Семинар – практикум: «Содержание развивающей среды по ОБЖ». | Касьянова Ирина Викторовна. Работа №322350
Семинар – практикум: «Содержание развивающей среды по ОБЖ».
Очень часто мы страдаем из-за своей собственной неосторожности, беспечности. Мы забываем принять необходимые меры, чтобы оградить себя и свою семью от чрезвычайных ситуаций. Наименее защищенными и подготовленными к действию в подобных ситуациях оказались наши дети. И как ни печально, именно дети страдают на пожарах, на дорогах, на воде, в лесу, так как не знают, как вести себя в сложившихся экстремальных ситуациях. По данным статистики МЧС России ежегодно большое количество детей становятся жертвами ЧС, вследствие, своего незнания и легкомыслия. Это не может не вызвать тревогу.
Дошкольный возраст - один из основных периодов, в котором формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы здоровья и поведения.
Данный возраст характеризуется повышенной любознательностью и попыткой узнать окружающий мир самостоятельно. Недостаточное воспитательное воздействие, как самих родителей, так и воспитателей нередко является причиной детского травматизма и смертности среди детей.
Очень важно, каждого ребенка подготовить к встрече с различными сложными, а иногда и опасными жизненными ситуациями. Необходимо дать детям знания о правильном поведении дома, на улице, в транспорте, в лесу и т.д.
Но безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице, дома, поэтому главная задача взрослых – стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности.
В настоящее время сформировалась новая образовательная область
«Безопасность жизнедеятельности», призванная готовить обучаемых во всех типах учебных заведений к безопасной жизни в реальной окружающей среде - природной, техногенной, социальной.
Выделяют 3 компонента безопасного поведения человека, единство и реальность которых существенно влияют на приобретение комфортного уровня взаимодействия личности и среды обитания. Такими компонентами являются:
1) предупреждение опасности;
2) уклонение от опасности;
3) преодоление опасности.
Исходя из теоретического анализа содержания понятия «опыт» и «безопасное поведение», опыт безопасного поведения детей рассматривается как совокупность знаний о правилах безопасности жизнедеятельности, умений обращения с потенциально опасными предметами и переживаний, определяющих мотивы поведения ребенка.
С этих позиций выделяются показатели опыта безопасного поведения детей, отражающие уровень его сформированности:
-знания ребенка о правилах безопасного поведения (об источниках опасности, мерах предосторожности и способах преодоления угрозы);
-умения действовать в ситуациях контактов с потенциально опасными объектами окружающего мира;
-отношение (переживание и понимание ребенком необходимости соблюдения мер предосторожности и своих возможностей по преодолению опасности).
Необходимо отметить, что обозначенные компоненты опыта безопасного поведения взаимосвязаны друг с другом и, обеспечивают осознание необходимости мер предосторожности, проявляется в умении действовать с потенциально опасными предметами, и в сложных социальных ситуациях, например, на дороге, в природе, дома.
Задачи в работе с детьми:
-формировать знания детей о здоровом образе жизни, способствовать осознанию понятия «здоровый образ жизни»;
-формировать у детей сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих;
-расширять и систематизировать знания детей о правильном поведении при контактах с незнакомыми людьми;
-закрепить у детей знания о правилах поведения на улице. Дороге, транспорте;
-развивать основы экологической культуры ребенка и становление у него ценного и бережного отношения к природе;
-способствовать эмоциональному и благополучному развитию ребёнка-дошкольника;
Задачи в рабате с родителями:
-знакомить родителей с работой МДОУ по формированию у детей старшего дошкольного возраста по основам безопасности жизнедеятельности;
-повышать уровень знаний родителей по формированию у детей старшего дошкольного возраста по основам безопасности жизнедеятельности;
-воспитывать у родителей ответственность за сохранение здоровья, за безопасность детей, их эмоциональное благополучие;
-создать особую форму общения между родителями и воспитателями:
« Доверительно деловой контакт»
Для формирования основ безопасного поведения дошкольников необходимо организовать воспитательно - образовательный процесс, включающий все виды деятельности (игровую, продуктивную, познавательную, речевую, физкультурно-оздоровительную, музыкально - ритмическую) и условия.
