Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 20.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Семинар для педагогов"Что? Как? и почему? Разберусь и объясню." | Башаева Наталия Анатольевна. Работа №312895

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Семинар-практикум для педагогов 

на тему «Что? как? и почему? Разберусь и объясню».

Дата проведения: 30 марта 2023 года

Место проведения: МДОУ №15 «Земляничка» ДО «Скворушка»

Цель семинара-практикума – повышение квалификации педагогов в вопросах формирования первичных экономических представлений об экономических категориях и развития финансовой грамотности у дошкольников.

Задачи: 

Расширить знания педагогов в области «экономического воспитания дошкольников: формирования предпосылок финансовой грамотности»; познакомить с методами и технологиями экономического воспитания, 

Совершенствовать способность педагогов мобилизовать в профессиональной деятельности свои знания и умения.

     3.Повышение уровня взаимодействия педагогов и родителей в решении задач экономического воспитания дошкольников.

Оборудование и материалы: аудитория (зал), ноутбук, оргтехника,  

            презентационное оборудование, раздаточный материал (ручки,  

            блокноты).

Методы и приемы: презентация, выступление, работа в группах, практические задания и упражнения игры.

Подготовка к семинару-практикуму: самостоятельное изучение литературы и статей в периодических изданиях по теме семинара, источников Интернет.

Участники семинара-практикума: педагоги, специалисты.

Форма проведения: ---- игра

План семинара-практикума:

Введение

 Приветствие участников семинара-практикума. Сообщение темы, цели и плана семинара-практикума.

Теоретическая часть «Что? Как? и почему? Разберусь и Объясню».

Практическая часть.

Задание «Девиз команды, отражающие экономические понятия»

Педагогическая разминка «Мозговой штурм».

«Анаграммы».

«Денежные пословицы по картинкам».

«Проблемные ситуации».

«Необходимое и желаемое».

Кроссворд «Термины финансовой грамотности».

«За деньги ума не купишь».

«Рекламный агент».

 Работа со зрителями.

Подведение итогов.

Вывод.

 

Ход мероприятия:

Теоретическая часть

Слайд 

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Приветствую вас на нашем семинаре-практикуме «Что? как? и почему? Разберусь и объясню».

(Раздаю купюры участникам)

Слайд Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста — это новое направление в дошкольной педагогике. Формирование полезных привычек в сфере финансов с раннего возраста, поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности. А также заложит основы финансовой безопасности и благополучия на протяжении всей жизни.

        Сущность экономического воспитания детей заключается не в организации специального обучения экономике, а в обогащении разных видов детской деятельности экономическим содержанием.

Слайд  Основной идеей стало создание комфортной среды общения для детей, развитие интеллектуальных способностей, формирование основ финансовой грамотности дошкольников, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации. 

Слайд В ходе работы используются новые формы развивающего обучения, при котором синтезируются элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия, которые диктуют современные требования к дошкольному образованию.

Слайд Одно из преимуществ - игровая составляющая – знакомство детей с финансовой грамотностью проходит в игровой форме. Для занятий изготовлены пособия для сюжетно-ролевых игр «Банк», «Супермаркет». Изготовлена реклама разного товара. 

 Слайд. Совместно с родителями изготовлены настольные дидактические игры «Копилка», «Профессии», «Продукты труда». Изготовлены развивающие лепбуки «Финансовая грамотность», «Азбука грамотности». «История денег».  и т.д. Создана экономическая азбука, картотека экономических понятий.    

 Слайд.      Сделать экономику понятной помогают нам сюжетно-ролевые игры. Так играя в профессии, дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно обучаются экономике. В сюжетно-ролевой игре дети учатся планировать свою деятельность, действовать сообща, договариваться.

 Слайд. Что особенно важно, у них появляется интерес к новым современным профессиям. Сюжетно-ролевая игра помогает делает экономику понятной через моделирование реальных жизненных ситуаций. 

 Слайд. Надеюсь, мы с вами на нашем семинаре сможем вместе решить такие задачи, как актуализировать проблему отношения детей и денег, обратить внимание педагогов и родителей на нравственные аспекты воспитания детей в семье по вопросам финансовой грамотности.

У каждого из нас свой опыт, свои представления о том, как нужно обращаться с деньгами, как воспитывать у детей бережливость.

Слайд. Давайте сегодня попробуем услышать друг друга, прислушаться к друг другу, вместе обсудить вопрос «Что такое деньги для ребёнка?», поучаствовав в игре. 

