Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Семейные ценности в нравственном воспитании школьников | Губко Лариса Владимировна. Работа №343532

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматривается влияние семейных ценностей на нравственное воспитание школьников. Подчеркивается значимость примера родителей и ближайших родственников в формировании моральных норм и принципов у детей. Обсуждаются такие важные аспекты, как честность, ответственность, уважение, духовные традиции и справедливость, а также приводятся примеры, показывающие, как семейные ценности влияют на поведение ребёнка в школе и его нравственное развитие.

Ключевые слова: семейные ценности, нравственное воспитание, школьники, моральные нормы, ответственность, честность, справедливость, духовные традиции.

СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ

 

Губко Лариса Владимировна, учитель начальных классов

МБОУ " Образовательный центр " Вектор" Партизанского г.о.

 

Аннотация. В статье рассматривается влияние семейных ценностей на нравственное воспитание школьников. Подчеркивается значимость примера родителей и ближайших родственников в формировании моральных норм и принципов у детей. Обсуждаются такие важные аспекты, как честность, ответственность, уважение, духовные традиции и справедливость, а также приводятся примеры, показывающие, как семейные ценности влияют на поведение ребёнка в школе и его нравственное развитие.

Ключевые слова: семейные ценности, нравственное воспитание, школьники, моральные нормы, ответственность, честность, справедливость, духовные традиции.

 

Семейные ценности играют важнейшую роль в нравственном воспитании школьников, так как именно в семье закладываются основы моральных норм и принципов, которые сопровождают человека на протяжении всей жизни. В школьные годы дети начинают активно социализироваться, вступать в отношения с окружающими, и то, как они воспринимают и применяют моральные нормы, напрямую связано с семейным воспитанием. Родители и ближайшие родственники выступают первыми и главными примерами для подражания, формируя у ребёнка представления о добре, зле, справедливости и уважении к другим.

Важнейшей частью семейных ценностей является уважение к старшим, взаимная поддержка и ответственность за членов семьи. Эти понятия дети переносят в школьную среду, развивая у себя такие качества, как толерантность, эмпатия и готовность помочь одноклассникам. Например, если в семье поощряются такие поступки, как помощь родителям в домашних делах или забота о младших, ребенок с большей вероятностью будет проявлять эти качества и в школьной жизни, помогая друзьям и поддерживая порядок в классе.

Семья также учит детей таким важным нравственным качествам, как честность, трудолюбие и ответственность. Если родители показывают своим поведением, что честный труд ценен, а выполнение обязанностей важно, ребёнок будет развивать в себе эти черты и применять их в учёбе. Например, выполнение домашних заданий или подготовка к контрольной работе станут для школьника естественным процессом, если он привык к ответственности за свои действия в семейных делах. В семьях, где честность и открытость считаются ценностями, дети учатся говорить правду, даже если это требует мужества, что формирует основу для их личной нравственности.

Нельзя не учитывать и духовные аспекты семейного воспитания. Для многих семей важной частью нравственного воспитания является передача религиозных или культурных традиций, которые включают в себя идеи добра, любви и сострадания. Такие традиции помогают школьникам осознавать своё место в обществе и принимать правильные решения, основываясь на более глубоких моральных принципах. Например, участие в семейных праздниках или ритуалах может сформировать у ребёнка чувство уважения к традициям, что позже станет частью его нравственного облика.

Воспитание семейных ценностей также помогает формировать в ребёнке чувство справедливости. Дети, выросшие в среде, где каждому члену семьи уделяется внимание и где обсуждаются права и обязанности, лучше понимают, что такое справедливость и почему её следует поддерживать. Это может проявляться в школьных ситуациях, когда ребёнок сталкивается с несправедливостью, будь то конфликт с одноклассниками или недопонимание с учителем. Понимание справедливости, заложенное в семье, помогает ребенку выстраивать правильное отношение к таким ситуациям и стремиться к их разрешению честным и открытым путем.

Однако, важно отметить, что семейное воспитание не должно быть однонаправленным процессом, где родители лишь навязывают свои ценности. Открытый диалог с детьми, обсуждение их мыслей и чувств помогает сформировать у ребенка способность самостоятельно осмысливать моральные принципы и принимать нравственные решения. Например, обсуждение сложных моральных вопросов, таких как справедливость, дружба или ответственность, помогает школьникам развивать критическое мышление и формировать собственную позицию.

Таким образом, семейные ценности играют важнейшую роль в нравственном воспитании школьников. Родители и родственники, своим примером и общением с ребенком, закладываются основы моральных норм, которые помогают детям ориентироваться в сложных ситуациях и принимать осознанные решения. Воспитание уважения, честности, трудолюбия и чувства справедливости способствует гармоничному развитию школьников и помогает им стать нравственно зрелыми личностями, готовыми к жизни в обществе.

 

Список литературы

 

Азаров, Ю.П. Семейная педагогика: пособие для учреждений высшего и среднего профессионального образования [Текст] / Ю. П. Азаров. – Санкт-Петербург: Питер, 2017. – 394 с.

Белогу

рова

В. А. Воспитание нравственно и физически здорового человека

:

учебное пособие по педагогике и психологии / В. А.

Белогурова

. - Москва

;

Санкт-Петербург : Нестор-История, 2014. - 471 с.

Гусакова

, В.О. Формирование жизненной стратегии лидера в процессе

духовно-нравственного воспитания школьников (на примере личности адмирала Федора Ушакова) / В. О.

Гусакова

// Преподавание истории в школе. - 2016. - № 10. - С. 57-60.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×