Так, в программу по ОБЖ включены 6 основных направлений:
1. Ребёнок и другие люди. Основная мысль этого направления - ребёнок должен помнить, что именно может быть опасно в общении с другими людьми.
2. Ребёнок и природа. Задача работы по этому направлению рассказать детям о взаимосвязи и взаимозависимости всех проблемных объектов, чтобы дети поняли - земля - наш общий дом, а человек - часть природы.
3. Ребёнок дома. В этом направлении рассматриваются вопросы связанные с предметами домашнего быта, являющимися источниками потенциальной опасности для детей.
4. Здоровье ребёнка. Уже с дошкольного возраста это направление программы предлагает воспитывать у детей ценности здорового образа жизни, сознательную заботу о собственном здоровье и здоровье окружающих, дети знакомятся с правилами оказания элементарной первой помощи.
5. Эмоциональное благополучие ребёнка. Основная задача работы педагогов по этому направлению - научить детей способам выхода из конфликтных ситуаций, не доводя до их силового решения, профилактике конфликтных ситуаций.
6. Ребёнок на улице. Дети знакомятся с правилами поведения на улицах, правилами дорожного движения.
Эффективность реализации поставленных задач во многом зависит от содержания предметно – развивающей среды созданной в группе, которая включает:
-уголок безопасности;
-познавательно–агитационные материалы;
-иллюстративные стенды для детей и взрослых.
-подборка литературы;
-подборка иллюстрационного материала;
-информационный уголок для родителей;
-проведение фотосессий.
Примерный перечень материала для создания развивающей среды в разных возрастных группах по ОБЖ.
1 младшая группа
2 младшая группа
средняя группа
старшая группа
подготовительная группа
Дети знакомятся с транспортными средствами: грузовым и легковым автомобилями, общественным транспортом. Определяют, из каких частей состоят машины. Обучаться различать красный и зелёный цвета. Следовательно, в игровом уголке должны быть:
Дети продолжают работу по распознаванию транспортных средств, знакомятся с правилами поведения в общественном транспорте, закрепляют умение различать красный, жёлтый, зелёный цвета, знакомятся с понятиями «тротуар» и «проезжая часть». Поэтому, к предметам, имеющимся в уголке безопасности дорожного движения первой младшей группы, следует добавить:
Новым будет разговор о пешеходном переходе и его назначении, правостороннем движении на тротуаре и проезжей части. Кроме того, дети 4-5 лет должны чётко представлять, что когда загорается зелёный сигнал светофора для пешеходов и разрешает им движение, для водителей в это время горит красный – запрещающий сигнал светофора. Когда загорается зелёный сигнал для водителей и разрешает движение автомобилей, для пешеходов вспыхивает красный сигнал. В уголке безопасности дорожного движения обязательно должен быть:
Ребята узнают о дорожном движении много нового. Именно в этом возрасте происходит знакомство с такими большими и сложными темами, как «Перекрёсток», «Дорожные знаки». Следовательно, в уголке безопасности дорожного движения должны появиться:
Ребята встречаются с проблемными ситуациями на дорогах (так называемыми дорожными «ловушками»), знания детей о Правилах дорожного движения уже систематизируются. Содержание уголка более усложняется:
-Набор транспортных средств
-Иллюстрации с изображением транспортных средств
-Кружки красного и зелёного цвета, макет пешеходного светофора.
-Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Транспорт» (разноцветные рули, шапочки разных видов машин, нагрудные знаки, жилеты с изображением того или иного вида транспорта и т.д.)
-Дидактические игры «Собери машину» (из 4-х частей), «Поставь машину в гараж», «Светофор».
-Набор транспортных средств
-Иллюстрации с изображением транспортных средств
-Кружки красного и зелёного цвета, макет пешеходного светофора.
-Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Транспорт» (разноцветные рули, шапочки разных видов машин, нагрудные знаки, жилеты с изображением того или иного вида транспорта и т.д.)
-Дидактические игры «Собери машину» (из 4-х частей), «Поставь машину в гараж», «Светофор».
-Картинки для игры на классификацию видов транспорта «На чём едут пассажиры», «Найти такую же картинку».
