«Счастливое детство – успешное будущее». | Нелина Татьяна Юрьевна. Работа №350364
Помочь родителям найти пути к пониманию поведения ребенка для формирования успешной личности; повышение психологической культуры родителей при общении с подростками.способствовать становлению родительской компетентности через повышение информированности и осмысления механизмов эффективного общения и формирования умений и навыков конструктивного взаимодействия с детьми в семье и в школе;
- развивать у родителей положительное отношение к своему ребёнку в любые моменты его жизни, несмотря на временные трудности в обучении или в поведении;
- воспитывать любовь и уважение к школе, учителю и осознание того, что предназначение школы и учителя такое же, как и родителей – воспитывать всесторонне развитую личность.
Форма проведения: семинар-тренинг.
дОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДа ДОНЕЦКА
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ оБЩЕОБРАЗОВАТЕльное УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА № 153 гОРОДСКОГО ОКРУГА ДОНЕЦК»
«Открытое мероприятие для родителей»
Семинар - тренинг на тему:
«Счастливое детство – успешное будущее».
Нелина Татьяна Юрьевна
Учитель истории
Пролетарский район, город Моспино
Донецк 2024
Пояснительная записка.
Семья и школа. От согласованности их действий, взаимопонимания между этими социальными институтами, во многом зависит эффективность процесса воспитания и взросления ребенка, становление социализированной, способной к самоопределению личности. Роль родителей в становлении личности ребенка можно определить, как ведущую и приоритетную. Семья – мощное средство воспитания, с кем не может конкурировать ни один другой институт общества.
Ни один родитель не стремится воспитать своего ребенка «забитым», агрессивным, безответственным, упрямым. Однако бывает, что дети с возрастом приобретают те или иные отрицательные качества. На разных этапах у родителей возникают трудности во взаимоотношениях с подростком, отсутствие взаимопонимания.
Давно уже не является секретом тот факт, что полноценное общение с родителями имеет наиважнейшее значение для развития детей.
Многие современные родители лишь в теории знают, в чем заключается правильное воспитание детей. Практика же часто показывает совершенно иные результаты, нередко отрицательные, нежели положительные.
Считаю, что школьному психологу, соц. педагогу, классному руководителю необходимо, прежде всего, работать с родителями (лицами их заменяющими), чтобы воспитать личность, уверенную в себе.
Атмосфера тренинга создает условия для безопасного взаимодействия. Задания и упражнения предлагаются в игровой форме, что делает тренинг интересным и увлекательным для взрослых и детей.
Все это способствует созданию в семье атмосферы взаимного уважения и сотрудничества.
Тема. Семинар - тренинг для родителей на тему: «Счастливое детство – успешное будущее».
Цель: - помочь родителям найти пути к пониманию поведения ребенка для формирования успешной личности; повышение психологической культуры родителей при общении с подростками.
- способствовать становлению родительской компетентности через повышение информированности и осмысления механизмов эффективного общения и формирования умений и навыков конструктивного взаимодействия с детьми в семье и в школе;
- развивать у родителей положительное отношение к своему ребёнку в любые моменты его жизни, несмотря на временные трудности в обучении или в поведении;
- воспитывать любовь и уважение к школе, учителю и осознание того, что предназначение школы и учителя такое же, как и родителей – воспитывать всесторонне развитую личность.
Форма проведения: семинар-тренинг.
Категория: родители учащихся 6-х и 7-х классов.
Оборудование:
Памятки-рекомендации
Индивидуальные карточки с вопросами для родителей.
Анкеты для родителей
Раздаточный материал.
Ход мероприятия
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. - Здравствуйте, дорогие и многоуважаемые родители рада Вас приветствовать на нашем семинаре-тренинге.
1. Беседа с родителями
- Уважаемые родители! Перед тем как начать наше мероприятие, хочу Вас спросить, что Вы ожидаете от нашей встречи?
(Ответы родителей фиксируются на доске).
СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ МЕРОПРИЯТИЯ:
- Тема нашего семинара-тренинга – «Счастливое детство – успешное будующее».
Наши дети взрослеют, утверждают себя, а принятая в семье практика общения зачастую догматична и основана на постоянных запретах, подавлении личности ребенка, неуважении к нему. Подростки, стоящие перед ответственным выбором жизненного пути, подвержены сомнениям, раздираемы внутренним противоречиями, страхами, комплексами.
В это время взросления общение подростков с родителями складываются под влиянием возникающего чувства взрослости. Подростки начинают протестовать против ранее выполнявшихся требований взрослых, активнее отстаивать свои права на самостоятельность. Они болезненно реагируют на реальное или кажущееся ущемление их прав, пытаются ограничить претензии взрослых по отношению к себе.