Слайд Правила игры: 

играют все;

работаем активно, не отсиживаемся; услышал вопрос – скорее найди ответ; важен ответ каждого;

уважай мнение другого.

Практическая часть

Я предлагаю вам разделиться на 2 команды. 

И так мы начинам игру.

Слайд Первое задание «Придумать девиз команды, отражающий экономические понятия 

Команда «Бизнесмены». 

Команда «Миллионеры»

Оценивается:

- содержательность;

- оригинальность;

- эмоциональность;

- динамичность выступления.

Слайд.  Педагогическая разминка «Мозговой штурм» 

(вопросы задаются поочередно двум командам);

Уважаемые педагоги, первое игровое задание

Что делает с рублём копейка? (бережёт).

Что известная пословица предлагает взамен ста рублей? (сто друзей).

Название какого насекомого положено в название рынка, где торгуют старыми вещами и мелкими товарами с рук? Блоха

Скажите, пожалуйста, что считать в чужом кармане не хорошо, но очень интересно? (деньги)

Делать это ни в чужом, ни тем более в своем доме не стоит, деньги выжить можно? (свистеть)

Что сколачивают из денег? (капитал)

Какое животное всегда при деньгах? (поросенок)

О каком любимом детьми продукте экономисты говорят: «это умение продать одну картофелину по цене килограмма»? (чипсы)

Слайд 

Задание № 2 «Анаграммы» - составьте правильные слова из представленных на листах:

ЛАКМЕРА (реклама)

РАПЛАТАЗ (зарплата)

ОВОДРОГ (договор)

КАНОЭКОМИ (экономика)

КАБН (банк)

ГИНЬЕД (деньги)

Слайд 

Задание № 3 «Денежные пословицы». 

Предлагаю Вам вспомнить денежные пословицы по картинкам (на слайдах). Педагоги отгадывают пословицы по картинке и объясняют их смысл.

«Денег куры не клюют», 

«Деньги лопатой гребут»,

 «Деньги на ветер бросать», 

«Копейка рубль бережёт», 

«Деньги любят счет», 

«Не имей сто рублей, а имей сто друзей»

Слайд Следующее задание № 4 называется «Проблемная ситуация». У Вас на столах конверты с ситуациями. Вы должны выбрать правильный вариант ответа и обосновать его.

Задание «Проблемная ситуация»

Интерес у дошкольников вызывают проблемные ситуации. С помощью героев сказок и мультфильмов их легко разрешить. При решении таких ситуаций у ребенка развивается логика, нестандартность, самостоятельность мышления, коммуникативно-познавательные навыки, способность ориентироваться в ситуации поиска.

 

Ситуация № 1. «Письмо Ослику».

Ослик получил от своих друзей – Пятачка, Вини-Пуха и умного Кролика – письмо. Они сообщили ему, что у каждого из них есть интересная работа: Пятачок печет булочки, Вини-Пух строит дома, а Кролик – сочиняет сказки для детей.

Вопросы:

?  Где работают друзья Ослика, и какие у них профессии?

 

Ситуация № 2 «Заработанные деньги».

Мышата Пик и Пак помогали Белочке собирать лесные орехи. Они очень старались. Пик собрал одну корзину орехов, а Пак за это же время – две корзины. У Белочки было два яблока: большое и маленькое.

Вопросы:

?  Как Белочке заплатить за работу мышатам?

?  Кому дать большое яблоко, а кому маленькое?

     

 Ситуация № 3. «Где держать деньги?»

 Однажды Мальвина встретила Буратино, который сидел на пенёчке, разглядывая монеты. Он признался, что у него не хватает денег на покупку букваря. Мальвина сообщила Буратино, что неподалёку есть интересный дом, где можно вложить свои денежки, а через некоторое время забрать уже большую сумму.

Вопросы:

О каком доме идёт речь? Что такое сберегательный банк?

 

Ситуация № 4. «Распродажа»

Карабас-Барабас решил открыть свой магазин одежды. В первый день пришли покупатели (Буратино, Мальвина, Пьеро, Артемон) и приобрели несколько вещей. На другой день никто ничего не купил. И тут Карабас Барабас заметил, что одежда имеет непривлекательный внешний вид — где- то оторвана пуговица, где-то есть пятно и пр. И тогда он придумал ход: зачеркнул цену товара и написал новую — меньшую. На витрине же появилось объявление о скидках. Скоро все товары раскупили.

Вопросы:

Что придумал Карабас-Барабас? Выгодно ли продавать товар со скидкой?

Работа со зрителями

Ситуация № 5. «Богатство Буратино».