-Простейший макет улицы (желательно крупный), где обозначены тротуар и проезжая часть
-Макет транспортного светофора (плоскостной).
-Набор транспортных средств
-Иллюстрации с изображением транспортных средств
-Кружки красного и зелёного цвета, макет пешеходного светофора.
-Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Транспорт» (разноцветные рули, шапочки разных видов машин, нагрудные знаки, жилеты с изображением того или иного вида транспорта и т.д.)
-Дидактические игры «Собери машину» (из 4-х частей), «Поставь машину в гараж», «Светофор».
-Картинки для игры на классификацию видов транспорта «На чём едут пассажиры», «Найти такую же картинку».
-Простейший макет улицы (желательно крупный), где обозначены тротуар и проезжая часть
-Макет транспортного светофора (плоскостной).
-Макет светофора с переключающимися сигналами, действующий от батарейки
-Дидактические игры «Найди свой цвет», «Собери светофор»
-На макете улицы необходимо нанести пешеходный переход.
-Набор транспортных средств
-Иллюстрации с изображением транспортных средств
-макет пешеходного светофора.
-Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Транспорт» (разноцветные рули, шапочки разных видов машин, нагрудные знаки, жилеты с изображением того или иного вида транспорта и т.д.)
- Картинки для игры на классификацию видов транспорта
-макет улицы (крупный), где обозначены тротуар и проезжая часть
-Макет транспортного светофора (плоскостной).
-Макет светофора с переключающимися сигналами, действующий от батарейки
-Дидактические игры «Найди свой цвет», «Собери светофор»
-На макете улицы необходимо нанести пешеходный переход.
-Макет перекрёстка для решения логических задач по ПДД, отработки навыков безопасного перехода проезжей части на перекрёстке. Макет должен быть со съёмными предметами для моделирования улицы.
-Набор дорожных знаков: информационно-указательные – «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса»; предупреждающие знаки – «Дети»; запрещающие знаки – «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено»; предписывающие знаки – «Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка»; знаки приоритета – «Главная дорога», «Уступи дорогу»; знаки сервиса – «Больница», «Телефон», «Пункт питания». Мелкие знаки на подставках, для работы с макетом, и крупные знаки на подстав для творческих, ролевых игр.
-Дидактические игры: «О чём говорят знаки?», «Угадай знак», «Где спрятался знак?», «Перекрёсток», «Наша улица»
- Схемы жестов регулировщика, дидактическая игра «Что говорит жезл?», атрибуты инспектора ДПС: жезл, фуражка.
-Набор транспортных средств
-Иллюстрации с изображением транспортных средств
-макет пешеходного светофора.
-Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Транспорт» (разноцветные рули, шапочки разных видов машин, нагрудные знаки, жилеты с изображением того или иного вида транспорта и т.д.)
- Картинки для игры на классификацию видов транспорта
-Макет улицы (крупный), где обозначены тротуар и проезжая часть
-Макет транспортного светофора (плоскостной).
-Макет светофора с переключающимися сигналами, действующий от батарейки
-Дидактические игры «Найди свой цвет», «Собери светофор»
-На макете улицы с пешеходным переходом.
-Макет перекрёстка для решения сложных логических задач по ПДД, отработки навыков безопасного перехода проезжей части на перекрёстке. Макет должен быть со съёмными предметами для моделирования улицы.
-Набор дорожных знаков: информационно-указательные – «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса»; предупреждающие знаки – «Дети»; запрещающие знаки – «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено»; предписывающие знаки – «Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка»; знаки приоритета – «Главная дорога», «Уступи дорогу»; знаки сервиса – «Больница», «Телефон», «Пункт питания». Мелкие знаки на подставках, для работы с макетом, и крупные знаки на подстав для творческих, ролевых игр.
-Дидактические игры: «О чём говорят знаки?», «Угадай знак», «Где спрятался знак?», «Перекрёсток», «Наша улица»
- Схемы жестов регулировщика, дидактическая игра «Что говорит жезл?», атрибуты инспектора ДПС: жезл, фуражка.
-картотека «опасных ситуаций»
-окно выдачи водительских удостоверений сдавшим экзамен по ПДД.