Родители, также обремененные своими проблемами, в мечтаниях и установках создают идеализированный образ собственного ребенка и его жизненного пути. Но, столкнувшись с реалиями — проявлениями лени, недобросовестности, низкой мотивацией продолжения образования - родители разочаровываются, и начинается «полоса конфликтов». Конфликт возникает на почве утверждения «взрослости» подростка, стремящегося к самостоятельности (в чем родители усматривают ущемление собственного авторитета). Для освоения новой системы отношений важна аргументация требований, исходящих от взрослых. Простое навязывание обычно отвергается. Таким образом, выявление проблем, связанных с возникающими конфликтами, очень значимо для родителей и детей.
Упражнение-активизация
Каким мы часто хотим видеть своего ребенка (особенно подростка)? (выбирается один доброволец и один помощник, которому выдаются шарфы, платок, веревка, ремень. Учитель просит помощника, согласно тексту, завязывать платками, шарфами, лентами и т.д. «каналы воспроизведения»):
Рот – чтобы не ругался и не кричал;
Глаза – чтобы не видели недостойного, не выражали ненависть, неудовольствие и зло, чтобы не плакали;
Уши – чтобы не слышали лишнего;
Руки – чтобы не дрались;
Ноги – чтобы не пинались, не ходили в плохие компании;
Душу – чтобы не страдала.
После завершения процедуры инсценирования запретов (завязываний), учитель обращается к участникам с вопросами:
Что может такой человек? Выражать свою мысль? - Рот скован!
Наблюдать, выделять прекрасное, откликаться? – снижена возможность реагировать – глаза закрыты!
Творить прекрасное, обнимать, выражать радость? – руки связаны!
Идти по жизни? (легонько подтолкнуть связанного, попытаться заставить двигаться) – страх, скованность движений!
Сочувствовать, радоваться, доверяться? – душа «молчит», скована!
После этого упражнения полезно расспросить связанного человека о его чувствах в ходе выполнения упражнения. Выводы должны сделать родители.
Рассказ учителя.
Любой кризис в семье несет конфликтную ситуацию. Сколько боли, разочарования приносит он самым близким, самым родным людям! Даже если все это скрывать под маской: ничего, мол, не случилось, внутри семьи возникает неприязнь друг к другу, травмируется психика, у членов семьи возникает чувство ненависти, нарастают стрессовые состояния. В таких семьях более всего страдают дети.
Упражнение “Прогноз”
Родителям необходимо действуя по следующему алгоритму “Проблема – Поиск - Вывод” предположить, как может развиться определенное событие в отношениях “Родитель - Ребенок”. Для обсуждения взяты часто встречающиеся причины конфликтов. В работе возможно использование шестерки слуг “Что?, Кто?, Как?, Почему?, Где?, Когда?”.
1 ситуация:
Проблема - упорство родителя в решении конфликтной ситуации. Поиск - групповое рассуждение (варианты ответов можно записывать на доске). Вывод: ломка прежних отношений может затянуться на весь подростковый период и принять форму хронического конфликта. Трудности нарастают, конфликт углубляется.
2 ситуация:
Проблема - деспотизм родителя. Поиск – групповое рассуждение. Вывод: деспотизм может вызвать у подростка стремление отплатить ему за подавление личности, “отыграться” на других, на слабых.
3 ситуация:
Проблема - обилие запретов. Поиск – групповое рассуждение. Вывод: - подросток находит способы обойти их, начинает лгать, приспосабливаться, притворяться.
4 ситуация:
Проблема - подросток Вам мстит. Поиск – групповое рассуждение. Выводы: - ищите причину. Может быть, все дело в том, что вы не решили свои собственные взрослые проблемы (развод и т. д.).
5 ситуация:
Проблема - родители видят в подростке ребенка. Поиск – групповое рассуждение. Вывод: “перестройка” отношений, возможность выхода из конфликтной ситуации.
Анализ упражнения:
1. К каким выводам пришли в ходе работы?
2. Предложения, каких родителей, по прогнозам и вариантам решения проблемы, показались вам эффективными?
А сейчас уважаемые родители вашему вниманию предлагается 2 ситуации:
Ситуация 1.
Уже поздно, ребенку пора спать, но ему не хочется. Отец все-таки пытается отправить ребенка в кровать. Вы вмешиваетесь и разрешаете ребенку еще немного поиграть, говоря, что завтра выходной. Но отец настаивает на своем. Как бы вы поступили в такой ситуации?
Обобщение:
Родители должны знать и помнить о единстве требований к ребенку со стороны всех членов семьи. В этой ситуации данное требование нарушено. Чтобы прийти к единому мнению, матери надо уступить отцу и объяснить свое решение: «Да, сыночек, наверное, папа прав. Ведь если ты нарушишь режим, ты долго не уснешь, это может отразиться на твоем здоровье, и завтра тебе будет тяжело вставать. Ты у нас уже большой и понимаешь, что режим надо выполнять, чтобы вырасти сильным, смелым, здоровым. Эти качества тебе очень пригодятся в жизни.
