Секреты бабушкиного сундука - как средство патриотического воспитания дошкольников | Мой кабинет. Работа №345216. Номер работы: №345216
Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из главных задач нашего современного общества, а самый благоприятный период для пробуждения чувств любви к малой Родине, воспитания нравственных качеств, позволяющих вырасти маленькому человеку гражданином своей страны, умеющим оценить и сберечь историческое и культурное наследие своего народа – это дошкольный возраст. ⠀ В арсенале у педагогов есть многочисленные формы и методы работы с воспитанниками по патриотическому воспитанию, среди которых проектный метод. Проектом «Секреты бабушкиного сундучка», приобщает малышей к национальной культуре, знакомит с народным творчеством на примере народных игрушек, музыкальных инструментов, песенок, потешек, закличек и др. ⠀ Русское народное творчество не перестаёт восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Родная речь, звучащая в сказках, выразительные интонации русской песни, яркая народная игрушка – все это - незаменимые средства приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Информационная карта проекта.
Организация:Муниципальное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад № 9 «Семицветик».
Адрес: Московская область, г. Серпухов, ул. Юбилейная, д.8
Вид, тип проекта:краткосрочный, патриотический, познавательно - творческий.
Участники проекта:дети 2,5-4 года группы №14 «Теремок» МДОУ - детского сада № 9 «Семицветик», воспитатели группы, родители.
Место проведения: МДОУ – детский сад № 9 «Семицветик», г. Серпухов.
Сроки реализации проекта:14-25 марта 2021г. (2 недели)
Возраст детей:дети младшей группы (2,5-4 года)
Проблема проекта:
В настоящее время существует проблема: недостаточные навыки речевой деятельности детей. Вызывает тревогу тот факт, что поступающие дети в детский сад имеют ограниченный словарный запас, скудные эмоции. Поэтому возросла необходимость заниматься проблемами речи и общим развитием ребенка.
Педагоги и психологи отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего подражая разговорной речи окружающих. К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек.
Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало, использование в работе с детьми устного народного творчества, создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного и морального опыта в межличностных отношениях.
Если использовать устное народное творчество наряду с современными методиками обучения, улучшится речь ребенка и повысится уровень познавательной и коммуникативной способности способностей детей.
Гипотеза проекта:Если использовать народное творчество наряду с современными методиками обучения, улучшится речь ребенка и повысится уровень познавательной и коммуникативной способности способностей детей.
Цель проекта:Приобщение детей к национальной культуре, знакомство с народным творчеством на примере народных игрушек, знакомство с устным народным народным творчеством (песенки, потешки и др.), способствующее развитию коммуникативных способностей детей младшего дошкольного возраста.
Задачи проекта:
1. Познакомить детей с русской народной культурой, творчеством, праздниками через различные виды деятельности.
2. Формировать представление младших дошкольников о культурных ценностях и народных традициях средствами народного фольклора
3. Развивать творческие и познавательные способности, речевые умения и мелкую моторику рук.
4. Расширить и активизировать словарный запас детей, навыки взаимодействия детей друг с другом.
5. Дать представление о народных игрушках.
6. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
7. Способствовать развитию партнерских отношений родителей и ДОУ через реализацию данной проектной деятельности.
Ожидаемые результаты:
Имеют представления о русских народных игрушках, используют в активной речи песенки, потешки, играют в русские народные игры, знают русские народные сказки и их персонажи, бережно относятся к игрушкам, произведениям русского народного творчества.
Этапы проекта:
· 1 этап – подготовительный (14-15.03.2022)
Формулирование цели и определение задач.
Составление плана основного этапа проекта.
Подбор и анализ литературы, информации с интернет ресурсов по теме проекта.
Подбор материалов по теме проекта.
· 2 этап – основной, организационно-практический (14-24.03.2022)
Реализация проекта.
· 3 этап – заключительный (24.03.2022)
1. Формулирование цели и определение задач.
2. Составление плана основного этапа проекта.