Во всех группах необходимо иметь фланелеграф или магнитную доску – для моделирования ситуаций на дороге, а также набор диапозитивов по различным темам.
Формы организации работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности:
При подготовке и проведении занятий, развлечений и других видов деятельности необходимо учитывать эмоциональное восприятие детьми информации по данной теме. В основе лежали следующие образовательные технологии: Игровая; ТРИЗ; Интеграция
Благодаря данным технологиям значительно повышается интерес воспитанников к данной теме, а также их родителей. Повышается и активность детей в участии мероприятий направленных на формирование знаний, умений и навыков в области безопасного поведения в различных чрезвычайных ситуациях.
Самое главное преимущество дошкольников состоит в том, что дети любят правила. Мы знаем, как дошколята напоминают о правилах родителям, воспитателям. Если правила излагаются ясными, простыми и спокойными, без тревожных нот, фразами — дети обязательно воспользуются этими правилами.
Неоспоримо, что в воспитании детей главная роль отводится семье, поэтому необходимо направлять деятельность родителей в то русло, которое созвучно задачам в формировании основ безопасности жизнедеятельности. Важно, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют.
Критерии результативности и результатов.
-психологическая устойчивость детей;
-сформированость представлений о безопасности поведения в различных ситуациях;
-умение регулировать свои поведенческие реакции;
-умение находить выход из сложных, проблемных ситуаций не навредив своему здоровью и здоровью окружающих;;
-умение предвидеть опасность и построить адекватное безопасное поведение;
Самое главное – здоровье и жизнь ребенка. Часто, втягиваясь в круговорот повседневности, мы забываем о том, сколько неожиданных опасностей подстерегает человека на жизненном пути. Наша беспечность и равнодушное отношение к своему здоровью зачастую приводят к трагедии. А ведь человек может предотвратить беду, уберечь себя и своих близких от опасности, если будет владеть элементарными знаниями основ безопасности жизнедеятельности. Знания эти формируются в процессе воспитания, следовательно, обучение детей обеспечению безопасности их жизнедеятельности является актуальной педагогической задачей.
Семинар – практикум: «Содержание развивающей среды по ОБЖ».
Очень часто мы страдаем из-за своей собственной неосторожности, беспечности. Мы забываем принять необходимые меры, чтобы оградить себя и свою семью от чрезвычайных ситуаций. Наименее защищенными и подготовленными к действию в подобных ситуациях оказались наши дети. И как ни печально, именно дети страдают на пожарах, на дорогах, на воде, в лесу, так как не знают, как вести себя в сложившихся экстремальных ситуациях. По данным статистики МЧС России ежегодно большое количество детей становятся жертвами ЧС, вследствие, своего незнания и легкомыслия. Это не может не вызвать тревогу.
Дошкольный возраст - один из основных периодов, в котором формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы здоровья и поведения.
Данный возраст характеризуется повышенной любознательностью и попыткой узнать окружающий мир самостоятельно. Недостаточное воспитательное воздействие, как самих родителей, так и воспитателей нередко является причиной детского травматизма и смертности среди детей.
Очень важно, каждого ребенка подготовить к встрече с различными сложными, а иногда и опасными жизненными ситуациями. Необходимо дать детям знания о правильном поведении дома, на улице, в транспорте, в лесу и т.д.
Но безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице, дома, поэтому главная задача взрослых – стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности.
В настоящее время сформировалась новая образовательная область
«Безопасность жизнедеятельности», призванная готовить обучаемых во всех типах учебных заведений к безопасной жизни в реальной окружающей среде - природной, техногенной, социальной.
Выделяют 3 компонента безопасного поведения человека, единство и реальность которых существенно влияют на приобретение комфортного уровня взаимодействия личности и среды обитания. Такими компонентами являются:
1) предупреждение опасности;
2) уклонение от опасности;
3) преодоление опасности.
Исходя из теоретического анализа содержания понятия «опыт» и «безопасное поведение», опыт безопасного поведения детей рассматривается как совокупность знаний о правилах безопасности жизнедеятельности, умений обращения с потенциально опасными предметами и переживаний, определяющих мотивы поведения ребенка.
