток до выхода на сцену и до более суток после окончания концерта.

Для этапа мобилизации характерно пассивное поведение: энергия человека направлена на переживание ситуации. Но как только музыкант начал активно действовать, его состояние сразу или постепенно изменяется.

Стресс? Сценическую тревогу часто называют стрессом из-за сходства симптомов и внешней картины поведения. Согласно Г. Селье, стресс есть неспецифический ответ организма на любое воздействие, которое оценивается как угроза. Стресс – защитная и приспособленная реакция, в любом случае психофизиологическая.

При длительном стрессе наблюдают фазы мобилизации, сопротивления и истощения. Тревога мобилизует резервы организма для срочных активных действий. Если стрессовый фактор воздействует длительное время, то начинается фаза сопротивления.

Таким образом, особенность и опасность стресса в том, что вместе с защитными реакциями возникают некие физиологические повреждения. Стрессовая реакция целесообразна только при угрозе выживания; во всех других ситуациях она чрезмерна.

Другие сложные реакции. Чтобы приспособиться к сильным угрозам, можно снизить чувствительность центральной нервной системы, а значит субъективно ослабить силу самой угрозы.

При умеренном по силе, часто повторяющемся воздействии на организм и психику возникает реакция тренировки (снижение чувствительности нервной системы происходит предварительно, защищая организм от ненужных реакций.) Эта реакция вырабатывается только на слабые и умеренные трудности.

Для сильных трудностей – реакция активации. Для очень трудных ситуаций возможна чрезмерная активация. Концентрированное внутреннее напряжение не перерастает в сильную тревогу, а переходит в жажду деятельности, энергетический подъем, сопровождаясь повышением выносливости, работоспособности, скорости и точности реакций.

Благодаря тому, что организм реагирует на сложную ситуацию комплексно, ответственное сценическое выступление может оказывать исцеляющие действие на артистов, избавляя от температуры, насморка, болей. Иногда проявление реакции чрезмерной активации называют эустрессом, то есть «хорошим», активизирующим, улучшающим состояние человека механизмом реакции на трудные ситуации.

Выход из сценического состояния. Проблема заключается в том, что музыкант должен психологически принять результаты своего выступления, - было ли оно успешным, неудачным, «проходным»; ведь ничего повторить или исправить уже невозможно.

В после концертном состоянии имеется своеобразная «репризность» в виде возвращения к пассивному переживанию состоявшегося события.

О лекарствах и не только. Для снятия излишнего возбуждения музыканты иногда используют медикаменты и техники, воздействующие на реактивность нервной системы. Для борьбы со сценическим стрессом применяются бета-блокаторы – препараты, снижающие чувствительность нервных окончаний и усиливающие тормозные процессы в коре. Прием этого препарата уменьшает мышечную силу, скорость двигательной реакции. Также снижение эмоциональной реакции на исполняемую музыку, воздействие на темпо-ритм и динамику в исполнении.

Также замедляет двигательные реакции прием транквилизаторов и нейролептиков. Транквилизаторы влияют на объем слухового предслышания и упрощение слухового контроля процесса исполнения (к ним относят валериану).

Для предупреждения апатии, повышения психического тонуса и работоспособности применяют препараты, относящиеся к группе психостимуляторов. Они усиливают возбуждение в нервной системе, вызывают ощущение бодрости. Стимулирующие препараты растительного происхождения (женьшень, элеутерококк, лимонник китайский, заманиха и др.) также способны повышать устойчивость к нервным нагрузкам. Также принимают крепкий кофе, крепкий сладкий чай, напитки с кофеином.

Об алкоголе. Некоторые музыканты, особенно певцы, утверждают, что небольшая порция алкоголя «разогревает» связки, «улучшает» звучание голоса, снимает мышечную дрожь, избавляет от страха. Однако за это есть своя цена.

Снижаются тормозные процессы, нарушается баланс между возбуждением и торможением. Отсюда – эффекты снятия психического и мышечного напряжения, избавления от страха, которые связаны с тормозными процессами, а также повышения самооценки и уверенности в себе.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×