Буратино заработал 100 золотых. Получив деньги, он задумался, как лучше ими распорядиться. «Закопай их в землю», - советует кот Базилио. «Лучше купи машину», - перебивает его лиса Алиса. «Не слушай их. Спрячь деньги дома», - говорит пес Артемон. «А я думаю, лучше всего положить деньги в банке», - размышляет Мальвина.

Вопросы :

?  Как вы думаете, чье предложение следует принять? Почему?

 

Ситуация № 6. «Любимое варенье».

Карлсон, который живет на крыше, открыл свой магазин. В ассортименте имелся богатый выбор варенья. К сожалению, покупателей было мало. Карлсону очень хотелось, чтобы все жители дома узнали о продаже его любимого варенья «Лесные ягоды».

Вопросы:

?  Что можно сделать Карлсону, чтобы все узнали о вкусном варенье?

 

МОЖНО НА ОСНОВЕ ОДНОЙ СКАЗКИ СМОДЕЛИРОВАТЬ СИТУАЦИИ, ОБЪЯСНЯЮЩИЕ РАЗНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ.

 

Слайд   Следующее задание № 4 называется «Необходимое и желаемое». 

Где педагоги должны распределить карточки с потребностями на «необходимые» и «желаемые».

(Чипсы, молоко, хлеб, дом, машина, кукла, кабельное телевидение, такси, одежда, шоколад, фрукты, карусели, телефон, мороженное.

  Педагогам необходимо распределить то, что необходимо в первую очередь оплатить или купить, так же предлагается обосновать свой выбор. 

Например: Желаемые траты могут прятаться даже среди необходимых.

1 Еда. Необходимые продукты – мясо, рыба, овощи, фрукты, молочные продукты. Расходы на пирожки, конфеты, печенье – траты желаемые.

2 Коммунальные услуги. Электричество, газ, вода – необходимые вещи. А вот кабельное телевидение – это желаемые траты.

3 Связь. Домашний телефон и мобильные телефоны всех членов семьи нужны для связи. Оплата звонков по делу – это необходимая трата. А вот оплата, допустим скачанных игр – желаемая трата.

4 Транспорт. Чтобы добраться до школы, работы, кружков мы пользуемся общественным транспортом (автобусом, трамваем, маршрутным такси) или ездим на машине. Если в гости к другу, который живет на соседней улице, мы будем ездить на машине, это уже будет желаемой тратой.

5 Одежда, обувь. Если старые ботинки развалились или стали малы, покупка новой обуви необходима. Но если к имеющимся двум парам хочется прикупить третью – это уже будет желаемая трата.

 

Слайд. Следующее задание № 5 поможет нам попрактиковаться и актуализировать свои знания в товарно-денежных отношениях. Для этого нужно решить кроссворды на тему «Термины финансовой грамотности». Чья команда справиться быстро и грамотно, та и победит в этом задании. 

1. Как называется то, что принадлежит одному человеку или группе людей? (Собственность)

2. Плановое ведение хозяйства. (Экономика)

3. Как называется договор между людьми, которые хотят что-то купить, продать, обменять? (Сделка)

4. Чем становится собственность, если ее хотят продать, обменять? (Товар)

5. Как называются ценные бумаги, при помощи которых делают покупки? (Деньги)

6. Как называют человека, который продает товар? (Продавец)

7. Обмен товарами без участия денег. (Бартер)

 

Работа со зрителями

 «На деньги ума не купишь»

- Что означает слово «Заработать»? Что мы можем получить или заработать?

- Предлагаю вам подумать, что можно получить или заработать в данных жизненных ситуациях: (показываем картинки с разными сюжетами)

- помыли полы;

- упали с роликов;

- участие в выставке;

- участие в соревнованиях;

- нарисовали на обоях;

- ходим на работу;

- починили самостоятельно;

- помогли маме.

В ходе игры используется активно слово «заработать», смысл этого слово не только в том, что применяется вместе со словом деньги, заработать можно и какое-либо вознаграждение, приз, похвалу, а также и в тех случаях, когда человек заработал наказание, провинность.

Слайд.  Следующее задание № 6 называется  «Рекламный агент»

 

Кто хочет свой товар продать,

Тот с нею должен подружиться

И будут так товар хвалить,

Что долго он не залежится.

Ведущий: Вы, конечно, догадались, что речь идет о РЕКЛАМЕ.

  Уважаемые педагоги!  У нас есть готовые игра с пиццей, есть все необходимые ингредиенты, написаны рецепты.