С этих позиций выделяются показатели опыта безопасного поведения детей, отражающие уровень его сформированности:
-знания ребенка о правилах безопасного поведения (об источниках опасности, мерах предосторожности и способах преодоления угрозы);
-умения действовать в ситуациях контактов с потенциально опасными объектами окружающего мира;
-отношение (переживание и понимание ребенком необходимости соблюдения мер предосторожности и своих возможностей по преодолению опасности).
Необходимо отметить, что обозначенные компоненты опыта безопасного поведения взаимосвязаны друг с другом и, обеспечивают осознание необходимости мер предосторожности, проявляется в умении действовать с потенциально опасными предметами, и в сложных социальных ситуациях, например, на дороге, в природе, дома.
Задачи в работе с детьми:
-формировать знания детей о здоровом образе жизни, способствовать осознанию понятия «здоровый образ жизни»;
-формировать у детей сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих;
-расширять и систематизировать знания детей о правильном поведении при контактах с незнакомыми людьми;
-закрепить у детей знания о правилах поведения на улице. Дороге, транспорте;
-развивать основы экологической культуры ребенка и становление у него ценного и бережного отношения к природе;
-способствовать эмоциональному и благополучному развитию ребёнка-дошкольника;
Задачи в рабате с родителями:
-знакомить родителей с работой МДОУ по формированию у детей старшего дошкольного возраста по основам безопасности жизнедеятельности;
-повышать уровень знаний родителей по формированию у детей старшего дошкольного возраста по основам безопасности жизнедеятельности;
-воспитывать у родителей ответственность за сохранение здоровья, за безопасность детей, их эмоциональное благополучие;
-создать особую форму общения между родителями и воспитателями:
« Доверительно деловой контакт»
Для формирования основ безопасного поведения дошкольников необходимо организовать воспитательно - образовательный процесс, включающий все виды деятельности (игровую, продуктивную, познавательную, речевую, физкультурно-оздоровительную, музыкально - ритмическую) и условия.
Так, в программу по ОБЖ включены 6 основных направлений:
Ребёнок и другие люди.
Основная мысль этого направления - ребёнок должен помнить, что именно может быть опасно в общении с другими людьми.
Ребёнок и природа.
Задача работы по этому направлению рассказать детям о взаимосвязи и взаимозависимости всех проблемных объектов, чтобы дети поняли - земля - наш общий дом, а человек - часть природы.
Ребёнок дома.
В этом направлении рассматриваются
вопросы
связанные с предметами домашнего быта, являющимися источниками потенциальной опасности для детей.
Здоровье ребёнка.
Уже с дошкольного возраста это направление программы предлагает воспитывать у детей ценности здорового образа жизни, сознательную заботу о собственном здоровье и здоровье окружающих, дети знакомятся с правилами оказания элементарной первой помощи.
Эмоциональное благополучие ребёнка.
Основная задача работы педагогов по этому направлению - научить детей способам выхода из конфликтных ситуаций, не доводя до их силового решения, профилактике конфликтных ситуаций.
Ребёнок на улице
.
Дети знакомятся с прав
илами поведения на улицах
, правилами дорожного движения.
Эффективность реализации поставленных задач во многом зависит от содержания предметно – развивающей среды созданной в группе, которая включает:
-уголок безопасности;
-познавательно–агитационные материалы;
-иллюстративные стенды для детей и взрослых.
-подборка литературы;
-подборка иллюстрационного материала;
-информационный уголок для родителей;
-проведение фотосессий.
Примерный перечень материала для создания развивающей среды в разных возрастных группах по ОБЖ.