Ситуация 2.
Муж наказал ребенка, но вам кажется, что проступок не столь серьезен и вы начинаете играть с ребенком. Муж недоволен этим. Что предпримите вы в этом случае?
Обобщение.
В этой ситуации возможно надо подойти с позиции «Все поступки детей должны быть прощенные». Мама может сказать:
- Да, папа, наш(а) сын(дочь) поступил(а) плохо, но я думаю он(она) понял(а) свою ошибку и больше не будет так поступать. Наверное, он(она) сам(а) нам об этом хочет сказать. Давай, отец, послушаем его(ее). Мальчик(Девочка) просит прощения, ситуация исчерпана. Но всегда надо помнить о единстве требований к ребенку со стороны всех членов семьи.
Памятки-рекомендации (раздаются всем родителям)
Выстраивайте позитивные отношения между Вами и ребенком. Беседуйте с ребенком дружелюбно, в уважительном тоне. Сдерживайте свой критицизм и создавайте позитивизм в общении. Тон должен демонстрировать только уважение к ребенку, как к личности.
Будьте одновременно тверды и добры. Взрослый должен быть дружелюбным и не выступать в роли судьи.
Контроль над подростком требует особого внимания взрослых. Ответный гнев редко приводит к успеху.
Поддерживайте подростка. В отличие от награды поддержка нужна даже тогда, когда он не достигает успеха.
Имейте мужество. Изменение поведения требует практики и терпения.
Демонстрируйте взаимное уважение.
Взрослый должен демонстрировать доверие к подростку, уверенность в нем и уважение к нему как к личности.
Упражнение «Зонтик качеств»
А сейчас уважаемые родители вам необходимо объединиться в группы. Родители, объединившись в группы, рисуют по 4 зонтика: два зонтика с положительными качествами: своими и своего ребенка, два других – с отрицательными. По желанию зачитываются качества родителей и детей. Идет обсуждение: Что ощущал родитель, когда выполнял задание? Затем на ватмане или доке строим общие зонтики и смотрим, каких качеств больше. Идет обсуждение! Это упражнение помогает увидеть положительные качества – найти «свет» в душе ребенка!
Упражнение «Отдайте часть ответственности»
Каждому участнику тренинга дается список черт. Задание: выбрать те качества, которые беспокоят Вас в Вашем ребенке, и записать их на отдельном листочке.
× Не делает уроков
× Не следит за домашними животными
× Отказывается от коллективных игр и дел
× Оставляет грязную посуду
× Имеет завышенные требования к себе
× Не понимает чувств и переживаний других людей
× Много смотрит телевизор
× Плохо учится
× Имеет низкую самооценку
× Приводит друзей домой, когда нет родителей
× Убегает из дома
× Дерется с братьями или сестрами
× Часто спорит с взрослыми
× Отказывается выполнять просьбы
× Имеет нежелательных друзей
× Часто теряет контроль над собой
× Кажется безразличным к окружающим
× Грубит учителям
× Часто дерется в школе
× Часто специально раздражает взрослых
× Закатывает истерики
× Не убирается в своей комнате
× Курит
× Лжет
× Мало и беспокойно спит
× Требует денег
× Задает много вопросов, но редко дожидается ответов
Выбранные качества распределить в предложенную таблицу.
Перечень событий, влияющих на жизнь ребенка
Перечень событий, влияющих на Вашу жизнь и жизнь ребенка
В разделе “Перечень событий, влияющих на Вашу жизнь и жизнь ребенка” каждый пункт обговорить с ребенком и составить договор, учитывающий интересы и ребенка, и Ваши.
Например: В пункте “Много смотрит телевизор” совместный договор оговаривает темы и время просмотра телевизионных программ. Особо следует выделить последствия, если договор частично или в целом будет нарушаться. Виды последствия могут быть разнообразными: время сна (более раннее), лишение развлекательных телепередач и т.п.
По каждому пункту раздела “Перечень событий, влияющих на жизнь ребенка” составляется договор. Таким образом, родители начинают отдавать решение проблем самим детям. Главное – форма передачи строится на доверии к ребенку, что позволит ему проявить интерес к самостоятельным действиям. Если же реакция ребенка оказывается неожиданной для Вас (раздражение, отказ, просьба избавиться от ответственности), то лучше спокойно выслушать ребенка и мягко повторить, что это именно то, что Вы хотите сделать.
Все родители воспитывают детей в меру своего умения и понимания жизни и редко задумываются о том, почему в определенных ситуациях поступают так, а не иначе. Однако у каждого родителя в жизни бывают моменты, когда поведение любимого ребенка ставит в тупик.
В своих ошибках вы не одиноки, все родители их время от времени совершают. Но всегда лучше учиться на чужих ошибках, не правда ли?