На столах у вас лежит основа для пиццы, ингредиенты, рецепты.

 Мы бы хотели, чтобы вы придумали свою пиццу, составили рецепт, цену и придумали рекламу для своего продукта.

Работа со зрителями

Когда-то давным-давно на банкнотах изображались люди, которые вошли в историю нашей страны. Но со временем вместо них на банкнотах стали появляться виды российских городов. Изначально это была только столица нашей родины. Но реформы 1995 года привели к тому, что на российских банкнотах стали появляться различные архитектурные сооружения нашей страны.

1. На какой банкноте изображен Красноярск. (Десять рублей)

Та сторона, которая является лицевой, показывает часовню Параскевы Пятницы и мост, проходящий через знаменитую реку Енисей. На другой стороне показана плотина гидроэлектростанции Красноярска.

2. Изображение на денежном знаке с этим номиналом посвящено городу Архангельску. Та сторона, которая является лицевой показывает памятник, посвященный Петру Первому. На другой стороне - Соловецкий монастырь. (Пятьсот рублей)

3. Эта банкнота имеет на себе изображение московских видов. На той стороне купюры, которая является лицевой, показан Аполлон с квадригой, то есть колесницей. Располагается это архитектурное сооружение на здании Большого театра. Та сторона, которая находится на обороте, показывает само здание Большого театра и находящейся перед ним театральной площади. (100 рублей)

4. Купюра с этим номиналом имеет изображение славного города Ярославля. Та сторона, которая является лицевой, показывает памятник, воздвигнутый в честь символа этого города – Ярослава Мудрого. Кроме того, на этой же стороне имеется часовня, которая находится на фоне Кремля Ярославля. На обратной стороне изображение храма Иоанна Крестителя и колокольни. (1000 рублей)

5. Изображение этой мелкой купюры посвящено Санкт-Петербургу. (Пятьдесят рублей)

Достопримечательности этого города украшают эту купюру. С лицевой стороны колонна с женской фигурой, сидящей на троне (символизирует Неву). Петропавловская крепость видна из-за колонны. На оборотную сторону нанесено изображение бывшей биржи, которая находилась на набережной.

6. На лицевой стороне этой банкноты изображен мост на остров Русский во Владивостоке, а на обороте — космодром Восточный в Амурской области. (2000 рублей)

7. На банкноте, с каким номиналом лицевой стороны изображен Памятник затопленным кораблям в Севастополе, а на обороте — Херсонес Таврический. (200 рублей)

6. Это самая крупная банкнота на сегодняшний день с видами Хабаровска. На той стороне, которая является лицевой нанесено изображение памятника, посвященного Муравьеву-Амурскому. Кроме того, здесь же показана и набережная Хабаровска. На обратной стороне пятитысячной купюры изображение моста, проходящего над рекой Амур. (Пять тысяч рублей)

 

Слайд. Подведение итогов игры.

Уважаемые коллеги, вот наш семинар-практикум и подошел к завершению. Конечно, остались еще многие не рассмотренные вопросы, связанные с темой «Функциональная финансовая грамотность». И мы, несомненно, продолжим работу в этом направлении.

Нам необходимо помнить, что деньги – это серьезно. Родители – это первый авторитет для ребенка. Ребёнок может знать слово «деньги», видеть их, иметь представление о том, для чего они нужны. Но, кроме этого, он должен научиться обращаться с ними так, чтобы капризы не были определяющей причиной трат. Поучение и чтение морали не способствует усваиванию информации, хороший опыт дети могут получить только на примере взрослых.

Спасибо вам всем за работу. Сегодня каждый имеет свой доход, не важно, какой он, важно то, что вместе мы сила – и в игре побеждает дружба. Награда ждет каждого участника.

Слайд В начале семинара -практикума вам раздали банкноты методического мастерства. Я хочу, чтобы эти деньги вы вложили с пользой. 

Если семинар-практикум был полезен, то вложите свою денежку в банк, набегут методические проценты. 

Кому был семинар-практикум не очень полезен, то положите под подушку, может, придется когда-нибудь достать. 

А если время было проведено зря – закопайте в огороде, пусть ждет своего часа. 

Давайте посмотрим, где сосредоточился методический капитал нашего семинара- практикума. Большинство вложили деньги в ……, значит…….. 

Я вам желаю стабильного финансового благополучия!

Спасибо за активное участие!

 

 

Прикрепленные файлы:
cfeeee5a791cb3f6ab88515eddc6ba3e.pptx
Пожалуйста, подождите.
x
×