Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Семинар для педагогов. "Подготовка детей к обучению грамоте: современные подходы в контексте ФГОС дошкольного образования. Структура занятия." | Гречишникова Ольга Сергеевна. Работа №222610

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Гречишникова Ольга Сергеевна
Подготовка детей к обучению грамоте занимает особое место в развитии детской речи, в становлении осознанности, преднамеренности и произвольности  речи. Интерес детей к чтению и социальный заказ родителей ведет педагогов к расширению образовательных услуг в дошкольной образовательной организации (ДОО).

В соответствии с ФГОС дошкольного образования задача подготовки к обучению грамоте в дошкольной образовательной организации стоит как одна из предпосылок в рамках задач речевого развития.

 

 

Подготовка детей к обучению грамоте: современные подходы

в контексте ФГОС дошкольного образования.

Структура занятия.

 

Подготовка детей к обучению грамоте занимает особое место в развитии детской речи, в становлении осознанности, преднамеренности и произвольности речи. Интерес детей к чтению и социальный заказ родителей ведет педагогов к расширению образовательных услуг в дошкольной образовательной организации (ДОО).

В соответствии с ФГОС дошкольного образования задача подготовки к обучению грамоте в дошкольной образовательной организации стоит как одна из предпосылок в рамках задач речевого развития.

Речевое развитие включает:

владение речью как средством общения и культуры;

обогащение активного словаря;

развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

развитие речевого творчества;

развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте

.

Подготовка к обучению грамоте – первый (начальный, подготовительный) этап в процессе непосредственного обучения письму и чтению.

Предпосылки к обучению грамоте:

- физиологические (уровень созревания головного мозга, мелкой моторики пальцев рук и кисти);

- психологические (уровень сформированности психических процессов, в том числе и устной речи);

- педагогические (степень педагогически грамотного содействия психо-речевому развитию ребенка).

Составляющие готовности к обучению грамоте:

достаточный уровень интеллектуального и

общеречевого

развития, представлений о явлениях языка и речи;

развитый речевой слух и фонематическое восприятие (профилактика

дисграфии

и

дислексии

);

правильное звукопроизношение (четкая артикуляция звуков);

выработанные гибкие и точные движения руки, развитый глазомер, чувство ритма.

Задачи подготовки детей к обучению грамоте:

1. Формирование направленности на звуковую сторону речи:

развитие умения вслушиваться в слово;

выделять звуки;

различать звуки, близкие по звучанию.

2. Развитие умений ориентироваться в звуковом составе слова:

последовательно выделять звуки;

устанавливать их место в слове;

3. Активизация устной речи детей. Сделать предметом их внимания слово и предложение, учить изменять и образовывать новые слова, наблюдать, сравнивать и обобщать явления языка.

Закономерности овладения чтением и письмом, предпосылки к обучению грамоте позволяют выделить  содержание работы по подготовке дошкольников к обучению грамоте:

ознакомление детей со словом, вычленение слова как самостоятельной смысловой единицы из потока речи;

ознакомление с предложением и его словесным составом;

деления предложения на

слова

,

составление из слов (2-4) предложений;

членение

слов

(

из 2-3 слогов) на части и составление слов из слогов;

ознакомление со звуковым строением слов, формирования навыков звукового анализа и синтеза слов: определение количества, последовательности звуков в слове и составление слов с определенными звуками, понимание смыслоразличительной роли фонемы.

Главным в этой работе является формирование способности анализировать звуковой состав слов, т.к. процесс чтения и письма связан с переводом графического изображения фонем в устную речь и наоборот.

Дети учатся:

- узнавать, различать и выделять из слов отдельные звуки, определять их позицию в слове (начало, середина, конец слова);

- проводить анализ артикуляции звуков (гласный-согласный, твердый-мягкий, звонкий-глухой);

- устанавливать последовательность звуков в словах.

Воспитатель должен соблюдать единые условные обозначения при работе со звуками (гласные звуки обозначаются красным цветом, твердые согласные – синим, мягкие согласные - зелёным).

Буква (зрительный образ или знак звука) вводится после звука (буква демонстрируется в виде заглавной и строчной в печатном виде, в черном цвете). Далее проводиться работа по закреплению образа буквы (зашумленные буквы, разного шрифта, величины, их можно раскрасить, заштриховать, вылепить, сконструировать и т.д.).

Понятие предложения дается тоже через зрительный образ - схемы (длинная полоска бумаги - предложение, короткие полоски - слова).

Этапы обучения грамоте:

1 этап – добуквенный (подготовка к обучению грамоте): работа со звуками, слогами, словами, предложениями.

2 этап – гласные звуки и буквы (6 звуков и букв, обозначающие гласные звуки).

3 этап – согласные звуки и буквы (15 согласных, которые могут быть твердыми и мягкими, 3 только твердые: ш-ж-ц, 3- только мягкие: ч-щ-й. (+ 4 йотированных гласных), буквы ь, ъ знак, формирование механизма чтения.

Этапы работы по обучению грамоте.