1 младшая группа
2 младшая группа
средняя группа
старшая группа
подготовительная группа
Дети знакомятся с транспортными средствами: грузовым и легковым автомобилями, общественным транспортом. Определяют, из каких частей состоят машины. Обучаться различать красный и зелёный цвета. Следовательно, в игровом уголке должны быть:
Дети продолжают работу по распознаванию транспортных средств, знакомятся с правилами поведения в общественном транспорте, закрепляют умение различать красный, жёлтый, зелёный цвета, знакомятся с понятиями «тротуар» и «проезжая часть». Поэтому, к предметам, имеющимся в уголке безопасности дорожного движения первой младшей группы, следует добавить:
Новым будет разговор о пешеходном переходе и его назначении, правостороннем движении на тротуаре и проезжей части. Кроме того, дети 4-5 лет должны чётко представлять, что когда загорается зелёный сигнал светофора для пешеходов и разрешает им движение, для водителей в это время горит красный – запрещающий сигнал светофора. Когда загорается зелёный сигнал для водителей и разрешает движение автомобилей, для пешеходов вспыхивает красный сигнал. В уголке безопасности дорожного движения обязательно должен быть:
Ребята узнают о дорожном движении много нового. Именно в этом возрасте происходит знакомство с такими большими и сложными темами, как «Перекрёсток», «Дорожные знаки». Следовательно, в уголке безопасности дорожного движения должны появиться:
Ребята встречаются с проблемными ситуациями на дорогах (так называемыми дорожными «ловушками»), знания детей о Правилах дорожного движения уже систематизируются. Содержание уголка более усложняется:
-Набор транспортных средств
-Иллюстрации с изображением транспортных средств
-Кружки красного и зелёного цвета, макет пешеходного светофора.
-Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Транспорт» (разноцветные рули, шапочки разных видов машин, нагрудные знаки, жилеты с изображением того или иного вида транспорта и т.д.)
-Дидактические игры «Собери машину» (из 4-х частей), «Поставь машину в гараж», «Светофор».
-Набор транспортных средств
-Иллюстрации с изображением транспортных средств
-Кружки красного и зелёного цвета, макет пешеходного светофора.
-Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Транспорт» (разноцветные рули, шапочки разных видов машин, нагрудные знаки, жилеты с изображением того или иного вида транспорта и т.д.)
-Дидактические игры «Собери машину» (из 4-х частей), «Поставь машину в гараж», «Светофор».
-Картинки для игры на классификацию видов транспорта «На чём едут пассажиры», «Найти такую же картинку».
-Простейший макет улицы (желательно крупный), где обозначены тротуар и проезжая часть
-Макет транспортного светофора (плоскостной).
-Набор транспортных средств
-Иллюстрации с изображением транспортных средств
-Кружки красного и зелёного цвета, макет пешеходного светофора.
-Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Транспорт» (разноцветные рули, шапочки разных видов машин, нагрудные знаки, жилеты с изображением того или иного вида транспорта и т.д.)
-Дидактические игры «Собери машину» (из 4-х частей), «Поставь машину в гараж», «Светофор».
-Картинки для игры на классификацию видов транспорта «На чём едут пассажиры», «Найти такую же картинку».
-Простейший макет улицы (желательно крупный), где обозначены тротуар и проезжая часть
-Макет транспортного светофора (плоскостной).
-Макет светофора с переключающимися сигналами, действующий от батарейки
-Дидактические игры «Найди свой цвет», «Собери светофор»
-На макете улицы необходимо нанести пешеходный переход.
-Набор транспортных средств
-Иллюстрации с изображением транспортных средств
-макет пешеходного светофора.
-Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Транспорт» (разноцветные рули, шапочки разных видов машин, нагрудные знаки, жилеты с изображением того или иного вида транспорта и т.д.)
- Картинки для игры на классификацию видов транспорта
-макет улицы (крупный), где обозначены тротуар и проезжая часть
-Макет транспортного светофора (плоскостной).
-Макет светофора с переключающимися сигналами, действующий от батарейки
-Дидактические игры «Найди свой цвет», «Собери светофор»
-На макете улицы необходимо нанести пешеходный переход.
-Макет перекрёстка для решения логических задач по ПДД, отработки навыков безопасного перехода проезжей части на перекрёстке. Макет должен быть со съёмными предметами для моделирования улицы.
-Набор дорожных знаков: информационно-указательные – «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса»; предупреждающие знаки – «Дети»; запрещающие знаки – «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено»; предписывающие знаки – «Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка»; знаки приоритета – «Главная дорога», «Уступи дорогу»; знаки сервиса – «Больница», «Телефон», «Пункт питания». Мелкие знаки на подставках, для работы с макетом, и крупные знаки на подстав для творческих, ролевых игр.