3. Подбор и анализ литературы, информации с интернет ресурсов по теме проекта.
4. Подбор материалов по теме проекта.
План реализации проекта:
№
п/п
Содержание работы
Дата
Ответственный
I.
Работа с воспитанниками
1.1
Тематические беседы:
«Знакомство с русской народной игрушкой Матрёшкой»
«Русская изба и предметы старинного быта»
«Знакомство с народными инструментами»
14-25 марта
Воспитатели
1.2
Непрерывная образовательнаядеятельность:
Познавательное развитие ФЭМП: «Домики для матрешек».
Ознакомление с предметным миром:
Матрешка, матрешка, поиграй со мной немножко!
Художественно-эстетическое развитие: Лепка: «Неваляшка».
Рисование: «Матрешка», «Неваляшка»».
Аппликация: «Разноцветный фартук для матрешки»
1.3
Чтение художественной литературы:
Русские народные сказки: «Курочка ряба», «Колобок», «Репка», «Теремок», «Гуси лебеди», «Маша и медведь».
1.4
Знакомство с фольклором:
Чтение и разучивание потешек, частушек, знакомство с пословицами и поговорками, загадывание загадок, прослушивание колыбельных песен.
1.5
Рассматривание иллюстраций детских художников
1.6
Инсценировка сказок:
Колобок, Теремок, Репка.
1.7
Игры:
Дидактические: «Угадай по звуку»
Подвижные: «Гуси, гуси», «Кошки мышки», «У медведя во бору».
Хороводные: «Каравай», «Вышел Ваня погулять».
Пальчиковые: «Пальчики- помощники», «Про сороку», «Коза» и др.
Настольные: «Матрешки», «Подбери фигуру», «Накорми матрешку» и др.\
II.
Работа с педагогами
2.1
Составление сценария развлечения «Народные игрушки – Матрёшки, Неваляшки, Петрушки»
14-25.
03.2022г
Воспитатели,
муз. Руководитель
III.
Взаимодействие с семьями воспитанников
3.1
Папка – передвижка «История народной игрушки»;
14-25.
03.2022г
Воспитатели
3.2
- Консультации «Народная игрушка в жизни ребёнка»;
«Использование фольклора и народных игр в домашних условиях»
«Игры с матрёшками»
3.3
Анкетирование: «Народное творчество в жизни вашей семьи». Выявление знаний родителей о народном творчестве, о значении привития знаний их детям.
3.3
Участие родителей в пополнении предметно-пространственной развивающей среды (музыкальный, игровой центры, центр театрализации)
3.4
Индивидуальные беседы, помощь детям в разучивании: потешек, загадок, считалок.
3.5
Составление фото-коллажа «Широкая масленница».
IV.
Продукт проекта
4.1
Мини-музей матрешек.
14-25.
03.2022г
Воспитатели
4.2
Развлечение «Народные игрушки – Матрёшки, Неваляшки, Петрушки»
4.3
Мастер – класс «В какие игры можно играть с матрёшками»
4.4
Аппликация «Наряди матрёшку», Рисование «Дымковская лошадка»
V.
Итоговое мероприятие
5.1
Развлечение: «Народные игрушки – Матрёшки, Неваляшки, Петрушки».
25.03.2022г
Воспитатели,
муз. Руководитель.
Итоги проекта:
• Проявление устойчивого интереса и эмоциональной отзывчивости на устное народное творчество, интерес к игре с рифмой и словом, изобразительной, театрализованной деятельности.
• Дети знают и самостоятельно играют в народные игры, выполняют различные движения, которым руководит слово (хороводные игры)..
• Осуществляют самостоятельный перенос действий, ситуаций полюбившихся потешек в игры и в повседневную деятельность (рассказывают любимые потешки, поют колыбельные для кукол, играют в полюбившиеся игры на основе потешек).
• Расширение общего и музыкального кругозора. Пробуждение интереса к народному творчеству.
e6492d48283138f9f804d117f38c691e.docx