Подготовительный этап. Знакомство с неречевыми звуками.

Начинается работа со знакомства с неречевыми звуками. На этом этапе даётся понятие "звук". Сначала даются звуки сильно контрастные по звучанию (дудка-барабан); затем звуки близкие по звучанию (большой бубен - маленький бубен); узнавание и дифференциация различных шумов (шуршание бумаги, фольги; стук карандашей, ручек, ложек).

Предлагаемые игры:  «Услышишь – хлопни»;«Узнай, что звучит?»; «Где звучит колокольчик?»; «Покажи картинку»;«Громко – тихо»; «Кто сказал?».

На этом этапе проводится работа по делению слов на части (слоги), дети определяют количество частей (слогов) через хлопки, шаги, сгибание пальцев, приседание.

Мы используем игры, в соответствии с лексической темой, например, при изучении темы "Овощи" мы делим на слоги слова: лук, капуста, кабачок, перец.

И в соответствии с этим применяем следующие дидактические пособия:

паровозики: количество вагонов соответствует количеству слогов; гаражи: цифра на гараже, соответствует количеству слогов в названиях машин; домино: количество точек соответствует количеству слогов и т. д.

 Знакомство с гласными звуками.

Знакомство со звуком начинается с выделения звука из речи. Подробнее остановимся на звуке [и]. Детям рассказываем, что ослик везет тяжелую тележку и кричит И-И-И. Дальше спрашиваем у детей, как кричит ослик? Дети смотрят в зеркала и рассматривают артикуляцию произношения звука, губы растягиваются в улыбке (используем символ). Рассматривая артикуляцию звука, выясняем, что воздух не встречает препятствия, значит этот звук гласный (используем кружок красного цвета). Говорим, что в образовании звука участвует голос, его можно петь. Знакомство с другими гласными звуками происходит аналогично. После знакомства со звуками, проводятся игры с использованием символов гласных звуков.

Предлагаемые игры:

"Назови звук" педагог показывает артикуляцию звука, дети называют его. "Покажи звук": педагог произносит звук, дети показывают карточку-символ. «Назови первый звук в словах: аист, автобус, уши, Ира, обруч». «Назови последний звук в словах: зима, сапоги, дорога». "Назови слова со звуком [а], [о] и т. д."

После знакомства со звуками ведется работа по дифференциации гласных, для уточнения артикуляции и умения слышать данный звук: "Разложи картинки": подарим кукле Оле картинки, в название которых есть звук [о], а Ане - звук [а].

На этом этапе учим детей слышать гласные звуки, например, звук [а]

· в ряду других звуков: а, у, и, а, а, о

·  в ряду слогов: ом, ум, ам, ан, ас.

·  в ряду слов: аист, усы, артист, осы

·  в тексте: Аня с Аликом гуляли, в саду астры собирали.

На этом этапе ведется работа над позицией звука в слове:

Во-первых, научить детей определять первый звук в слове. Педагогу необходимо выделять нужный звук голосом, интонационно и закреплять его символом; Затем необходимо научить детей слышать и выделять звук в конце слова; В середине слова.

Для этого используем пособие - звуковые линейки.

На этом этапе вводится простейший звуковой анализ слов (ау, уа, иа), выясняется количество звуков, порядок, характеристика. Рассмотрим слово АУ. Дети проговаривают слово, определяют первый звук, второй звук. Дают характеристику каждому звуку. Определяют количество звуков в слове и их последовательность. Каждый звук обозначается соответствующей буквой, после этого слово прочитывается.

Знакомство с согласными звуками.

При знакомстве с каждым звуком даётся его полная характеристика, опираясь на тактильный, зрительный, слуховой, двигательный анализаторы. Дети усваивают, что звук можно услышать, артикуляцию увидеть, и почувствовать.

Подробнее остановимся на знакомстве со звуком [м]- согласный, звонкий, твёрдый.

Детям можно рассказать: молодая корова, еще не умеет мычать по - настоящему. У нее получается М-М-М. (Используем карточки-символы звуков ). Далее дети произносят звук сами, смотрят в индивидуальные зеркала. Вместе с детьми выясняется, что воздух встречает препятствие – губы, значит звук - согласный.Чтобы определить звонкость и глухость согласного, используем прием с горлышком - если горлышко "звенит", значит, звук звонкий, если нет - глухой. Если горлышко звенит, Значит звонкий звук бежит.

В данном случае звук [м]- звонкий (используем символ – колокольчик). Для обозначения твёрдости или мягкости используются символы: орех – твёрдый, облачко – мягкий.

Большая работа проводится по дифференциации звуков по акустическим (Т-Д, Г-К, Б-П) и артикуляторным (С-Ш, Т-К, З-Ж) признакам. Каждый звук подробно характеризуется, затем эти характеристики сравниваются. Дети под руководством педагога выясняют, чем они похожи и различаются.

Знакомство с буквами.

На этом этапе начинаем знакомить детей с буквами. В своей работе мы букву называем как звук: «ш», а не «ша»; «л», а не «эль». Иначе ребёнку будет непонятно, как сливать слоги.

