Семинар для педагогов: Шахматы для детей | Елена Борисовна Вергасова. Работа №317415
Шахматы - это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное эффективное средство их умственного развития, формирования внутреннего плана действий - способности действовать в уме. Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление, способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, вдумчивость, целеустремленность, влияет на творческие способности, улучшает память и помогает в обучении.
Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное Учреждение
«Детский сад № 63»
Семинар на тему:
«Шахматы
для детей»
Выполнила:
воспитатель Вергасова Елена Борисовна
Златоуст 2022 г
Цель: создание условий для успешной самореализации дошкольников через обучение игре в шахматы, и популяризация шахмат среди дошкольников и их родителей.
Задачи:
Воспитывать
у
детей
интерес
к
шахматам.
Воспитывать
у
детей
целеустремленность,
выдержку,
волю,
усидчивость.
Обогащать
словарный
запас
детей.
Развивать
связную
речь.
Расширять
кругозор,
учить
ориентироваться
на
плоскости.
Развивать
образное,
логическое
и
ассоциативное
мышление.
Развивать
внимание,
память.
Формировать
познавательную
активность
детей.
Участники проекта: дети подготовительной группы детского сада, их родители, руководитель шахматного кружка.
Вид проекта: групповой, долгосрочный, исследовательско - творческий
Планируемый результат: овладение детьми основными понятиями и терминами, необходимыми в шахматной игре. Развитие повышенного интереса родителей к роли шахмат в жизни дошкольников.
Актуальность проекта. Все родители мечтают вырастить умного и успешного ребёнка. Многие для этого не жалеют сил и времени, занимаясь со своим чадом, определяя его в различные секции и кружки. Наибольшей популярностью пользуются игровые секции, так как у детей игра – это ведущий способ познания мира. Однако они должны быть не только захватывающими, но и полезными. В этой связи полезно вспомнить, что шахматы считаются самой интеллектуальной игрой.
Вырастить здорового ребенка – значит создать все условия для его нормального роста и разностороннего гармоничного развития. Замечательное средство формирования гармоничной личности дошкольника — это настольные игры. Однако сегодня они уступили место компьютерным: современные дети готовы проводить за монитором целые часы. Но это занятие несёт сомнительную пользу для интеллекта и никогда не заменит живого общения со сверстниками. Поэтому сегодня во многих дошкольных образовательных учреждениях педагоги активно приобщают ребят к играм в шашки и шахматы. В наши дни шахматы стали не только спортом, но и верным методом в воспитании детей. С.В. Герасимова определяет, что стимулом к активному использованию шахматной игры, с целью компенсации психического развития детей, послужил приказ Министерства образования и науки «О шахматном образовании в системе образования РФ от 18 мая 2004г. №2211
Многие считают, что шахматы для детей – это слишком сложное занятие. Не всякий взрослый способен оценить все преимущества и прелести шахмат. Но, возможно, всё-таки происходит потому, что человек уже взрослый?
Практика показывает, что маленьким детям эта игра интересна. Многие специалисты утверждают, что дети прекрасно обучаются шахматам уже с четырех лет. Даже двухлетние крохи могут проявлять интерес к фигурам и шахматной доске. Такая игра – это их первый толчок в интеллектуальном развитии. Главное – это вовремя уловить этот момент и развивать его.
Шахматы - это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное эффективное средство их умственного развития, формирования внутреннего плана действий - способности действовать в уме. Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление, способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, вдумчивость, целеустремленность, влияет на творческие способности, улучшает память и помогает в обучении. Ребенок, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти. Игра в шахматы должна войти в жизнь как один из элементов умственной культуры
Этапы реализации проекта
Этапы проекта
Планируемые мероприятия
1 этап Подготовительный
Собрать
и
изучить
специальную
литературу
о
шахматной игре.
Обогащение
развивающей
среды
шахматного
кабинета.
Заинтересовать
родителей
в
актуальности
данного
проекта и для оказания ими помощи в организации проекта.
2 этап Основной, практический.
Использование
дидактических
игр
для
закрепления изученного материала.
Театрализованные
постановки
шахматных
сказок.
НОД
Художественное
творчество
(лепка)
«Шахматные фигуры».
Презентация
«Шахматист
–
Анатолий
Карпов».
Организация
фотовыставки
«Играем
дома
в
шахматы».
Создание
«Книги
шахматных
сказок».
3 этап
Заключительный
Создание
лэпбука
«Шахматы».
Открытое
занятие
«Путешествие
в
шахматную
страну».
Оформление
альбома
«Великие
шахматисты».
Результат проекта:
В ходе проекта дети овладели основными понятиями и терминами, необходимыми в шахматной игре.
В ходе проекта дети лучше стали ориентироваться в пространстве; логически продумывать следующий ход: как свой, так и «противника». А также у детей развивалась наблюдательность, внимание, мышление.
Развитие повышенного интереса родителей к роли шахмат в жизни дошкольников. Создано единое образовательное пространство дошкольного учреждения и семьи по шахматному образованию дошкольников; увеличено количество родителей, вовлеченных в совместные мероприятия по шахматной деятельности на 40%, имеется понимание необходимости в шахматном образовании дошкольников.