-Дидактические игры: «О чём говорят знаки?», «Угадай знак», «Где спрятался знак?», «Перекрёсток», «Наша улица»
- Схемы жестов регулировщика, дидактическая игра «Что говорит жезл?», атрибуты инспектора ДПС: жезл, фуражка.
-Набор транспортных средств
-Иллюстрации с изображением транспортных средств
-макет пешеходного светофора.
-Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Транспорт» (разноцветные рули, шапочки разных видов машин, нагрудные знаки, жилеты с изображением того или иного вида транспорта и т.д.)
- Картинки для игры на классификацию видов транспорта
-Макет улицы (крупный), где обозначены тротуар и проезжая часть
-Макет транспортного светофора (плоскостной).
-Макет светофора с переключающимися сигналами, действующий от батарейки
-Дидактические игры «Найди свой цвет», «Собери светофор»
-На макете улицы с пешеходным переходом.
-Макет перекрёстка для решения сложных логических задач по ПДД, отработки навыков безопасного перехода проезжей части на перекрёстке. Макет должен быть со съёмными предметами для моделирования улицы.
-Набор дорожных знаков: информационно-указательные – «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса»; предупреждающие знаки – «Дети»; запрещающие знаки – «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено»; предписывающие знаки – «Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка»; знаки приоритета – «Главная дорога», «Уступи дорогу»; знаки сервиса – «Больница», «Телефон», «Пункт питания». Мелкие знаки на подставках, для работы с макетом, и крупные знаки на подстав для творческих, ролевых игр.
-Дидактические игры: «О чём говорят знаки?», «Угадай знак», «Где спрятался знак?», «Перекрёсток», «Наша улица»
- Схемы жестов регулировщика, дидактическая игра «Что говорит жезл?», атрибуты инспектора ДПС: жезл, фуражка.
-картотека «опасных ситуаций»
-окно выдачи водительских удостоверений сдавшим экзамен по ПДД.
Во всех группах необходимо иметь фланелеграф или магнитную доску – для моделирования ситуаций на дороге, а также набор диапозитивов по различным темам.
Формы организации работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности:
При подготовке и проведении занятий, развлечений и других видов деятельности необходимо учитывать эмоциональное восприятие детьми информации по данной теме. В основе лежали следующие образовательные технологии: Игровая; ТРИЗ; Интеграция
Благодаря данным технологиям значительно повышается интерес воспитанников к данной теме, а также их родителей. Повышается и активность детей в участии мероприятий направленных на формирование знаний, умений и навыков в области безопасного поведения в различных чрезвычайных ситуациях.
Самое главное преимущество дошкольников состоит в том, что дети любят правила. Мы знаем, как дошколята напоминают о правилах родителям, воспитателям. Если правила излагаются ясными, простыми и спокойными, без тревожных нот, фразами — дети обязательно воспользуются этими правилами.
Неоспоримо, что в воспитании детей главная роль отводится семье, поэтому необходимо направлять деятельность родителей в то русло, которое созвучно задачам в формировании основ безопасности жизнедеятельности. Важно, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют.
Критерии результативности и результатов.
-психологическая устойчивость детей;
-сформированость представлений о безопасности поведения в различных ситуациях;
-умение регулировать свои поведенческие реакции;
-умение находить выход из сложных, проблемных ситуаций не навредив своему здоровью и здоровью окружающих;;
-умение предвидеть опасность и построить адекватное безопасное поведение;
Самое главное – здоровье и жизнь ребенка. Часто, втягиваясь в круговорот повседневности, мы забываем о том, сколько неожиданных опасностей подстерегает человека на жизненном пути. Наша беспечность и равнодушное отношение к своему здоровью зачастую приводят к трагедии. А ведь человек может предотвратить беду, уберечь себя и своих близких от опасности, если будет владеть элементарными знаниями основ безопасности жизнедеятельности. Знания эти формируются в процессе воспитания, следовательно, обучение детей обеспечению безопасности их жизнедеятельности является актуальной педагогической задачей.