Упражнение «Запрещаем – разрешаем»
На доску крепятся три цветных листа, соответствующие зонам запрета.
зеленый символизирует зону «Полная свобода»;
желтый
– зону «Относительная свобода»;
красный – зону «Запрещено».
Участникам тренинга предлагается составить список возможных действий детей, распределив их по трем основным зонам. Полученные варианты анализируются: родители совместно с ведущим (психологом, педагогом) прогнозируют возможные ситуации и допущенные ошибки.
Учитель: Как много сердечного тепла бывает загублено из-за неспособности понять другого и самого себя. Скольких драм, больших и малых, не происходило бы, обладай их участники и окружающие умением сочувствовать, прощать, любить. Любить тоже надо уметь, и это умение не дается матерью-природой.
Самый большой дефицит, который испытывают наши дети, – это дефицит ласки. Родители порой не находят времени, забывают или, может быть, даже стесняются приласкать ребенка просто так, повинуясь какому-то внутреннему порыву. Боязнь избаловать детей заставляет родителей быть чрезмерно суровыми с ними.
Это задание позволит каждому из нас проявить чуть больше ласки, внимания, любви.
6. Упражнение. “Красный карандаш” (выполняется в кругу).
Инструкция: “Сейчас вам представится возможность почувствовать что чувствует подросток, когда вы его оцениваете, критикуете. Сейчас мы предложим Вам карточки, на которых будут написаны типичные высказывания подростков. Вытащив ту или иную карточку, Вам будет необходимо произнести написанную на ней фразу от лица подростка, обращаясь к сидящему слева от Вас. В ответ тот должен отреагировать с позиции “красного карандаша” (раскритиковать, можно даже накричать). Затем критикующий, уже в образе подростка, произносит свою фразу, обращаясь к сидящему от него слева участнику. Каждый последующий должен сделать тоже самое”.
Цель. Дать участникам почувствовать не себе эффект оценочного отношения со стороны партнеров.
Подводя итоги нашего семинара тренинга, хочу зачитать вам стихотворение.
Чтение стихотворения «Родителям…»
(решение взаимоотношений детей и родителей через призму взаимоотношений в семье).
-Чем проповедь выслушивать,
Мне лучше бы взглянуть.
И лучше проводить меня,
Чем указать мне путь.
Глаза умнее слуха,
Поймут все без труда.
Слова порой запутаны,
Пример же- никогда.
Тот лучший проповедник-
Кто веру в жизнь провел.
Добро увидеть в действии-
Вот лучшая из школ.
И если все мне показать-
Я выучу урок.
Понятней мне движенье рук,
Чем быстрых слов поток.
Должно быть, можно верить
И мыслям, и словам,
Но я уж лучше погляжу, что делаешь ты сам.
Вдруг я неправильно пойму
Твой правильный совет.
Зато пойму, как ты живешь,
По правде или нет.
Н.И. Дереклеева
РЕФЛЕКСИЯ
- Родители! Если бы у Вас была возможность превратится в волшебников, какую мечту своих детей Вы бы исполнили?
- Обратите внимание на ожидаемые результаты перед встречей. Достигли мы этой цели?
- Помните, что самое большое счастье для родителей – видеть своих детей умными и благородными! Любовь и справедливость – вот что нужно нашим детям всегда, постоянно. И пусть они с детства усвоят истину: посеешь добро – вырастет любовь. Семья крепка лишь тогда, когда её члены уважают друг друга!
Как в подведение итогов нашего семинара-тренинга попрошу вас заполнить анкету:
Учитель собирает анкеты.
До свидания уважаемые родители, любите своих детей, а самое главное умейте их слушать.
Список использованной литературы:
Анн Л. Психологический тренинг с подростками. - СПб
.:
Питер, 2003. - 271с.
Игры - обучение, тренинг, досуг: Сборник сценариев
/ П
од ред.
Петрусинского
В.В. - М.: Новая школа, 1998. - 464с.
Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. –
СПб.: ООО Издательство “Речь”, 2000. – 150 с.
Тагирова Г.С. Психолого-педагогическая коррекционная работа с трудными подростками. - М.: Педагогическое общество России, 2003. - 128с.
http://www.proshkolu.ru
Приложение 1.
Анкета для родителей
Какими были Ваши родители?__________________________
Найдите 10 -12 слов, чтобы описать своё детство.__
Всегда ли Вы слушались родителей?____________________
Хвалили ли Вас родители и за что? _______________________
Как наказывали Вас родители?___________________________
Подберите 10 слов, чтобы описать, как Вы учились.___
Какие негативные воспоминания вызывает у Вас школьное детство?
Каким любимым делом Вы занимались вместе с родителями?__
О чём мечтали, когда были ребёнком?_______
Как Вы думаете, что должны воспитывать в ребёнке родители, а что – школа?