Знакомим детей с правилом: «Звуки мы произносим и слышим, а буквы видим и пишем».

Помогаем запомнить букву через ассоциации ребёнка. Просим детей посмотреть на букву и представить, на что она похожа. Все ответы принимаются, и предлагается свой вариант, в котором картинка похожа на букву и начинается на данный звук (с - сыр, т - труба, я - яблоко).

Рассматриваются элементы, их количество. Можно предложить стишок для запоминания образа буквы:

·  Покатилось колесо, превратилось в букву О;

·  У – сучок, в любом лесу ты увидишь букву У;

·  А – как лесенка стоит, начинает алфавит;

·  Буква Б с большим брюшком, в кепке с длинным козырьком;

Запоминание образа буквы можно организовать по-разному, с использованием различных анализаторов.

·  Написать букву в воздухе, на столе;

Выложить печатную букву из карандашей, счётных палочек, шнурков, верёвочек; Написать букву пальчиком на манке или другой мелкой крупе; Выложить букву из крупных и мелких пуговиц, бусинок, фасоли и других мелких предметов; Угостить фигурным печеньем в виде буквы; Вылепить из пластилина, теста; Выбрать (подчеркнуть) нужную букву в тексте.

Современный метод носит название – ЗАСМ – звуковой аналитико-синтетический метод. В России он получил наиболее распространение. Его основу, те есть часть создания приписывают  К.Д. Ушинскому. Этот метод начал вводиться с конца XIXвека. Далее метод совершенствовался. Суть метода сводится к тому, что обучение чтению и письму ведется с постоянной опорой на звуко-слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез, что соответствует русской графике. Единицей обучения является звук, обозначаемый буквой, а основной единицей чтения является  слияние. Это прямой открытый слог СГ.

СГ – ма, ла, и т.д. – прямой открытый слог

СГС – дом, ком – прямой закрытый слог

ССГС – стол, стул – слог со стечением согласных в начале

СССГС – страх – тройное стечение

СГСС – тигр, зонт – со стечением в конце

СГССС – с тройным стечением

ГС – обратный слог  ам, ом, ок

Г – один звук может считаться слогом.

Слог-слияние в этом методе считается основной единицей чтения.

Обучение грамоте по этому методу ведется с постоянной опорой на аналитические и синтетические упражнения. Анализ (посчитать сколько в предложении слов, выделить слоги в слове, произносить по порядку и т.д. от предложения к звуку). Синтез – от звука к предложению. Этот метод носит развивающее и воспитывающее значение.

Исследования ученых позволили установить наиболее оптимальные (сензитивные) сроки для начала обучения грамоте. 

В возрасте 4-х лет у детей особо выражено «языковое чутьё», интерес к языку. Если в 4 года ребёнок может 10-15 минут увлечённо заниматься развивающими играми и проявляет интерес к буквам, стоит попробовать начать занятия по подготовке к обучению грамоте. Но если Ваш четырёхлетка ещё не научился сосредотачивать внимание и целенаправленно выполнять развивающие задания, бурно реагирует на свои неудачи, нетерпелив – тогда лучше ещё подождать.

Возраст  5-7 лет для большинства детей является наиболее благоприятным для активного развития восприятия, внимания, памяти, мышления. Ребёнок в этом возрасте физиологически готов к развивающему обучению, у него появляется желание учиться. Это не значит, что все дети в одинаковой степени освоят навыки чтения, но начинать заниматься с ними уже нужно.

Таким образом, начинать подготовку к обучению грамоте рекомендуется после 5-ти лет, а лучше за год до школы.

С чего же начать?

К сожалению, многие взрослые начинают обучение чтению своего ребёнка с выучивания с ним всех букв. Это не совсем верный подход: он может привести к трудностям слитного прочтения ребёнком слогов и слов, а также к «механическому» чтению – в этом случае возможно возникновение ошибок при чтении и письме. Вводя малыша в мир чтения, мы должны в первую очередь помнить о том, что письменная речь является отображением устной. Поэтому знакомство с буквами и складывание их в слоги и слова на начальном этапе обучения – совсем не главное.

Главное - Слышать слово, состоящее из звуков!!!

Организуя работу по обучению грамоте, воспитателю всегда необходимо помнить главное: учитывать особенности ребенка-дошкольника, его интересы и потребности.

Младшая группа

Сейчас я представлю примерный алгоритм проведения занятия по обучению грамоте для детей 5-7 лет.

 Обучение грамоте - ответственный период в жизни ребенка. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от нас – взрослых, от нашего терпения, доброжелательности. Пусть он чувствует свой успех от выполнения каждого задания. Спасибо за внимание!

 

 

 

 

 

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №145»

 

 

 

 

«Подготовка детей к обучению грамоте:

современные подходы

в контексте ФГОС дошкольного образования.

Структура занятия».

(Семинар для педагогов)

 

 

 

Подготовила:

Гречишникова О.С.,

учитель-логопед

МДОАУ №145

 

 

Оренбург, 2019

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×